• Войти
  • Регистрация
 

Строительство существующего Исаакиевского собора. Исаакиевский собор фундамент


Подвалы Исаакиевского собора: bykovvg_1952

Американцы - русским... мы вам руку дружбы, а вы нам бревно сквозь землю...народный анекдот

После прогулок по крыше и чердакам, предлагаю спуститься в подвал...

Подвал тут просторный, но не глубокий. Здесь есть небольшой музей, столовая, мастерские. Но сначала о строительстве фундамента.

Фундамент это очень важно для грандиозного строения, особенно в питерских грунтах, рядом с Невой. Фундамент Исаакиевского собора сложная конструкция еще и отому что тут соединен старый фундамент третьего Исаакия с новым (существующим).

Фрагмент разобранного третьего Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

В то время появился анекдот анекдот:

- Вы представляете, одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвёртую... десятую... пока в Санкт-Петербург не прибыло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую!». - «Причём здесь мы?» - ответили из Петербурга. - «На торце бревна, торчащего из нашей мостовой, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и Ко»...

Над сваями была положена толстая (о некоторым данным шестиметровая) сплошная подушка из кирпичной кладки.

В строительстве принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур. Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану: «В последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на все полезное для прочности сооружения…», и несколько позже: «Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви и был рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…»

Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий

Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

Так что под этими плитами много бревен стоящих вертикально... музей проверял как они там себя чувствуют. Сверлили под наклоном фундамент, брали пробы. Дерево со временем стало еще крепче.

Еще одна байка про фундамент.

Однажды ночью, автор сентенций Козьмы Пруткова, Александр Жемчужников, переодевшись в мундир флигель-адъютанта, объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием:- Наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор!

И что? Все явились... никто даже сильно не удивился...

А это уже электронное "сердце" Исаакия. Сервер.

Охрана сидит в офисе, на Невском )))) в здании Думы ))) там дирекция и офис музея.

Телефон  рабочий )))

Отсюда все посетители слушают экскурсии из динамиков ))) нужно только флешки менять.

А это добровольный помощник охраны )))) или американский шипиЕн... у сервера стоял )))

Мастерская. Через подвал регулируется и тепло и свет и остальная жизнедеятельность собора. Главное это избежать резких скачков температуры внутри помещений.

Печи закрыты... но если что...

Кстати именно тут хранились наиболее ценные книги и предметы искусства с музеев города во время блокады.

Рассказывают, что в самый критический момент в исполкоме Ленгорсовета собралось экстренное совещание с единственным вопросом: найти надежное хранилище для скульптуры, мебели, фарфора, книг и многочисленных музейных архивов.

Выдвигалось одно предложение за другим и одно за другим по разным причинам отклонялось. Наконец, повествует легенда, что один бывший артиллерийский офицер предложил создать центральное хранилище в подвалах Исаакиевского собора. Немцы, начав обстрел Ленинграда, сказал этот человек, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города, для пристрелки и ориентировки летчиков.

С предложением старого артиллериста согласились. Все 900 дней блокады городские музейные сокровища пролежали в этом, как оказалось, надежном убежище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу или авиа удару.

А летом перед Исаакием было все распахано. Тут выращивали капусту.

Все приказы почему-то убрали... ))) надеюсь это не подготовка к передаче Искаакия РПЦ.

Кстати, тут петиция для тех кто против передачи. Есть еще подобная и по Спасу на крови... и его церковь очень хочет...

ПЕТИЦИЯ против передачи Исаакиевского собора, не поленитесь, там все быстро

А это еще посты с фото об интересных местах Исаакиевского собора:

Ангельская балюстрада ИсаакияТуристическая колоннада Исаакиевского собораКолоннада для инвалидовПрогулка по крыше Исаакиевского собораПрогулка между куполами Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутриЧердак Исаакиевского собора

Спасибо за все это администрации музея, spbblog и Паше upsya

Основа инфы (С) Викиедия и др. интернет.

bykovvg-1952.livejournal.com

Тайны Исаакиевского собора - statistik_07

Тут, на КОНТе, и во множестве других мест некоторые представители рода людского утверждают, что монферрановские создания ему не принадлежат, ибо были построены ещё до потопа, либо не людьми, либо ещё как-то; что наука нам врёт, что всюду фальсификация... Но, граждане дорогие, что же вы умалчиваете то, что действительно говорят учёные о том же Исаакиевском соборе и о Монферране? Почему вы замалчиваете изследования археологов о культурном слое Петербурга и других городов страны? Почему не публикуете сведения от реставраторов? Я так понимаю, что делаете вы это с одной целью - чтобы ваша ложь не разкрылась во всей её "красе"!

А между тем, публикации учёных на эти темы имеются в свободном доступе в сети интернет и в СМИ. Например, привожу статью "Тайны Исаакиевского собора" Ирины Смирновой (интервью с хранителем отдела музеефикации Исаакиевского собора, кандидатом технических наук Окуневым Сергеем Николаевичем)

"Зачем Петр I венчался в бывшем амбаре? Почему Капитолий в Вашингтоне - лишь копия Исаакия? И что прятали в стенах 5-метровой толщины?

С Сергеем ОКУНЕВЫМ, более 40 лет работающем хранителем фондов музея-памятника, мы встретились в подвале Исаакиевского собора, где в годы Великой Отечественной укрывали от бомб и снарядов бесценные сокровища музеев Ленинграда и пригородов. Теперь здесь экспозиция, посвященная подвижническому подвигу. В комнате возле буржуйки и осколка зажигательной бомбы хорошо говорится про удивительные тайны, которые открывает реставраторам и исследователям знаменитый собор.

С1990 года проводятся колоссальные работы по восстановлению стен, — говорит Сергей Николаевич. — Они 5-метровой толщины, но там, где раскачивался 32-тонный колокол, трещины доходили до двух метров. Была восстановлена наружная мраморная отделка. Очистили подвал, где было 12 дровяных печек, привели в порядок чердак. Наконец, дошли до внутреннего убранства собора, занялись живописью на стенах. Сейчас идет реставрация алтарей, где потолочные росписи на высоте 49 метров. Задача — обеспечить сохранность Исаакиевского собора в том виде, в каком он был в 1858 году, в момент освящения.

Считается, что сегодняшние технические возможности облегчают решение задачи. Но не все так просто. Когда строился собор, была одна техника, потом она изменилась — и мы перестали понимать, как он был возведен. Два года назад реставраторы наткнулись на пустоту в южном алтаре. Вскрыли стену и обнаружили дымоход, но внизу не нашли, откуда он идет. Среди документов, подписанных Монферраном, есть небольшой чертеж с шаблоном для установки камина. Сейчас ломаю голову над этой загадкой. Одной из многих.

В стенах каждого из трех алтарей обнаружили бронзовые ящики для хранения церковной утвари. Когда в Екатерининском приделе вскрыли такой ящик, то увидели, что он битком забит папками с засекреченными документами конца 1930-х годов. Протоколы заседаний парткома располагавшегося здесь антирелигиозного музея, брошюры с грифом «Только для членов ВКП(б)», решения партконференций. Почему засекречивали партийные документы в мирное время? Ощущение «кругом враги», шла подготовка к финской кампании.

В Ленинграде в 1938-1939 годах было объявлено военное положение. Отец рассказывал, что после работы партийным активистам выдавали оружие, они дежурили во дворах, в темных переулках — с правом стрелять без предупреждения, потому что в условиях затемнения начались грабежи. Военное положение ввели на всех предприятиях, в том числе в музеях. Строжайшая трудовая дисциплина: отлучаться с работы — только по указанию руководства. Плюс тотальная слежка друг за другом. Мы обнаружили несколько папок с доносами. И протоколы заседания парткома с обсуждениями судеб двух директоров Исаакиевского собора. Члены парткома дотошно обсуждали их биографии, задавали провокационные вопросы...

Профиль антирелигиозного музея, который был в стенах Исаакиевского собора, менялся чуть не каждые полгода. Выгоняли и сажали все руководство, каждый раз ссылаясь на новые установки. Союз воинствующих безбожников отличался крайней агрессивностью. Они все доводили до абсурда: предлагали свалить крест с собора и поставить громадный анемометр для измерения направления и скорости ветра, потом вдруг захотели поставить телескопы... И вся эта возня, конечно, отражалась на судьбе музея.

Вообще-то собор много старше, чем принято считать. В 1705 году Петр I решил чертежный амбар Адмиралтейства перестроить в храм — поскольку в городе уже была «Адмиралтейств-коллегия и модельная комора для чертежей». И вот деревянный амбар переделали в храм длиной 18 и шириной 9 метров. Деньги на строительство первого храма в 1707 году преподобного Исаакия Далматского были выделены из средств, отпускавшихся на содержание флота. И все документы по собору дальше шли по Министерству морского флота: оплата священников, приобретение вина для причащения, ремонт, подарки священнослужителям за то, что они освящали каждый спускаемый корабль. Исаакиевский собор ни одного дня церкви не принадлежал, это всегда была собственность государства.

Кстати, в бывшем амбаре в 1712 году венчался Петр I. Почему? В архивах я отыскал петровский указ о том, чтобы гражданские мероприятия проводить по месту жительства. В то время царь был «прописан» как шкипер Петр Алексеев на Адмиралтейской стороне. Поэтому не стал венчаться даже в Петропавловском соборе, который был посвящен Романовым. Чтобы свой же указ не нарушать, венчался в этой церквушке.

Второй храм был построен там, где сейчас стоит Медный всадник. В 1714-м, когда стало понятно, что шведы на Петербург напасть не смогут, царь повелел Трезини создать собор, приличествующий столице России. Заложили храм на берегу Невы, без учета гидрологии, и через какое-то время он начал сползать в реку. Мучились, переделывали, собор дважды горел. Наконец, уже Екатерина в 1758 году издала указ найти новую площадку для постройки собора. Пригласили итальянца Ринальди, определили место, стали возводить третий Исаакиевский собор. Закончили при Павле I. А уже в 1802-1803 годах собор начал разрушаться. Вместо мрамора его облицевали кирпичом, внутри не просушили, и на верующих стали падать куски штукатурки во время богослужения... А Монферран построил уже четвертый собор.

После победы над Наполеоном Александр I повелел разработать новый проект Исаакиевского собора. В условиях конкурса содержалось требование сохранить алтари. Первый конкурс прошел в 1816-м, но никто не сумел вписать алтари. Через два года объявили второй конкурс. И тут приехал гениальный Монферран. Видимо, не слишком надеясь получить заказ, он представил свой проект на двух листочках. Но ринальдиевские алтари оказались настолько удачно вписаны, что из 24 проектов Александр I выбрал именно этот.

Монферрана назначили ведущим архитектором Министерства двора, положили зарплату 8 тысяч в год. В ту пору помощником Александра I был Бетанкур. Он прекрасно зарекомендовал себя в Европе, и в России его назначили министром дорожного и подземного строительства. Так вот, подземные строения Бетанкура до сих пор работают. Под Сенной площадью, например, им построено самое большое хранилище, и с ним все в порядке. Бетанкур взял шефство над Монферраном и помог с техническими решениями. При строительстве использовались новые методы, в частности монолитные колонны, строение купола, защита от подземных вод.

Мало кто знает, что купол Капитолия в Вашингтоне построен по чертежам Исаакиевского собора. Я в Библиотеке Академии наук нашел архивные документы, по которым мои ученики сделали макет Капитолия. Он красуется в музее рядом с макетом купола нашего собора. Так что символ американской столицы можно считать копией питерского Исаакия, — заключает свой рассказ Сергей Николаевич Окунев."

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург

Източник http://www.trud.ru/article/05-12-2015/1331796_tajny_isaakievskogo_sobora.html

Рекомендую посмотреть видео про историю Исаакиевского собора

Алексей Олиферчук

"И не дышать над вашим чудом, Монферран…"

"Исаакиевский собор, один из монументальных символов Санкт-Петербурга, стал предметом пристального внимания специалистов. Началась проверка технического состояния здания. Эксперты исследуют трещины внутри храма и инженерные конструкции, чтобы понять, угрожает ли сооружению просадка грунта, которому приходится выдерживать давление в 300 тысяч тонн.

У слова "величие" в Петербурге есть синоним. Исаакиевский собор, диктующий масштаб невской панорамы, как и 150 лет назад поражает воображение современников. Из всех практических вопросов, связанных с историей этого фантастического здания, один по-прежнему на повестке дня. Каким должен быть фундамент собора, чтобы выдерживать давление в 300 тысяч тонн? Именно таков вес творения Монферрана. В двадцатых годах XIX века под воздействием критики коллег Монферран пошел на изменения первоначального проекта, значительно облегчив конструкцию, но отказаться от своего замысла человек, написавший на альбоме чертежей "Не весь умру", не мог. Возможно, зодчий стал жертвой собственных амбиций и именно под Исаакием шевелится петербургский хаос. Любой человек, знакомый с основами строительного дела, знает, что осадка знания в первую очередь проявляется в дверных проемах. Попробовав открыть створку одной из дверей собора, весящую около восьми том, убеждаемся, что здание не дает осадку.

Первый авторский альбом, посвященный Исаакиевскому собору, Моферран еще до окончания строительства отправил не непосредственному заказчику, русскому императору, а французскому королю Луи-Филлипу. Архитектор был крайне озабочен своей репутацией в Европе. На чертеже фундамента 1845 года выделены участки основания третьего Исаакиевского собора. Согласно условию Александра Первого, Монферран сохранял значительную часть творения Ринальди, а совмещение двух фундаментов могло повлиять на устойчивость здания. При забивке сосновых свай строители стремились достичь максимальной плотности грунта. Как рассказал хранитель Исаакиевского собора Сергей Окунев, они вбивались на расстоянии, равном диаметру этих свай, и вбивались таким образом, чтобы при ударе ломом между сваями по земле лом отскакивал. Только тогда считалось, что они забиты нормально.

Несмотря на применение передовых для своего времени технологий, деформации стен были замечены Монферраном еще в 1841 году, а необходимость первой комплексной реставрации собора возникла уже через 20 лет после окончания строительства. С середины XIX века за состоянием здания наблюдала особая техническая комиссия, которая действовала до 1917 года. 150 лет, прошедшие с момента постройки собора, показали, что Исаакий постепенно оседает в западном направлении. Первые попытки изучения этого процесса были предприняты в начале 30-х годов прошлого века. В ходе многолетних наблюдений выяснилось, что осадка на Запад составляет от 30 до 45 сантиметров. По мнению хранителя собора Сергея Окунева активная фаза движения уже прошла. Он пояснил свои соображения: "Я достаточно регулярно смотрю маячки, стеклышки, вмазанные в стены, находящиеся в верхней части собора. За последние годы у нас ни один их маячков не лопнул. Это значит, что сдвигов больше, чем на миллиметр, не было.

Новое исследование состояния фундамента и металлоконструкций собора обещает быть самым объемным и точным. На экспертизы двум институтам отводится целый год. Как рассказал Николай Буров, директор музея-памятника "Исаакиевский собор", через год будет составлен план дальнейших действий. Предыдущие экспертизы 45-летней давности категорически рекомендовала не вмешиваться в то, что создано, так как можно таким вмешательством гораздо больше навредить.

Свайное основание собора находится ниже уровня грунтовых вод. В воде сосны могут спокойно находиться столетиями, но если уровень воды изменится и к древесине попадет кислород, то неизбежен процесс гниения. Для того, чтобы понять, что же творится под зданием собора на глубине 20 метров, необходимы геодезические исследования. Вот что рассказал о предстоящих исследованиях Борис Подольский, заместитель директора музея-памятника "Исаакиевский собор: "Это будут геологические исследования при помощи буровых установок. По периметру будет выбрано несколько точек и будут браться пробы грунтов и одновременно определяться уровень грунтовых вод".

Если в интерьере собора об осадке напоминают лишь трещины на западной стене, то на высоте 80 метров внутри металлоконструкций, удерживающих балюстраду, изменения носят более тревожный характер. Более 40 элементов балюстрадного кольца имеют трещины.

Статичность грунтов под Исаакием - главное условие долговечности здания, но как раз на это трудно рассчитывать в свете перестроек в центре города. Ситуацию с собором с прежней актуальностью комментируют слова одного из коллег Монферрана, сказанные 190 лет назад: "Должно остерегаться, чтобы не ошибиться в доброте земной"."

(в статье имеется видео)

Източник

statistik-07.livejournal.com

Подвалы Исаакиевского собора - Будь стратегом ! :)

Американцы - русским... мы вам руку дружбы, а вы нам бревно сквозь землю...народный анекдот

После прогулок по крыше и чердакам, предлагаю спуститься в подвал...

Подвал тут просторный, но не глубокий. Здесь есть небольшой музей, столовая, мастерские. Но сначала о строительстве фундамента.

Фундамент это очень важно для грандиозного строения, особенно в питерских грунтах, рядом с Невой. Фундамент Исаакиевского собора сложная конструкция еще и отому что тут соединен старый фундамент третьего Исаакия с новым (существующим).

Фрагмент разобранного третьего Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

В то время появился анекдот анекдот:

- Вы представляете, одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвёртую... десятую... пока в Санкт-Петербург не прибыло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую!». - «Причём здесь мы?» - ответили из Петербурга. - «На торце бревна, торчащего из нашей мостовой, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и Ко»...

Над сваями была положена толстая (о некоторым данным шестиметровая) сплошная подушка из кирпичной кладки.

В строительстве принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур. Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану: «В последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на все полезное для прочности сооружения…», и несколько позже: «Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви и был рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…»

Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий

Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

Так что под этими плитами много бревен стоящих вертикально... музей проверял как они там себя чувствуют. Сверлили под наклоном фундамент, брали пробы. Дерево со временем стало еще крепче.

Еще одна байка про фундамент.

Однажды ночью, автор сентенций Козьмы Пруткова, Александр Жемчужников, переодевшись в мундир флигель-адъютанта, объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием:- Наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор!

И что? Все явились... никто даже сильно не удивился...

А это уже электронное "сердце" Исакия. Сервер.

Охрана сидит в офисе, на Невском )))) в здании Думы ))) там дирекция и офис музея.

Телефон  рабочий )))

Отсюда все посетители слушают экскурсии из динамиков ))) нужно только флешки менять.

А это добровольный помощник охраны )))) или американский шипиЕн... у сервера стоял )))

Мастерская. Через подвал регулируется и тепло и свет и остальная жизнедеятельность собора. Главное это избежать резких скачков температуры внутри помещений.

Печи закрыты... но если что...

Кстати именно тут хранились наиболее ценные книги и предметы искусства с музеев города во время блокады.

Рассказывают, что в самый критический момент в исполкоме Ленгорсовета собралось экстренное совещание с единственным вопросом: найти надежное хранилище для скульптуры, мебели, фарфора, книг и многочисленных музейных архивов.

Выдвигалось одно предложение за другим и одно за другим по разным причинам отклонялось. Наконец, повествует легенда, что один бывший артиллерийский офицер предложил создать центральное хранилище в подвалах Исаакиевского собора. Немцы, начав обстрел Ленинграда, сказал этот человек, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города, для пристрелки и ориентировки летчиков.

С предложением старого артиллериста согласились. Все 900 дней блокады городские музейные сокровища пролежали в этом, как оказалось, надежном убежище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу или авиа удару.

А летом перед Исаакием было все распахано. Тут выращивали капусту.

Все приказы очему-то убрали... ))) надеюсь это не подготовка к передаче Искаакия РПЦ.

Кстати, тут петиция для тех кто против передачи. Есть еще подобная и по Спасу на крови... и его церковь очень хочет...

ПЕТИЦИЯ против передачи Исаакиевского собора, не поленитесь, там все быстро

А это посты с фото об интересных местах Исаакиевского собора:Ангельская балюстрада ИсаакияТуристическая колоннада Исаакиевского собораПрогулка по крыше Исаакиевского собораПрогулка между внешним и внутренним куполом или в гостях у голубя... Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутриЧердак Исаакиевского собора

Спасибо за все это администрации музея, spbblog и Паше upsya

Основа инфы (С) Викиедия и др. интернет.

rbsysnn.livejournal.com

Как строили Исаакиевский собор: taen_1

f46f968558ddaf009d3b6ab4a1bf70d093f38532.jpg

Исаакиевский собор, который уже 150 лет является самым большим и красивым храмом Петербурга, а также одним из главных символов города, строили четыре раза.

Первый, деревянный, Исаакиевский храм заложили в 1707 году в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, – отсюда и название. "Император недаром решил почтить именно его — он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю". Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год.jpgПервая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 г.Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. Церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Г.И. Маттарнови. Новая церковь очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Летом 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала.

Вторая Исаакиевская церковь.jpgВторая Исаакиевская церковь

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

Третий Исаакиевский собор. Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана..jpgПроект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана

Третий Исаакиевский собор по проекту Антонио Ринальди.jpgТретий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX в.

Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и в 1809 году император Александр I объявил о его перестройке. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие известные зодчие А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Т. де Томон, Д. Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы "оскорбительным для памяти основателей". Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.

В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Император дал распоряжение подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. 20 февраля 1818 года Александр I утвердил его проект и назначил автора придворным архитектором. Проект дорабатывался еще несколько лет и в марте 1825 года получил Высочайшее одобрение.

В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы А.П. Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Н.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.И. Кракау, И.А. Монигетти и другие.

Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpgСеверный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах — Александре I, Николае I и Александре II. За это время в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.

Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г..jpgВид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г.Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpgИсаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г.Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент, поскольку возводился он на болоте. В дно котлована было забито около 11 тысяч просмоленных сосновых свай длиной 6,5 метров диаметром 25-30 сантиметров. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, выше — кладку из камня, связанного специально приготовленным известковым раствором. На этой мощной опорной подушке и строился собор. Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет, в них приняли участие около 125 000 человек.

Строительство Исаакиевского собора.jpgЛеса для установки колонн. Лист из альбома О. Монферрана. 1845 г.

Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс (недалеко от Выборга) и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г..jpgВыгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Установка этих 112 монолитных колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.

Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г..jpgВид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.Колонны Исаакиевского собора.jpegКолонны Исаакиевского собораПосле возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями, что давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.

10426.jpg

57642.jpg

Купол облицевали позолоченными медными листами. Медь золотили с 1835 по 1843 год необычным способом. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. На золочение куполов ушло 100 килограмм золота. Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола — более 25 метров.

Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О.Монферрана. 1845.jpgМеталлический каркас главного купола. Литография с рис. О. Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского храма стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров. Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом, куда входило миро — освящённый состав из елея (масла) и благовонных трав и веществ.

Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн Площадь Собора составляет 4000 квадратных метраОдновременно в Соборе могут находиться 7500 человекОбщий вес золотого убранства - 100 килограммВес верхней колоннады – 67 тоннВсего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.

Торжественная церемония открытия.jpgЦеремония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 г. ЛитографияПанорама внутреннего убранства собора.jpgПанорама внутреннего убранства собора

К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюлло…К.П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.А. Басиным по картонам Брюллова

Колонны из зеленого малахита.jpgКолонны из зеленого малахита

05-768x536.jpgГлавный иконостас

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.

Огюст Монферран на фронтоне собора.jpgОгюст Монферран на фронтоне собора

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц — скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.

Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов — серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.

История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.

Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма.jpgБюст О. Монферрана. Скульптор Фолетти. 1850-е гг. Выполнен из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма

12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли. С показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в храме был открыт Государственный антирелигиозный музей.

В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года.

Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко», который был демонтирован лишь 12 апреля 1986 года. С тех пор он находился в хранилище музея-памятника Исаакиевского собора.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978.jpegМаятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978 г.

В 2016 году маятник, забавлявший туристов, опять достали из закромов советского атеизма — ровно через 75 лет после установки и 30 лет после демонтажа. Сотрудники музея сообщают, что на прежнее место — под купол — маятник подвешен не будет. Но, вполне вероятно, скоро экспонат вынесут на улицу — для всеобщего обозрения. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух.

1..jpg

5..jpg

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

taen-1.livejournal.com

Строительство существующего Исаакиевского собора: veritas4

Исаакиевский собор  - это некогда главный Собор России.Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда - Исаакиевского собора.

Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

История его создания и строительства

Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома́ де Томон, Джа́комо Доме́нико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра Первого сохранить в новом храме алтари предшествующего.

Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:

"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".

Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.

Еще один проект Ринальди. Выглядит достаточно непропорционально.

В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.

В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).

В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.

Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.

Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года Александр Первый утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.

Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.

В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.

Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.

Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.

По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира.

Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.

Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Фрагмент разобранного Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.

Этот пост рассказывает о подвалах Исаакиевского собора

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.

Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.

Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали... все вручную, подъемных кранов не было.

Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение.

Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.

Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.

Прогулка между куполами

Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.

Чердак Исаакиевского собора

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутри

Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.

Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.

Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана

Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.

Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных Александра II обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.

Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года...

Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.

Общий пост о соборе - история и легенды

Исаакиевский собор снаружи (фасад, барельефы, скульптуры)Исаакиевский собор внутри

Следующий пост будет о соборе снаружи и внутри. Он великолепен со всех сторон.Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.

Первая в Петербурге Исаакиевская церковьВторой Исаакиевский соборТретий Исаакиевский собор

veritas4.livejournal.com

Особенности храма

Особенности храма

Исаакиевский собор – закладка фундамента

В Петербурге фундаменты (даже под крупными сооружениями) обычно делали «ленточными». О. Монферран полагал, что для Исаакиевского собора необходима сплошная кладка фундамента. Благодаря этому надежно соединялись новый и старый фундаменты, а также предотвращалась неравномерная осадка. Архитектор должен был решить эту сложную строительную задачу.

Крупные здания в Петербурге возводились, как правило, на сваях. Из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи высотой 6,5 метров диаметром 26–28 сантиметров. Их забивали чугунными бабами, которые поднимали воротами, на каждом из которых работало по шесть лошадей. Удары ритмично следовали один за другим, пока грунт не уплотнялся на столько, что в него с трудом входил заостренный железный прут. Тогда по каждой свае производили еще десять контрольных ударов. Если после этого больше не углублялась в землю, то, по решению смотрителя, ее обрезали.

Для подрезки свай на одном уровне О. Монферран использовал известный в России способ: приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой, промежутки заполнили утрамбованным древесным углем. Всего было забито 10762 сваи.

Под главными опорами и углами здания фундамент был выложен особенно прочно. Он состоял из гранитных плит, связанных известковым раствором. Второй слой сделали из бутового камня, уложенного на цементном растворе. Гранитные блоки для фундамента тщательно отбирали и плотно подгоняли друг другу. Промежутки между плитами после каждого ряда заполнялись гранитным щебнем и утрамбовывались. Под портиками ряды бутовой кладки чередовались с рядами гранитных блоков. Ответственным моментом стало соединение нового и старого фундаментов. По периметру старой постройки были вырыты траншеи, в них засыпали утрамбованный щебень, соединив фундаменты между собой.

Работы по сооружению фундамента Исаакиевского собора продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 000 рабочих.

Исаакиевский собор – вырубка и установка колонн

В каменоломне Пютерлакс, неподалеку от финского города Хамина, вырубались гранитные монолиты для колонн Исаакиевского собора. Более тридцати лет Пютерлакс снабжал гранитом Петербург и другие города России. Этому способствовали его близость к морскому заливу с глубоким фарватером, проходящий рядом тракт, по которому перевозили людей, доставляли инструмент и продовольствие.

Выходец из Вологодской губернии подрядчик С. К. Суханов придумал способ ручной выломки гранитных монолитов в Пютерлаксе. На гранитной скале очерчивали контуры заготовки, затем по ним сверлили отверстия, в которые вставляли железные клинья. Рабочие располагались так, чтобы каждый имел рядом с собой три таких клина. По сигналу они равномерно ударяли по клиньям кувалдами до появления трещины, в которую вставляли железные рычаги с кольцами и канатами. Затем заготовку отделяли от скалы и воротами скатывали на заранее приготовленный деревянный помост. Другой подрядчик, Архип Шихин, усовершенствовал метод, используя порох.

Заготовленные в Пютерлаксе гранитные блоки скатывали на берег и грузили на баржу. Баржа буксировалась двумя пароходами до пристани на Неве. Здесь колонны выгружали и перевозили на строительную площадку для окончательной обработки и полировки.

Установка колонн Исаакиевского собора занимает особое место в истории отечественной строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов, каждый из которых приводился в движение восемью рабочими, колонну поднимали менее чем за час.

Для подъема колонн были построены специальные леса, состоящие из трех высоких пролетов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых сверху балками. По сторонам располагались шестнадцать чугунных воротов с рычагами (кабестанов). Обшитую войлоком и циновками колонну обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов. Концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах.

Первая из сорока восьми колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, последняя – 11 августа 1830 года. Всего собор украшают 112 монолитных колонн различной величины.

Исаакиевский собор – сооружение и золочение купола. Колокола.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества – приспособления для поворачивания колонн, состоящие из двух чугунных кругов, в борозду нижнего вставлялись шары (прообраз современных шарикоподшипников). От берега Невы проложили рельсовый путь для перемещения гранитных монолитов. При возведении купола О. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями с наружным медным покрытием, верхнюю часть собора, конструкции кровли и фонарика сделать из чугуна и железа, «самый же купол покрыт будет листовой медью, вызолоченной через огонь червонным золотом». Архитектор привел веские доводы и доказал, что таким образом «купол будет стоить на два миллиона менее, нежели построенный иным способом, и будет окончен в три года вместо шести».

Система же конструкции металлического купола, несомненно, принадлежит самому Огусту Монферрану. Он использовал идею английского архитектора Кристофера Рена, создавшего в лондонском соборе Святого Павла систему конического и сферического сводов из кирпича.

Купол Исаакиевского собора состоит из трех взаимосвязанных конструктивных частей: нижней сферической, средней конической и наружной параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра. Внутреннего сферического – 22,15 метра. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Главный купол, купола колоколен и кресты собора были позолочены с 1835 по 1843 год огневым способом: листы меди покрывали амальгамой – сплавом золота и ртути, а затем медленно нагревали над жаровнями и выпаривали ртуть. Золочение было трехкратным. На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты.

Архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были подвешены в четырех сравнительно небольших звонницах, размещенных по углам основного объема здания. Это создавало особый звуковой эффект, когда двенадцать звонарей приводили в движение языки колоколов.

Это не удивительно – все одиннадцать колоколов собора были отлиты под руководством известного валдайского мастера Ивана Макаровича Стуколкина «по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков».

25 сентября 1848 года на северо-западной звоннице укрепили главный колокол массой около 30 тонн. Его украшали медальоны с изображением Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, в царствование которых были построены все четыре Исаакиевских храма. Колокол был подвешен неподвижно, двигался только его язык массой около тонны.

deti.cathedral.ru

Строительство существующего Исаакиевского собора: vaduhan_08

Исаакиевский собор  - это некогда главный Собор России.Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда - Исаакиевского собора.

Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

История его создания и строительства

Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома́ де Томон, Джа́комо Доме́нико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра Первого сохранить в новом храме алтари предшествующего.

Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:

"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".

Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.

Проект Ринальди.

В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.

В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).

В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.

Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.

Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года Александр Первый утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.

Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.

В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.

Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.

Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.

По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира.

Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.

Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Фрагмент разобранного Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.

Этот пост рассказывает о подвалах Исаакиевского собора

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.

Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.

Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.

Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали... все вручную, подъемных кранов не было.

Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение.

Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.

Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.

Прогулка между куполами

Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.

Чердак Исаакиевского собора

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.

Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.

Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.

Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана

Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.

Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных Александра II обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.

Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года...

Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.

Следующий пост будет о соборе снаружи и внутри. Он великолепен со всех сторон.Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.Первая в Петербурге Исаакиевская церковьВторой Исаакиевский соборТретий Исаакиевский собор

vaduhan-08.livejournal.com


Смотрите также


loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
 

ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта