• Войти
  • Регистрация
 

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек". Фундамент человечности это


Что такое человечность? | Я несу добро

Что такое человечность?Чтобы ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, сначала нужно рассмотреть производное слово – человек. Все мы читали и слышали с детства: человек – звучит громко!Но, к великому сожалению, не все достойны этого великого звания.Еще со школьной скамьи, учителя нам твердили, что, человек – это существо разумное, и прививали хорошие черты характера.Человек – это сознание, это некая живая энергия, способная к размышлению и самопознанию, наделенная умом и памятью.А тело – это футляр этого сознания.Каждая личность имеет определенные хорошие качества, которые и показывают его, человеком разумным. А эти хорошие черты характера и формируют саму человечность.

Вот мы и подобрались к термину «Человечность».Человечность – это морально–нравственное качество, которое присуще личности, и характеризует ее только с положительной стороны.Это способность почувствовать человека, его переживания, его интересы, и его внутреннее состояние. Это умение сопереживать, и оказать посильную помощь.Человечность присутствует в каждом человеке, только в той или иной степени.Кто–то более человечный, кто–то менее.Ее нужно развивать. Доставать ее изнутри, и реализовывать в жизнь.

Быть человечным очень сложно. Не каждому присуще такие качества, как понимание, сострадание, благожелательность, великодушие, самопожертвование. Все это, и является составляющими человечности. Сюда относится скромность, честность, искренность, а также любовь и доброта.Но их нужно развивать в себе, заниматься самообразованием и самосовершенствованием.Очень важно, чтобы на земле, в нашем обществе, в котором мы живем, было как можно больше человечных людей, тогда и наш социум станет лучше.

Задатки человечности мы получаем с самого раннего детства, их прививают нам родители.Они закладывают фундамент человечности – свою любовь, заботу, опеку, доброту, ласку, самоуважение и уважение ко всему окружающему, умение почитать старших, умение помогать и сострадать.Это основа. И дальше человек, усваивает и закрепляет заложенный материал, осваивая первые и важные истины в жизни.Получив хороший старт, прочную платформу, человек выстроит надежные стены человечности, внутри которых, его будут окружать такие же человечные люди.Если каждый человек начнет стремиться к самообразованию и самосовершенствованию, то мы сделаем наше общество более цельным и гуманным.

Только те люди, которые обладают человечностью, могут стать абсолютно счастливыми.Только они способны видеть свет в других людях, и окружать себя подобными.Совершая благие поступки, они делают свою жизнь качественнее и совершеннее.

Узнайте, чем Вы можете помочь, здесь

nesi-dobro.ru

Биологический фундамент личности

Морозов А.В.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [279]. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обусловливает темперамент человека, поэтому мы начнем эту лекцию рассмотрением влияния темперамента на поведение. Но неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическое созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствие увеличения продолжительности обучения, что задержало включение в значимые социальные контакты. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Поэтому после рассмотрения свойств темперамента мы обратимся к влиянию способностей и их структуры на развитие личности, посвятив этой проблеме отдельную лекцию.

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера [227]. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

Слово "темперамент" произошло от латинского слова "temperamentum", означающего надлежащее соотношение частей, то есть пропорцию.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, сразу оговоримся, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней [65].

В одной из работ по психологии приводится такой пример: четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор. Он настойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдет в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно, и направился в буфет. Четвертый же посетовал, что ему вечно не везет и... уехал домой. Почему в одной и той же ситуации люди повели себя столь по-разному?

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Действительно, всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в стиле их поведения, в способах выражения чувств, в гибкости и подвижности мышления. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, с глубокой древности называли типами темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях [344; 376].

Коснемся немного истории становления типологии темпераментов. Наиболее ранняя из известных предложена еще в VIII-VII вв. до н.э. древними китайскими учеными. Несколько позднее, в V в. до н.э. древнегреческий врач Гиппократ развил это учение, считая, что свойства человека определяются преобладанием в организме одной из четырех жидкостей. В дальнейшем от названий этих жидкостей произошло название темпераментов: сангвиник - от латинского "кровь", флегматик – от греческого "слизь", холерик – от греческого "желчь" и меланхолик - от греческого "черная желчь". Не следует думать, что подобная теория темперамента представляет только исторический интерес. И в наше время периодически возникают аналогичные попытки объяснения свойств темперамента различными особенностями обменных процессов.

В этом взгляде правильной была идея зависимости некоторых типичных особенностей личности от биологических особенностей человеческого организма. Но, конечно, дело не в "соках" человеческого организма, а в физиологических особенностях центральной нервной системы.

Еще позднее, во II в. до н.э., исследования Гиппократа были продолжены врачом Клавдием Галеном. Четыре из девяти выделенных им типов и в наше время рассматриваются как основные - это все те же сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник в качестве основного имеет стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

Холерик, находясь под влиянием страстей, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, которые быстро воспламеняются от малейшего препятствия. Сила его чувств - гордость, мстительность, честолюбие - не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

Флегматиком чувства овладевают медленно. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало озабочен страданиями других.

Меланхолик в качестве господствующей наклонности имеет наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все время кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

В дальнейшем подробные характеристики этих четырех темпераментов дал в своей "Антропологии" (1798) И. Кант, сблизивший понятие темперамента и характера.

С течением времени данные об этих типах темпераментов пополнялись, накапливались и подтверждали соответствие их реально наблюдаемым фактам, но оставались неясными основания подобной классификации. Первые попытки выявить их опирались на наглядно различимые признаки, связанные со строением человеческого тела. Этим, вероятно, можно объяснить появление конституционных теорий темперамента.

Наиболее известная из них принадлежит немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру [148], который обобщил наблюдения, накопленные антропологами и психиатрами. Согласно его концепции, между конституцией человека и свойствами его темперамента существует прямая связь. Вслед за Гиппократом и Галеном Кречмер выделил четыре конституциональных типа и дал им следующие описания.

Астеник - человек высокого роста, хрупкого телосложения, с уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинным и тонким носом. У него плечи узкие, ноги длинные и худые.

Пикник - человек малого или среднего роста, с богатой жировой тканью, он тучен, с мягкими чертами лица, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее.

Атлетик - человек высокого или среднего роста, пропорционального крепкого телосложения, с хорошей мускулатурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями.

И, наконец, диспластик - человек, плохо сформированный, с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер определенным образом соотнес разновидности темперамента, для которых предложил свои названия - шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Астеническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Среди шизотимиков Кречмером выделены "тонко чувствующие джентельмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари, безвольные".

Атлетическое телосложение имеет иксотимик. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, он отличается невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Пикническое телосложение имеет циклотимик. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмером выделены "веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики". Хотя в конституциональном подходе и отразились реально существующие связи между внешним обликом человека и его психическими особенностями, тем не менее он не позволил вскрыть глубинные основания, объясняющие группирование определенных психических и физических свойств человека в один узел - тип темперамента.

Если Гиппократ и Гален связывали темперамент человека с особенностями его гормональной системы, а Кречмер - со строением тела, то И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы [2 32]. Учение о темпераментах было создано им как часть учения о высшей нервной деятельности.

mirznanii.com

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся основные представления о человеке, в чём его уникальность;
  • Развивающая: совершенствовать умения работать с текстом, анализировать и сравнивать разные точки зрения, формулировать свою собственную.
  • Воспитательная: сформировать у учащихся чувство осознания своей роли на Земле.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Форма урока: Урок-практикум.

Оборудование: медиапроектор, электронный учебник “Обществознание”, тексты.

План урока:

1) Орг. Момент.

2) Словарная работа.

3) Происхождение человека.

4) Что такое человек?

5) Отличие человека от других существ.

6) Роль человека на Земле.

7) Каждая группа знакомит класс со своим материалом.

8) Выводы по уроку. Выставление оценок.

Учащиеся получают опережающее задание на дом прочитать § 2 “Человек” по учебнику Боголюбова Л.Н. “Человек и общество”.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает ряд документов, соответственно плану урока:

  1. группа - изучает документы, касающиеся происхождения человека;
  2. группа - “что такое человек”;
  3. группа - отличия человека от других существ;
  4. группа - роль человека на Земле.

В начале урока проводится словарная работа по новым понятиям (применяется электронный учебник “Обществознание”)

Первая группа.

Вопросы: 1) Охарактеризуйте каждую из представленных теорий.

1) Библия о происхождении человека

В Библии о происхождении человека говорится так. Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: “Да будет свет!” Увидев, что свет хорош, он отделил его от тьмы и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы, и день этот благословил, и сделал его праздником на вечные времена.

Матюшин Г. Н. Археологический словарь. – М., – 1996 // http:

//www.examen.ru/db/ExamineBase

2) О происхождении человека

Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель XIX в., основоположник эволюционного учения о происхождении видов.

Сочинение Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” появилось в 1871 г. Оно представляет собой как бы расширенное истолкование единственной, но многознаменательной фразы Дарвина о человеке в его основном труде “О происхождении видов путем естественного отбора” (1859) , где напечатано: “Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю”.

По Дарвину, древние предки наши – обезьяны – жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Очевидно, это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, были человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека (Соч., т. V, стр. 267) . В силу изменения природных условий, в частности благодаря поредению лесов на их родине, эти предки наши, древние человекообразные обезьяны, в поисках пищи были вынуждены перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на совсем открытой местности.

Такие резкие перемены не могли не отразиться на типе локомоции: получетвероногая-полудвуногая походка сменилась на двуногую. Это был, понятно, весьма длительный процесс. Очень важным результатом этого процесса являлось освобождение рук от функции опоры, от поддержки тяжести тела при передвижении.

Человек мог развиться только из прямоходящего животного, обладавшего свободными руками и высокоразвитым головным мозгом. Усовершенствовавшись дальше, человек занял первенствующее положение среди всех существ. Благодаря выдающимся рассудочным способностям, говорит Дарвин, наши предки смогли начать выделывать орудия и пользоваться членораздельной речью; таким образом они приобрели могущество над природой.

Переход от обезьяны к человеку был, по мнению Дарвина, облегчен прежде всего наличием таких особенностей, как, например, высокоразвитый головной мозг и дифференцированные передние и задние конечности (первые раньше специализировались больше по цеплянию за ветви, хватанию плодов и других предметов; на долю вторых приходилась прежде всего опорная функция) .

Прямохождение, высокое умственное развитие и общественный инстинкт сильно содействовали, по мнению Дарвина, изобретению орудий, появлению членораздельной речи и способов добывания огня, а все это в ходе дальнейшего развития неизмеримо возвысило человека над прочими животными.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор //

http://evolution.atheism.ru/library/

3) Мифы древних индийцев о происхождении человека

Мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.

Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Матюшин Г. Н. Археологический словарь. – М., 1996 // http:

//www.examen.ru/db/ExamineBase

Вторая группа

“Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда” (Ожегов С.И. “Словарь русского языка”) .

“Что такое человек, как помыслить о нём?...И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости” (Владимир Мономах. “Поучение детям”) .

“Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, человек есть часть природы” (К.Маркс, Соч.Т.42) .

4) “Человек – животное о двух ногах и лишённое перьев”(Платон) .

5) “Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры” (Краткий словарь по социологии) .

6) “Человек – животное, производящее орудия труда”(Б.Франклин) .

7) “Человек – тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая”(Б.Паскаль) .

Вопросы:

1) Сравните 1-4, 6-7 высказывания, сделайте выводы.

2) Согласны ли вы с тем, что человек “высшая ступень развития живых организмов на Земле”?

Тексты:

1) Что такое человек?

Оуэн Р. – английский социалист-утопист.

Вопрос: Что такое человек?

Ответ: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Вопрос: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Ответ: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных...

Вопрос: Какие влечения свойственны человеческой природе?

Ответ: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий.

Мир философии. – М., 1991. – Ч. 2. – С. 29–30.

Вопросы и задания:

1. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие — к социально обусловленным.

2. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте.

2) Что такое человек?

Э. Фромм – немецко-американский социолог и психолог.

Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...

Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью.

Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк и овца или он ни волк ни овца?

...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой,— это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 16–17.

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с мнением автора?

2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни.

3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-“овца” или человек-“волк”? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Третья группа.

1) “Человек – самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить его охрану и защиту, мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары, ноги недостаточно быстры, чтобы унести его от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование” (Ле-Цзы, IV до н.э.) .

2) “Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно .Сами же они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства” (К.Маркс.Т.2) .

3) “То, что поднимает людей так высоко над животными…- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей более способными к культуре”(Э.Геккель) .

“В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь, вознёсся он гордой главой Умом одарённый и речью благой. Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесных ему подчинён” (Фирдоуси) .

Вопросы:

1) Из предложенных текстов выведите общее и различия между человеком и другими живыми существами.

2) Как вы думаете, почему “в цепи человек стал последним звеном”?

Текст.

Фундамент человечности

В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере,следующее:

– они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

– они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

– они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

– они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

– признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

– их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Введение в философию. – М., 1989. – С. 236–237.

Вопросы и задания:

1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 

2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его.

3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему?

4. Как вы понимаете слова “фундамент человечности”? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте?

Четвёртая группа.

Тексты:

1) Быть человеком

Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...

Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1997. – С. 312.

Вопросы и задания

1. Ответу на какие из “вечных вопросов” посвящен данный текст?

2. Какой смысл вложен в слова “оставаться... человеком”?

3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: “Быть обыкновенным человеком очень трудно”. Как вы думаете, почему в привычное словосочетание “обыкновенный человек” в данном случае вложен такой высокий смысл?

4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.

2) В чем благо человека?

Эпиктет – римский философ.

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

– А когда бывает человек похож на скотину?

– Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

– А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет. В чем наше благо // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. – С. 249–250.

Вопросы и задания:

1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка?

2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется “тащиться” за теми, кто сильнее его?

3) И дадут всходы зерна жизни...

А. де Сент-Экзюпери – французский писатель.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна...

Так от поколения к поколению передается жизнь - медленно, как растет дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. – М., 1977. – С. 158–160.

Вопросы и задания

1. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по его мнению, дает смысл и жизни, и смерти?

2. Какой смысл вложен в слова “...человек умирает лишь наполовину”?

Выводы по уроку:

1) Человек – биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.

2) Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт.

3) Человек обладает речью, мышлением, изготовляет орудия труда, его деятельность целенаправленна.

4) Человек несёт ответственность за свою деятельность.

Все учащиеся за работу на уроке получили оценки.

Домашнее задание – повторить § 2 “Человек”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Материальное благополучие это основа, фундамент человеческого бытия

главная страница Рефераты Курсовые работы текст файлы добавьте реферат (спасибо :)Продать работу

Поиск видеоВидео "Материальное благополучие это основа, фундамент человеческого бытия" Видео-ролик: материальное благополучие это основа фундамент человеческого бытияВидео-ролик: Материальное благополучие это основа, фундамент человеческого бытияВидео-ролик: Материальное благополучиеВидео-ролик: Какие комнатные растения приносят материальное благополучиеВидео-ролик: Материальное производство - Основа общественного развития

Также можно почитать текст на эту тему:

  • Проблемы человеческого бытия
  • Человек как объект философского осмысления. Философия о смысле бытия человека. Проблема смысла человеческого бытия в работах Э. Фромма и В. Франкла. Типология и виды социальных характеров. Пути обретения смысла бытия в исследованиях данных мыслителей.
  • Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия
  • Cовременные психологи, изучающие человека и сами живущие в человеческом мире, вольно или невольно вторгаются в пределы особой области психологической науки - психологии человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует отнести прежде всего В.
  • О природе человеческого мышления
  • О природе человеческого мышления. Жизнь - это вечное становление, определяющее реальность нашего бытия, это тенденция, которая никогда не ограничивает себя одним узором. В процессе своего развития человек раскрывает то, что заложено в него природой, Богом.
  • Бытие человека и его образ жизни
  • Характерные черты сущности человеческого бытия изучение которого оформилось в особую философскую дисциплину - онтологию учение о бытии его видах атрибутах и принципах. Особенности форм человеческого бытия.
  • Картины мира Философская теория бытия
  • Понятие картина мира. Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия.
  • Власть и собственность
  • Власть и собственность. 1. Политический подход к собственности. 2. Собственность теории и реалии. Широко распространено мнение, что политика и экономика это вещи разные и между собой почти не связанные, что личная свобода это вопрос политический, а материальное благополучие экономический.
  • Основные категории человеческого бытия
  • Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть
  • Смерть как категория человеческого бытия
  • Исследование взглядов философов к проблеме смерти в различных исторических периодах от средневековья до наших дней. Анализ категории смерть как одной из тайн человеческого бытия. Характеристика этапов эволюции понимания и отношения людей к смерти.

    www.coolreferat.com

    Секрет денег – фундамент

    У денег много секретов. Статья расскажет о фундаменте финансового благополучия. Ты пройдешь практики, открывающие глаза на программы-ограничители, которые родом из детства. Узнаешь о влиянии наших чувств на уровень дохода.

     

    В предыдущей статье «Тайны денег – тайны судьбы» мы обсуждали такие вопросы: сколько денег тебе нужно? правда ли, что все мы имеем свой порог благополучия? богатство и бедность – уроки судьбы? почему ты зарабатываешь столько, сколько зарабатываешь? Если желаешь разобраться в этих вопросах, советую начать с нее.

     

    Большая глупость – пытаться изменить жизнь, набивая голову хламом.

    © Владимир Даров

    Постоянные читатели darov.net заметили, что почти во всех моих статьях рефреном звучит о необходимости уделять время и силы саморазвитию. Мы живем на высокой скорости. Человек Древнего Рима за пять жизней не получил бы столько впечатлений, сколько ты получаешь за год. А ведь Рим по праву считается самой развитой и динамичной страной Древнего Мира. Такая информационная агрессия не дает сосредоточиться и разобраться в себе, уловить процессы своего сознания и тонкие процессы окружающего мира. Секрет денег – это секрет менталитета.

    Отношение к деньгам

    Многим кажется, что образование и таланты – ключ к денежным потокам. Если бы это соответствовало истине, двоечники не становились бы магнатами, а миллионы талантливых и образованных неудачников не гнили бы в нищете. Отличия первых и вторых в менталитете. Чтобы понимать свои желания и уметь облекать их в реализуемые идеи, не требуется особых талантов, высокого интеллекта или академического образования. Необходимо ясно и немного приземленно мыслить, иметь волю и непреклонность в движении. Вопросы, на которые я предлагаю тебе ответить, помогут понять, как обрести нужные качества.

     

    Фундамент богатства

    Секрет денег – это секрет менталитета и вытесненных воспоминаний.

    © Владимир Даров

     

    Высота и устойчивость здания определяется тремя вещами – фундаментом, качеством строительного материала и умением строителей. Самые талантливые рабочие, имея самую лучшую технику и материалы, не выстроят ничего путного на слабом фундаменте. Особенно если он находится в неподходящем месте.

    Я много читал о людях, высоко поднявшихся из полной нищеты, отцах-основателях финансово-промышленных кланов, претендующих на статус властелинов нашего мира. Их душевный склад, воля и идеи, завещанные своим детям и внукам, являются фундаментом могущества самых влиятельных семей. Еще раз повторю: фундаментом богатства являются душевная организация, воля и идеи. Выброси любую составляющую – и здание рухнет.

    Подавляющее большинство людей не хотят заботиться о фундаменте. Они настроены на сиюминутный результат и желательно с удовольствием от процесса выполнения. Позитивная психология также ставит принцип удовольствия во главу угла и потакает слабостям своих клиентов. Почему? Потому что ее адепты тоже хотят получать сиюминутный результат в виде гонораров, не особо напрягаясь. Как это сделать? Продавать «волшебную палочку» в разных обертках. Авторы «волшебных палочек» знают, что тысячи людей неустанно ищут секрет денег, а если по чесноку, секрет легкой и безопасной наживы.

    Ориентируясь на принцип удовольствия и минимальных вложений сил, ты так и останешься в жопе. Более того, с каждым годом будешь погружаться в нее все глубже и глубже. Вот простая проверка на вшивость.

     

    Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая,и придурков, которые готовы работать, не богатея.

    © Бернард Шоу

     

    Практика ясности мышления

    Четко ответь не несколько вопросов. Пропустишь их, знай: ты безнадежен и терять время на поиски выхода не следует. Все равно ничего не получится.

    1. Зачем ты читаешь эту статью?
    2. Что ты хочешь из нее вынести?
    3. Ты читал другие статьи или книги на эту тему?
    4. Что ты используешь из приемов, вычитанных в этих статьях и книгах?
    5. Каков твой результат?
    6. Каким тебе нужно быть, чтобы информация, которую предоставлю, принесла максимальную пользу?
    7. Что ты делаешь, чтобы стать таким?

    Ничего не делай, пока не ответишь на эти вопросы. Большая глупость – пытаться изменить жизнь, набивая голову хламом. И именно этим занимаются 99 % читателей сайтов и блогов о саморазвитии.

    Пойми: ты читаешь не блог мальчика-мажора, страдающего манией величия и приступами графомании. Когда-то я лишился всего и находился в ситуации много хуже твоей. Почему я в этом уверен? Да потому что ты читаешь статью, а значит имеешь свободное время, крышу над головой, компьютер и доступ в сеть. А я в тот момент не имел ничего: ни здоровья, ни денег, ни возможности их заработать. Казалось, приплыл к последнему причалу.

    Сегодняшняя ситуация совершенно иная по всем параметрам. Плюс к этому нахожу силы и время заниматься исследованиями, творчеством и этим сайтом, созданным с одной целью – помочь тем, кто способен воспользоваться помощью. Все, о чем я говорю, проверено на практике и подкреплено опытом.

    Мы говорим о фундаменте. А что является фундаментом человеческой жизни? Детство! Те годы, когда закладывалось все – характер, привычки, шаблоны мышления, комплексы и идеалы. Поэтому стоит вернуться в него и посмотреть, что тебе положили в сектор, отвечающий за деньги? Что ты притащил туда сам? Насколько этот сектор устойчив?

     

    Практика «Деньги в моей семье»

    Деньги – вещь очень важная. Особенно когда их нет.

    © Эрих Мария Ремарк

     

    Возьми листы и ручку и отвечай на вопросы. Как можно более подробно. Если что-то не можешь вспомнить, пропусти, но обязательно вернись, когда ответишь на другие.

     

    Вопросы и пояснения

    Кто зарабатывал деньги в твоей семье и являлся ее кормильцем?

    Во многих семьях отец не является кормильцем, даже если больше получает. Причина – пьянство, неумение и нежелание планировать и вести семейный бюджет. Многие семейные пары живут на подачках своих родителей.

    Каков социальный статус твоей семьи по сравнению с людьми, с которыми ты общался?

    Важен не социальный статус как таковой, а в сравнении со статусом семей ребят во дворе и школе. В стране слепых и одноглазый король.

    Что говорил твой отец по поводу денег?

    Постарайся вспомнить наиболее частые его высказывания.

    Что говорила твоя мать по поводу денег?

    Твоему отцу, своим подругам и тебе лично.

    Что говорили твои друзья по поводу денег?

    Если ничего не сможешь вспомнить, пропусти этот вопрос.

    Что говорили школьные учителя по поводу денег?

    Школа – мощнейший институт промывки мозгов. Она программирует напрямую и от противного.

    Какие пословицы, поговорки и афоризмы о деньгах ты помнишь?

    Записывай первое, что придет в голову. Например, «Трудом праведным не наживешь палат каменных» и т. п.

    Что было самым дорогим твоим подарком?

    Для одних это велосипед или компьютер, для других – поездка к морю, а для кого-то – кроссовки. Вспомнить свой самый дорогой подарок очень важно. В статьях рубрики «Деньги» я расскажу, как связаны наши детские мечты, страхи и желания с событиями взрослой жизни, в частности с уровнем финансов.

    Честные и подробные ответы на эти вопросы откроют тебе закладку фундамента:

    Закладка

    Положение семьи (как его воспринимает ребенок)

     

    Котлован

    Высказывания родителей о деньгах

    Строительные блоки

    Высказывания друзей, школьных учителей, впитанные поговорки

    Цемент

    Самый дорогой подарок

    Арматура, на которую все крепится

     

    Далее все зависит от характера. Души людей делятся на две неравновеликих категории. Одни от давления деформируются и приобретают новую форму. Это смирение в худшем смысле этого слова. Его отражает пословица «Каждый сверчок знай свой шесток». Другие души сжимаются, копя в себе напряжение. Во что оно выльется – зависит от развития человека, силы духа и степени чистоты сердца. Одни начнут пробивать себе дорогу конструктивными делами, другие тем, что, по их мнению, быстрее всего приведет к успеху, – криминальная деятельность. Те, кто пробивает себе дорогу, делятся на воинов и творцов. Воины тяготеют к спорту, силовым структурам, административной деятельности и бизнесу. Там, где можно законно и легитимно воевать. Творцы ищут себя в науке, искусстве, философии или пробуют новые формы бизнеса. Им необходимо познавать и создавать. Третьи – люди слабого духа, бегут от давления в наркотики или алкоголь.

    Законы Ману в точности отразили это деление кастовой системой. К сожалению, она стала наследственной и этим перечеркнула сама себя. Наши дети часто отличаются от нас по душевной организации, так же как мы отличаемся от родителей.

    Секрет денег - законы Ману

    Смирившиеся и сломавшиеся всю свою жизнь строят в рамках фундамента, заложенного в детстве – способностей, амбиций, финансов. Бунтари, творцы и воины достраивают фундамент, либо строят вопреки ему. В последнем случае великолепное здание быстро рушится. Вспомни ушедших из жизни до 30–35 лет звезд искусства, спорта или бизнеса. Шоу-бизнес стоит посередине между этими направлениями.

     

    Деньги и чувства

    Не почитай денег ни больше, ни меньше, чем они того стоят;это хороший слуга и плохой господин.

    © Александр Дюма-сын.

     

    Кого ни спроси, все говорят, что либо любят деньги, либо их презирают. И то и другое – самообман или лицемерие. Деньги пронизывают всю нашу систему, и как любой глобальный феномен не могут вызывать однозначного чувства. Амбивалентность отношения, как известно, порождает внутренний конфликт. Давай посмотрим заявленные людьми чувства, они не выходят из этой схемы:

    Секрет денег - чувства

    С одной стороны, явная, но чаще скрытая страсть. С другой стороны, опять же чаще скрытое отрицание. Слева страх, особенно перед большими суммами, справа – уважение.

    Библейские источники говорят о том, что Бог не дает больших денег тем, кто их вожделеет. Тут нет никакого противоречия с жизнью. Основатели финансово-промышленных кланов видели в деньгах лишь атрибут своей воли и власти. Не дает их и холодным к деньгам. Дает только теплым, но, как и любых теплых «изблюет из уст своих».

    «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то изблюю тебя из уст Моих!» – красивое и для большинства читателей Библии загадочное выражение. Оно обозначает лишение провиденциального пути. То есть ответственность за свою судьбу у теплых на 100 % ложится на их плечи. Хорошо это или плохо (страшно), не мне судить. Знаю только одно: современная психология похожа на повзрослевшую дочь, возвращающуюся к истокам. Значит связь эмоций, денег, ответственности и судьбы давно изучена.

    Прежде чем открывать собранные знания, стоит проверить, кому ты их доверяешь. Честно говоря, мне жалко бросать плоды исследований на потребу праздношатающимся. Поэтому решил строить свои материалы так, чтобы прилагающий хотя бы минимальные усилия, получил работающие ключи. Поэтому предлагаю взять ручку и листок, немного напрячь ум и память.

     

    Практика «Мое отношение к деньгам»

    Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его.

    © Антуан Ривароль

     

    Возьми листок и ручку. Ответь честно и подробно на каждый вопрос. До тех пор пока не ответишь, не переходи к чтению следующего материала.

    Ты радуешься, когда приходят деньги или испытываешь какую-то пустоту внутри?

    Не спеши давать однозначный ответ, вспомни свои чувства и проанализируй их. Это очень важный момент.

    Что ты чувствуешь, когда расстаешься с деньгами?

    Легко ли отпускаешь деньги или траты вызывают дискомфорт?

    Какой твой самый большой страх, связанный с деньгами?

    Украдут? Ограбят? Ты испортишься как человек? Налоговая служба не даст тебе покоя? Родственники замучают просьбами одолжить?

    Найди самое первое воспоминание, связанное с деньгами. Какие чувства поднимаются в душе?

    Запиши воспоминание и попробуй проанализировать чувства.

    Сознательно мы все рады деньгам, однако наши чувства показывают другое. У многих людей возникает чувство пустоты, переходящее в безразличие. Причем безразличием мы задвигаем эту пустоту на задний план. Другие чувствуют непонятное возбуждение сродни волнению или легкому страху. Есть и те, кто ничего не чувствует, просто фиксируя, что денег прибавилось.

    Проанализируй чувство расставания с деньгами – трату и их прихода. Сравни их и, если найдешь общие моменты, запиши.

    В дальнейшем мы разберем нюансы, сейчас необходимо собрать ответы и проанализировать их. На самом деле, отвечая на вопросы, ты начинаешь приоткрывать завесу очень тонкой области взаимодействия своей энергетики и энергетики архетипа денег.

    Действия с точки зрения биоэнергетики

    Дело в том, что если твоя психическая организация является антагонистом Мамоны (одно из имен эгрегора денег, иначе – энергетического воплощения их архетипа), максимум, на что ты можешь рассчитывать, – прожиточный уровень.

    В этом случае никакие усилия не приведут к богатству. Даже если тебе достанется огромное состояние в наследство, ты его промотаешь или у тебя его отберут. Причем в рекордно короткие сроки.

    Я знал людей, находящихся на короткой ноге с Вистом (он же Джокер, Локки – эгрегор азартных игр). Они постоянно и крупно выигрывали. Но вот с Мамоной нормальных отношений не получалось. Итог – деньги утекали как вода.

    В отличие от метафизиков и психологов с оккультным уклоном (А. Свияш и другие), я не предлагаю задабривать эгрегоры мыслями и ритуалами. Более того, считаю это пустой и опасной тратой времени. Все эти действия подменяют Промысел, открывая человека власти определенных сил.

    Сразу внесу ясность. Термин «эгрегор» я использую лишь потому, что не собираюсь придумывать свою терминологию. Смысл, который вкладываю в это слово, существенно отличается от определения ДЭИР, Свияша, Аверьянова и многих других. Я не считаю эгрегор ни «инфузорией», плавающей в энергоинформационном океане, ни устойчивой волновой формой, являющейся сложением амплитуд мысленных колебаний, ни неким демоном поднебесья. Мне это напоминает представления дикарей о громе.

    Я понимаю, что многим будет лень отвечать на вопросы. Они пропустят их и, соответственно, не смогут воспользоваться ключом «Поворот», который я опубликую.

    Это очень сильная практика и очень мощная подвижка твоего мышления. Она – триггер, запускающий перезапись твоего программного обеспечения.

    С уважением и признательностью, Владимир Даров.

    Продолжение темы "Тараканы по поводу денег"

    У нас есть группа ВКонтакте материалы которой не дублируются на сайте. Проводятся реальные практики, обсуждения, акции, квесты и флешмобы!

    Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

    darov.net


    Смотрите также


    loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
     

    ReadMeHouse
    Энциклопедия строительства и ремонта