• Войти
  • Регистрация
 

Понятие стоимости – фундамент экономической науки. Фундамент экономической науки


Понятие стоимости – фундамент экономической науки

 

9798967

Хочу выразить благодарность всем камрадам, выразившим поддержку по вопросу публикации данного проекта. Всем, кто отозвался скептически, настоятельно рекомендую проявлять скептицизм и дальше, возможно, вам удастся найти у меня логические ошибки. Итак, с этого поста публикация начинается. Пока предполагается 2 статьи в неделю. Возможно, на какие-то комментарии я буду отвечать отдельным постом. По вашим комментариям базовый текст, возможно, будет правиться, для целей последующей публикации всего сборника в одном месте. Если заметите какие-то ляпы, прошу тыкать не стесняясь. Ещё одна просьба — в комментариях не выходить за тематику конкретной статьи. Итак, поехали….

… я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из «Капитала» Маркса,

искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям.

Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как «необходимый» и «прибавочный» труд,

«необходимый» и «прибавочный» продукт, «необходимое» и «прибавочное» время.

И. В. Сталин.

Труд и стоимость

По современной экономике написаны тонны книг, но даже перечитав все, вряд ли кто-нибудь сможет управлять макроэкономической системой, обеспечив стабильный рост экономики. Дело в том, что экономическая наука, включая марксизм, существует с единственной целью – служить ширмой для класса паразитов, а потому щедро финансируется. Конечно, есть вполне добросовестные экономисты, но их то как раз не издают и денег не дают.

Цель данной работы – показать в предельно сжатом и доступном для школьника средних классов изложении принципы управления как макро, так и микроэкономики, предъявить на всеобщее обозрение «невидимую руку рынка», наглядно показав, что не управляемой экономики в смысле «свободного рынка» не бывает вообще, а так же предложить своё видение реорганизации современной экономики в безкризисную.

Об экономике можно говорить начиная с того периода, когда люди перестали жить собирательством и перешли к организованной, т.е. управляемой хозяйственной деятельности. Итак, есть некая территория с необходимыми для организации хозяйства природными ресурсами и более или менее благоприятным для соответствующей деятельности климатом. С самого начала своего существования личная экономика нуждается в управлении, т.е. планировании и последовательном воплощении плана в жизнь. Очевидно, что планирование начинается с целеполагания, т.е. которое можно представить в виде упорядоченного списка, состоящего из наименования и количества продуктов, которые должны быть получены в результате хозяйственной деятельности. Очевидно, что список будет упорядочен по биологически обусловленному спектру (вектору) потребления, т.е. первыми в списке будут продукты, обеспечивающие выживание человека как биологического вида, т.е. пища, одежда, кров, безопасность и т.д. Мясо – это уже достаток, а вот самогон – избыток. Назовём этот условный список вектор целей, далее это термин. Составление такого списка – дело непростое, даже в личном хозяйстве, а реализация потребует немалого труда. Лицо или их организованная группа, способная сформулировать вектор целей и организовать работу по его достижению, далее будет называться экономическим субъектом. При некотором избытке в личных хозяйствах появляются первые ремесленники – люди, профессионально занимающиеся каким – то производством с целью реализации своих продуктов на рынке. Появляется общественное разделение труда и товары – продукты труда, произведённые для обмена и собственно обмен как экономическая функция.

Зададимся вопросом: а как члены такого сообщества будут соразмерять свои продукты при обмене? Естественным способом представляется обмен пропорционально затраченному труду с учётом уровня квалификации на производство тех или иных продуктов. В обществе, в котором нет денег, по другому просто и быть не может. Очевидно, что пропорции обмена одних товаров на другие будут установлены, как сказал бы классик, при полном непротивлении сторон, по справедливости. Это и есть рыночная экономика в чистом виде, без примесей. Такой порядок является естественным для свободных людей, живущих результатами собственного труда. Вышеизложенное в целом настолько очевидно, что легло в основу трудовой теории стоимости (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс) в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда, общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях при существующей технологической базе. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров. Из этой теории вытекает, что труд – единственный источник всякого богатства, однако известно, что от трудов праведных не наживёшь палат каменных. То есть что-то не так в трудовой теории стоимости, чего-то не хватает. А не хватает тут метрологии. Поэтому не вступая в спор с перечисленными выше классиками экономической науки и не ставя под сомнение тезис о том, что справедливый обмен товаров базируется на равенстве общественно – необходимых затрат на их производство, попробуем ввести метрологию, т.е. попытаемся определить объективную меру стоимости.

Справедливое равенство установлено так,

чтобы земледелец относился к башмачнику,

как работа башмачника к работе земледельца.

Аристотель. Этика.

        Начнём же с того, что определим значение термина общественно – необходимый труд на производство товара. Сразу надо сказать, что сопоставить количество и качество труда на производство даже одинаковых продуктов двумя разными работниками невозможно – каждый из них будет считать, что его усилия были больше. Кроме того, могут быть разные технологии, различные прочие условия производства и ещё тысячи факторов, не поддающихся объективному описанию и учёту. А если бы и поддавались – много ли толку, если вы всем докажете, что на производство вашего помидора вы потратили больше усилий, чем другие? Учёно выражаясь, рынок не признает ваш бесценный (в ваших глазах) труд общественно – необходимым, а ваши усилия сочтут, мягко говоря, неразумными, помидоры же придётся съесть самостоятельно. То есть путь непосредственного измерения качества и количества труда — тупиковый.

Ещё Маркс отмечал, что стоимость (меновая стоимость) товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для воспроизводства аналогичных товаров в господствующих нынешних условиях. Стоимость товара определяется количеством абстрактного (усреднённого) труда в товаре, что и называют общественно необходимым временем на его воспроизводство, но не реально затраченным рабочим временем на конкретном производстве. Так можно ли измерить общественно – необходимый труд? Можно, если измерять не собственно труд по множеству параметров, а только его результаты.

Например, если два человека выращивали помидоры, то мы можем объективно сравнить результаты их труда по количеству. Понятно, что никто не меняет свой товар на такой же, но и тут проблем нет и никогда не было – повсюду и во все времена на рынке стихийно складывались некая усреднённая оценка конкретного товара. Выражалась эта оценка в пропорции обмена на другой товар, например: один помидор равен двум огурцам. Очевидно, что сложившиеся на конкретном рынке соотношения обмена товаров и отражают их СТОИМОСТЬ, т.е. общественно – необходимые затраты труда на их производство, которые выражены объективно, т.е. численной мерой, раскрывающей пропорции обмена одного товара на другой. Однако намного удобнее было бы выразить оценку товаров через некую условную единицу.

Предположим, что у нас есть всего пять товаров, обмениваемых друг на друга, которые обозначим латинскими буквами a – е. Теперь добавим к реальным товарам некий условный товар $, стоимость которого мы примем равной единице. Далее выразим стоимости товаров a – d через виртуальный товар $:

Товар

Стоимость ($) за единицу

a

1

b

4

c

2,5

d

0,5

e

5

Теперь предположим, что у нас есть товар b, который мы хотели бы обменять на товар е. Расчёт: стоимость товара, который получаем (е = 5) делим на стоимость товара, который отдаём (b = 4), следовательно, 5/4 = 0,8. Это будет пропорция обмена единицы товара b на товар е. По данной методике можно составить таблицу обмена товаров на рынке, которая будет похожа на таблицу кросс – курсов валют. Важно здесь не собственно составление таблицы, а то, что применив не особо хитрый технический приём — введение условной единицы стоимости, мы получили следующие результаты:

  1. Определили меновые пропорции между товарами в едином измерителе, т.е. сделали стоимость различных товаров сопоставимой;
  2. Получили объективную меру общественно-необходимого труда на производство соответствующих товаров. Таким образом, труд, затраченный на производство соответствующего продукта, получает объективный измеритель;
  3. Установили тождество численной меры стоимости произведённых и реализуемых на рынке товаров и общественно – необходимых затрат труда на их производство.

Таким образом, понятие стоимости выражается через равенство:

Общественно-необходимый труд = Стоимость товара (ов) на рынке.

В результате формула Маркса, определяющая стоимость товара как количество общественно-необходимого труда на его производство, перестаёт быть абстракцией и становится пригодной для расчётов, т.е. учётно – расчётной единицей. А главное – только такое понимание механизма стоимости позволяет рассматривать любую экономику как единое целое, независимо от её размеров и социально-экономического строя. А уже это позволяет применить совершенно другие подходы к управлению экономическими системами, а также другие возможности анализа их функционирования, чем мы несколько позже и займёмся.

А теперь, когда сформулировано главное, пришло время сделать необходимые оговорки. Всё вышесказанное справедливо для экономики, в которой экономические субъекты действуют исключительно в собственных интересах и свободны от какого – либо внеэкономического давления (действия властей, природные катастрофы и т.п.). Сказанное предполагает, что экономические субъекты должны быть независимы, т.е. самостоятельно производить свои товары и распоряжаться ими. При соблюдении данных условий можно сказать, что товары на рынке обмениваются по справедливой стоимости, что автоматически означает справедливую оплату труда.

Разумеется, такая экономика существует сегодня только гипотетически. Главная проблема в том, что в современном обществе люди не могут сказать, что они производят. То есть они, конечно, трудятся, но результат их усилий не всегда может быть идентифицирован как продукт чьего-то конкретно труда. Кроме того, люди не являются хозяевами (владельцами) произведённого. Например, что произвёл рабочий за смену на сборочном конвейере? В марксистской терминологии это называется отчуждение человека от результатов его труда. Можно сказать иначе – люди утратили экономическую субъектность, т.е. если без политкорректности – превратились в рабов или ресурс и в этом выводе я ничуть не оригинален.

Вышесказанное накладывает свой отпечаток на мышление. Сегодня люди сопоставляют стоимость товара не с трудом на его производство, а с денежной оплатой собственного труда. Например, глядя на новую модель телевизора или автомобиля человек думает, сколько ему надо трудиться, что бы её купить. Но разве оплата труда всегда справедлива? Насколько справедлива оплата труда депутатов или министров по отношению к заработной плате врачей и учителей?

Вышесказанное доказывает, что сегодняшняя «рыночная» экономика ничего общего не имеет с экономикой свободного рынка и основана на внеэкономическом принуждении, которого люди не замечают исключительно благодаря пропаганде, основной частью которой является и официальная экономическая наука, в том числе и советская времён позднего СССР.

Однако надо понимать, что все сделанные выше оговорки касаются лишь вопроса справедливости распределения произведённой стоимости, но это никак не отменяет само понятие стоимости в вышеизложенной трактовке. Раскрытое выше понятие стоимости имеет объективный характер и действует в любой экономике, что будет показано позднее. Здесь же нам следует понять и запомнить, что стоимость никак не связана с деньгами, для чего умышленно рассматривался безденежный обмен. Может быть, кто-то считает, что это фантазии и такой экономики не бывает? Мягко говоря, это не так или совсем не так.

Многоотраслевая безденежная экономика действовала в Древнем Египте тысячелетиями, начиная с Раннего Царства, о чём сохранились документальные свидетельства. Сначала никакого материального эталона стоимости не существовало, но начиная с Нового Царства эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, тем не менее, цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом. Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало «кольцо», но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Желающие могут прочитать об этом в учебниках по истории экономики.

Очевидно, что изобрели такую систему жрецы, которые управляли и Египтом, и его экономикой. Фараон и его чиновники были теми людьми, которых сегодня называют менеджерами, т.е. надсмотрщиками за рабами. Автор опять ничего не придумал, именно такое определение менеджерам дают американские учёные Кеннет Клок и Джоан Голдсмит в своей книге «Конец менеджмента и становление организационной демократии». Однако за этой сворой нужен был жёсткий присмотр, который осуществлялся путём сплошного и непрерывного документирования всего происходящего писцами. Известно, что сословие писцов было весьма многочисленным. Писцы записывали всё – урожаи, рождения и смерти и уж конечно налоги, которые собирались натурой, в том числе с чиновников, даже высокопоставленных. Писцы подсчитывали состояние того или иного чиновника и брали с него соответствующий налог. Это было бы невозможно без применения единого измерителя и введения в хозяйственную деятельность понятия стоимости (возможно, под другим названием). Насколько справедливо они её устанавливали – вопрос к историкам. Как бы там ни было, в Древнем Египте тысячелетиями работала прекрасно отлаженная налоговая служба при отсутствии денежной системы. И уж если зашла об этом речь, то надо сказать – данный факт неопровержимо доказывает, что бухгалтерский учёт как информационную технологию изобрели именно древние египтяне (или их предшественники, от которых и пошла каста жрецов), а не Лука Пачоли в средние века. Кто – то же должен был разработать общую методологию планирования производства, сбора и обработки информации (учёт) в общегосударственном масштабе, после чего создать нормативную базу для писцов, т.е. что и как следует документировать, как первично собранную информацию следует обобщать, какую и в какие сроки представлять отчётность. Очевидно, что центром управления учётными процессами могли быть только храмы. А управляет тот, кто всё знает. При этом необязательно было объяснять рядовым писцам смысл их работы. Здесь полная аналогия с современными бухгалтерами – читаем Налоговый кодекс и положения по бухгалтерскому учёту, стараемся выполнять буквально, смысл понимать не нужно. Причём объём работы должен быть таким, что бы не оставалось времени задуматься над общей целью этой деятельности. Попробуйте сегодня найти бухгалтера, который задумывается над теорией учёта. Также надо упомянуть, что современная экономическая наука до сих пор гадает, в чём же природа (т.е. внутренний смысл) бухгалтерского учёта, выдвигая бесчисленные теории, но одна из них не является общепризнанной. Возвращаясь к древности, мы видим законченную и совершенную систему: жрецы ставили задачи, чиновники отвечали за их выполнение, а писцы независимо от чиновников собирали информацию о ходе их выполнения и достигнутых результатах. Именно поэтому Древний Египет просуществовал несколько тысячелетий, имея тщательно документированную историю, бережно хранимую в многочисленных храмах. Надо сказать, что в варварских племенах, окружавших Древний Египет (например, у эллинов), деньги появились очень давно, о чём египетские жрецы безусловно знали. Тем не менее, в Египте деньги начали чеканиться с началом правления династии Птолемеев (323 год до н.э.), т.е. в период, когда процесс заката египетской цивилизации вследствие деградации элиты вошёл в финальную стадию. В завершение исторического отступления обратим внимание на тот интересный факт, что безденежную экономику, подобную древнеегипетской, видел своими глазами Фернандо Кортес в период Конкисты. И эта страна была богаче Испании.

Теперь же вернёмся к стоимости. Моё понимание природы стоимости, изложенное выше, работает при любом социально – экономическом строе, в денежной или безденежной экономике, при наличии писаных юридических законов или при полном их отсутствии. Это означает, что стоимость — явление естественное, т.е. физическое. А экономику, основанную на физической природе стоимости, с полным правом можно назвать физической экономикой. Такой термин уже ввёл в своей одноименной работе Линдон Ларуш, но физическую природу стоимости он не раскрыл. Необходимо также упомянуть и о потребительской стоимости К. Маркса. В его изложении потребительская стоимость есть обязательное свойство товара, определяющее его полезность для потребителя. Если предмет не обладает потребительской стоимостью, то он товаром не является. У меня проще – если товар не находит сбыта на рынке, он стоимости не имеет. Таким образом, нет нужды определять понятия потребительской или меновой стоимости как неких самостоятельных свойств товара. Нужно сказать, что есть и другие теории стоимости. Однако я бы хотел получить от их адептов ответ на один простенький вопрос: как работают механизмы стоимости, описанные в этих теориях, в случае отсутствия денег и законов?

Итак, мы определили базовое экономическое понятие — стоимость и выяснили, что оно работает и без денег. Надо только уметь считать и иметь такое желание. Будет уместным подчеркнуть главное — данная трактовка стоимости имеет адекватную жизни метрологию, что позволяет исследовать экономику, создав соответствующие математические модели. Хотелось бы сделать это прямо сейчас, однако это невозможно сделать, пока не будет внесена определённость в понятиях о том, что есть информация вообще и экономическая информация в частности, а также рассмотреть вопрос о роли информации в управлении экономическими системами.

На сегодня всё. Если кто-то ожидал страниц с заумными формулами — я предупреждал, что всё будет на уровне 5-го класса. Ну почти всё. А пока — жду вопросов и разбора моих ошибок.

Автор: Auditorhttps://aftershock.news

Комментарий автора: Рекомендуется прочитать дополнение по комментариям, если что-то осталось непонятным, здесь: https://aftershock.news/?q=node/483516

www.russiapost.su

Краткий конспект лекций по курсу экономика.

56

АВТОР КЛИМОВИЧ Л.А.

Раздел 1. Введение. Общие основы экономики.

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Вопросы:

Предмет и функции экономической науки.

Методы экономической науки.

Предмет и функции экономической науки

Существует несколько подходов к определению экономики. Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон), оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.), во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.

В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всей системы отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наука об экономике, дающая цельное представление о всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов, называется экономической теорией.

Экономическая теория – наука, изучающая механизм хозяйствования и экономические законы, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг на различных структурных уровнях экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Современная экономическая наука исходит из положения о безграничности потребностей в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, что определяет необходимость выработать эффективный механизм их использования. Исходя из этого подхода экономика (экономическая теория) определяется как «наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства ценных товаров и распределения их среди людей» (П. Самуэльсон).

Экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Исходя из различных подходов к определению науки можно выделить и несколько понятий предмета науки.

Предмет курса экономики включает:

• разрешение вопросов: что производить, как и для кого;

• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;

• познание законов развития экономических процессов и механизма хозяйствования.

Функции экономической науки

• познавательная — изучает экономические явления, выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процес­сами; теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономическо­го поведения (позитивная экономика).

• практическая - анализирует создавшиеся проблемы и предлагает пути их решения, разрабатывает научные прогнозы, вы­являет перспективу общественного развития. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.

Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей.

Экономика — общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и макроуровне.

Разделы экономической теории

• микроэкономика - ис­следует поведение отдельных экономических субъектов — поку­пателей, фирм, анализирует механизмы функционирования от­дельных рынков, распределение ресурсов и их использование, формирование доходов и т.п;

• макроэкономика - рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики , такие общие явления и процессы как темпы роста национального производ­ства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п

• мировая экономика (мегаэкономика) - рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.

При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п.

Методы экономической науки.

Метод науки - принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.

Диалектический метод:

• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;

• развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

• движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.

Метод научной абстракции — суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).

Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элемента­ми, противоречия и намечаются пути их устранения.

Метод индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формулирование гипотез и подтверждение их фактами).

Метод исторического и логического — исследования происхождения явления, этапов и тенденций его развития.

Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.

Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать при­чины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.

Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроиз­ведение экономических явлений в определенных условиях с це­лью их изучения и дальнейшего практического изменения.

Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.

studfiles.net

3. Методологические основы экономической науки.

Методология — это учение о принципах по­строения, формах и способах научного позна­ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме­сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче­ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле­дованиях. Это — наблюдения (статистические), обработка полученно­го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Более подробно остановимся на методе научной абстракции, ко­торым часто приходится пользоваться. Его суть — освобождение на­ших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ­ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани­цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст­вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания— это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако­нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе­мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един­ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер­шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель­но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика — многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи­нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова­тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач­но, а через законы распределения их вероятностей.

В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам иссле­дований. Среди них — классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторо­вича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслужи­вает Дж. Нейман — математик, физик, кибернетик, который в содру­жестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие пробле­мы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода Рос­сии к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока суще­ственно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руково­дящими органами нашей страны.

studfiles.net

Что изучает экономическая наука? Основы и понятие экономической науки

Исследователи пытаются ответить на вопрос, что изучает экономическая наука, приблизительно с XVIII века. Именно тогда появились все предпосылки для того, чтобы зародилась новая дисциплина, которая бы изучала причины людского обогащения. К сегодняшнему дню эти изыскания породили множество теорий и учений.

Появление экономической науки

Производство, потребление и распределение услуг и товаров - это то, что изучает экономическая наука. Объект ее исследований появился еще на заре человечества вместе с торговлей. Однако до XVIII века экономической науки в современном понимании еще не существовало, хотя уже тогда была экономическая реальность.

Прорывом для теоретического познания причин обогащения одних и обеднения других произошел в 1776 году, когда была издана книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский ученый впервые предложил некоторые теоретические обоснования о связи торговли, производства и денег. Он стал выразителем и систематизатором тех идей, которые уже давно витали в воздухе. Безусловно, зачатки экономической науки были известны всем способным и успешным купцам древности и Средневековья. Но только Адам Смит придал этим знаниям научный характер. С его поры все, что изучает экономическая наука, исследовалось через призму сочинений знаменитого англичанина.

что изучает экономическая наука

Основные экономические вопросы

Главная проблема экономики заключается в том, что у человека есть неограниченные потребности, в то время как окружающие его ресурсы не бесконечны. Из-за такого противоречия возникает несколько насущных вопросов. Подобные проблемы - это именно то, что изучает экономическая наука.

Вот только некоторые из основных вопросов, на которые она отвечает: какой товар лучше производить, каким способом его лучше производить, какая работа должна выполняться, кто должен выполнять эту работу, куда пойдут ее результаты и т. д. Все эти экономические проблемы связаны с ограниченным количеством ресурсов, которым может распорядиться человек.

что изучает современная экономическая наука

Проблема производства

Человек может создать только то количество товаров, которое ему позволяет объем доступных ресурсов. Лучший способ производства это как раз то, что изучает современная экономическая наука. При правильном сочетании ресурсов и эффективных методов их обработки человек может получить наибольший результат, а значит, и наибольшую выгоду.

Для любой экономической теории важна классификация ресурсов. Они могут быть естественными. Это те ресурсы, которые появились благодаря природе (например, древесина, вода, любые сельскохозяйственные культуры). В то же время человек смог добиться своего благосостояния благодаря тому, что он научился производить искусственные инструменты, облегчающие ему труд. Это вторая группа ресурсов. К примеру, к ним можно отнести пилу, гвозди и т. д. В экономической теории искусственные ресурсы также называются капиталом.

Труд и капитал

Другим важным ресурсом является труд. Это совокупность всей интеллектуальной и физической деятельности людей. Природные ресурсы не могли бы помочь человеку, если бы он не научился ими пользоваться. Это стало возможно только благодаря труду многих поколений. Столетия и тысячелетия людские народы усиленно работали, познавая и приручая окружающий мир.

Наиболее удачное и полезное сочетание природных ресурсов, труда и капитала это то, что изучает экономическая теория как наука. Для исследователей в этой области важно найти самый эффективный рецепт человеческой деятельности, т. е. то, как потратить меньше ресурсов и времени и при этом добиться наилучшего результата.

что изучает наука экономическая география

Экономическая география

Существует несколько смежных научных дисциплин, в которых, так или иначе, фигурирует экономика. Они изучают разные аспекты жизнедеятельности людей через призму производства товаров и услуг. Одной из таких дисциплин является экономическая география. Этот термин был введен российским ученым Михаилом Ломоносовым в 1751 году.

Но что изучает наука экономическая география? Каковые объекты ее изучения? Экономическая география охватывает организацию экономической деятельности общества согласно территориальному признаку. Это полезная и важная наука. Она помогает определить самые эффективные способы расходовать ресурсы и производить товары в определенном регионе. Мир сложен и многообразен. Там, где будет эффективен один метод ведения хозяйства, другие способы производства окажутся убыточными. Экономическая география нужна как раз для того, чтобы определить, какое сочетание труда и капитала будет эффективным в исследуемом регионе.

для чего нужно изучать основы экономической науки

Методы производства

Любой товар можно производить по разным технологиям. Например, один и тот же автомобиль выпускается на конвейере огромного завода с автоматизированными системами сборки, а также на небольшом предприятии с малым персоналом. Основы экономической науки необходимы для того, чтобы ответить на вопрос, какой из этих способов производства будет наиболее выгодным и эффективным.

Оно должно затрачивать как можно меньше ресурсов, усилий и времени. Вот для чего нужно изучать основы экономической науки – чтобы знать, какой метод производства будет наилучшим выбором для собственника. При этом специалисты не пользуются расплывчатыми формулировками. В экономической науке есть четкая формула экономической эффективности, которую можно рассчитать, зная объем доступных ресурсов и другие важные характеристики.

основы экономической науки

Разделение труда

Экономическая наука поставила перед обществом несколько принципиальных вопросов. Одним из самых острых среди них остается спор о разделении труда. Он заключался в гипотезе о том, что каждый человек должен заниматься только тем делом, в котором он является настоящим профессионалом.

Мировая экономическая наука развенчивает миф о том, что один работник может быть универсальным специалистом. Фермер не станет днем портным, а вечером не переквалифицируется в поэта. Поэтому экономисты в свое время стали самыми ярыми сторонниками и пропагандистами профильного образования, которое молодые люди получали в высших учебных заведениях. Именно вузы помогают обществу наиболее эффективно распределить людей в наиболее востребованные ниши. Понятие экономической науки включает в себя несколько теорий о правильном разделении труда.

что изучает экономическая теория как наука

Распределение благ

Экономическая наука необходима еще и для того, чтобы точнее определить, как правильнее распределить произведенные обществом товары. Накопленные блага не могут находиться в одних руках. Они циркулируют между людьми, которые могут себе их позволить. Инструментом для этого процесса является торговля.

Благодаря покупкам и продажам товары попадают в новые руки. Это естественный ход событий. Однако именно экономическая теория определяет, как лучше всего распределить блага между членами общества (города, страны, государства). Исследователи и ученые на протяжении нескольких столетий старались разработать системы, которые позволяли бы добиться наиболее справедливого распространения капитала. В данном случае речь идет о таком порядке, когда товаров хватает на всех, и при этом у одних не возникает излишков, а у других – недостатка благ.

fb.ru

Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Поиск Лекций

Введение

 

Учебное пособие написано на базе курсов лекций, прочитанных в МГТУ им. Г.И. Носова по программе, составленной на основе Государственных стандартов по высшему образованию для всех специальностей, по которым ведется подготовка.

Сегодня экономические знания – необходимое условие для активного участия в рыночных преобразованиях. Чем глубже эти знания, тем выше рейтинг специалиста любого профиля.

Без фундаментальной науки экономические проблемы могут решаться только вслепую, методом «проб и ошибок». Именно поэтому экономическая теория – фундамент для прикладной экономической науки и хозяйственной практики, экономической политики. В этом проявляется методологическая функция теории.

Экономическая теория – это не набор готовых рекомендаций, применяемых непосредственно на практике. Дж. М. Кейнс отмечал: «Цель нашего анализа отнюдь не в том, чтобы создать такую механику или такую шаблонную схему операций, которая автоматически выдавала бы безошибочный ответ, а в том, чтобы обеспечить себя методом для систематического и планомерного изучения ряда проблем».[1]

Экономическая теория прошла в своем развитии длительный путь, получив название политической экономии в 16в., в 20в. она все чаще называется «Экономикс». Эволюция экономической мысли сложилась так, что политическую экономию связывают с «Капиталом» К. Маркса, а под «Экономикс» понимают западную, немарксистскую экономическую теорию.

В предлагаемом учебном пособии упор делается на общетеоретические аспекты, так как именно они позволяют читателю подойти к научному пониманию сущности экономических явлений, критически оценить негативные и положительные стороны экономической практики, выявить принципы и методы рационального хозяйствования, обосновать экономическую политику государства.

Работа состоит из трех разделов. Первый посвящен предмету и методу экономической науки, становлению и развитию мировой экономической мысли, общим основам теории рыночного хозяйства. Второй характеризует микроэкономику, поведение потребителя и производителя, а также рынки экономических ресурсов. Третий раздел посвящен макроэкономике, функционированию национального хозяйства в целом, содержанию экономической политики государства. Учебное пособие содержит программу курса экономики. Каждая тема включает основные понятия, необходимые для изучения, тесты и задания для самоконтроля.

Авторы надеются, что их работа принесет хорошую пользу заинтересованному читателю.

Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Основные понятия: экономические взгляды в период древневосточных цивилизаций и в античный период; экономическая мысль в средние века – схоластика; меркантилизм, политика протекционизма; физиократы, принцип laissez faire; английская классическая школа, политика free trade; марксизм; маржинализм, австрийская школа предельной полезности, американская школа предельной производительности, кембриджская школа – рыночное равновесие; кейнсианская теория регулируемого капитализма; либерализм; монетаризм; неоклассический синтез; институционализм.

 

Экономическую науку можно сравнить с могучим деревом, крупные ветви и обширную крону которого образовывали и продолжают формировать многочисленные экономические течения и школы. Они изучали различные экономические проблемы, разрабатывали оригинальные теории, нередко по одним и тем же вопросам имели противоположные взгляды. Однако накопленные в течение столетий и критически осмысленные научные знания всегда служили и служат фундаментом развития экономической науки, выражая такое ее свойство, как научная преемственность. Отметим основные научные направления, внесшие весомый вклад в общеэкономическую теорию.

Каждый, кто тем или иным образом занимается экономической проблематикой, сталкивается с понятием “богатства”. И это не удивительно. Дело в том, что основная масса людей во все времена стремилось к определенному для данного общества уровню материального благополучия, который ассоциируется в лексике с термином “богатство”. Теоретические построения чаще всего фиксируют наиболее широко представленное в данную историческую эпоху смысловое наполнение термина “богатство” и стараются определить оптимальные условия для его увеличения, то есть количественного роста.

Первые попытки толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества и условий создания богатства содержатся в дошедших до нашего времени письменных источниках древневосточных цивилизаций (таких как древнеегипетские папирусы к.III т.л. до н.э., законы царя Хаммурапи 1792-1750гг. до н.э. в Вавилонии, древнеиндийский источник Артхашастра IY-IIIвв. до н.э., учение Конфуция 552-479 гг. до н.э. в Китае). В центре экономических взглядов древневосточных авторов оказались вопросы создания государственного богатства и проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством. Выразители экономической мысли – философы и правителистремились идеализировать и рассматривали как «естественный порядок» социальное неравенство, неприкосновенность частной собственности, деспотическую форму власти и высокую степень государственного контроля над обществом и экономикой. Именно такая система могла обеспечить, по их мнению, стабильность и порядок в обществе, и увеличение богатства государства и благосостояния всех подданных.

Становление экономики как науки относится к периоду существования государств античного мира Древней Греции и Рима. Мыслители Древней Греции Ксенофонт (430-355 гг. до н.э), Платон (428-348 гг. до н.э), Аристотель (384-322 гг. до н.э) первыми пытались теоретически объяснить такие экономические процессы и явления, как товарно-денежные отношения, обмен, деньги. Древнеримские авторы III-I вв. до н.э. обращали внимание главным образом на практические и правовые проблемы экономики. В трудах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I вв. до н.э) рассматривались проблемы организации и управления рабовладельческой виллой. Проблемы частной собственности анализировались римскими юристами. Римское право как свод законов об имущественных отношениях стало основой последующего развития права частной собственности. На его основе был разработан «Кодекс Наполеона», ставший основой современной юридической науки в европейских странах. И хотя в античный период экономические знания были частью философских, правовых систем античных философов, их экономические воззрения стали той основой, на которой в дальнейшем развивалась экономическая наука в рамках европейской цивилизации.

Впервые в научном обороте термин экономика появился благодаря сочинению Ксенофонта «Ойкономикос», что буквально означает наука о домашнем, (то есть индивидуальном, семейном) хозяйстве (греч.: «ойкос» - дом, «номос» - закон). Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: “экономию”- хозяйство ради самообеспечения и “хрематистику” - хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой “экономию”, основанную на натуральном хозяйстве, где применялся труд рабов. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике (по-гречески хремата - деньги), полагая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеет источником богатства сферу обращения, поэтому хрематистика противоестественна. Соответственно этим видам деятельности, Аристотель установил два вида богатства – как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику, то есть деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Аристотель связывал происхождение денег с развитием обмена и фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной. Являясь сторонником натурального хозяйства, Аристотель в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение обмена товаров. Что скрыто за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. В обмене уравниваются разные виды деятельности, а участвующие в нем потребительные стоимости обладают чем-то общим. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости (ценности), исследование которой станет исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.

В период средних веков V – XV вв. европейская экономическая мысль развивались в составе теологии – экономические вопросы излагались в религиозных работах и трактовались с точки зрения христианской этики. Духовный авторитет церкви был настолько велик, что она обладала практически полной монополией на знания. Церковь вела борьбу с инакомыслием, но церковь смогла сохранить и произведения античных авторов, в более поздних списках, тщательно выполненными монахами. Духовные лица были основателями и преподавателями старейших европейских школ и университетов. В рамках монашеского ордена человек любого сословия мог получить доступ к знаниям и продвинуться в зависимости от личных способностей, то есть сословное деление феодального общества было вполне преодолимо именно в рамках церкви. Наука в эпоху средневековья развивалась в форме схоластики или канонизма, (эти термины означают, что научная деятельность была направлена на поиск подтверждений религиозных истин, и ее выводы должны были соответствовать религиозным постулатам). Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер, важнейшим элементом доказательства являлись ссылки на религиозные тексты.

Ученые – канонисты, или схоласты, согласно христианской этике рассуждали о честности, нравственности получения прибыли, процента, то есть исследовали экономическую действительность с помощью нормативного метода, предписывая, какой ей следует быть. В период раннего средневековья, с V по XI вв. канонисты, в частности, основатель ранней школы канонистов, епископ Августин (353-430), выступали за строгое подчинение божественным заповедям, соблюдение христианской морали, сильным был идеал нищеты, обладание богатством осуждалось, проповедовалась необходимость постоянного труда, физического и духовного. Центральной экономической идеей ранних канонистов было учение о «справедливой цене», под которой они имели в виду цену, равную затратам, и учили, что «несоблюдение пропорционального равенства приведет к распаду общества». Присвоение торговой прибыли и ссудного процента канонисты рассматривали как нарушение обмена «по справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества. Деньги изобретены людьми и должны лишь обслуживать меновые операции, а накопление их осуждалось.

В период позднего средневековья становится широко известным произведение итальянского богослова Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1277) «Сумма теологии». Он считает, что невозможно устроить общественную жизнь по божественным законам в силу несовершенства самой природы человека. Более того, такие попытки приведут к рождению новых пороков и бед. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). В отношении этих законов действует строгое требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие справедливости – справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. – являются центральными для средневековых экономических воззрений. Воззрения Ф. Аквинского опираются на те же принципы религиозно - этического свойства, что и ранних канонистов, и в то же время его взгляды отражают реалии своего времени, представляют сравнительно новые объяснения социально-экономических проблем в условиях быстрого развития городской экономики и товарно-денежных отношений. В отличие от ранних канонистов Ф.Аквинский не характеризует рост ремесленного производства, торговой и ростовщической деятельности как исключительно греховные явления и не требует их запрещения. Интерес представляют его взгляды на богатство, частную собственность, социальное неравенство, определение справедливой цены, оценка торговли и ссудного процента.

Богатство, по мнению Ф.Аквинского, не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Если с помощью богатства совершаются благие дела, то оно заслуживает одобрения. Если же с его помощью творится несправедливость, то такое использование богатства достойно осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Осуждения заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а, следовательно, несправедливостью.

Частная собственность. С точки зрения Ф.Аквинского, человек имеет право на владение вещами, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Это право творца на свое творение. Человек имеет право также передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков. Необходимость частной собственности Ф. Аквинский объясняет также и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, то есть обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или вещью.

Социальное неравенство. Фома Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид – справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, отсюда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения», о чем будет сказано ниже. Второй вид – справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе и значимости выполняемых им функций. Поскольку общество является иерархичным, то и заслуги каждого человека различны. Следовательно, различными должны быть и уровни доходов людей.

Справедливая цена. Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, «справедливая цена» гарантирует каждому участнику обмена приличное его сословию возмещение ущерба, то есть справедливыми могут считаться разные цены на один и тот же товар для разных сословий. «Справедливая цена» является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь, это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Не менее важной является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, то есть меры своей потребности в нем. Продавец должен также учитывать качество товара, устанавливая на него цену. В основном «справедливую цену» Ф.Аквинский рассматривает как среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях.

Фома Аквинский большое внимание уделяет случаям нарушения правил справедливого обмена. Продавцы не должны допускать сознательное искажение качества товара. Продавцы обязаны снизить цену, если товар обладает скрытыми, но известными ему дефектами. При этом они не обязаны афишировать дефекты перед покупателем. покупатели сами должны догадаться о них, узнав о более низкой цене. Продавец не имеет права завышать цену в случае чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его средняя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать более высокую цену на товар.

Оценка торговли и ссудного процента. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец должен соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену с затратами на приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли. Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Процент представляет собой дополнительную плату. Но продажа денег и продажа права пользования ими – это одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды.

Эпоха Возрождения (XV - XVI вв.) дала новые подходы к представлению о богатстве и источниках их происхождения. В этот период происходят важнейшие изменения в духовной, экономической и политической жизни европейских стран; создаются предпосылки перехода от феодального к капиталистическому обществу. В светской жизни наблюдается возобновление интереса к ценностям античности и, прежде всего, интереса к человеку, признание его значимости и активной роли в преобразовании окружающего мира. Изменилось отношение общества к богатству. В духовной сфере происходит Реформация, когда наряду с католицизмом получает распространение новое направление христианства – протестантизм, с его новой трудовой этикой. Теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) противопоставляли капиталистическое предпринимательство, основанное на действии законов рынка методам феодального обогащения. Ж.Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении. Если человек правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое выражение в росте денежного богатства; основой успеха является добросовестный труд на выбранном направлении. Таким образом, протестантизм дает обоснование постоянного и честного труда как основы буржуазного предпринимательства, целью которого является приумножение богатства.

С социально-экономической точки зрения период XV – XVII вв. характеризуется как период первоначального накопления капитала. Этот термин позже в научный оборот ввел А.Смит и понимал под ним создание предпосылок капиталистического способа производства. В первую очередь речь идет о формировании рынка труда и капитала. Натуральное феодальное хозяйство уходит в прошлое, преобладающей становится денежная рента, крестьянские хозяйства все более работают на рынок. Растут города, развивается товарное мануфактурное производство. В Англии создается рынок труда за счет огораживания и вытеснения крестьянства из аграрной сферы. Важнейшим фактором экономических изменений стали великие географические открытия. Освоение новых территорий привело к бурному развитию торговли, возросли торговые обороты и торговые прибыли. Именно сфера обращения в этот период стала преимущественной сферой деятельности капитала, и торговля стала главным источником увеличения богатства частных лиц и государства. Наиболее богатыми и процветающими в XVI - XVII вв. стали те европейские страны, которые вели активную колониальную политику и внешнюю торговлю: Португалия, Испания, затем Франция, Голландия, Англия. Меняется политическое устройство европейских стран - возникают централизованные государства с абсолютной монархией, и государство начинает играть активную роль в экономике, выступая сначала на стороне торгового, а затем и промышленного капитала.

Таким образом, активная деятельность людей, стремление к прибыли и богатству, бурный рост торгового капитала, выполнение экономических функций правительством становятся характерными чертами данной эпохи - перехода от феодальной к капиталистической экономике.

Теоретической концепцией этого времени стал меркантилизм (от итальянского слова «mercante» - торговец, купец) - первое самостоятельное направление экономической науки. Его основными представителями были: в Италии Г. Скаруфи (1519-1584), А. Сера (его книга вышла в 1613г.), в Англии У. Стаффорд (1554-1612), Томас Мэн (1571-1641), во Франции А. Монкретьен (1575-1621), Ж.Б. Кольбер (1619-1683).

К ведущим принципам меркантилизма традиционно относятся следующие положения:

- экономической формой общественного богатства являются деньги – золото, серебро, сокровища любого вида;

- основной источник богатства – внешняя торговля, способствующая притоку в страну золота и серебра;

- меркантилисты признают за государством право вмешиваться в экономическую жизнь, обосновывают необходимость регулирования внешней торговли и политики государственного протекционизма в сфере производства;

- экономическая политика меркантилизма включала поощрение экспорта, введение протекционистских тарифов на импортные промышленные товары;

- развитие внутреннего промышленного производства осуществляется за счет импорта дешевого сырья.

В целом для меркантилистов характерен макроэкономический подход к анализу экономических явлений. Именно ими было введено понятие «национальное богатство». Это понятие означает, что акцент делается на всеобщем благе (отождествляемым с богатством государственной казны), а не на благе индивида. Индивидуализация понятия «богатство» произойдет позже, в период возникновения классической экономической теории. Можно выделить два этапа в развитии меркантилизма. Первый этап – ранний меркантилизм или монетарная система в качестве экономической политики и теория активного денежного баланса в качестве экономической теории, получившие распространение в XV – первой половине XVI вв. Второй этап – поздний меркантилизм или мануфактурная система в качестве экономической политики и теория активного торгового баланса в качестве экономической теории, распространившиеся в конце XVI – XVII вв.

На раннем этапе характерно было любыми способами удержать деньги в стране. Применялись административные меры, например, такие, как требование от иностранных купцов на вырученные за свои товары деньги покупать национальные товары. Поддерживалась политика неэквивалентного обмена, суть которой в том, чтобы ввозить товары как можно дешевле (речь идет, прежде всего, о колониальных товарах), а продавать дороже. В связи с этим государства активно участвовали в захвате колоний, поощряли создание внешнеторговых компаний и торговых факторий за границей.

Теоретическая основа позднего меркантилизма - доктрина активного торгового баланса, как обязательного элемента национального благосостояния. На этом этапе рассматривается эквивалентный обмен, но прирост денежного богатства происходит благодаря превышению стоимости вывоза товаров над стоимостью ввоза. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами: во-первых, за счет вывоза не сырья, а готовых изделий из страны; во-вторых, за счет посреднической торговли, в связи с чем, разрешалось вывозить деньги за границу, при условии, что торговый баланс остается положительным. Государством поощрялся вывоз товаров, а иностранные товары облагались пошлинами, что характерно для политики протекционизма. Особое значение приобретает промышленный протекционизм. Государство поддерживает мануфактурное производство, прежде всего развитие экспортных отраслей, предоставляет льготы, субсидии, организует казенные мануфактуры. Меркантилисты впервые определили управленческие функции государства, которое обязано было с помощью протекционистских мер повышать конкурентоспособность своей страны во внешней торговле.

Меркантилистская политика проводилась во всех европейских странах. Однако в зависимости от исторической обстановки формы ее осуществления были различны. Для Англии в большей степени был характерен торговый протекционизм в виде установления торговых льгот и торговых пошлин и барьеров. Представитель раннего меркантилизма в Англии У. Стаффорд (1554-1612) считал, что необходимо покровительствовать отечественной внешней торговле, ввозящей деньги из-за границы. Вывозить нужно не сырье, а продукты его переработки. Государство должно регулировать торговлю не запретительными методами, а экономическими – пошлинами, налогами, льготами и премиями. Поздний меркантилизм представлен работой Томаса Мэна (1571-1641) «Богатство Англии во внешней торговле» (1625). Т. Мэн считал, что богатство выражено в денежной форме, но выступал за свободный вывоз денег, без чего невозможно нормальное развитие внешней торговли. Призывал к выборочной политике протекционизма, считал, что не должно быть пошлин на ввозимое сырье. Т. Мэн рекомендовал не запретительное, а преимущественно поощрительное вмешательство государства в экономическую жизнь. Предлагал развивать судоходство и транзитную торговлю колониальными товарами. Государство должно содействовать заключению торговых договоров, организовывать колониальные экспедиции. Следует отметить, что такая политика в XVII в. способствовала созданию условий для быстрого развития капитализма в Англии и превращению ее в первую промышленную державу мира.

Во Франции более характерным был промышленный протекционизм. Государство создавало казенные мануфактуры, оказывало финансовую поддержку мануфактурному производству, освобождало от налогов. Наиболее последовательно проводил политику протекционизма Жан Батист Кольбер (1619-1683), министр финансов при Людовике XIV. Он лично курировал создание королевских мануфактур, производящих на экспорт предметы роскоши. Поддерживал проведение колониальной политики, организовывал внешнеторговые компании. Условием развития промышленности и торговли Кольбер считал низкие цены на хлеб и увеличение налогов на крестьян. Это вело к упадку сельского хозяйства – основной отрасли экономики.

Известным представителем меркантилизма во Франции являлся Антуан де Монкретьен (1575-1621). Его книга «Трактат по политической экономии» (1615), посвященная королю Людовику XIII, дала имя экономической науке, которое широко использовалось в XVIII - XIX вв. Термин «политическая экономия» означает – наука о законах развития государственного хозяйства. Как считают современные французские исследователи, этот термин был применен Монкретьеном в целях активного противодействия распространению идеи о том, что политика и экономика - это две отдельные, самостоятельные сферы: сфера государства, с одной стороны, и сфера промышленников и торговцев, с другой. Монкретьен рассматривал вмешательство государства в экономику в качестве важного фактора развития хозяйства страны, предлагал создавать мануфактуры, контролировать качество продукции, «урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве». Практически речь шла об установлении жесткого правительственного контроля над рынком. Интересно, что новый термин «политическая экономия» вошел в употребление, прежде всего в странах с абсолютистской формой правления.

Меркантилисты внесли значительный вклад в развитие теории денег. В отличие от средневековых авторов – сторонников номиналистической теории денег, большинство меркантилистов придерживалось металлической теории денег, согласно которой сущность денег объясняется их естественными свойствами, и выступают за использование полноценных денег в обращении. В этот период актуальной была проблема «порчи монеты», то есть сознательной чеканки монеты с более низким весовым содержанием драгоценных металлов с целью увеличить количество денежного богатства. Меркантилисты утверждают, что порча монеты лишь ухудшит положение в стране, так как, во-первых, полноценные будут покидать сферу обращения, превращаясь в сокровище; во-вторых, полноценные монеты будут уходить из страны в результате внешнеторговой деятельности. Внимание меркантилистов сосредоточилось, прежде всего, на двух функциях денег – как сокровища и мировых денег. Именно в этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение богатства. Они отмечали также важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно уходят из сферы обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище. Наряду с металлической теорий в период становления капиталистической экономики получает развитие и номиналистическая теория. Ее представителями являлись английские философы и экономисты Дж. Локк (1632-1704), Н. Барбон (1640-1690), Дж. Беркли (1684-1753), Давид Юм (1711-1776). Согласно этой теории деньги представляют собой простую счетную единицу, являющуюся лишь знаком для счета. Этот условный знак, по их мнению, не имеет своей внутренней стоимости. Поэтому золото и серебро не следует рассматривать в качестве всеобщего эквивалента.

В эпоху меркантилизма появляются первые примеры количественной теории денег. В работе французского автора Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товарооборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвигают либо увеличение первого, либо уменьшение второго. Эти идеи получили в дальнейшем развитие в работах представителя позднего меркантилизма в Англии Т. Мэна.

В России в XVII в. политика меркантилизма активно проводилась в период деятельности Петра I (1694-1725). Характерно было поддержка мануфактурного производства, протекционистская торговая политика. Соответственно государство устанавливало многочисленные прямые и косвенные налоги для финансирования протекционистской промышленной политики.

По мере становления капиталистической системы свободного предпринимательства в XVIII - XIX вв. становилось все более очевидным то обстоятельство, что рекомендации меркантилизма являются неэффективными для нового этапа экономического развития. Государственное вмешательство в экономическую деятельность не является необходимым условием приумножения общественного богатства. Возникает новое направление экономической науки - классическая политэкономия, которая выступает с критикой меркантилизма по всем основным утверждениям. Ее исторически первым этапом стала школа физиократов, возникшая во Франции в XVIII.

Физиократизм (переводится, как власть природы) идеологически обеспечивал требование невмешательства правительства в хозяйственную жизнь общества, так как богатство - это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего сельскохозяйственных ресурсов. Интересно, что физиократизм был по большей части французским явлением. Ярким представителем этого направления был врач при дворе французского короля Людовика XV Франсуа Кенэ, впервые в науке создавший схему воспроизводства, идеи которой блестяще использованы в межотраслевом балансе нашего современника Василия Леонтьева. Меркантилизм идеологически обосновывал экономику открытую, торговую, при активной роли государства. Физиократизм же обосновывал экономику самодостаточную, прежде всего, аграрную, характерную для Франции.

Вершиной классической политэкономии стала английская классическая школа второй половины XVIII века. Ее виднейшими представителями являлись А.Смит, Д. Рикардо, У.Петти, Д.С. Милля и другие. Принято считать, что именно А. Смит был основателем экономической теории как самостоятельной науки, прежде всего, благодаря своему главному труду “Исследование о природе и причинах богатства народов “ 1776 г. В отличие от меркантилистов и физиократов он считал, что богатство нации создается в процессе производства и не только в сельском хозяйстве. Главная идея книги Смита состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы, и собственную выгоду, на основе разделения труда и специализации создают, ведомые “невидимой рукой” рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Отстаивая экономическую свободу, классическая теория выступала за ограничение вмешательства государства в экономику. Так, например, А. Смит считал, что лучшее, что может сделать государство для своего народа, это не вести войн на своей территории, устанавливать низкие налоги и быть терпимым к управлению, все остальные проблемы решит сам рынок.

В дальнейшем развитие экономической теории шло сложными и различными путями. В середине 19–го века сформировалась марксистская школа. В основе учения Маркса лежит трудовая теория стоимости, согласно которой единственным источником формирования стоимости товаров является труд рабочих. Прибыль капиталистов представляет собой прибавочную стоимость, которая должна принадлежать тем, кто ее создает - рабочим. По сути своей марксизм был идеологией революционного пролетариата, он обосновал неизбежность краха капитализма и построение социалистического общества. Научное наследие Маркса остается предметом острых споров и дискуссий: одни опровергают Маркса, другие отстаивают справедливость, а порой и незыблемость его положений и выводов. Бесспорно одно: в истории экономической мысли Маркс занимает значительное место.



poisk-ru.ru

4.8. Содержание «стоимости» и «денег» – фундамент экономической науки

4.8. Содержание «стоимости» и «денег» –

 фундамент экономической науки

Вопрос, связанный с определением денег и стоимости – один из самых запутанных, как в современной экономической науке, так и на практике. Недаром с переменным успехом идет война между «монетаристами» и их противниками. О том, что экономическая наука до сих пор не знает, что такое деньги, свидетельствует поговорка кейнсианцев (сторонников английского ученого Кейнса): «Если вы не можете определить, что такое деньги, – обратитесь к количественной теории (монетарной) – она окончательно затуманит вам мозг». Английский ученый Питер Браунинг о деньгах писал: «Концепции денег нечетки. Одно определение не хуже и не лучше любого другого. Деньги - это то, чем их считают». До сих пор стоит открытым вопрос, нужно или не нужно материальное обеспечение денег, как это было при золотом эквиваленте?

Практически каждая экономическая реформа в любой стране начинается с попыток оздоровления денежной и финансовой систем. Они, за редким исключением, не улучшали экономическую ситуацию, а ухудшали. По этой причине часто говорят, что процесс финансового оздоровления связан с негативными явлениями, которые необходимо пережить, как неизбежный этап на пути к экономическому росту. Однако наиболее удачные примеры экономической политики опровергают такое мнение. Финансово-денежная реформа Людвига Эрхарда в 1948 году в послевоенной Германии с первого дня дала громадный импульс для роста экономики, что назвали «немецким экономическим чудом». Чтобы такие же реформы стали возможными в финансовой и денежной политике всех стран, нужен иной уровень знаний, чем имеется в настоящее время в экономической науке.

Для определения содержания стоимости и денег нужно исходить из очевидного факта: потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие. Тем самым каждый покупатель, деля свой бюджет на статьи расхода, численно соизмеряет ценность одних товаров для него по отношению ко всем другим. При многочисленных актах купли и продажи происходит соизмерение ценности одних товаров по отношению ко всем другим уже для всех покупателей и для всех товаров. Отсюда определение стоимости товаров и денег:

Относительная ценность товаров потребителям, называемая стоимостью – универсальное свойство всех товаров, которое численно измеряется покупателями количеством денег при многочисленных актах купли и продажи.

Деньги - такой же измерительный инструмент, как метр или весы, они не требуют своего материального обеспечения. Их вид (наличные, безналичные, электронные) не имеет какого-либо значения на выполнение своих функций. Но они требуют жесточайшей системы управления, чтобы соответствовать своему предназначению. Денежная система держится на доверии хозяйствующих субъектов к деньгам, на отсутствии сомнений как в изменениях покупательной способности денег (инфляция и дефляция), так и возможности потерять их (конфискация и замораживание счетов). Любые действия, подрывающее доверие, в том числе политически мотивированные, грозят переходом на другие виды денег в расчете между хозяйствующими субъектами. Чтобы пользоваться всеобщим доверием, денежные системы должны исключить из своей работы любые механизмы, влияющие на распределение денежных средств между хозяйствующими субъектами. В этом варианте управление денежными и финансовыми системами должны осуществлять некоммерческие организации, и эти организации не должны иметь собственных доходов, их работа не должна использоваться в корыстных интересах кого-либо. Доверие легко потерять, но трудно приобрести.

Какие выводы следуют из такого определения стоимости и денег?

В рыночной экономике происходит конкуренция не только между товарами одного назначения (одни продукты питания с другими), но между всеми товарами, независимо от их отраслевой принадлежности. Истратив деньги, например, на покупку квартиры, нельзя их потратить на покупку автомобиля или продукты питания и наоборот. Люди платят соответствующее количество денег, чтобы удовлетворять свои потребности. Модница больше тратит денег на одежду, алкоголик тратит на соответствующие напитки, коллекционер большую часть доходов тратит на пополнение своей коллекции. Из относительной ценности товаров следует, что изменение цен на одни товары неотвратимо меняет стоимость всех остальных. (Потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие). По этой причине существует неотвратимая зависимость всех секторов экономики и экономики всех государств, участвующих во внешнеэкономической деятельности, друг от друга.

Реальная стоимость товара, в отличие от виртуальной, – это количество денег, которыми покупатель оплачивает товар. Только в момент оплаты определяется ценность одних товаров относительно всех других. Отсюда и термин – «теория относительной ценности».

Один и тот же товар в зависимости от времени и места реализации обладает разной стоимостью. Торговые организации, перемещая товар с одного места на другое, пытаются увеличивать спрос на него, а, следовательно, увеличить его стоимость (относительную ценность) своего товара. Разность цен на различных рынках заставляет товары перемещаться в пространстве, находя наиболее выгодных покупателей.

Необходимо отметить, что по средней стоимости товары не покупают. Мировыми ценами могут быть лишь среднестатистические цены, а товары продаются на разных рынках по разным ценам. Еще раз, разность цен на различных рынках заставляет товары перемещаться с одних рынков на другие и находить свое наилучшее применение, выражать свою максимальную ценность для потребителей. Равенство цен на разных рынках прекращает их движение.

Стоимость товара - главная экономическая информация, которая влияет на оценку результатов деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Оценка покупателями деньгами единого свойства всех товаров – их относительной ценности – ориентирует продавцов, а, следовательно, и производителей товаров: что им нужно предпринять, чтобы заработать больше денег. Некоторые убеждаются в правильности своей деятельности и продолжают ею заниматься. Другие, не получив ожидаемого дохода, меняют ее характер. Третьи, получив результат выше ожидаемого, расширяют масштабы своей деятельности.

В условиях ложной экономической информации, ложной стоимости, которую ежечасно рождает экономическая система, принять успешные решения, в том числе и органам экономического и финансового управления, невозможно. Отсюда и название излагаемой теории – «Информационная экономическая теория (теория относительной ценности)».

Если деньги меняют свою покупательную способность во времени (инфляция или дефляция), то происходит искажение информации о стоимости товаров во времени. При инфляции и дефляции происходит то же самое, что и при измерении длины предметов резиновым метром.

Как только деньги отрываются от купли и продажи товаров, они перестают ими быть, превращаясь либо в инструмент азартных финансовых игр на фондовых биржах (типа фишек в казино), либо временно выбывают из экономической деятельности, выполняя функцию сбережений (тезаврация).

Политика в финансовой сфере, отрывающая деньги от купли и продажи товаров, приводит к дестабилизации экономики.

Деньги – величайшее изобретение человечества, которое позволило придать экономической деятельности людей общественный характер. Но человечество еще не нашло эффективных систем управления их распределением между хозяйствующими субъектами. Оно не нашло таких систем, в которых стали бы невозможны паразитические, коррупционные и криминальные доходы. Эти проблемы необходимо решать, но нельзя из-за факта их существования отвергать или ломать саму систему. Зло не в деньгах, а в неэффективных и паразитических системах их распределения, в том числе криминальных и коррупционных.

Отсюда деньги в рыночной экономике - это не только инструмент численного соизмерения относительной ценности товаров, но и одновременно инструмент распределения покупательной способности между хозяйствующими субъектами.

Можно сделать очень важный вывод о том, что стоимость товаров определяется не только их потребительскими качествами, но и сложившейся в обществе системе распределения доходов.

Например, при резком расслоении доходов граждан стоимость предметов роскоши и высококачественной продукции становится более высокой. Их производство оказывается более выгодным, чем производство товаров массового потребления. Напротив, при невысоком уровне расслоения доходов стоимость товаров массового потребления возрастает по отношению к стоимости товаров роскоши и стимулирует производство товаров массового потребления. Товары роскоши из-за меньшего денежного спроса становятся для производителей менее привлекательными, чем товары массового потребления. Налогово-бюджетная политика государства, изменяя соотношение реальных доходов граждан, влияет тем самым на структуру спроса и на объемы производства всех товаров.

Однако без оплаты первых образцов товаров по высокой стоимости, они не могут в будущем стать товарами массового потребления, наступает застой, а политика выравнивания доходов будет играть роль тормоза в развитии экономики. В каждый момент времени нужно выбирать политику выравнивания доходов в зависимости от реального положения дел.

 

project-soglasie.ru

2. Методологические основы экономической науки.

Методология — это учение о принципах по­строения, формах и способах научного позна­ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме­сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче­ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле­дованиях. Это — наблюдения (статистические), обработка полученно­го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Метод научной абстракции — освобождение представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ­ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани­цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст­вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания— это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако­нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе­мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един­ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер­шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель­но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика — многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи­нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова­тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач­но, а через законы распределения их вероятностей.

studfiles.net


Смотрите также


loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
 

ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта