Самое высокое сооружение в Европе и России. Второе место среди самых высоких зданий и сооружений занимает Лахта-центр в Санкт-Петербурге, правда, он является зданием.
Первое название — «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября». Останкинская телебашня является высочайшим сооружением в Европе и России, полноправным членом Всемирной федерации высотных башен, а также принадлежит филиалу ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» — «Московскому региональному центру».
Строительство останкинской башни шло. Московский телевизионный центр на улице Шаболовке был построен в 1936—1938 годах возле Шуховской башни, на которой была установлена передающая телевизионная антенна. 9 марта 1938 года в эфир вышла первая пробная передача, а в 1939 году телецентр начал регулярную работу. Сигнал с Шуховской башни обеспечивал уверенный приём телепрограмм почти на всей площади Москвы и Московской области, но в масштабах страны его мощность была недостаточной. В 1953 году Сергей Новаковский, Ф. Большаков и Н. Скачков обратились к председателю Всесоюзного радиокомитета Алексею Пузину с предложением построить в Москве «фабрику телевизионных программ» — многопрограммный телецентр с 15—20 студиями, передающей станцией и башней-антенной высотой 500 метров, которая обеспечила бы уверенный приём за пределами московского региона. Пузин дал проекту одобрение и представил его Никите Хрущёву, и 15 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление «О строительстве нового телепередающего центра». В январе 1956 года для строительства был выделен участок в районе Черёмушек, но изыскания показали непригодность почв для строительства массивного сооружения. После Черёмушек рассматривались участки около Берсеневской набережной, в районе Кропоткинской улицы и Калужской заставы, а подходящий был найден на территории Останкинского питомника Управления благоустройства города Москвы[2].
Был проведён всесоюзный конкурс на лучший проект телебашни, который выиграл киевский проектный институт, специализировавшийся на стальных конструкциях и предложивший ажурную металлическую башню наподобие башни Эйфеля в Париже. Заявка не вызвала энтузиазма у архитекторов, которым предстояло претворять проект в жизнь, а член конкурсной комиссии, специалист по железобетонным и металлическим конструкциям Николай Никитин выступил с неожиданным альтернативным предложением — выполнить башню из бетона. Подобный проект бетонной телебашни был успешно выполнен 2 годами ранее в Штутгарте, поэтому ко мнению Никитина прислушались, и инженеру дали возможность подготовить собственную заявку. Предложенная им конструкция была основана на наработках Юрия Кондратюка, автора нереализованного проекта Крымской ветряной электростанции на горе Ай-Петри, помощником которого Никитин работал в 1930-х годах. Кондратюк задумал бетонную конструкцию ветроэлектростанции тонкой и полой, а её прочность должны были обеспечивать стальные канаты под напряжением. В проекте Никитина предотвращение деформации и разрушения бетонного каркаса из отдельных круглых блоков также обеспечивали 149 натянутых тросов. Никитин утверждал, что разработал проект за 1 ночь, а прообразом конусообразного основания башни стала привидевшаяся инженеру во сне перевёрнутая лилия — цветка с крепкими лепестками и толстым стеблем. Впрочем, Никитин стал не первым, кто предложил подобное решение: в 1932 году популярный в Советском Союзе итальянский инженер Пьер Луиджи Нерви представил на один из конкурсов 300-метровую стройную башню, выраставшую из конусообразного основания и увенчанную металлической мачтой. Башня Никитина отличалась от проекта Нерви более длинным стволом и более широким основанием[2][3].
Проект Никитина был утверждён, решениями Совета Министров СССР и Исполкома Моссовета генеральной проектной организации стал Государственный Союзный проектный институт Министерства связи СССР, разработка архитектурного решения была доверена институту «Моспроект», генеральным подрядчиком был назначен «Главмосстрой»[источник не указан 185 дней]. Никитин был назначен главным конструктором, вместе с ним работали инженеры Борис Злобин, Владимир Травуш, Виктор Ханджи и Моисей Шкуд, также выступивший в роли архитектора. Главным архитектором был назначен глава мастерской № 7 «Моспроекта» Леонид Баталов, также в разработке художественной стороны проекта приняли участие архитекторы Дмитрий Бурдин и Лев Щипакин[3][4]. Строительство началось летом 1960 года ещё до окончательного утверждения проекта: в июле 1960 года на строительную площадку вышло СУ-60 треста «Строитель», в конце сентября в основание телебашни были заложены первые железобетонные блоки[источник не указан 185 дней]. Весной 1961 года строительство было приостановлено из-за сомнений в надёжности предложенного Никитиным фундамента неглубокого залегания от 3,5 до 4,6 метра — меньше, чем у стандартной заводской трубы. Инженер был уверен в своих расчётах, но согласился на увеличение основания на 1,5 метра в ширину и 2,25 метра в глубину. Также, по рекомендации автора штутгартской телебашни немецкого инженера Фрица Леонардта (de: Fritz Leonhardt), число опор было увеличено с 4 до 10. Окончательный проект Останкинской телебашни был утверждён 22 марта 1963 года, и работы возобновились, а последним изменением стало увеличение высоты с проектных 505 метров до 540 (с флагштоком)[3][2].
Законченный облик башне придали архитекторы. Они добавили арки между опорами, встроили под ствол башни остеклённый цилиндр, где разместились технические службы и студии прямого эфира, прорезали верхнюю часть конуса окнами-иллюминаторами, придав башне сходство с ракетой. На уровне 325—360 метров башня получила расширение размером с 10-этажный дом, где разместились оборудование, 3-этажный вращающийся ресторан и смотровая площадка, заимствованная из проекта телебашни в Штутгарте. На балконах и стволе башни разместились оборудование радиорелейных линий, передвижных телевизионных станций, радиотелефонной связи, объекты специальных служб и метеорологический комплекс[3][2]. В ноябре 1967 года, на момент приуроченного к 50-летию Октябрьской революции торжественного открытия телебашни, работы не были завершены и было принято компромиссное решение: 4 ноября с башни впервые ушёл телевизионный сигнал, 5 ноября был торжественно подписан акт Государственной комиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди Аппаратно-студийного комплекса, в состав которого входила телебашня, а вторая очередь была сдана 26 декабря 1968 года. Только на поворот всех городских антенн в сторону новой телебашни потребовалось ещё около 2 месяцев. В 1969 году открылись смотровая площадка и ресторан[3][2][5]. После завершения Останкинская телебашня стала самым высоким сооружением в мире. Постановлением Совета министров СССР она получила почётное звание «имени 50-летия Октября», а в 1970 году Никитин, Злобин, Шкуд, Бурдин и Щипакин были удостоены Ленинской премии в области науки и техники[2][4].
27 августа 2000 года на высоте свыше 400 метров от перенапряжения вспыхнули высокочастотные кабели, что привело к крупному пожару на Останкинской телебашне[6]. Горение полиэтиленовой оболочки фидеров привело к быстрому распространению огня внутри ствола башни. Первые пожарные расчёты прибыли спустя 11 минут после возгорания и пытались остановить вертикальное распространение огня при помощи асбестовых полотен, но капли горящего полиэтилена проникали сквозь щели, образовывавшиеся из-за сложной формы внутренних конструкций башни. Из-за внутренней организации телебашни спасатели с оборудованием были вынуждены преодолевать подъём с 381 до 420 метров по узкой вертикальной металлической лестнице, непригодной для эвакуации, и задачей первых нескольких часов была защита от огня конструкций лифтов, которые использовались для спуска людей. В течение 27 августа огонь распространился до высоты 80 метров, в тушении пожара приняли участие 2400 человек, 269 единиц техники и 4 пожарных вертолёта. Борьба с огнём продолжалась более суток — до вечера 28 августа[4][4][7].
В пожаре полностью выгорели 3 этажа башни, 121 напряжённый стальной канат пришёл в негодность, были повреждены системы электроснабжения, связи. Скоростные лифты обрушились вместе с конструкциями, в одном из них погибли 3 человека: командир пожарного расчёта, поднимавшийся к очагу возгорания, лифтёр и слесарь-ремонтник. Из-за потери значительной части оборудования временно прервалось вещание основных телеканалов на Москву и Московскую область. В первые дни после пожара были объединены эфиры ОРТ и РТР, а программы НТВ частично выходили на ТНТ, частично на Пятом канале[8]. Работа метровых каналов была полностью восстановлена к 4 сентября, части дециметровых — к 5 сентября, и ещё полтора года вещание было частично организовано через телецентр на Шаболовке и Шуховскую башню[9]. Огнестойкость бетонного ствола башни позволила продолжить её эксплуатацию параллельно с реконструкцией в 2000—2007 годах. В 2009 году было возобновлено экскурсионное обслуживание гостей башни, в 2011 году вновь начала работу открытая смотровая площадка на высоте 340 метров, а ресторан «Седьмое небо» на высоте 328—334 метра, полностью уничтоженный пожаром 2000 года, открылся только в 2016 году[7][10].
Изначально в Останкинской телебашне стояли немецкие лифты R.Stahl. Во время пожара 2000 года из-за высоких температур практически все тросы всех лифтов лопнули, что послужило причиной их падения. В одной из кабин тогда находились 3 человека, из них никто не выжил.
4 новых лифта были произведены на заводе ThyssenKrupp в 2003 году, однако их установка была завершена только 21 ноября 2005. Также в здании установлен один служебный лифт Щербинского завода. Также ЩЛЗ был спроектирован один из двух лифтов, которые должны располагаться в антенной части телебашни. Лифты № 6 и 7, расположенные выше смотровой площадки и идущие до отметки ориентировочно 450 метров, на данный момент не работают, и, возможно, их восстановление и не планируется из-за того, что лифтовые шахты забиты кабелями и фидерами. На момент сентябрь 2017 года работают 5 лифтов: 4 скоростных лифта концерна ThyssenKrupp и один служебный Щербинского лифтостроительного завода.
Скоростные лифты имеют следующие характеристики: Два пассажирских:
Грузопассажирский:
Ресторанный:
Машинные агрегаты скоростных лифтов установлены на отметках 360 и 364 метра. Скорость движения лифтов может автоматически уменьшаться по сигналам от датчиков, контролирующих амплитуду раскачивания башни. Также лифты оснащены уникальной системой, в которой осуществлена бесконтактная передача электроэнергии в кабину лифта за счёт индуктивной передачи энергии по принципу трансформатора. Для этого в шахте размещены элементы индуктивной передачи энергии, а на кабине закреплены токосъёмники.
В случае, если данные скоростные лифты перестают работать, посетителей смотровой площадки с высоты 337 метров сотрудники данной телебашни эвакуируют вниз пешком по технической лестнице до выхода из телебашни.[12]
В декабре 2006 года был запущен в эксплуатацию скоростной лифт № 4.
На высоте 328—334 метра в Останкинской телебашне расположен ресторан «Седьмое небо». Вход в ресторан организован со смотровой площадки, в самом ресторане предусмотрено 3 этажа-зала: бистро, кафетерий и, собственно, ресторан. Уровни ресторана медленно вращаются вокруг оси, совпадающей с осью башни, совершая 1—3 оборота в час. В каждом зале были предусмотрены 24 четырёхместных столика, расположенных вдоль панорамных окон по окружности с радиусом 9,2 метра[13]. Пожар 2000 года полностью уничтожил «Седьмое небо», и его восстановление затянулось на 16 лет: сперва у проекта не было инвестора, а затем препятствием стали введённые после пожара требования МЧС России, по которым число одновременно находящихся на башне посетителей было ограничено 50 людьми. «Седьмое небо» возобновило работу в конце 2016 года[10][14][15].
За 30 лет существования башни ресторан «Седьмое небо» со смотровой площадкой посетили свыше 10 миллионов гостей[16]. К январю 2008 года смотровая площадка была отремонтирована полностью. 27 марта 2008 года она открылась для пилотных экскурсий.
С декабря 2010 года одночасовые экскурсии проводятся ежедневно. Работают три смотровые площадки — закрытая, высотой 337 м и две открытые, высотой 340 м и 85 м, соответственно. Открытая смотровая площадка работает только в теплое время года — с мая по октябрь. Размер экскурсионных групп в настоящее время ограничен до 90 посетителей.
Со смотровых площадок Останкинской башни открывается панорама города Москвы и ближайшего Подмосковья.
Горизонтальная панорама со смотровой площадки Останкинской телебашни
В 2014 году были смонтированы медиафасады (светодиодные экраны) на двух ярусах Останкинской телебашни: нижний уровень — на высоте 83—128 метров, второй уровень — на высоте 146—192 метра. Общая площадь поверхности экранов двух ярусов составила 3753 кв. м. Монтаж был выполнен для использования медиафасадов во время фестиваля «Круг света» в октябре 2014 года[17][18]. По окончании фестиваля было решено продолжить использование медиафасада для вечерней и праздничной иллюминации и для рекламных целей[19][20].
Концертный зал Останкинской телебашни «Королёвский» находится в здании экскурсионного корпуса, в котором находится дирекция Московского регионального центра ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Во время работы смотровой площадки концертный зал использовался как кинозал для демонстрации роликов об Останкинской башне, Останкино и телевидении. Сейчас в концертном зале «Королёвский» проходят различные концерты, театральные представления, конференции, семинары и другие мероприятия.
Размер сцены: 18 × 9 × 8,5. Оснащена: антрактно-раздвижным занавесом, 7 механических подъёмов, три фермы сценического освещения, «Звёздное небо» на заднике сцены и трёх планах кулис.
Каждую неделю в ночь с понедельника на вторник с 1:45 до 6:00 вещание приостанавливается. На башне проводятся профилактические работы. Кроме того, у большинства вещающих в аналоговом формате каналов (кроме Первого) производится дополнительное периодическое отключение на профилактику по установленному графику. Помимо этого, цифровые мультиплексы уходят на профилактику по своим графикам с 6 утра до 14 часов: первый мультиплекс — каждый 2-й вторник месяца, второй — каждую 3-ю среду, дополнительный — каждый 4-й четверг.
Телевизионные передатчики расположены на пятом этаже основания телебашни. Телевизионные передающие антенны занимают четыре антенные секции башни и расположены на высотах 389—421 и 454—523 метров. Несколько антенн (резервные и малой мощности) расположены на высоте 345—364 метров. Поляризация антенн — горизонтальная.
Первый канал | 1 | 40 | 404 | 130 | Стерео NICAM, телетекст, 14:9 letterbox[26], эталонные сигналы частоты и времени[27] |
ТВ Центр | 3 | 40 | 467 | 120 | Стерео NICAM, телетекст, радиопрограмма для незрячих[28] |
Матч ТВ | 6 | 1 | 486 | 80 | |
НТВ | 8 | 40 | 486 | 105 | Телетекст, субтитры |
Россия-1 | 11 | 60 | 497 | 120 | Телетекст, субтитры |
Че | 23 | 10 | 420 | 100 | |
Второй мультиплекс РТРС-2 | 24 | 10 | 400 | 90 | DVB-T2. Кодирование отсутствует. Вещание с мощностью 10 кВт начато 11.12.2013 в 10:10. |
360° Подмосковье | 25 | 10 | 454 | 110 | |
СТС | 27 | 5 | 454 | 100 | |
Канал Disney | 29 | 10 | 420 | 100 | |
Первый мультиплекс РТРС-1 | 30 | 10 | 400 | 90 | DVB-T2. Кодирование отсутствует. Вещание с мощностью 10 кВт начато 19.03.2012 в 8:50. |
Домашний | 31 | 20 | 513 | 115 | |
Автомобильный мультиплекс | 32 | 1,3 | 360 | 25 | DVB-T. С 2018 года вещает открыто. |
Культура | 33 | 20 | 513 | 115 | Телетекст, субтитры |
Дополнительный мультиплекс | 34 | 10 | 400 | 100 | DVB-T2. Вещает с 15.01.2015. Кодирование отсутствует (кроме «Наш футбол»). |
ТНТ | 35 | 5 | 478 | 95 | |
Пятница! | 38 | 10 | 454 | 110 | Стерео NICAM |
Пятый канал | 44 | 5 | 410 | 105 | Телетекст |
ТВ-3 | 46 | 5 | 421 | 100 | |
РЕН ТВ | 49 | 20 | 421 | 95 | |
Ю | 51 | 20 | 478 | 100 | |
Звезда | 57 | 5 | 419 | 85 | |
Тест Ultra HD | 58 | 0,3 | 419 | 15 | DVB-T2 (кодек H.265) |
Супер | 60 | 5 | 419 | 95 | |
*Отмечена зона устойчивого приема, общая зона приема ещё больше, является приблизительной величиной, зависит от используемых телеприёмника, антенны и высоты подвеса последней. |
Все радиостанции транслируются в двух УКВ-диапазонах с ЧМ: 65,90—74,00 МГц (УКВ OIRT) и 87,5—108,0 МГц (УКВ CCIR). Радиовещательные УКВ-передатчики расположены на шестом этаже основания телебашни. Радиовещательные передающие антенны занимают одну антенную секцию башни и размещены на высоте 421—454 метров. Поляризация антенн — горизонтальная. На всех CCIR станциях, кроме «Орфея», передаются RDS-сигналы (в основном лишь название станции, частота и PTY-идентификатор).
Радио России, Радио 1 | 66,44 | 5 | |
Маяк | 67,22 | 5 | |
Радио 1 | 68,84 | 5 | |
Русское радио | 71,30 | 5 | |
бизнес FM | 87,50 | 5 | |
Ретро FM | 88,30 | 5 | |
Радиостанции Jazz | 89,10 | 5 | |
Эхо Москвы | 91,20 | 5 | RDS-CT (время) |
Коммерсантъ FM | 93,60 | 5 | |
Говорит Москва | 94,80 | 5 | RDS-CT |
Rock FM (планируется замена на радио ultra) | 95,20 | 5 | RDS-CT |
Дорожное радио | 96,0 | 5 | |
Вести FM | 97,60 | 5 | |
радио Шоколад | 98,80 | 5 | |
Орфей | 99,20 | 5 | |
радио русский хит | 99,60 | 5 | |
Радио Вера | 100,90 | 5 | |
DFM | 101,20 | 10 | |
Радио Монте-Карло | 102,10 | 5 | |
Радио Максимум | 103,70 | 10 | |
Русское Радио | 105,70 | 10 | |
Европа Плюс | 106,20 | 10 | |
Радио России (план) | 106,4 | 10 |
Рекорды
wikiredia.ru
Останкинская телебашня расположена в Останкинском районе города Москвы по адресу улица Академика Королева, 15, К1. Среди свободно стоящих объектов и c высотой чуть более 540 метров, она занимает 10-е место в мировом списке по высотности, уступая только таким сооружениям, как дубайское Бурдж-Халиф, токийское Небесное дерево и Шанхайская башня, построенных в более поздний период. Правда, на сегодняшний день она остается самым высоким инженерным сооружением Европы.
В первые годы после введения в эксплуатацию, с Останкинской телебашни была возможность охватывать территорию с населением в 10 миллионов человек, но с установкой нового оборудования этот показатель вырос до 15 миллионов.
Фото 1. Останкинская телебашня в ночное время
Непосредственно к подготовке строительства приступили в июле месяце 1960-го года, но первые железобетонные конструкции заложили в основание Останкинской телебашни в этом же году – 27 сентября.
Стоит отметить, что концепция башни была разработана Николаем Никитиным, причем, всего за ночь. По его проекту она приобрела вид распущенной лилии, поставленной с «ног на голову». Первоначально основание предусматривало 4 опорных «лепестка», но после консультации с немецким инженером Фритцем Леонхардтом, уже построившего к тому времени телевизионную башню из бетона в городе Штутгарте, их количество подняли до 10, что позволило увеличить высотность сооружения до 520 метров.
Необычность Останкинской телебашни состоит и в оригинальном инженерном решении, когда было принято решение возводить ее, используя преднапряженный железобетон, стянутый металлическими тросами. Именно этот шаг позволил создать ее и простой по исполнению, и с достаточными прочностными характеристиками.
Строительство телевизионной башни в Останкине началось, как говорилось выше, в 1960-м и закончилось в 1967-м, когда 5 ноября, накануне празднования 50-летия Великого Октября, подписали Акт Госкомиссии о сдаче в эксплуатацию первой очереди. К этому периоду Останкинская телебашня уже передавала теле- и радиосигналы на внушительное расстояние – порядка 120 километров.
Интересно, что 2 последних месяца перед официальной приемкой она работала в тандеме с центром на Шаболовке, после чего все приемные телеантенны развернули в ее сторону.
progulkipomoskve.ru
Останкинская телебашня – телевизионная и радиовещательная башня, которая занимает четвертое место в мире по высоте среди свободно стоящих сооружений. Высота Останкинской телебашни составляет 540 метров. Поначалу она называлась «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия СССР». Останкинская башня на сегодняшний день охватывает территорию, на которой проживает более 15 миллионов человек.
Телебашня строилась по заказу Министерства связи СССР. Решение о строительстве башни было принято в 1957 году, приступили к возведению сооружения в 1963 году, а закончено оно было в 1967 году.
Советским строителям нужно было построить конструкцию небывалой доселе высоты. Вначале планировали возвести стальную башню по принципу мачты линии электропередач, но архитектор и конструктор Николай Никитин предложил другое решение. Его вариантом был монолит из предварительно напряженного бетона. Проект Останкинской башни архитектор Н.В. Никитин придумал в течение одной ночи, взяв за образец перевернутый цветок лилии – толстый стебель, переходящий в мощные лепестки-опоры. В первом варианте у строения было всего четыре опоры, а затем их количество увеличили до 10.
Вес Останкинской башни распределялся между основанием и стволом в строгой пропорции 1:3. Центр тяжести располагается на высоте 110 метров, диаметр фундамента – 63 метра. Ствол такой высоты должен быть устойчивым и гибким, но даже во время сильных порывов ветра не отклоняться от центральной оси более чем на один метр. Такие условия могло обеспечить надежное, крепкое основание, что было достигнуто с помощью стягивания основания и стрелы ствола множеством стальных канатов.
В строительстве башни принимали участие: главный конструктор Н. В. Никитин, инженеры М. А. Шкуд и Б. А. Злобин, главный архитектор Л. И. Баталов, а также архитекторы Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Художественным воплощением проекта башни архитектор Леонид Баталов, возглавлявший мастерскую №7 Моспроекта.
При возведении Останкинской башни была использована еще одна новаторская находка – относительно неглубокий фундамент. Обычно, при строительстве подобных высотных сооружений в качестве противовеса использовался фундамент глубокого заложения, а у Останкинской башни он имел глубину от 3,5 до 4,6 м, — меньше, чем у обычной заводской трубы. Сооружение должно было в основном опираться на землю, обретая устойчивость за счет многократного превышения массы основания над массой мачтовой конструкции.
Предварительные расчеты показывали, что при сильном ветре такое сооружение практически не имеет шансов выстоять. По данным канадских строителей, строивших подобную башню у себя, фундамент должен быть не менее 40 метров. Но Никитину и его соратникам удалось с успехом решить эту проблему.
Правда, на то, чтобы отстоять свой проект у него ушло целых десять лет. Причем, критиков останавливала не столько высота будущей башни, сколько отсутствие привычного мощного фундамента. Конструктор доказывал, что сбалансированное натяжение канатов, расположенных внутри башни, свяжет всю конструкцию в настолько надежную систему, что ей будет не страшен даже самый сильный ветер. Никитин говорил: «У человека площадь опоры на ступни еще меньше, но он ведь не падает».
В итоге проект все же был одобрен, и 27 сентября 1960 началось строительство Останкинской башни. Завершилось строительство подъемом многотонного основания металлической антенны похожей на колос, размер ее равнялся 148 метрам, это событие состоялось 12 февраля 1967 года. Запас прочности Останкинской телебашни позволяет ей выдержать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера и ураганный ветер скоростью 44 метра в секунду. На момент постройки Останкинская телебашня стала самым высоким зданием в мире. В 1970 году основные участники строительства телебашни в Москве были награждены различными высокими правительственными наградами.
Николаю Никитину (доктору технических наук, автору конструкции башни), Дмитрию Бурдину (главному архитектору проекта), Моисею Шкуду (главному инженеру ГСПИ), Борису Злобину — главному инженеру проекта ЦНИИЭП, Льву Щипакину — директору научно-исследовательского предприятия Проектпромстальконструкция были присвоены звания Лауреатов Ленинской премии.
Техническая характеристики Останкинской башни таковы: высота – 522 м (с флагштоком – 540 м), высота основания над уровнем моря – 160м, глубина фундамента – 4,6 м, масса башни с фундаментом – 51 400 т. Коническое основание башни имеет 10 опор, среднее расстояние между опорами – 65 м. Максимальное теоретическое отклонение вершины башни составляет 12 м. Главная смотровая площадка Останкинской башни находится на уровне 337 метров. Опорная площадь фундамента – 2 037 кв.м, а общая полезная площадь помещений, расположенных в башне – 15 000 кв.м.
Расскажем немного подробнее о строении Останкинской башни. До высоты 385 метров она построена из предварительно напряженного бетона. На 63-метровой отметке диаметр суживается до 18 метров, а верхняя кромка бетонной части имеет толщину 7,5 метров. Внутри ствола сверху вниз по окружности натянуты стальные канаты, каждый из которых растянут с силой в 70 тонн. Тело Останкинской башни сжато с силой в 10 500 тонн, что надежно предохраняет его от разрушительных внешних воздействий.
Всего в башне имеется семь лифтов, сейчас действуют только пять. Скорость движения лифтов автоматически изменяется в зависимости от сигналов датчиков, контролирующих амплитуду отклонения башни. Электроэнергия в кабину лифта подается бесконтактным индуктивным способом по принципу трансформатора. Для этой цели на кабине лифта закреплены токосъемники, а в шахте располагаются элементы индуктивной передачи энергии.
На уровне 337 метров располагается круговой смотровой зал, огороженный стеклом – отсюда открывается захватывающая панорама Москвы. До того, как в 2000 году в башне вспыхнул пожар, на высоте 328-334 м. располагался знаменитый ресторан «Седьмое небо». Он размещался на трех этажах (золотой, серебряный и бронзовый), каждый из которых совершал круговые вращения вокруг своей оси со скоростью от одного до двух оборотов в 40 минут. На протяжении 30-ти лет в этом ресторане и на смотровой площадке побывало более 10 миллионов человек.
В здании экскурсионного корпуса размещается концертный зал Королевский, а также дирекция Московского регионального центра ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Как правило, в зале проходят концерты, различные театральные представления, конференции и семинары. Общее количество зрительных мест в зале – 750, из них 385 – в партере и 392 – в амфитеатре.
Создатели Останкинской телебашни пророчили ей 300 лет жизни, и действительно, она выстояла во время двух сильнейших ураганов, но пожар, начавшийся 27 августа 2000 года, нанес ей огромный ущерб. Очаг располагался на уровне 460 метров, три этажа башни выгорели полностью. Во время ликвидации бедствия погибли три человека: командир пожарного расчёта Владимир Арсюков, решивший лично подняться на высоту очага пожара, лифтер Светлана Лосева, которой он приказал ехать вместе с ним и слесарь-ремонтник Александр Шипилин.
Фидеры (линия передачи, передающая линия, электрическое устройство, по которому осуществляется направленное распространение электромагнитных волн от источника к потребителю), имевшие внешние полиэтиленовые оболочки, горели с большой интенсивностью. Падающие в низ горящие капли полиэтилена способствовали возникновению очагов пожара на других уровнях. Когда температура поднялась приблизительно до 1000 градусов по Цельсию, вниз стали падать и горящие части фидеров. Пожарные пытались изолировать нижние участки асбестовыми полотнами, но выступающие конструкции Останкинской башни оставляли в них зазоры, сквозь которые расплавленная масса все равно попадала вниз.
Общий ущерб, нанесенный сооружению был таков: из 150 канатов предварительно напряженной арматуры 121 был поврежден, полностью вышло из строя лифтовое хозяйство, нарушены системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, тепло- и водоснабжения, связи и сигнализации.
В течение семи лет шло восстановление Останкинской башни. В результате сооружение вновь укрепили тросами, проложили внутри негорючие кабели, установили лифты, способные выдерживать очень высокую температуру, а также другое современное оборудование.
В январе 2009 года смотровая площадка была окончательно отремонтирована, и в марте она была открыта для пилотных экскурсий. Сейчас одночасовые экскурсии по Останкинской телебашне проводятся ежедневно. В выходные дни стоимость билетов выше, чем в будние. По требованиям, выдвинутым МЧС в экскурсионных группах может быть более 30 человек. Из трех ресторанов работает пока лишь один.
В будущем планируется увеличить высоту Останкинской телебашни до 560 метров, тем самым сделав ее самым высоким телесооружением в мире.
С Останкинской башней связано много интересных фактов. По ее лестницам проводятся забеги на высоту 337 метров. А на 40-летие башни с нее совершали свои головокружительные прыжки бейсджамперы. Бейсджампинг один из самых опасных экстремальных видов спорта. Его название произошло от английской аббревиатуры B.A.S.E — первые буквы слов building (здание), antenna (антенна), span (мост), earth (в данном случае — естественный рельеф). Именно с этих четырех видов объектов и прыгают бейсеры. Прыжки со зданий по опасности стоят на втором месте. Упоминается Останкинская телебашня и в литературных произведениях.
from your own site.
moscow-tvtower.ru
Николай Васильевич Никитин- Главный конструктор Останкинской телебашни Н.В. Никитин родился в городе Тобольске. Он прожил нелегкую трудовые жизнь, наполненную частыми и резкими переменами. Когда Николаю было всего 17 лет (в 1924г.), незадолго перед окончанием школы, его в тайге укусила змея в ногу ниже голени. Это несчастье отложило свой печальный след на всю его жизнь. После успешного окончания школы с хорошей "характеристикой - - рекомендацией", молодого Никитина приняли в Томский технологический институт. Там он впервые познакомился с курсом лекций по "Технологии железобетона". Следует отметить, что искусственный материал ''железобетон" в современном представлении во многом отличается от того строительного материала, подобие которого было широко известно еще в Древнем Риме и даже раньше. О нем неоднократно забывали в прошлом древние цивилизации и этот универсальный материал многократно "открывали" вновь, каждый раз совершенствуя его качество. Еще будучи студентом, Н.В. Никитин принимал активное участие в расчетах армированных конструкций опор, балок и плит. Он занимался разработкой методики расчета рамных конструкций гражданских и промышленных объектов. После окончания архитектурною отделения строительного факультета Томского технологического института в 1930г. началась его трудовая жизнь на строительстве ряда объектов в Сибири. Уже в те далекие годы его творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление и критическая оценка конструктивных решений. В начале 30-х годов Н.В. Никитин познакомился с Юрием Васильевичем Кондратюком, весьма необычным, одаренным человеком того времени, который в глубинке занимался разработкой проектов, расчетов и изобретением механизмов, начиная от элеваторов, шахтных копров и до расчетов траекторий космических кораблей для межпланетных полетов. В 1932г. после объявления Наркоматом тяжелой промышленности и энергетики открытого конкурса на проект мощной ветроэлектростанции в Крыму, которую намечали построить на вершине горы Ай-Петри, по приглашению Юрия Васильевича Кондратюка, Николай Васильевич приехал в Москву. Вскоре вся проектная группа специалистов отправилась в Крым на разработку и реализацию проекта на месте строительства. Архитектурный образ Крымской Ветроэлектростанции (ВЭС) созданный с участием Н.В. Никитина был очень лаконичен, оригинален и выглядел весьма современным. Он получил первую премию. ВЭС напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость. Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое (по тем временам) количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма. Набросок Крымской ветряной электростанции (ВЭС) проектной высотой 165 м. Рисунок Н. В.Никитина. На этом объекте Н.В. Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке. По целому ряду причин реальный проект ВЭС в то время не был реализован, однако теоретические предпосылки, некоторые особенности теории расчета высотных башенных сооружения на воздействие статических и динамических нагрузок, необходимость учета гармонических колебаний и целый ряд других проблем, легли в последующем в основу расчета Останкинской телевизионной башни, значительно большей высоты, чем проект Крымской ВЭС. Николай Васильевич много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта. И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. А это можно было сделать лишь на индустриальной основе с применением новых методов строительства и с использованием заводских железобетонных элементов - плит, балок и ферм различных типовых пролетов и размеров. Николай Васильевич принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Он имел также правительственные награды. В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов. В 1945 году началось строительство здания МГУ на Ленинских горах. Как главный конструктор Промстройпроекта, Никитин принимал участие в его возведении. Более того, никитинские коробчатые фундаменты подводились под все шесть высотных зданий Москвы. Но позже, разрабатывая башенную структуру Дворца науки и культуры в Варшаве, вместо коробчатого фундамента Никитин уже применил мощную, предварительно напряженную железобетонную плиту, на которую монтировался квадратный каркас башни. В этом проекте Никитин сумел повысить допустимые пределы жестких связей и соединить центр жесткости всей конструкции дворца с органично распределенными по всем узловым точкам здания нагрузками. Дворец-башня напоминает лестницу, своими уступами, как ступенями, устремленную в "поднебесную". Принципиально новая коробчатая система связей с квадратным основанием в нижней части, опирающаяся на четыре угловых пилона, также рассматривалась в качестве первоначального варианта основания телебашни в Останкино. За активное участие во внедрении новых методов строительства с использованием заводских железобетонных элементов – плит, балок, ферм различных типовых пролетов и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных Н.В. Никитин в составе творческого коллектива был удостоен звания лауреата Сталинской (впоследствии – Государственной) премии. Он имел также многочисленные правительственные награды. В 1957 г. Николай Васильевич Никитин стал главным конструктором Моспроекта, членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры. В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов. Его идеи и конструкторские разработки применялись при сооружении грандиозного монумента "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов. Следует отметить необычайно широкий крут его творческих интересов во всех областях строительной науки и техники.Но главным образом, имя Николая Васильевича Никитина неразрывно связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, в 1967 г. была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известную башню Эйфеля в Париже. Об этом проекте написана статья, которая с энтузиазмом была воспринята многими специалистами на очередной сессии Международной Федерации по предварительно напряженному железобетону (ФИП) в 1966 г. Авторскому коллективу под руководством Н.В. Никитина, в который входили Б.А. Злобин, М.А. Шкуд, Д.И. Бурдин и Л.Н. Щипакин за проект железобетонной предварительно напряженной телебашни в Останкино, была присуждена Ленинская премия в области строительства за 1990 год. Останкинская телебашня-это главный центр радиотелевизионного вещания в Москве и России, который является самым крупным многопрофильным предприятием, располагающим мощным технологическим оборудованием, обеспечивающим трансляцию 9 программ радио и 11 каналов телевидения по разветвленным радиорелейным линиям и системам космической связи. Останкинская телебашня пользуется большой популярностью среди специалистов, москвичей и многочисленных туристов, приезжающих в столицу со всех стран мира. К 30-летию успешной эксплуатации Останкинской телебашни написано и опубликовано десятки статей, о ней написана книга - "Самая высокая телебашня в Европе", которую можно купить на телебашне по адресу: Москва, ул. Академика Королева, д.15.(Телеф. для справок 283-43-90 или 282-43-40). Будучи гениальным талантливым конструктором, Н.В. Никитин щедро и широко делился своими знаниями со многими специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений.К нему приезжали за консультациями многочисленные группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Н.В. Никитина были специалисты - проектанты из Канады, которые разрабатывали проект железобетонной телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Николаем Васильевичем, увеличили ее высоту до 553 м, всего на 13 м выше нашей Останкинской телебашни. Во время строительства телебашни в Останкино Н.В. Никитин принимал многочисленные группы специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, щедро делясь с ними богатым опытом строительства. Специалисты Государственного специализированного проектного института (ГСПИ-РТ), которые запроектировали десятки различных радиотелевизионных башен по всей нашей стране, отмечали, что железобетонные башни в г.г. Таллинне, Вильнюсе, Баку, Новороссийске и других, являются как бы вторым поколение башен. Они запроектированы и построены с учетом расчетно-теоретических предпосылок и проектных разработок, которые в свое время были осуществлены под руководством Н.В.Никитина и успешно внедрены при строительстве Останкинской телебашни высотой 540 метров. Н.В. Никитин принимал активное участие в работе ряда зарубежных симпозиумов, конференций и конгрессов, посвященных высотным сооружениям, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени. Он удостоен целого ряда правительственных наград, награжден Государственной и Ленинской премиями, имел звание профессора, доктора технических наук, Заслуженного строителя РСФСР. Его последователи успешно трудятся в АО ЦНИИЭП имени архитектора Б.С. Мезенцева, где он работал многие годы, и где с благодарностью помнят о нем. Менее известны другие уникальные проекты Н.В. Никитина в области строительных конструкций: всех «сталинских» высоток, Мемориала в Ульяновске, дворца Культуры и науки в Варшаве, здания Совмина в Ташкенте, неосуществленного Дворца Советов в Москве и множества других. Идеи Н.В. Никитина в области строительной техники, индустриализации промышленного и гражданского строительства, новые методы расчета строительных конструкций, исследования конструктивных схем сооружений и поиски рациональных конструктивных форм, не известных ранее в мировой практике, работы по теории железобетона и динамике сооружений являются этапами в развитии отечественной строительной науки и техники. Причастность к решению наиболее важных строительных проблем и сами работы Н.В. Никитина оказали большое влияние на формирование отечественной инженерной школы. Работы Н.В. Никитина по высотному строительству в Москве продолжают его ученики. Они осуществляют создание «Центра-Сити», многих других высотных зданий, украсивших столицу в последние годы. Сам Н.В. Никитин успел рассчитать возможность построения небоскреба высотой в тысячу метров (именно на такую высоту собираются поднять новые небоскребы в США на месте башен Всемирной торговой организации). Инженер-конструктор Н.В. Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя великого созидателя, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия удивлявшего мир, сегодня незаслуженно забыто. Даже в Москве, где он самоотверженно работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем… Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении (по традиции) Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным. Умер Н.В. Никитин 3-го марта 1973г. и похоронен на Новодевичьем кладбище.
СТАТЬЯ И ИНТЕРВЬЮ С Н.В. НИКИТИНЫМ
Случайный высотникКак-то так получилось, что познакомился я с Никитиным всего-то за год до его кончины, когда он уже был и лауреатом Ленинской и Государственной премий, орденоносцем и автором проекта построенной к тому времени Останкинской телебашни, самого высокого тогда сооружения в мире. О нем уже много было написано восторженных слов, вернее - о самом главном проекте жизни, об этой самой башне, и о других стройках, в которых он принимал участие: Дома культуры и науки в Варшаве, Московского государственного университета на Ленинских горах, монумента Матери-Родине на Мамаевом кургане в Волгограде и многих других, уже введенных в строй проектов или только существовавших в кальках, но так и не осуществленных, бывших по своим размерам и значению не менее грандиозными. Поэтому и сам он представлялся под стать этим проектам, если не столь внушительных размеров, то уж во всяком случае, значительным видом своим, манерой поведения. Ведь очень часто дела человека невольно переносишь и на него самого. Хотя это не всегда совпадает. Действительность оказалась несколько отличной от той, что нарисовало воображение. Не то, чтобы совершенно не соответствовала моим представлениям - просто она была другой. Даже вид учреждения, где он тогда работал, не соответствовал своему звучному имени: Управление строительства спортивных и зрелищных сооружений Москвы. На самом деле это было унылое приземистое неказистое зданьице в один или два этажа (сейчас даже не помню точно), которое стояло вдоль улицы Кирова между Кисельным переулком и Сретенским бульваром, как раз напротив Главпочтамта. Вскоре после нашей встречи его снесли и на много лет поставили зеленый деревянный забор, который должен был показывать прохожим, что за ним что-то строится, хотя на самом деле ничего не строилось, но так уж было принято. Кабинет Никитина напоминал прорабскую на какой-нибудь заурядной стройке, куда приходят на текущие совещания, где подписывают наряды и выбивают хорошие процентовки. Средних размеров комната с простыми шкафами для бумаг, незатейливым рабочим столом и стульями. Никаких излишеств, никакого показного богатства - все рассчитано на деловое общение, обмен мнениями и быстрое совещание по текущим вопросам. Поговорили о насущном - и за работу. Хозяин держался естественно. Сказать, что он выявил радость в связи с моим визитом - было бы преувеличением, хотя встретил он меня вполне благожелательно, готовый ответить на все интересующие вопросы. Можно сказать, с пониманием того, что у журналиста такая работа и что ему требуется помощь, вот он и помогал. Внешне Никитин выглядел не то чтобы суровым - скорее человеком серьезным. Но это относилось не только к посетителю, но, как я позже понял, и к самому себе. Естественно, мой первый вопрос касался его "высотной" ориентации, приверженности к высотному проектированию. - Это случайно так совпало, - поправил меня Николай Васильевич. - Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон. Его поведение в разных условиях строительства. А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу. Ну и еще как спеца по ветровым нагрузкам - очень сложной проблеме в таком строительстве. - Но все-таки как-то так получалось, что в первую очередь обращались к вам, а не к какому-то другому "железобетонщику" или "высотнику". Вот и японцы, когда собрались строить супервысотную телевизионную опору, вас попросили поработать над таким проектом. А здание в триста этажей!.. - И, тем не менее, меня всегда интересовал в жизни только бетон, а все остальное было производное от него. Это очень интересный материал. В нем еще скрыто для меня столько неясного, хотя сорок пять лет жизни я отдал проектированию сооружений из него. Вообще я должен сказать, что в жизни многое происходит случайно. Вот тоже здание в триста этажей. Пришел как-то корреспондент и давай просто жилы тянуть, что, мол, нового придумали. Я крепился-крепился и, в конце концов, рассказал об этом здании в триста этажей. Между прочим, в нем нет ничего сенсационного или сверхъестественного. Все просто и объяснимо: все хотят жить в центре городов, поближе к работе, магазинам, увеселительным заведениям и так далее. Нынешние мегаполисы разрослись в ширину, достигли невероятных размеров и уже не отвечают многим требованиям жителей. А вот в такой башне, вернее, доме-башне, можно сразу разместить и офисы, и жилые квартиры, и рестораны, и магазины, и спортивные залы, и гаражи для личных автомобилей - все. Не надо далеко ходить на работу, ни отдыхать, ни за покупками - все под рукой, все рядом. Очень удобно. Тем более, что современные материалы разрешают строить такие сооружения... - Это будет ваш любимый бетон? - Нет. Во всяком случае, бетон будет использоваться в самых небольших количествах, там, где без него нельзя обойтись. А в основном это здание будет сооружено из легких металлических панелей, стекла и пластиков, композитных материалов. Все должно быть прочным, легким. Короче, доказать, что такое строительство необходимо и возможно, совсем не трудно. В нем нет фантазий - чистый прагматизм. И если журналисты видят в таком сооружении что-то особенное, сенсационное, то строители и конструкторы - только продолжение поиска своих предшественников. На новом уровне, разумеется. К слову сказать, если присмотреться к разного рода новинкам, то легко увидеть преемственность, развитие идеи, аналогию того, что было использовано ранее. Вот в старые, еще дореволюционные, времена строили дома по очень разумной и простой схеме: две стены наружу, две - внутри, а между ними - перегородки. Время от времени эти поперечные перегородки можно было перестраивать, перемещать, превращая помещение то в деловое учреждение, то в гостиницу, то в жилое помещение. За свою жизнь они много раз менялись функционально, но всегда оставались в одних и тех же стенах. Менялась начинка, а сам дом оставался внешне нетронутым. Вот и огромное здание на триста этажей можно будет перекраивать под самые разные функции, оставляя его все тем же самым. Так что напрасно мы стремимся к оригинальности ради самой оригинальности. Аналогия может дать много полезного. - А Останкинскую телебашню вы проектировали по аналогии или все-таки придумали от начала до конца? - не удержался я от вопроса. - Можно сказать, там было и то, и другое. Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства телевизионной опоры, я был в командировке в германском городе Штутгарте и видел тамошнюю телевизионную вышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание. В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штудгартская - всего 210 метров, а метров на пятьсот и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант... - А наклонная могла быть построена? - Конечно, можно было построить и такую, но она занимала бы огромную площадь, и при эксплуатации возникли бы дополнительные сложности. Так что мой вариант показался всем предпочтительней, и мне сразу предложили в недельный срок представить уже более менее обоснованный проект. Я его представил, по нему и стали работать. Журналисты выжали из этой детали сенсацию. Они почему-то не учитывали, что эту башню - вернее, как она может выглядеть, как должна строиться - я уже давно выносил в своих мыслях и набросках. Просто так, для души. Оставалось перенести эти мысли на ватман... - Но разница в высоте - 210 и 535 метров - все-таки налагала свои особенности. Не думаю, что это была прямая аналогия, простое увеличение в два с половиной раза... - Разумеется, это не было повторением, только в несколько иных масштабах. Пришлось вести новые расчеты. Но я говорю о принципе построения. Тут речь идет об аналогии не как о слепом повторении, а как об использовании уже найденного, опираясь на которое, можно было бы идти дальше. Между прочим, можно в качестве примера привести историю с радиовышкой, которая была построена по проекту инженера Шухова на Шаболовке в Москве. Тогда тоже обсуждался проект для антенн радиовещания. В учреждение, где работал Шухов, привезли новые плетеные из ивовых прутьев корзины для бумаг. Вечером, когда все служащие ушли по домам, а он сам что-то задержался на работе, он увидел, как уборщица, протирая полы, поставила тяжелый горшок с цветами на перевернутую корзину, и та устояла под такой нагрузкой. Тогда Шухов сел на корзину - она выдержала и этот вес, хотя была приспособлена совсем для другого. Казалось бы, такие хрупкие на вид ивовые прутики должны сломаться, но сплетенные по формуле гиперболоида вращения оказались удивительно прочными. Вот и башня, построенная по этому принципу, стоит уже многие десятки лет. Так что аналогия - вполне достойная вещь. О пользе сомненийНе знаю, как это определить, но Никитин в чем-то противоречил себе и не всегда оказывался последовательным. Во всяком случае, мне так показалось. Его старший товарищ (разница в возрасте десять лет) Юрий Кондратюк восхищал Николая Васильевича как раз тем, что старался всегда на каждую вещь или ситуацию смотреть "наоборот". Они познакомились, когда Никитин окончил Томский политехнический институт, и на пару ездили по стране, участвуя в проектировании и строительстве различных промышленных объектов. На Алтае они возводили элеваторы, в Сибири и на Урале - заводские и фабричные корпуса. Кондратюк (настоящее имя и фамилия - Александр Игнатьевич Шаргей), не имевший официально выданного диплома, приходил на новое место работы и сообщал, что является инженером, а каким - это покажет его работа. На долю Никитина обычно доставались расчеты ветровой нагрузки и поведения железобетона. Пожалуй, самым фантастическим проектом, над которым им довелось работать вместе, было сооружение гигантской ветряной электростанции на горе Ай Петри в Крыму. Так верный себе Кондратюк предложил оригинальную схему расположения ротора и статора. - Я уж не помню, как там все было устроено, только знаю, что все, что обычно стоит на месте, у него вертелось, а все вращающиеся части - крепились намертво. Юрий Васильевич доказал, что это даст определенные преимущества. Проект Кондратюка был принят, а все иные отвергнуты, ибо не смогли конкурировать с его предложением. Шефство над строительством взял Серго Орджоникидзе, курировавший в те времена всю тяжелую промышленность. Когда Орджоникидзе не стало, начались репрессии, коснувшиеся многих специалистов, которые находились под его покровительством. Никитина и Кондратюка беда миновала, но строительство ветровой станции прекратили. Вскоре началась война, и все заглохло окончательно. К проекту ветряной электростанции не возвращались. А Кондратюк, ушедший в первые месяцы войны в народное ополчение, погиб, где и как точно до сих пор неизвестно. Привычка Кондратюка посмотреть на вещи с иной стороны нравилась Никитину, хотя он был не против поступать и по аналогии. Несговорчивый оппортунистГлавным пристрастием его жизни, как я говорил, был железобетон. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь, и было странно слышать, как об этом скучном, в общем-то, предмете, он говорил столь вдохновенно. Удивительно, что при всем своем опыте он не навязывал свое мнение об этом материале, как обязательное, единственно верное. Он как бы допускал и другие суждения, готов был их выслушать, но... Его книга, которую он написал в самом конце жизни, так и называлась: "Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений". Она как бы приглашала к спору, к высказыванию иной точки зрения, будто бы он не был уверен в своей правоте, допускал существование и иной точки зрения, иных мыслей. Я не удержался и сказал ему об этом. - Видите ли, - ответил Никитин, - я абсолютно уверен в своей правоте и могу доказать любое свое утверждение расчетами. Но пусть люди высказывают и свои резоны, если таковые имеются. - Выходит, вы не особенно уверены в своих выкладках? Так во всяком случае читается название вашей книги. - Нет, в своем мнении я абсолютно уверен. Но надо дать возможность и другой стороне высказать свое мнение... Меня за это внимание к взглядам оппонентов называют порой оппортунистом... - А если чужие доводы все-таки не убедили? Что тогда? - Ну если чьи-то доводы оказались менее убедительными, тогда бьюсь до конца... Никитин всегда и во всем был трудоголиком. Правда, в те времена, когда мы с ним встречались, этот термин не имел такого широкого хождения, как сейчас. Но если сделать поправку на время, теперь о нем сказали бы именно так. Он был все время чем-то занят, его руки, его голова постоянно работали. О самом себе он старался говорить поменьше, и, если что-то сообщал, то это носило как бы информационный характер, без желания выпятить свою фигуру. Каждый день он вставал в шесть часов утра, чтобы до работы успеть над чем-то подумать для души. Это "для души" могло носить очень серьезный характер, хотя и не относилось к его основному делу, его официальной должности. Как ни странно, чаще всего это был все тот же железобетон. Свою Государственную премию он получил вот за такую внеурочную работу: внедрение подвижной опалубки в промышленное строительство. Кажется, скучнее не придумаешь, а Никитину не было скучно. Своим примером он лишний раз доказывал, что всюду можно найти применение своим силам и способностям - было бы желание. И других людей, как я понял, он оценивал все по тому же критерию: как они относились к труду. Мы говорили о его школьных учителях, институтских преподавателях, товарищах по работе, и если они, с его точки зрения, были верны своему делу, он, давая им характеристику, обязательно добавлял: "Очень достойный человек" или "Человек самых достойных качеств". И когда я расспрашивал о подробностях, оказывалось, что самым главным качеством этих людей оказывалось умение трудиться. Я думаю, это уважение к труду шло от родителей. Люди они были малообразованные. Отец всю жизнь был писарем в судебной палате. Малограмотный, но почерк имел красивый, вот и колесила с ним семья по Западной Сибири, перебиваясь на его скромные заработки. Мать всю жизнь оставалась домохозяйкой, на ее плечах держалось все благополучие домочадцев. Она, как я понял, была глава дома. И получение сыном диплома инженера стало великим праздником и торжеством: их сын стал ученым. До самых последних лет Никитин сожалел, что не успел порадовать мать никакими крупными успехами в работе. Останкинская башня могла бы стать таким подарком, но родители не дожили до этого дня. Автор: Леонид Плешаков Источник: People's History |
octankino.ucoz.ru
Сегодня расскажу об экскурсии на Останкинскую телебашню. Но сначала несколько слов о самой башне. Строительство башни велось с 1960 по 1963 годы. На сегодняшний день это пятое в мире по высоте свободно стоящее искусственное сооружение и вторая по высоте телевизионная башня. При строительстве башни было использованы две новых конструктивных идии. Первая состояла в использовании преднапряженного железобетона, в который закладывалась стальная арматура с высокой прочностью на растяжение. После схватывания сила предварительного натяжения освобождённой стальной проволоки или троса передаётся окружающему бетону, так что он оказывается сжатым. Использование подобного железобетона сделала конструкцию Останкинской башни простой и прочной. Вторая идея - башня не имеет глубокого фундамента и практически просто стоит на земле. Центр тяжести башни раположен в ее основании, что позволяет ей не опркидываться по принципу куклы-неваляшки.
Высота башни 540 метров, высота бетонной части - 385 метров, глубина залегания фундамента - 4,6 метра. Основание башни коническое, опирается на 10 опор в виде перевернутого цветка лилии. Общая масса башни 55000 тонн. Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчётных скоростях ветра - 12 метров. По словам экскурсовода не было зафиксировано случаев отклонений свыше 5 метров.
Открытая смотровая площадка, куда туристов доставляет скоростной лифт за 57 секунд находится на отметке 340 метров. Постоянно работающий персонал башни - всего 55 человек. В ночное время - 18 человек.
В 2000 году в Останкинской башни произошел сильный пожар. Во время пожара от высокой температуры сгорели 120 из 149 поддерживающих башню тросов, и имелись серьезные опасения, что телебашня может упасть, но этого не случилось. На несколько дней город остался без любимого наркотика - телевидения.
Цена экскурсионного билета на открытую смотровую площадку (на закрытую, как мне кажется, нет смысла ходить) составляет 30 евро. Как и все достопримечательности в России - невыносимо дорого, но оттуда открываются такие восхитительные виды, что, право, этих денег не жалко. Москва сверху представляется игрушечным макетом. Итак, давайте вместе на него посмотрим.
Основание башни:
Вершина:
340 метров пустоты под ногами:
Вид на железную дорогу направлением в Санкт-Петербург, новую часть Бутырского хутора:
Телецентр на улице Королева, раскрашен в цвета телевизионной тест-таблицы. Построен одновременно с телебашней:
Второй телецентр, построенный специально к Олимпиаде в 1980 году. Очевидно, для того, чтобы не пускать иностранных журналистов к секретам основного телецентра.
Еще одно здание, относящееся к телекоммуникациям России - Телерадиосеть.
Вид на старую часть Бутырского хутора, район метро Тимирязевская.
Вид на юго-запад. Строящийся Москва-Сити:
Москва-Сити поближе:
Угол улицы Руставели и Огородного проезда. Промзоны.
Старая часть Бутурского хутора. Вдали виднеется высотка - жилой дом Триумф Палас в районе метро Сокол. Построена в наши дни в стиле сталинских высотных зданий.
Жилые дома в районе метро Алексеевская. Эстакада проспекта Мира и Рижская эстакада Третьего кольца:
Аргуновская и Новомосковская улицы, Звездный бульвар:
Улица Королева, проспект Мира, гостиница "Космос" и монумент Покорителям космоса, прозванный в народе "Мечта импотента" :)
"Космос" и "Мечта импотента" поближе, продолжение улицы Королева - улица Космонавтов. Далее лесной массив Лосиный остров:
Паукообразный элитный жилой комплекс в парковой зоне Останкино, ранее предназначался для реабилитации космонавтов.
Пруд в Останкинском парке и часть ВДНХ, о котором будет отдельный пост. Виден павильон "Космос" и ракета "Восток". Самолет практически не заметен из-за того, что идиотски раскрашен, об этом в следующих постах.
Главная аллея ВДНХ:
Дворец графа Шереметьева, о нем будет также отдельный пост. Дворцовая церковь.
Строящиеся небоскребы на проспекте Мира:
Монорельс на улице Королева. Ужасно медленный транспорт, иногда складывается ощущение, что пешком быстрее. Кусочек Останкинского пруда, принадлежавшего графу Шереметьеву. Грязен до безобразия! Графа нет и приказать почистить пруд некому!
Парк Лосиный остров, за ним районы районы Богородское и Преображенское унылой советской застройки.
Погода в тот день была не очень ясная, потому центр города сфотографировал с большим трудом. но в принципе все можно разглядеть: Кремль, колокольня Иван Великий, церетелевский памятник Петру I, храм Христа Спасителя; чуть дальше этой линии старая Шаболовская телебашня.
Эстакады улицы Яблочкова и Дмитровского шоссе. За ними - опытные поля Тимирязевской академии.
"Шарашка" на улице Комарова. Небольшое красное старое здание постройки 1884 года. В годы большевистского правления, здесь была тюрьма, но не простая, а секретный НИИ, где найчными разработками занимались ученые-зэка. И сейчас эта территория за высоким забором с колючей проволокой.
Панорама на запад:
Панорама района Трех вокзалов:
Панорама на юг, в сторону центра, в направлении которого уходит прямая - Шереметьевская улица.
Панорама на восток. Останкино, парк Сокольники.
Панорама на север:
На сегодня все.
gago1989.livejournal.com
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта