Содержание
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.
Публикации раздела Архитектура
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А.У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»
Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной
• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне — пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»
Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького
Музей Ар Деко
• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные — во всю стену окна или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
Читайте также:
- Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей
- 10 лучших зданий России, созданных иностранцами
- Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь — любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль — любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара
Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара
Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара
Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва
Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск
Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
Теги:
Архитектурные стилиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура
Что такое модерн? Терминология, идея, особенности стиля — AMA Light Technologies на vc.ru
3091
просмотров
Часть 1.
Слово МОДЕРН пришло к нам из французского языка (modeme – современность), означающее большое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне, получившее своё распространение в конце 19 начале 20 веков, основную популярность получило прямо перед началом Первой мировой войны. Основной художественной идеей, доминировавшей в то время, являлась преодолением эклектичности прошлых развитий стилей, как найти гармонию в жизни и искусстве в эпоху промышленных революций. Мастер работавший в стиле модерн стремился совместить художественную составляющую произведения с её функциональностью, вовлекая таким образом в сферу искусства каждую сферу деятельности любого человека, в следствие чего была реализована идея «преобразить жизнь по средствам искусства». В этом модернисты были схожи с последователями стилей романтизм и символизм. Особенной чертой периода модерна является особое внимание модернистов к декоративно-прикладному искусству и постепенно растущий интерес новыми технологиями, что в последствии выльется в новый стиль – Хай-тек.
КАК НАЗЫВАЛИ МОДЕРН В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОППЫ
Очень разные интерпретации термина «МОДЕРН» обусловлено его популярностью по всему миру. Многие термины Вы скорее всего уже слышали. И чтобы у Вас сложилась более обширная картина модерна, нужно понять, что все эти термины означают один стиль – МОДЕРН:
Франция — Aр-нуво, что в переводе означает «Новое искусство», ещё во Франции этот стиль называли — «Конец века»
Англия — «Современный стиль»
Германия — «Югенштиль» или «Молодой стиль» — названый так, благодаря иллюстрированному журналу «Юген» (Jugend), который был основан в 1896 году.
Австрия, Чехия и Польша — «Сецессион» или «Отделить», «Обособить»
Шотландия — «Стиль Глазго»
Бельгия — «Стиль двадцати» — по наименованию сообщества бельгийских художников «Общество ХХ».
Италия — «Стиль Либерти» — стиль свободы
Испания — «Модернизмо»
Нидерланды — «Новое искусство»
Швейцария — «Еловый стиль»
Соединённые Штаты Америки — «Стиль Тиффани» — благодаря имени знаменитого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.
Россия — «Модерн».
Сам термин «Модерн» первый раз использовал Эдмон Пикар, который опубликовал его в бельгийском журнале «L’Art Modeme», чтобы описать художественное произведение бельгийского художника декоративно-прикладного искусства, живописца и архитектора Анри ван де Велде, который входил в «Общество XX»
Не утихают споры о том, как определить этот феномен. К примеру Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что это художественный стиль, а Михаил Павлович Тубли и Виктор Георгиевич Власов, считают, что этот термин означает эпоху в истории искусства, а стилевых течений в эту эпоху было огромное множество, Григорий Юрьевич Стернин же считает, что модерн — это «историко-культурного понятия, подобного бидермайеру» (бидермайер – это стиль, который зародился в период затишья в Европе после Наполеоновских войн, уникальность этого стиля в том, что у него нет ярко выраженных отличительных особенностей).
Хотя творцы в стиле Модерна и пытались преодолевать эклектику прошлых эпох, в модернистских произведениях сохранились черты историзма художественного мышления.
ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТИ
В середине 19 века в искусстве Западной Европы основным направлением стал историзм. Идеи историзма складывались из повторения и интерпретации стиля древних цивилизаций. Для преодоления эклектизма, который сопутствовал историзму, объединения художников из разных стран начали создавать новые течения и новый стиль.
ИДЕЯ СТИЛЯ МОДЕРН
В первую очередь, основа модерна – это уничтожение границ между прикладным и изобразительным искусством. Наиболее широкое применение можно наблюдать в новых дизайнах интерьера, графиках, мебели, керамике и ювелирных украшениях. Стиль отвечал идее лидеров мнений 19 века, к ним относят французского архитектора Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюка и британского искусствоведа Джона Рёскина. В Великобритании на Джоне Рёскине сказались идеи Уильяма Морриса и движения «Arts & Crafts». В Германии же немецкие художники, дизайнеры и архитекторы, находились в поисках «Gesamtkunstwerk» (Единство искусств), объединяющего архитектурные особенности, обстановки, дизайны и искусство в интерьере в одной стилистике.
Основной принцип нового движения, одним из первых определил активный теоретик модерна Анри Ван де Вельде. Он считал, что функциональную конструкцию можно сделать красивой и не используя орнамент. Красота уже заложена в форме конструкции. Анри представляет в своих работах «абстрактные» направления нового стиля, а именно вместо стилизованного растительного орнамента, то есть «флореальное» направление он предложил динамические линейные орнаменты, так-как они лучше соответствуют новым техникам в архитектуре и художественной промышленности.
ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ МОДЕРНА
Главная черта модерна — декоративность
Главные мотивы — вьющиеся растения
Главные принципы — уподобить рукотворную форму природе и наоборот.
Заметная особенность модерна – это отсутствие прямых линий и углов, а вместо них плавные, изогнутые линии, как бы отсылающие нас к природной форме растения. Зачастую художник модернист брал, как основу для своего рисунка орнамент из природного мира.
Форма модерна – это преобладание отказа от симметрии и вместо этого: вертикальные стремящиеся в высь доминанты, которые перетекают из одной формы в совершенно другую.
Преобладающие цвета приглушенные оттенки — цвета увядших роз, табака, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый тона. В интерьере характерные сочетания плоскости, изогнутые мебельные композиции.
Отделка в стиле модерн, как правило, сочетает в себе наличие мозаичной композиции, эмаль, золотой фон, чеканка по меди и латуни.
Конструкция в стиле модерн — это каркасная конструкция (несущий элемент является стальной каркас). Окна — прямоугольное, вытянутое кверху, зачастую богатое растительным декором, бывают арочными, использование «магазинных окон» — это широкое окно напоминающее витрину. Дверь в стиле модерн — прямоугольная либо арочная, плоские формы, используется мозаичный орнамент, декорированные.
Благодаря тому, что модерн старался стать единым стилем, объединяющим в себе все элементы жизнедеятельности, которые выполнены в едином стиле и сочетаются друг с другом, стали набирать обороты прикладные искусства, такие как: дизайн, керамика, книжная графика.
Несмотря на изначальное сопротивление, модернисты зачастую прибегали к эклектичности, так как в модерне уже существовало множество направлений. Например, неоромантизм объединял в себе романский стиль, готические мотивы и ренессанс.
Ещё одной характерной особенностью стиля являлись: декор, мифология, театрализация, синестезия, плоскостность, ориентации на органические начала, изменение форм, ритмичность, динамическое равновесие, принцип равноценности изображений и фона, акцент на пятно и силуэты, соединение традиций Восточного и Западного мира.
Фирменный знак модернизма стала вышивка «Удар бича». Термин «Удар бича» появился из-за узора который вышили на портьере в 1895 году. Вышивали этот узор по рисунку Германа Обриста «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, которые кто-то из критиков сравнил с «яростными изгибами обрушивающегося бича».
Эта статья выйдет в двух частях, так как тема модерна очень обширна и многогранна.
Подписывайтесь на мой канал и ожидайте новую статью совсем скоро.
В ней мы расскажем про:
1. Классификации модерна
2. Что такое «Предмодерн»
3. Историю развития модерна
4. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве
5. Архитектуру и дизайн модерна
Поддержать канал.
Спасибо за поддержку. Благодаря Вашим донатам канал существует и развивается.
Определения и характеристики | ||||||
Поскольку термин «Современный» используется для описания широкий диапазон периодов, любое определение современности должно учитывать рассматриваемый контекст. Модерн может означать всю постсредневековую европейскую историю в контексте Разделение истории на три большие эпохи: Античность, Средневековье и Новое время. Точно так же это часто используется для описания евроамериканской культуры, возникшей в эпоху Просвещения. и каким-то образом продолжается в настоящее время. Термин «современный» также применяется к период, начавшийся где-то между 1870 и 19 гг.10, через настоящее и даже больше конкретно к периоду 1910-1960 гг. Одно распространенное использование термина «Ранний
Кроме того, можно сказать, что XIX век добавил к современности следующие грани:
Определяющие характеристики современности Предпринимались многочисленные попытки, особенно в области социологии,
рациональные централизованные правительства, которые часто пересекают местные этнические группы политическое влияние на крупные города оценки истины и смысла стрессовые предпосылки и результирующие цепочки предложений устанавливается автономной информацией, доступной всем культуры/обстоятельства вне зависимости от местных особенностей изучая части, из которых он состоит и широкое распространение культурных практик в отличие от местных и региональных сведения о культуре производство и распространение продукции единообразие культурных идей и продуктов выборы, независимые судебные органы, верховенство закона и соблюдение прав человека человеческий труд в механизированный, передовые технологии подавляют свободу слова и политическое инакомыслие, а также практикуют пропаганду и воспитание своих граждан самость является продуктом эволюционных желаний, и что самости следует помогать в достижения этих желаний, а не проектов этического улучшения или стремления общественная добродетель Современность часто характеризуется сравнением современных обществ с досовременными или Как правило, крупномасштабная интеграция включает:
Кажущиеся противоречивыми характеристики, приписываемые современности, часто отличаются В то же время такое понимание современности заведомо не На этот вопрос было два основных ответа. Во-первых, внутренний фактор заключается в том, что Примечательно также, что такие общеизвестные черты многих современных обществ, как Современность как надежда, современность как гибель Модернизация принесла людям ряд, казалось бы, неоспоримых преимуществ. Ниже В то же время существует ряд темных сторон современности, на которые указывает Экологические проблемы составляют еще одну категорию темной стороны современности. Помимо этих очевидных инцидентов, многие критики указывают на психологические и моральные риски [Многое из вышеперечисленного взято из бесплатной статьи Википедии. В сочетании с .
|
Современность: определение, период и пример
В 17 веке не было ни автомобилей, ни качественной медицины, и большая часть западного населения верила, что божество создало мир. Изобретение самолетов и Интернета было невероятно далеко. Это не обязательно звучит как «современная» эпоха. И все же, именно в 1650 году наступил период современность , как определяют ее социологи, началась.
Мы рассмотрим этот захватывающий многовековой период и обсудим его основные характеристики.
- Определим современность в социологии.
- Мы пройдемся по ее наиболее важным событиям.
- Затем рассмотрим, как думают о его завершении социологи разных точек зрения.
Определение современности в социологии
Во-первых, мы должны понять определение периода современности. Современность в социологии относится к периоду времени или эпохе человечества, которая определялась научными, технологическими и социально-экономическими изменениями, которые начались в Европе около 1650 года и закончились примерно в 1950 году.
Французский социолог Жан Бодрийяр подвел итог развитию современного общества и современного мира следующим образом:
Революция 1789 г. установила современное, централизованное и демократическое, буржуазное государство, нацию с ее конституционным строем, ее политической и бюрократической организацией. Непрерывный прогресс науки и техники, рациональное разделение промышленного труда вносят в общественную жизнь измерение постоянного изменения, разрушения обычаев и традиционной культуры. (Бодрийяр, 1987, с. 65)
Период современности
Существует относительное согласие относительно точки отсчета современности, которую социологи определяют как 1650 год. Некоторые утверждают, что модерн закончился примерно в 1950 году, уступив место постмодерну. Другие утверждают, что современное общество сменилось обществом постмодерна только примерно в 1970 году. А есть социологи, такие как Энтони Гидденс, которые утверждают, что современность никогда не заканчивалась, она лишь трансформировалась в то, что он называет поздняя современность .
Чтобы разобраться в этом споре, мы подробно рассмотрим концепцию современности, включая поздний модерн и постмодерн.
Характеристики современности
На первый взгляд, слово «современный» может не подойти для описания периода между 17 и 20 веками. Однако важно понимать, почему это считается периодом современности.
Для этого мы можем взглянуть на ключевые характеристики современности, которые были ответственны за подъем современного общества и цивилизации, какими мы их знаем сегодня. Некоторые из основных особенностей описаны ниже.
Подъем науки и рационального мышления
В этот период появление важных научных открытий и изобретений означало, что люди все чаще обращались к науке за ответами на мировые проблемы и явления. Это сигнализировало об изменении по сравнению с предыдущими эпохами, когда вера и суеверия были основными источниками знаний людей.
Несмотря на отсутствие ответов на все важные вопросы, существовало общее мнение, что непрерывный научный прогресс может стать ответом на проблемы общества. В связи с этим все больше стран выделяли время, деньги и ресурсы на научные достижения и разработки.
Период Просвещения, также известный как «Век Разума», стал свидетелем господства интеллектуальных, научных и философских движений в Европе в 17-м и 18-м веках.
Рис. 1 — В период современности люди искали знания и решения в научных открытиях и изобретениях.
Индивидуализм
В период современности произошел значительный интеллектуальный и академический сдвиг в сторону индивидуализма как основы для знаний, мышления и действия.
Индивидуализм – это концепция, продвигающая индивидуальную свободу действий и размышлений над действиями других людей и общества в целом.
Это было заметное изменение по сравнению с предыдущими эпохами, когда жизнь, мотивы и действия людей в значительной степени диктовались внешними влияния общества, такие как политические и религиозные институты. В современности было больше личных размышлений и исследований более глубоких, философских вопросов, таких как существование и мораль.
У людей была большая свобода подвергать сомнению свои мотивы, мысли и действия. Это нашло отражение в работах таких ключевых мыслителей, как Рене Декарт.
Такие концепции, как права человека , имели большее значение, чем раньше, в свете индивидуализма.
Однако социальные структуры были жесткими и стабильными и, следовательно, по-прежнему отвечали за формирование людей и их поведения. Люди в значительной степени рассматривались как продукты общества, поскольку социальные структуры, такие как класс и пол, все еще четко укоренились в обществе.
Индустриализация, социальный класс и экономика
Подъем индустриализации и капитализма увеличил производительность труда, способствовал развитию торговли и усилил социальные разделения в социальных классах. В результате люди в значительной степени определялись их социально-экономический статус .
Как правило, люди делились на два социальных класса: те, кто владел фабриками, фермами и предприятиями; и те, кто продал свое время за рабочую силу, чтобы работать на фабриках, фермах и предприятиях. Из-за четкого разделения социальных классов и труда люди обычно оставались на одной работе на всю жизнь.
Промышленная революция (1760-1840 гг.) является важной иллюстрацией подъема индустриализации.
Урбанизация и мобильность
Период современности характеризовался быстрой урбанизацией городов по мере их роста и развития. В результате все больше и больше людей переезжали в города и городские районы в поисках лучших возможностей.
Рис. 2 – Урбанизация – ключевой компонент современности.
Роль государства
Страны начали видеть, что государство играет большую роль не только во внешней политике, но и в повседневном управлении. посредством обязательного государственного образования, национального здравоохранения, государственного жилья и социальной политики. Центральное, стабильное правительство было существенной чертой страны в период современности.
Неизбежно растущая роль государства привела к увеличению уважения к иерархии и централизованному контролю.
Примеры современности
Существуют разные мнения об упадке современности; а именно, находимся ли мы все еще в периоде современности или уже прошли его.
Мы рассмотрим два примера современности, которые носят названия «поздняя современность» и «вторая современность». Социологи спорят о том, какова их важность и следует ли вообще использовать эти термины.
Поздняя современность
Некоторые социологи утверждают, что мы живем в период поздней современности , и отвергают представление о том, что мы вообще ушли от современности.
Позднемодернистское общество является продолжением модернистских разработок и изменений, которые усиливались с течением времени. Это означает, что мы все еще сохраняем первичные характеристики модернистского общества, такие как власть институтов и централизованная власть, но они просто теперь по-другому отражаются.
Энтони Гидденс — известный социолог и сторонник идеи позднего модерна. Он утверждает, что основные социальные структуры и силы, существовавшие в модернистском обществе, продолжают формировать нынешнее общество, но некоторые «проблемы» менее заметны, чем раньше.
Глобализация и электронные коммуникации, например, позволяют нам расширить социальные взаимодействия и разрушить географические барьеры в общении. Это снимает ограничения по времени и расстоянию и стирает границы между локальным и глобальным.
Гидденс также признает постепенный упадок традиций и усиление индивидуальности. Однако, по его словам, это не означает, что мы вышли за пределы современности — это означает, что мы живем в расширении современности .
Вторая современность
Немецкий социолог Ульрих Бек считал, что мы живем в период второй современности .
Согласно Беку, современность заменила аграрное общество индустриальным. Таким образом, вторая современность заменила индустриальное общество информационное общество , которое относится к взаимосвязи общества с использованием массовых телекоммуникационных сетей.
The five challenges Beck identified that mark the transition between first to second modernity are:
Multidimensional globalisation
Radicalised/intensified individualisation
Global environmental crisis
Gender revolution
The третья промышленная революция
Бек отметил, что вторая современность оказала невероятно положительное влияние на людей, но также принесла свои проблемы. Угрозы окружающей среде , глобальное потепление и рост терроризма — это лишь некоторые из основных проблем, с которыми мир сталкивается в эту эпоху. По словам Бека, все эти проблемы делают людей неуверенными в себе и вынуждены сталкиваться с растущим числом рисков в своей жизни.
Поэтому он утверждал, что люди второй современности живут в общество риска.
Постмодерн
Некоторые социологи считают, что мы живем в эпоху за пределами современности, называемую постмодерном .
Постмодернизм относится к социологической теории и интеллектуальному движению, утверждающему, что мы больше не можем объяснять современный мир, используя традиционные способы мышления.
Последователи теории считают, что традиционные метанарративы (широкие представления и обобщения о мире) не вписываются в современное общество из-за процессов глобализации, развития технологий и быстро меняющегося мира.
Постмодернисты утверждают, что сейчас общество более фрагментировано, чем когда-либо, и что наша идентичность состоит из множества персонализированных и сложных элементов. Поэтому цивилизация сегодня слишком иная, чтобы мы все еще находились в эпохе современности — мы живем в совершенно новую эпоху.
Ознакомьтесь с Постмодернизм , чтобы глубже изучить эту концепцию.
Современность. Основные выводы
Современность в социологии — это название той эпохи человечества, которая определялась научными, технологическими и социально-экономическими изменениями, начавшимися в Европе около 1650 года и закончившимися примерно в 1950.
В период современности произошел значительный интеллектуальный и академический сдвиг в сторону индивидуализма. Однако социальные структуры по-прежнему играли важную роль в формировании личности.
Рост индустриализации и капитализма в современности увеличил производительность труда, способствовал развитию ремесел и усилил социальные разделения в социальных классах.