Архитектурная форма: Архитектурная форма и функция • Архитектурный блог

Содержание

Архитектурная форма и функция • Архитектурный блог

Понятие архитектурная «форма» в современной профессиональной культуре стало ключевым для творческих концепций и педагогической практики. Через него транслируются на язык профессии данные, привносимые извне, из таких областей знания, как социология, психология, культурология, семиотика, инженерные дисциплины, питающие развитие творческой мысли.

Но главное — понятие «форма», подобно замковому камню арки, объединяет рационально-практические аспекты архитектурной деятельности и создание художественно-эстетических ценностей, научное знание и искусство, принадлежащее техномиру, и человеческое.

В прошлом, предшествовавшем промышленной революции, архитектура была вполне органичным соединением высокоразвитого ремесла и искусства. В Новейшее время в архитектурную деятельность все шире входит научное мышление с его теоретическими представлениями и систематизированной информационной базой, вводящее архитектуру в контекст промышленной цивилизации.

Оно, однако, не может вытеснить и заменить навыки, интуицию и талант архитектора, которые позволяют объединить сложную, синтетическую деятельность созданием художественных и эстетических ценностей, удовлетворяющих специфически человеческую потребность в красоте окружения и его смысловой содержательности, духовности.

Не стоит сетовать, что архитектуре не удается «придать вид научной деятельности», отказавшись от усвоения практического мастерства, в котором ведущей фигурой является не ученый, а «мастер, не столько рассказывающий, сколько показывающий то, что требует понимание и усвоение учеником», как то делает А. Раппапорт.

Архитектура отличается от науки, как практическая способность от теоретической, по принципу: не только знать, но и мочь. Она предполагает делание, причем не ограниченное воспроизведением знания, но направляемое свободным воображением, не только развивающим логику существующего и известного, но и отыскивающим новые логики.

Важна и специфика архитектуры, определяющая ее место на стыке материальной и духовной культур, техники и искусства. И осуществляется эта специфика через формообразующие аспекты архитектурной деятельности. Отказ от нее означал бы капитуляцию перед экспансией техномира, развивающегося по своим внутренним законам; более того, он был бы отречением от тех человеческих ценностей, которые определяют грань между homo sapiens и тем искусственным разумом, который формирует кибернетика.

Идея формы всегда присутствовала в архитектурной деятельности — начиная с той примитивной хижины, от которой, по мнению аббата Ложье, теоретика французского Просвещения, происходит архитектура (т. е. начиная с уровня сложности, который не превосходит сложности задачи пчелы-строителя).

Но строя в представлении идеальную форму, древнейший зодчий не отделял ее от содержания задачи. В. Бычков отмечал: «В Ветхом Завете не существовало ни понятия, ни термина, соответствующего греческой „форме“; форма здесь практически неотделима от содержания. Важно и значимо лишь само явление в целом, свойства этого явления или предмета, а не его пластическая реализация».

Точнее, вещь и ее предназначение в древнейших культурах не разделялись в представлении. Архитектурная форма и наполняющие ее процессы, смыслы, знаком которых она становилась, осознавались в синкретическом единстве. В описании объектов не создавались некие расчленения признаков, обособлявшие форму.

Структура описательных текстов следовала последовательности формирующей деятельности. «Древнего еврея не интересовал статический внешний вид предмета, человека, сооружения, и в Ветхом Завете практически нет ни одного описания… внешнего вида. В описаниях различных построек, сооружений, одежд у авторов Библии выступал на первый план жизненный практицизм.

При подходе к любому сооружению их прежде всего интересовал вопрос: как это сделано? В Ветхом Завете даются описания не собственно вида Ноева ковчега, скинии, „ковчега завета“, храма и дворца Соломона, одежд священнослужителей, а изображается точная, говоря современным языком, технология изготовления этих предметов и сооружений. Внешний вид неподвижных предметов как бы расчленяется во времени, наполняется динамикой и движением процесса их изготовления»6.

Характерны приведенные в Библии довольно пространные описания храма и дома Соломона. В них не выстраивается статичное отображение зданий, но под характерный зачин «И сделал…» читателю предлагается как бы взгляд на процесс их создания, переход от представления к его овеществлению в материальном объекте. Динамичность описаний не случайна: форма оставалась открытой, динамичной, не выпадающей в статичный осадок из потока деятельности, а существующей в этом потоке.

Любое здание — хижина, дом, дворец, храм — не замыкалось в некую «вещь в себе», внутренне завершенную, неизменяемую; оно было частью жизни в ее динамичном развертывании. Строительная деятельность, формировавшая здание, могла приостановиться, но как только возникали новые потребности, требовавшие оформления в пространстве, она возобновлялась. Здание беспрерывно трансформировалось — изменялось, наращивалось пристройками, наконец, уничтожалось.

Через подобный этап развития проходили все культуры. Впрочем, и за его пределами открытая форма, оттесняемая на периферию культуры представлениями о завершенности («совершенстве») формы, сохраняла свое бытование. Вспомним историю императорских дворцов Петербурга и его пригородов, проходивших через полувековой период непрерывных весьма решительных трансформаций, остановленных лишь на перестройках Растрелли, завершившего переход российской архитектуры от Средневековья к Новому времени.

Разраставшимся комплексом оставалось русское крестьянское жилище (до тех пор, впрочем, пока крестьянство России сохраняло свою социальную динамичность и свою культуру). Представление о форме в архитектуре как процессе развития, который длится, приостанавливаясь на определенных этапах, и возобновляется вновь, процессе, который допускает повторения, подобные повторению формы танца, сохранила поныне японская культура.

Открытость формы к дальнейшему развитию в ее представлениях естественна. И почти полтора тысячелетия длится процесс возобновления и повторяющегося ритуального уничтожения (через каждые два десятилетия) главных святынь религии синто — храмов в Исэ.

Типу сознания, познающего действительность не в созерцании, но изнутри самой жизни, эллинский мир противопоставил логическое мышление как основу интеллектуального познания, созерцающего жизнь как бы извне. От ее потока отделяется постоянное, устойчивое. Деятельность направляется неким первообразом, парадигмой, оставляя результат, покоящийся в своей материальности.

В античной диалектике чувственно-материального космоса материя была становлением и несла множественность, форма — устойчивой категорией, вносящей в материю единство. Формообразующая идея, которая организует материю, стала принципом зрелой классики . Категория формы толковалась в контекстах деятельности. В ней укреплялась нормативная природа.

У Платона материя — «начало внелогическое, внеэйдетическое, сплошь текучее и непостоянное, в полном смысле иррациональное». Идею Платон начинает мыслить как образец для реальных вещей и существ; в совокупности с материей идея оказывается порождающей моделью. Единая логическая конструкция идеи может проявляться в различных формах («морфе»).

Форма у Платона восходит к идее, трансцедентной вещи, пребывающей независимо от нее в мире идей. Трудная для постижения, всплывающая и тонущая во многословии диалогов, мысль Платона вместе с тем отражает реалии ремесленного труда, в котором ремесленник организует косную материю и создает вещь, руководствуясь каноном, который несет традиция — бытующая в сознании, передаваемая от мастера к мастеру, или закрепленная в неких моделях — описаниях, рисунках, образцах.

В своем учении о форме (которую он обозначал как «эйдос») за Платоном следовал Аристотель, также использовавший термины и понятия ремесленной деятельности, дополняя их понятиями, исходящими от представлений о живом, органическом мире. «Материя без эйдоса есть только пустая возможность, абстрактная возможность существования чего-нибудь.

Эйдос же без материи есть только умственный или логический принцип, хотя и данный в уме интуитивно. Но еще никак не существующий материально…» Эйдос понимался и как причина самой вещи, и как ее цель. По Аристотелю, этот принцип действовал как в природе, так и в искусстве, с той разницей, что в природе она и есть действующая сила, в искусстве же действующая причина — художник — вне создаваемого, вне материи — «план дома находится не в камне, кирпиче или дереве, а в голове архитектора, и лишь потом этот чисто идеальный план воплощается в материале».

В современные европейские языки и в философию Нового времени слово «форма» (близкое к греческому «морфе») вошло через латынь, где оно уже в I в. до н. э. встречается у Цицерона. В латинском языке среди его многочисленных значений утвердились и те, что важны да я образования смыслов философской категории и для понятия «архитектурная форма», вошедшего как в теорию архитектуры, так и в профессиональное мышление.

Латынь, впрочем, это слово для обозначения архитектурных форм не использовала (что показывает текст трактата Витрувия). В образование современного термина вошло также значение греческого синонима «эйдос», что расширило сферу его значений, определив пересечение со значениями понятия «идея».

Архитектурная форма в культурно-антропологическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

УДК 008:001.8

АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА В КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Надежда Владимировна КОЗОДАЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент, кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства, e-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека в нем, раскрываются понятия «форма», «стерезис», описываются основные концепции архитектурной формы.

Ключевые слова: культурно-антропологическое пространство; архитектурная форма; культура; гармония.

Культурно-антропологическое пространство — это естественная среда, созданная человеком для своей жизнедеятельности. Формируя пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь, культурно-антропологическое пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм, таких как архитектура, интерьер, костюм, но и через изменение образа жизни, конструирование его нового облика.

Основная цель исследования — определить и обосновать условия и средства влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека. Для этого необходимо решить следующие задачи:

— определить природу и сущность влияния архитектурной формы на пространство и человека;

— выявить основные законы влияния формы на пространство и человека;

— проследить процесс изучения формы в истории, в науке;

— раскрыть и обосновать условия оптимальной архитектурной формы для человека.

Архитектура представляет собой совокупность зданий и сооружений. Эта искусственная среда, воздвигнутая человеческими руками, является непременным условием существования и развития общества.

Главная особенность архитектуры в том, что во времени она неизменна. Но подвижен человек, и, перемещаясь, он воспринимает архитектуру динамично. Меняя свое положение в архитектурной среде, глядя на памятник архитектуры с разных точек зрения, человек по-разному воспринимает его пластические формы. Архитектура динамична даже тогда, когда воспринимающий ее человек неподвижен. Меняется положение солнца, и изменяется светотеневая пластика архитектурных форм. Архитектура составляет необходимую часть существования человека -непосредственную среду обитания. Объекты архитектуры выражаются в объемно-пространственной форме. Архитектура воспринимается через зрительное восприятие субъекта, ее художественными характеристиками выступают свойства, воспринимаемые внешне, визуально. Для создания художественной образности формы используется прием усиления и выявления ее различными средствами достижения предельной выразительности через пропорции, размеры, тектонику, цвет, динамику. Средства создания объектов переходят в свойства формы и становятся ее качественными характеристиками. При этом под формой нужно понимать как материальную структуру — оболочку, так и само пространство — интерьерное или экстерьерное, организуемое этой оболочкой для необходимой функции. Именно пространство нужно человеку, в пространстве существует человек, в то время как воспринимается именно внешняя организующая это пространство форма.

Изучение свойств архитектурных объектов в истории народов на современном этапе развивает новый подход в развитии теории и практики культурологии.

В заимствовании исторически сложившихся форм и в придании им новых символических значений и состоит роль архитектуры как пространственно-символического посредника и действенного инструмента в диалоге различных исторических и регио-

нальных культур. Так как мы существуем в огромном количестве архитектурных форм, живем в них, просто необходимо определить степень их влияния на пространство и человека в нем, попытаться найти законы восприятия архитектурных форм и вывести «идеальные» архитектурные формы. Сделать это необходимо, переосмыслив весь исторический опыт зодчества и воссоздав для себя всю историю архитектурной мысли. Здесь следует обратить внимание на способы понимания и переживания реальности, ставшие за сотни лет основой профессиональной традиции и интуиции.

Архитектурная форма абстрактна, поэтому в ней яснее, нежели в других искусствах, проявляются такие законы построения формы, как симметрия, пропорциональность, гармония, равенство, повторы частей и т. д. Лишенные внутренних законов построения, эти абстрактные формы будут лишены и тех внешних ориентиров, которые так необходимы при их восприятии. Именно объективным системным характером внутренних законов построения архитектурной формы объясняется то, что архитектура вызывает сходные мысли у различных людей в различные временные периоды.

Принцип соответствия пропорций архитектуры и человека находит свое развитие на более тонком уровне отражения пространства человеком, в механизмах зрительного восприятия. С логарифмическими механизмами восприятия зрительной информации естественно связываются отношения «золотого сечения», сочетающего в себе как арифметическую, так и геометрическую прогрессии и обладающего универсальными логарифмическими особенностями.

Поиски ответов на вопросы об идеальных архитектурных формах уходят в глубокую древность. «Сорок веков смотрят на Вас с высоты этих пирамид» — это красивые слова генерала Бонапарта. Разговор о египетских пирамидах приводит нас к важнейшей проблеме архитектурной теории: проблеме соотношения конструкции и архитектурной формы. Только единство конструкции и наружной формы придает строению качество архитектурной истины. Диалектическое единство внутренней конструкции и внешней формы есть главное правило образования архитектурных форм.

На протяжении всей истории храмовые сооружения были спутниками человека во всех культурах. Об эффекте храма проведено огромное количество исследований. Простой пример — церковь Покрова Богородицы на Нерли 1165 г. Вот слова академика А.В. Щусева: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщили бы им необходимую гармонию». Те же вопросы затрагивали в своих трудах французский зодчий Франсуа Блондель, французский архитектор и теоретик Виоле-ле-Дюк. Огромнейший труд по вопросам гармоничной архитектурной формы разработан Платоном. «Десять книг» Витрувия в архитектуре, как и «Начала» Евклида в математике — это энциклопедия античных знаний. Над этим вопросом работали Тирш, Цейзинг, Жолтовский, Борисовский, Гримм, Хэмбридж, Мессель, Шевелев, Вошинов, такие гении своего времени, как Леонардо да Винчи, Альберхт Дюрер, А. Эйнштейн, среди современных исследователей проблемы можно выделить А.Г. Раппапорта, А.Е. Емельянова, М. Гика, А. Мостепаненко, Г. Покровского, Г. Тамма-ра, В. Тростникова.

Необходимо отметить, что форма и содержание являются философскими категориями: содержание — определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма -способ существования и выражения содержания [1]. В произведениях искусства и архитектуры содержание и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.

Для каждой культуры и цивилизации характерны свои архитектурные формы.

Традиционность образа и облика не предполагает механического перенесения форм и их символической сущности от одного здания к другому, из одной эпохи в другую [2]. Каждая эпоха, каждое время создает свои образы благодаря изменениям прежних черт одного и того же содержания (утилитарного и идейно-социального), формированию новых элементов содержания, поворотам в идеологии общества, изменениям эстетических взглядов, появлению новых материалов и способов производства.

Каждая культура оставляет в истории свой след в виде архитектурных памятников, где-то простых и наивных, а где-то смелых и креативных. Но во всех них строго прослеживается закономерность: красоте зодчие придают особое значение, ибо без красоты, без искусства архитектуры вообще нет, остаются только серые безликие строения. Памятник архитектуры может стать непрочным и бесполезным, но он не может быть некрасивым, т. к. в таком случае он из памятника превращается в строение [3].

Морфология как учение о форме определенного типа реализует морфологический подход методическими средствами.

Форма может опознаваться по фигуре, за которой она проглядывается (по портрету). Фигура может сильно деформироваться (вплоть до смены формы геометрической фигуры), но оставаться узнаваемой [4]. Художник, как и морфолог, внося в облик одной формы фигуру другой геометрической формы, частично лишает облик портретируемого стерезиса. Художественный образ — форма фигуры, графическое начертание, распределение пятен краски, объема и масс — фигура формы. Поэтому рисунок морфолога полнее, чем фотография, воспроизводящая фигуру воплощения, передает форму, лишая изображение части стерезиса. Так, один стерезис может частично компенсировать другой.

Стерезис — не просто отсутствие чего-либо; это важная морфологическая черта явления, лишенного обычного для сходных явлений компонента. При сравнении одних только культовых сооружений различных культур можно проследить цепочку превращений от кромлеха (Стоунхендж) до базилик и соборов с их сложнейшими решениями в плане, по массе и по форме [5, 6].

Совершенная форма, сопротивляясь сте-резису, может актуализироваться в большом числе различных фигур. Она устойчива к деформации фигур. Художник отыскивает облики таких форм. Даже грубые нарушения таких форм не лишают их совершенства (Венера Милосская) [7].

В морфологическом подходе разная способность форм сопротивляться стерезису воспринимается как разная степень полиморфизма ее воплощений.

Под морфологическим описанием архитектурной формы понимается описание, ко-

торое фиксирует конфигурацию и параметры архитектурных объектов и их деталей (рисунки и чертежи, фиксирующие конфигурации, планы, разрезы, размеры и пропорции) [8].

Выделяют следующие морфологические концепции:

— непосредственное знание о морфологии архитектурной формы есть некий образец, модель, вещь — данная как для созерцания, так и для копирования. Это может быть чертеж или фотография. Морфология архитектурной формы определяет норму ее строения, может быть, словесного или числового характера;

— морфология выступает функцией внешнего по отношению к ней аргумента. Здесь можно выделить алгоритм или мотивированный вариант морфологического описания. Это может быть иная параметрическая характеристика формы, символическое или функциональное свойства;

— рефлексивное знание о морфологии опирается на обобщенные представления, типологию и известные классификации. Примером может служить конфигурация формы на основе предварительных геометрических построений [8].

Понятие архитектурной формы включает архитектуру в контекст и систему культуры. При сопоставлении проектов и сооружений с ценностями разного рода складывается система «концепций» архитектурной формы:

— непосредственное переживание архитектурных форм — это переживание архитектуры, пространства и среды в живописи, рисунке, фотографии, кинематографе, литературе, театральных постановках, когда передаются непосредственно архитектурные впечатления;

— мотивированные описания переживаний архитектурных форм, которые чаще всего опираются на естественность жеста человека;

— рассмотрение феноменологических характеристик в архитектурных сооружениях можно рассматривать не только как опознание их в данных сооружениях, но и как уяснение априорных свойств формы, т. к. учение о феноменах не может быть эмпирическим, ибо в таком случае эмпирически устанавливались бы основы самого опытного знания [8].

Сложились следующие символические концепции архитектурной формы:

— метафора — непосредственное символическое значение формы. Всякое значение формы, будучи воспринимаемым, становится символическим, в т. ч. функция и конструкция. Функция, выраженная в материале, становится одним из символических значений формы. Простейшие символические значения строятся на основе изобразительных ассоциаций. С этой линией связана традиция Ренессанса и позднейших «ривайвализмов» XX в. Морфологическая основа этих заимствований обычно поставляется археологией, а символический смысл — историей;

— мотивировка архитектурной символики;

— функционалистская концепция «Форма следует функции»;

— рефлексивная концепция. Художественные и архитектурные формы выступают как символы культурных организмов даже тогда, когда одна культура использует формы другой, их символическое значение полностью меняется [8].

Абстрактная символика «вечных форм» достаточно распространена и в современной архитектуре. Подтверждением правильности формы служат лаконизм и симметричность построения [9].

Исходной фигурой для построения классических произведений архитектуры со сложными гармоническими рядами часто выступал прямоугольник, составленный из двух квадратов, прямоугольный треугольник со сторонами 3; 4; 5. Правильные фигуры облегчали разбивку плана здания в натуре, и все другие измерения делались производными от базовых фигур и отношений.

Интересно отметить, что симметрия неживой природы строится на основе ортогональных (четырехугольных) решеток, а симметрия живых структур — на пятиугольной сетке, связанной с делением круга. Отношение стороны пятиугольника к радиусу окружности описывается иррациональным числом. Жизнь как бы стремится избежать «окаменелости» и регулярности квадрата [9].

Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы. Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы [10].

Архитектура постоянно импортирует образ гармонии из других областей — из математики, живописи, скульптуры, археологии, абстрактного искусства. Каждая из названных областей духовной деятельности являлась в момент импорта господствующей формой познания мира [11].

Математическая характеристика физиологического механизма (органов чувств) является подосновой гармонизации формы [12]. Однако восприятие гармонии произведения искусства отнюдь не ограничено физиологическим процессом, оно сопричастно творчеству.

1. Философский словарь. иКЬ: Шр://шіге1оуагеі. сот/соп1еп1_А1/80ВЕК2НА№Е-1-РОКМА-5604.html. Загл. с экрана.

2. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Культурное наследие: архив 1998-1999 гг. иКЬ: www.zaimka.ru/cu1ture/maynich8.shtm1. Загл. с экрана.

3. Игумнова Е. Между нормой и формой. иКЬ: http://www.stengazeta.net/artic1e.for.printing.ht m1?id=3718. Загл. с экрана.

4. Кренке Н.И. Феногенетическая изменчивость. М., 1933-1934.

5. Культурология для технических вузов. Ростов н/Д, 2001.

6. История средневековой культуры. Дороман-ское искусство. иКЬ: http://www.countries.ru/ 1ibrary/midd1e_ages/srvartdorom.htm. Загл. с экрана.

7. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

8. Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной формы: автореф. дис. … д-ра иск. М., 2000.

9. GardenWeb [http://gardenweb.ru/simvo1ika-йту] / Символика формы. иКЬ: http://www. rs1.ru. Загл. с экрана.

10. Лебедев Ю. Архитектурная бионика. М., 1990.

11. Ревзин Г. О гармонии в архитектуре XXIV-ММУШ. иКЬ: http://www.projectc1assica.ru/ v_o/24_2008/24_2008_o_01.htm. Загл. с экрана.

12. Афанасьев К.Н. Об архитектуре и математике, о соразмерности и пропорции // Опыт пропорционального анализа. М., 1998. иКЬ: http://www.archi.ru/fi1es/pub1ications/virtua1/afa nasZ1.htm. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 23.04.2012 г.

UDC 008:001.8

ARCHITECTURAL FORM IN CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL SPACE

Nadezhda Vladimirovna KOZODAYEVA, The Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Design and Decorative Arts Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the research of influence of the architectural form on environmental space and person in it, concept “form”, “sterezis” is uncovered, the main concepts of the architectural form are described.

Key words: cultural-anthropological space; architectural form; culture; harmony.

ФОРМА В АРХИТЕКТУРЕ ⋆ Архи-Монарх

ФОРМА В АРХИТЕКТУРЕ

Если вы хотите узнать, что такое архитектура, принципы дизайна или теория пропорций, перейдите по ссылке.


Форма в архитектуре относится к форме, структуре и расположению здания или объекта. Это важный аспект архитектурного дизайна, поскольку форма здания может влиять на его функциональность, эстетическую привлекательность и общее воздействие на окружающую среду. На форму часто влияют различные факторы, такие как культурный, исторический, социальный и технологический контексты.

Его также можно определить с учетом практических соображений, таких как использование здания, климат и методы строительства. Взаимосвязь между формой и функцией является ключевым фактором в архитектуре, поскольку форма здания должна поддерживать и улучшать его предполагаемое использование.

Форма в архитектуре может быть описана как двумерная (форма), так и трехмерная (объем).

1) Основные элементы для создания формы

  • Вся изобразительная форма начинается с точки, которая приводит себя в движение.
  • Точка движется, и возникает линия; первое измерение.
  • Если линия сдвигается, образуя плоскость, мы получаем двумерный элемент.
  • В движении от плоскости к пространствам столкновение плоскостей порождает тело (трехмерное).
  • Как концептуальные элементы точка, линия, плоскость и объем не видны, кроме как мысленным взором.
  • Хотя их на самом деле не существует, мы тем не менее ощущаем их присутствие.
  • Мы можем ощущать точку на пересечении двух линий: линию, обозначающую контур плоскости, плоскость, заключающую в себе объем, и объем объекта, занимающего пространство.
  • Когда эти элементы видны глазу на бумаге или в трехмерном пространстве, они приобретают форму с характеристиками материала, формы, размера, цвета и текстуры.
  • По мере того, как мы ощущаем эти формы в нашем окружении, мы должны быть в состоянии увидеть в их структуре существование первичных элементов точки, линии, плоскости и объема.

2) Архитектурная форма

  • Архитектурная форма является точкой соприкосновения массы и пространства. Архитектурные формы, текстуры, материалы, модуляция света и тени, цвет — все это объединяется, чтобы привнести качество или дух, который артикулирует пространство.
  • Качество архитектуры будет определяться умением дизайнера использовать и сочетать эти элементы как во внутренних помещениях, так и в пространствах вокруг зданий.
  • Форма

  • — это всеобъемлющий термин, который имеет несколько значений. Это может относиться к внешнему виду, который можно узнать, например, к стулу или человеческому телу, которое сидит на нем.
  • Это может также относиться к особому состоянию, в котором что-то действует или проявляется, например, когда мы говорим о воде в форме льда или пара. Форма предполагает ссылку как на внутреннюю структуру, так и на внешний контур, а также на принцип, придающий единство целому.

Помимо визуального воздействия, форма также может влиять на энергоэффективность и экологичность здания. Например, ориентация и форма здания могут повлиять на количество получаемого им естественного света, а использование затенения и изоляции может повлиять на его тепловые характеристики.

Характеристики формы: Размер формы, текстура, цвет и расположение.

Характерный контур или конфигурация поверхности определенной формы. Форма — это главный аспект, по которому мы идентифицируем и классифицируем формы.

  • Помимо формы формы обладают визуальными свойствами:
i) Размер
  • Физические размеры длины, ширины и глубины формы.
  • Хотя эти размеры определяют пропорции формы, ее масштаб определяется ее размером относительно других форм в ее контексте.
ii) Цвет
  • Феномен светового и зрительного восприятия, который может быть описан в терминах индивидуального восприятия оттенка, насыщенности и тона.
  • Цвет — это атрибут, который наиболее четко отличает форму от окружающей ее среды.
  • Также влияет на визуальный вес формы.
iii) Текстура
  • Визуальное и особенно тактильное качество, придаваемое поверхности размером, формой, расположением и пропорциями частей. Текстура также определяет степень, в которой поверхности формы отражают или поглощают падающий свет.
  • Формы также обладают реляционными свойствами, которые определяют структуру и состав элементов:
iv) Положение
  • Расположение формы относительно ее окружения или поля зрения, в котором она видна.
v) Ориентация
  • Направление формы относительно плоскости земли, сторон компаса, других форм или лица, смотрящего на форму.
vi) Зрительная инерция
  • Степень концентрации и стабильности формы.
  • Визуальная инерция формы зависит от ее геометрии, а также от ее ориентации относительно плоскости земли, силы тяжести и линии нашего взгляда.
  • Форма также относится к характерному контуру плоской фигуры или конфигурации поверхности объемной формы.
  • Это основное средство, с помощью которого мы распознаем, идентифицируем и классифицируем определенные фигуры и формы.
  • Наше восприятие формы зависит от степени зрительного контраста, существующего вдоль контура, отделяющего фигуру от фона или между формой и ее полем.

3) Первичная форма

  • Гештальт-психология утверждает, что разум упростит визуальную среду, чтобы понять ее.
  • При любом сочетании форм мы склонны сводить предмет в поле нашего зрения к простейшим и наиболее правильным формам.
  • Чем проще и правильнее форма, тем легче ее воспринимать и понимать.
  • Из геометрии мы знаем, что правильными фигурами являются круг и бесконечный ряд правильных многоугольников, которые можно вписать в него. Из них наиболее важными являются основные формы: круг, треугольник и квадрат.
Окружность
  • Плоская кривая, каждая точка которой равноудалена от фиксированной точки внутри кривой.
Треугольник
  • Плоская фигура, ограниченная тремя сторонами и имеющая три угла.
Квадрат
  • Плоская фигура, имеющая четыре равные стороны и четыре прямых угла.
  • В переходе от форм плоскостей к формам объемов находится царство поверхностей. Сначала поверхность относится к любой фигуре, имеющей только два измерения, например к плоской плоскости. Однако этот термин может также относиться к искривленному двумерному геометрическому месту точек, определяющих границу трехмерного твердого тела. Существует особый класс последних, который может быть порожден из геометрического семейства кривых и прямых линий.
  • Этот класс криволинейных поверхностей включает следующее: Цилиндрические поверхности, Поступательные поверхности, Линейчатые поверхности, Поверхности вращения, Параболоиды, Гиперболические параболоиды

4) Первичные твердые вещества

«…Кубы, Конусы, Сферы, Цилиндры или Пирамиды — это великие первичные формы, которые выгодно раскрывает свет; образ их отчетлив и осязаем внутри нас и недвусмыслен. Вот почему это прекрасные формы, самые красивые формы». Ле Корбюзье

i) Сфера
  • Тело, образованное вращением полукруга вокруг своего диаметра, поверхность которого во всех точках равноудалена от центра.
  • Сфера — это централизованная и высококонцентрированная форма.
ii) Цилиндр
  • Твердое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
  • Цилиндр центрирован относительно оси, проходящей через центры двух его круглых граней.
  • Вдоль этой оси его можно легко удлинить.
  • Цилиндр устойчив, если он опирается на одну из своих круговых граней; он становится неустойчивым, когда его центральная ось отклонена от вертикали.
iii) Конус
  • Тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одной из его сторон.
  • Как и цилиндр, конус имеет очень устойчивую форму, когда опирается на круглое основание, и неустойчив, когда его вертикальная ось наклонена или перевернута.
  • Он также может опираться на вершину в шатком состоянии равновесия.
iv) Пирамида
  • Многогранник, имеющий многоугольное основание и треугольные грани, сходящиеся в одной точке или вершине.
  • Пирамида по своим свойствам аналогична конусу.
  • Однако, поскольку все ее поверхности представляют собой плоские плоскости, пирамида может устойчиво опираться на любую из своих граней.
  • В то время как конус имеет мягкую форму, пирамида относительно твердая и угловатая.
v) Куб
  • Призматическое твердое тело, ограниченное шестью равными квадратными сторонами, причем угол между любыми двумя соседними гранями является прямым углом.
  • Из-за равенства размеров куб представляет собой статичную форму, в которой отсутствует видимое движение или направление.
  • Это устойчивая форма, за исключением случаев, когда она стоит на одном из своих краев или углов.
  • Несмотря на то, что его угловатый профиль зависит от нашей точки зрения, куб остается легко узнаваемой формой.

5) Правильные и неправильные формы

i) Правильные
  • Правильные формы относятся к тем, части которых связаны друг с другом согласованным и упорядоченным образом.
  • Как правило, они стабильны по своей природе и симметричны относительно одной или нескольких осей.
  • Сфера, цилиндр, конус, куб и пирамида являются яркими примерами правильных форм.
  • Формы могут сохранять свою регулярность даже при изменении размеров или добавлении или вычитании элементов.
  • Из нашего опыта с подобными формами мы можем построить ментальную модель исходного целого, даже если фрагмент отсутствует или добавлена ​​другая часть.
ii) Неправильные формы
  • Неправильные формы – это те, части которых отличаются по своей природе и связаны друг с другом непоследовательным образом.
  • Как правило, они асимметричны и более динамичны, чем обычные формы.
  • Они могут быть правильными формами, из которых были вычтены неправильные элементы, или возникать в результате неправильной композиции правильных форм. Поскольку в архитектуре мы имеем дело как с твердыми массами, так и с пространственными пустотами, правильные формы могут содержаться в неправильных формах.
  • Подобным образом неправильные формы могут быть заключены в правильные формы.

6) Преобразование формы

i) Преобразование измерений
  • Форма может быть преобразована путем изменения одного или нескольких ее измерений и при этом сохранить свою идентичность члена семейства форм.
ii) Преобразование вычитанием
  • Форма может быть преобразована путем вычитания части ее объема.
  • В зависимости от степени вычитания форма может сохранять свою первоначальную идентичность или трансформироваться в форму другого семейства.
iii) Аддитивное преобразование
  • Форма может быть преобразована добавлением элементов к ее объему.
  • Природа аддитивного процесса, а также количество и относительные размеры присоединяемых элементов определяют, изменяется или сохраняется идентичность исходной формы.
iv) Вычитающая форма
  • Мы ищем регулярность и непрерывность в формах, которые мы видим в поле нашего зрения.
  • Если какое-либо из первичных тел частично скрыто от нашего взгляда, мы стремимся завершить его форму и визуализировать его, как если бы оно было целым, потому что разум заполняет то, что не видят глаза.
  • Подобным же образом, когда в объемах правильных форм отсутствуют фрагменты, они сохраняют свою формальную идентичность, если мы воспринимаем их как неполные целые.
  • Мы называем эти искаженные формы субтрактивными формами.
v) Аддитивная форма
  • В то время как субтрактивная форма возникает в результате удаления части ее первоначального объема, аддитивная форма получается путем связывания или физического присоединения одной или нескольких подчиненных форм к ее объему.
  • Аддитивные формы, возникающие в результате срастания дискретных элементов, могут характеризоваться их способностью расти и сливаться с другими формами.
  • Чтобы мы воспринимали аддитивные группировки как единые композиции формы
  • Классифицировать аддитивные формы в соответствии с характером отношений, существующих между формами-компонентами, а также их общей конфигурацией.
Централизованная форма
  • Ряд вторичных форм, сгруппированных вокруг доминирующей центральной родительской формы.
Линейная форма
  • Набор форм, расположенных последовательно в ряд.
Радиальная форма
  • Композиция из линейных форм, простирающихся наружу от центральной формы в радиальном направлении.
Кластерная форма
  • Набор форм, сгруппированных по близости или общей визуальной черте.
Форма сетки
  • Набор модульных форм, связанных и регулируемых трехмерной сеткой.

7) Сочленение формы

Сочленение относится к тому, как поверхности формы соединяются вместе, чтобы определить ее форму и объем. Членораздельная форма ясно обнаруживает точную природу своих частей и их отношения друг к другу и к целому. Его поверхности выглядят как дискретные плоскости с четкими формами, а их общая конфигурация разборчива и легко воспринимается.

Подобным образом артикулированная группа форм подчеркивает стыки между составными частями, чтобы визуально выразить их индивидуальность.

Форма в архитектуре может быть сформулирована или определена с помощью различных методов, в том числе:

  1. Модуляция: Использование изменений масштаба или ритма для создания ощущения движения и структуры в форме здания.
  2. Иерархия: Расположение элементов в здании в зависимости от их важности, при этом более крупные или более заметные элементы используются для определения общей формы.
  3. Симметрия: Баланс элементов здания относительно центральной оси, создающий ощущение стабильности и порядка.
  4. Асимметрия: Неравномерное распределение элементов в здании, создающее ощущение динамизма и движения.
  5. Повторение: Повторное использование одинаковых элементов, таких как окна или колонны, для создания ощущения единства и ритма в форме здания.
  6. Прогрессия: Постепенное изменение элементов, таких как размер или форма, для создания ощущения движения и потока в форме здания.
  7. Завершение: Использование определенных элементов, таких как крыша или фасад, для определения концов здания и создания ощущения завершенности.
  8. Акцентуация: Использование контрастных элементов, таких как цвет или текстура, для выделения определенных частей здания и привлечения внимания к его форме.

Эти методы могут использоваться архитекторами для подчеркивания формы здания, создания визуального интереса и формирования того, как люди воспринимают его и реагируют на него. Тщательно формулируя форму здания, архитекторы могут создавать динамичные, выразительные и функциональные структуры, которые обогащают застроенную среду.

В заключение, форма является важнейшим элементом архитектуры, который формирует застроенную среду и влияет на наше восприятие ее. Архитекторы используют форму для создания визуально привлекательных и функциональных зданий, отвечающих потребностям и контексту людей, которые их используют.


Связанное видео

Понимание архитектурной формы — archisoup

Хлеб с маслом профессии архитектора сосредоточены вокруг формы структур, которые мы создаем как дизайнеры. Именно с помощью этих элементов мы формируем пространство вокруг себя, формируя новые смысловые и функциональные места.

В этой статье мы обсудим принципы, элементы и функции архитектурной формы, чтобы помочь вам понять тонкости этого фундаментального архитектурного краеугольного камня с целью дальнейшего развития вашего концептуального процесса разработки.

Что такое архитектурная форма?

Архитектура – ​​это трехмерная среда, выраженная в формах, обволакивающих окружающее нас пространство. Форма используется для описания элементов здания, которые определяют его общую форму, размер, пропорции и профиль. Он относится к внешнему виду здания как трехмерного объема и может применяться как к внешнему, так и к внутреннему пространству.

Здания можно интерпретировать как совокупность форм, масс, линий и других элементов, собранных вместе в определенном пространстве.

Значение формы в архитектуре

Архитектурная форма — один из самых почитаемых аспектов профессии. Часто именно это делает здания запоминающимися, знаковыми и, что наиболее важно, более значимыми для их обитателей.

Еще в 27 году до нашей эры Витрувий ввел латинские термины для обозначения трех основных принципов архитектуры; Firmitas , Utilitas и Venustas . Эти три аспекта продолжают оставаться важными свойствами архитектурного дизайна. Firmitas означает прочность или стабильность, utilitas означает функциональность и использование, а venustas означает форму и красоту.

Форма – это средство выражения и перевода понятий. Это также то, что в конечном итоге заполняет и разделяет пространство, в котором мы живем. Форма в архитектуре может иметь большое символическое и культурное значение и может преобразовывать пространство к лучшему или к худшему.

Каким образом форма используется для воздействия на архитектурный дизайн?

В приведенном ниже списке перечислены различные типы и категории архитектурных форм, а также то, как их можно использовать для влияния на проектные решения при создании как внутренних, так и внешних пространств.

Первичные элементы

Первичные элементы — это основные формы и формы, которые можно получить, упростив более сложные формы. Это основные геометрические элементы, формирующие окружающий нас мир.

Первичные формы и тела

Простейшие формы известны как первичные формы. К основным формам относятся круги, треугольники и квадраты. Каждая форма может быть создана комбинацией основных форм. При повороте или расширении основные формы могут создавать трехмерные объемы, известные как основные тела.

Эти основные твердые тела отличаются своей простой формой.

Круг

Круги централизованы и обеспечивают устойчивость композиции. Они по своей природе эгоцентричны и помогают централизовать плоскость или пространство. При расположении рядом с прямыми линиями и пересечениями под углом круги могут создавать впечатление вращения и движения.

Будучи круглыми по своей природе, круги придают форме изгибы и гладкие края, и их можно использовать для смягчения жесткости прямых линий и заостренных углов.

Треугольник

Треугольник известен как одна из самых устойчивых фигур с точки зрения структурной формы. При покое на одной из сторон форма устойчива, но при повороте на одну из своих вершин состояние равновесия треугольника становится более динамичным.

При равновесии на одной из угловых точек треугольник имеет физическую тенденцию падать на одну сторону. Даже если треугольник закреплен или прикреплен к поверхности, может показаться, что он падает, даже если он стоит на месте.

Квадрат

Квадрат — это четырехугольник с четырьмя равными сторонами. Квадраты часто представляют баланс, чистоту и душевную стойкость. Они нейтральны по своей природе, не имеют четкого направления.

Подобно треугольнику, квадрат стабилен, когда опирается на одну из своих четырех сторон, но становится более динамичным, если его положить на один из углов.

Правильные и неправильные формы

Правильные и неправильные формы – Когда твердые тела описываются с определенными и постоянными геометрическими свойствами, такие тела называются правильными формами. Правильные формы, как правило, симметричны, с прямыми углами и одинаковыми сторонами по всему периметру. Они кажутся более стабильными, с постоянными формами и углами.

Если стороны одинаковой формы не конгруэнтны или ось экструзии не является вертикальной или горизонтальной, форма может быть описана как неправильная. Неправильные формы состоят из различных частей, которые непоследовательно связаны друг с другом. Эти неправильные атрибуты не изменяют форму твердого тела, но заставляют его отклоняться от переменных, воплощенных в правильном твердом теле.

В архитектуре пространство проектируется с учетом как твердой массы, так и пространственных пустот внутри нее. Здания могут иметь как правильную, так и неправильную форму, и каждое может быть заключено или переплетено с другим.

Сфера

Сфера — это твердое тело, созданное путем вращения окружности на 180 градусов или полукруга, вращающегося на 360 градусов. Правильная сфера имеет поверхность, которая находится на одинаковом расстоянии от центральной точки по всей окружности, что делает ее идеально круглым телом.

Сферы имеют много общего со своей базовой формой, кругом. Они самоцентрируются и кажутся устойчивыми на ровной поверхности.

Цилиндр

Цилиндры создаются путем выдавливания круга вдоль центральной оси или вращения прямоугольника в одном направлении. Цилиндр имеет круглую поверхность, огибающую его стороны, с двумя круглыми гранями на каждом конце.

Он устойчив, когда стоит на одном из своих плоских круглых концов, но может стать менее устойчивым, если его расположить под углом или вдоль его круглых сторон.

Конус

Конус представляет собой твердое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника с вертикальной стороной на месте. Вертикальная сторона становится центральной точкой, соединяющей круглое основание с конечной точкой его сужающейся поверхности.

Когда в качестве основания используется круглая грань, конус стабилен и сбалансирован, но при наклоне в сторону он может стать более динамичным и склонным к движению.

Пирамида

Пирамида состоит из многоугольного основания, вершины которого ведут к ребрам, которые сходятся в одной точке на противоположном конце. Его сужающаяся форма создает треугольные стороны, ограничивающие пространство между базовым многоугольником и конечной вершиной.

Все стороны пирамиды плоские, что делает ее в целом устойчивой независимо от того, на какой грани она расположена. Пирамида становится неустойчивой только тогда, когда ее ставят на вершину, ребро или угол.

Куб

Кубики изготавливаются методом экструзии квадрата в перпендикулярном направлении от лицевой стороны квадрата. Он состоит из шести равных сторон, каждая из которых представляет собой квадрат. Куб не имеет определенного направления, что делает его статичным по форме и устойчивым с любой стороны.

При одинаковых размерах ему не хватает динамичного движения, и он сохраняет одинаковый внешний вид со всех сторон.

Трансформация формы

Из первичных элементов все остальные формы можно понимать как трансформацию твердых тел из их первичной формы в другие формы и объемы. Это преобразование может происходить путем манипулирования его размерами или путем добавления или вычитания элементов.

Вычитающие формы

Вычитающее преобразование включает удаление одной или нескольких частей объема формы для получения новой формы. Эта новая форма может преобразовать твердое тело в другое семейство или остаться частью исходного твердого семейства в зависимости от степени трансформации.

Если, например, правильную пирамиду разрезать горизонтально у основания, она все равно будет правильной пирамидой. Однако, если из формы пирамиды вычесть заостренный кончик, она станет усеченной пирамидой.

Вычитательные формы распространены в архитектуре. Их можно использовать для создания фенестраций или углублений для таких вещей, как входы, окна и дворы. Их также можно использовать для создания динамических объемов, которые пропускают солнечный свет и ветер во внутренние помещения или обеспечивают защиту от природных стихий.

Аддитивные формы

Аддитивные формы относятся к преобразованию посредством добавления элементов. Степень аддитивного преобразования зависит от количества добавляемых частей, а также от их размещения и размера. Эти аддитивные формы могут изменить исходное твердое тело или привести к тому, что форма полностью изменит свой профиль.

В отличие от субтрактивных форм, где части удаляются, аддитивные формы вводят новые части в объем, который может быть меньше или больше исходного тела. Есть много различных способов, которыми эти формы могут быть сгруппированы. Вот некоторые из наиболее известных соотношений аддитивных форм:

Пространственное напряжение

В пространственном напряжении формы и части связаны между собой непосредственной близостью, образуя большую группу, представляющую собой всю форму. Этот тип отношений не требует прямой привязанности. Как однажды сказал Аристотель: «Целое больше, чем сумма его частей». Пространственное напряжение охватывает всю группу целиком, и каждый дополнительный элемент играет неотъемлемую роль.

Край к краю

Отношения край к краю — это формы, которые имеют общее ребро в качестве точки линейного присоединения. Присоединенные тома могут быть простыми или сложными, если одно или несколько ребер встречаются или являются общими для них.

Лицом к лицу

В отношениях лицом к лицу участвуют две или более формы, которые вступают в контакт друг с другом вдоль плоских поверхностей. Эти поверхности соприкасаются параллельно друг другу, с выравниванием соседних краев или без него.

Взаимосвязь

Взаимосвязь предполагает столкновение или схождение форм. Переплетенные формы — это объемы, которые перекрывают друг друга или проникают друг в друга, создавая массу пересекающихся твердых тел.

Централизованный

Централизованная форма состоит из нескольких вторичных форм, расположенных вокруг центральной родительской формы. Центральная форма становится центральным элементом и обычно является акцентом композиции. Сферы, конусы и другие круглые тела хорошо работают в качестве центральной формы из-за их естественных свойств самоцентрирования.

Линейный

Линейные отношения достигаются путем расположения объемов в ряды или столбцы, создания линейных последовательностей через твердую массу, пустое пространство или возникающие узоры. Последовательные изменения размера или размера также могут создавать линейные отношения.

Радиальная

Радиальная форма относится к ряду объектов, расположенных вокруг центрального элемента ядра радиальным образом. Формы расширяются наружу в виде вращающегося узора, создавая более крупную композицию, которая обычно сходится в центре.

Кластер

Кластер — это группа форм, которые создают композицию за счет близости, размера, формы или функции. В отличие от других отношений, включающих организованную структуру, кластер можно сгруппировать и организовать без геометрического выравнивания или шаблона.

Сетка

Сетка — это способ организации форм в линейные строки и столбцы. Сетка может быть трехмерной и часто основана на наборе квадратов. Эта взаимосвязь позволяет размещать формы с постоянным пространством и расстоянием. Сетки также можно использовать для анализа или разделения группы или поверхности.

Столкновения геометрии

Обычно две или более геометрии сталкиваются, что приводит к новой составной форме. Эти сталкивающиеся формы или твердые тела могут иметь одинаковый размер и форму или вообще иметь разные атрибуты. Причин коллизии геометрии много, в том числе:

  • Для создания внутреннего пространства в существующей форме
  • Для символического или концептуального значения
  • Для удовлетворения функциональных требований формы
  • В качестве средства направления пространства в желаемые места сайта
  • Для поддержания или нарушения симметрии в структуре
  • В зависимости от условий и контекста места

Масса и масштаб

Масса в архитектуре относится к физическому размеру или объему здания. Его можно интерпретировать как фактический размер здания по измерению или его относительный размер по контексту. Масса в сочетании с формой определяет форму.

Масштаб — это относительное восприятие размера. В архитектуре это относится к размеру здания по сравнению с другими контекстуальными элементами. Этими элементами могут быть знакомые архитектурные особенности, окружающие здания и достопримечательности или, чаще всего, человеческая фигура.

Человеческий масштаб часто используется в качестве стандарта для масштаба и измерения, чтобы гарантировать, что здания учитывают антропоморфную и эргономическую функциональность. Стандарты человеческого масштаба часто различаются в зависимости от региона, культуры и целевых пользователей объекта.

Архитекторы могут использовать масштаб, чтобы здание казалось больше или меньше, чем его реальный размер. Один дизайн также может содержать несколько разных масштабов для достижения более сложной визуальной и пространственной композиции.

Пропорция

В архитектурной композиции пропорция относится к физическим и пространственным отношениям одного элемента к другим присутствующим элементам и зданию в целом.

На протяжении столетий искусства и архитектуры было разработано несколько различных систем пропорций, помогающих организовывать и объединять части здания. Наиболее известными системами являются арифметическая, геометрическая, гармоническая, материальная или структурная.

Арифметика

Пропорции, которые следуют арифметической системе, используют математические и числовые функции для определения шаблонов и ограничений дизайна. Арифметические системы преобладают в древнегреческой архитектуре с четкими функциями, соотношениями и числовыми последовательностями, используемыми во многих из их самых знаковых структур.

Геометрический

Геометрическая система использует формы и геометрические значения для определения размера и масштаба архитектурных элементов. В классической архитектуре размеры здания часто измерялись диаметром классической колонны.

Точно так же многие фасады эпохи Возрождения использовали правильные формы и линии для создания упорядоченных конструкций на основе квадратов, кругов и треугольников. Золотое сечение — одно из самых распространенных применений геометрической пропорции.

Также выражается как Золотая середина, это как геометрическая, так и арифметическая система пропорций, которую можно найти в архитектуре, дизайне продуктов и природе.

Harmonic

Гармонические пропорции вдохновлены древними открытиями повторяющихся гармоний в музыке. Он включает в себя использование повторяющихся соотношений, таких как 1:2, 2:3 или 3:4, в зданиях и помещениях для создания того, что многие считают гармоничным дизайном.

Это можно наблюдать в архитектуре римского Возрождения, а позднее в работах Палладио и венецианских музыкальных теоретиков, создавших более сложную систему, основанную на мажорной и минорной терции, с соотношением 4:5 или 5:6.

Материал

Принимая во внимание конструкцию и экономическую эффективность, многие здания спроектированы в соответствующих пропорциях в зависимости от используемых материалов. Поскольку большинство строительных материалов соответствуют стандартным отраслевым размерам, их размеры создают еще одну единицу измерения для здания.

Такие материалы, как деревянные доски, блоки бетонной кладки или кирпичи, производятся и продаются в обычных размерах, и эти размеры могут формировать дополнительный уровень пропорций для общего дизайна.

Несущие конструкции

Поскольку элементы конструкции играют решающую роль в архитектурном дизайне, они могут оказывать существенное влияние на пропорции здания. Структурные пропорции в значительной степени зависят от несущей способности и структурных требований каждого элемента.

Эти элементы применяются по мере необходимости и могут способствовать или нарушать систему пропорций.

Ритм

Ряд повторяющихся архитектурных элементов или форм можно описать как ритм. Это повторение может быть регулярным или комплексным. Ритм обычно можно наблюдать в повторяющихся окнах, арках, колоннах или молдингах.

Артикуляция

То, как поверхности здания соединяются вместе, чтобы определить форму, обычно называют артикуляцией. Это включает в себя обработку углов, краев, твердых тел и пустот, что способствует артикуляции формы здания.

Он также может включать внешний вид текстуры здания, его визуальный вес и общее сходство с чем-то другим.

Текстура

Текстура — это атрибут, в основном определяемый строительными материалами, но его также можно использовать для описания внешнего вида и качества поверхности различных архитектурных композиций. Такие материалы, как камень, можно сделать гладкими или шероховатыми, а также можно вырезать их, чтобы добавить больше глубины и рельефа.

Точно так же здание с множеством угловатых выступов на фасаде может казаться грубым или зазубренным, в то время как круглая органическая структура может казаться гладкой, но и то, и другое может иметь проемы или оконные проемы, которые придают глубину и характер их первоначальной форме.

Свет

Свет относится к способу освещения формы. Форма может восприниматься по-разному в зависимости от условий освещения во время просмотра. Таким образом, свет и тень играют неотъемлемую роль в создании форм, видимых человеческому глазу.

Кромки и углы

Кромки и углы формируются по периметру плоских поверхностей. Их часто можно встретить по периметру здания, а также на многих элементах фасада. Более сложная геометрия обычно приводит к большему количеству краев и углов на оболочке здания, и эти элементы часто тщательно сочленяются для достижения желаемого вида дизайна.

Углы присутствуют на стыке двух плоскостей. Это могут быть отдельные углы с плоскостями, физически соединенными, или они могут быть подразумеваемыми, с одной или несколькими гранями, отстоящими от другой.

Изменение направления углов приводит к контрасту света, и это можно использовать с пользой для дизайна, чтобы исследовать взаимодействие тени и тени. Они также могут быть оснащены различными материалами или архитектурными элементами, чтобы подчеркнуть изменение плоскости.

В случаях, когда четкий угол нежелателен, их можно закруглить, чтобы создать плавный переход между соседними плоскостями. Это может либо смягчить острый край, либо создать видимость непрерывной поверхности, в зависимости от радиуса закругленной кривой.

Как все это используется для артикуляции формы?

Перечислять все эти различные типы форм очень хорошо, но каково их практическое применение и как их понимание может сделать нас лучшими дизайнерами?

Пример архитектурной формы

Масштаб – Музей Метрополис в Амстердаме, разработанный Renzo Piano Workshop

Это похожее на корабль здание, также известное как Музей науки и техники NEMO, окружено водой и облицовано предварительно окисленной медью с эффектными изгибами. и потрясающие удобства.

В его дизайне используются масштаб и текстура, чтобы создать отчетливое впечатление старого корабля в воде. Огромные размеры здания позволяют использовать живописные террасы на крыше, которые дополняют его морской стиль.

Surface – Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, спроектированный Frank Gehry Architects

Знаменитый музей Гуггенхайма в Бильбао помог Фрэнку Гери стать одним из самых выдающихся архитекторов той эпохи. Это также продемонстрировало мастерство Гери в использовании поверхностей в качестве определяющих черт здания.

Внешний вид музея окутан широкими металлическими формами, которые плавно изгибаются и переплетаются. Не бывает двух одинаковых углов, но структура сохраняет единство и согласованность со всех сторон.

Благодаря светоотражающим материалам свет и цвет отражались между каждой поверхностью, отбрасывая тонкие оттенки на фасад в течение дня.

Месса – Церковь Сан-Паоло-Апостоло от Studio Fuksas

Церковь Сан-Паоло-Апостоло расположена в Фолиньо, Италия. Он также известен как приходской комплекс Святого Паоло и был спроектирован как символ возрождения после землетрясений в Умбрии и Марке 1997.

Его основная форма высокая и квадратная, с абстрактными пустотами, прорезающими его массивный бетонный фасад. Эти пустоты создают глубокие окна, которые позволяют свету проникать в просторные интерьеры церкви.

Внушительное присутствие здания делает его важным ориентиром в этом районе, что является одной из ключевых целей первоначального задания на участие в конкурсе.

Distortion – JustK от Amunt Architekten und Nagel Tehissen

JustK – жилой проект, расположенный в Германии. Этот дом для одной семьи известен своей уникальной формой, которая возникла в результате адаптации к контексту участка, конкретным строительным нормам, требованиям к интерьеру и видам на близлежащий замок.

Наружные стены и крыша имеют одинаковые цвета и материалы, из-за чего дом выглядит как искаженное тело с динамическими углами и пространствами.

Inclusion – Overkapping Commandants, победивший в Oving Architekten

Этот мощный проект заключался в заключении старого дома концлагеря нацистского командира в ограждение из стекла и стали. Стеклянная витрина служит мемориалом жертвам Холокоста во время Второй мировой войны и служит для сохранения здания для образовательных и исторических мероприятий.

Внешняя конструкция выполнена в минимально инвазивной форме, чтобы подчеркнуть внутреннее содержание и сохранить дом как центр исторической значимости. Этот способ аддитивной формы известен как включение.

Компания Oving Architekten разработала большую прозрачную призму вокруг дома, которая эффективно останавливает воздействие погодных условий на участок, не мешая обзору его первоначального состояния.

Ссылка – Музей Нельсона Аткинса от Steven Holl Architects

Это современное дополнение к 1933 классический «Храм искусства» помогает создать взаимодействие между старым и новым. Дизайн представляет собой последовательность из пяти «линз», предназначенных для того, чтобы посетители совершили историческое и культурное путешествие по музею.

Резьбовое звено между каждой линзой позволяет новому зданию гармонично вписаться в окружающий ландшафт вокруг оригинальной конструкции.

Открытый/Закрытый – Летний павильон от SANNA

Летний павильон SANNA отличается большими навесами с тонкой кровлей и многочисленными тонкими стальными колоннами для поддержки. Колонны загибаются под его изогнутыми карнизами, создавая границу без ограждения, ощущение стены без барьера.

В результате получается среда, в которой стираются границы между внешним и внутренним пространством, между открытым пространством и защищенным и затененным.

Embedded – Aloni by Deca Architecture

Дом Алони в Греции – прекрасный пример ландшафтной интеграции в архитектуре. Здание расположено в седловине, где встречаются два склона, а его линейная форма встроена в естественную топографию участка.

Окружающий ландшафт продолжается над крышей здания, соединенной плато из травы и растительности, которое еще больше скрывает массу дома. Его архитектуру раскрывают каменные стены и четыре внутренних двора, высеченных в холмистой местности.

Дизайн отдает дань уважения сельскохозяйственным корням этого места и создает прочную связь между застроенными и естественными условиями его окружения.

В заключение…

Форма лежит в основе архитектурного дизайна и несет в себе бесконечные возможности в пространстве и массе.

Понимание основ формы может помочь вам максимально раскрыть свой творческий потенциал при работе с трехмерными объемами, что приведет к созданию более сложных и осмысленных архитектурных проектов.