Дачные дорожки своими руками из бетона: ᐈ Садовые дорожки из бетона своими руками: технология и этапы строительства

Содержание

ᐈ Садовые дорожки из бетона своими руками: технология и этапы строительства

Дорожки на участке выполняют важные функции: делают перемещение комфортным, формируют общий ансамбль, позволяют выделить функциональные зоны. Необходимо создать прочное и долговечное покрытие, которое не придется постоянно ремонтировать. Расскажем, как сделать дорожку из бетона своими руками, соответствующую этим параметрам.

Из каких материалов можно сделать дорожку на даче

Для дачных дорожек используют разные покрытия:

Щебень, галька и гравий

С их помощью создают насыпное покрытие. Технология изготовления таких дорожек несложная, а расходные материалы будут стоить недорого. Но у такого варианта есть существенные недостатки – по насыпному покрытию неудобно ходить, оно быстро зарастает травой и требует ухода: удаления сорняков, периодической подсыпки и выравнивания поверхности граблями.

tildacdn.com/tild3839-6664-4233-b462-613366353932/dorojki-na-dache.jpg» bgimgfiled=»img» itemscope=»» itemtype=»http://schema.org/ImageObject»>

Тротуарная плитка

Универсальный и доступный материал, можно сделать покрытие с разным рисунком. Недостатки: непрофессиональная кладка может привести к перекосам и перепадам, со временем между отдельными элементами начнут прорастать сорняки.

Натуральный камень

Долговечный и красивый материал. Для дорожек можно использовать мрамор, гранит, базальт, известняк. Есть несколько минусов: высокая цена, трудоемкий процесс укладки, покрытие становится скользким после дождя, а зимой покрывается ледяной коркой.

tildacdn.com/tild3330-6439-4861-a466-663931303533/dorojki-na-dache-2.jpg» bgimgfiled=»img» itemscope=»» itemtype=»http://schema.org/ImageObject»>

Бетон

Можно сделать садовые дорожки своими руками из бетона – это самый практичный материал, поскольку имеет большой запас прочности, долговечен, устойчив к воздействию влаги, морозов и препятствует прорастанию сорняков. Если бетонная поверхность кажется непривлекательной, ее можно украсить. Еще один вариант – использовать технологию штампованного бетона. Она позволяет имитировать любое покрытие – дерево, камень, брусчатку и т.д. С помощью специальных составов бетону придают нужный оттенок. Декоративный бетон имеет повышенную прочность за счет добавок и защитного покрытия.

Дерево

Деревянные доски – бюджетный, но не самый практичный материал для садовой дорожки. Дерево быстро разрушается под воздействием факторов окружающей среды, появляются следы гнили и плесень, поэтому при укладке такого покрытия нужно использовать защитные пропитки. Вместо обычных досок можно использовать специальную террасную доску из устойчивого к влаге и прочного массива сибирской лиственницы или древесно-полимерного композита, но такое покрытие потребует значительных затрат.

Что нужно, чтобы сделать бетонную дорожку

При обустройстве дорожки из бетона на даче своими руками, необходимо приобрести материалы для подушки, опалубки и замеса раствора:

  • цемент;
  • песок;
  • щебень;
  • геотекстиль;
  • деревянные доски;
  • армирующую сетку.

    Важно знать! Делая основание, лучше остановить выбор на речном песке – он более однородный и в нем меньше посторонних примесей. Карьерный песок дешевле, но его нужно будет предварительно пропустить через сито, чтобы убрать содержащиеся фрагменты глины.

    В список инструментов, необходимых для проведения работ, входят:

    • оборудование для замеса раствора;
    • лопата;
    • молоток;
    • гвозди;
    • строительный уровень;
    • мастерок;
    • болгарка;
    • правило для бетона.

        Какого размера должны быть дорожка из бетона и основание

        Прежде чем приступать к строительству садовых дорожек из бетона своими руками, необходимо определиться с их размером. Что нужно учитывать:

        • дорожка, расположенная в центре, должна быть шириной около 80-100 см – по ней можно будет прогуливаться вдвоем;
        • дополнительные тропинки можно сделать шириной 50-60 см;
        • если с помощью бетона планируется обустроить проходы между грядками, для них будет достаточно ширины 30 см;
        • дорожка, расположенная на въезде в гараж, должна быть не меньше ширины автомобиля, если не предусмотрена специальная площадка.

        Важно знать! Слишком широкие дорожки в тех местах, где обычно ходят редко и по одному, приведут к неоправданным затратам на приобретение дополнительных материалов.

        Обычно глубина траншеи составляет 25-30 см, но при ее расчете необходимо учитывать тип грунта и толщину слоев «пирога»:

        • подушка из песка, выполняющая роль дренажного слоя, укладывается при всех типах почвы и составляет 10-15 см;
        • если грунт болотистый, обязательна укладка слоя гравия не менее 10 см, в остальных случаях от него можно отказаться или уменьшить до 5 см;
        • оптимальная толщина бетона для дорожек на даче при тяжелой глинистой почве – 5-7 см, при песчаной и легкой суглинистой – 10 см.

        Важно знать! Чтобы дорожка не разрушалась от влаги, прокладывают слой специального гидроизолирующего геотекстиля.

        Проектирование дорожек на даче

        Как выбрать место, где будут пролегать дорожки:

        • дорожка от калитки до входной двери в дом должна проходить по самому короткому маршруту;
        • если существующие на участке тропинки удобно расположены, дорожки лучше обустроить на их месте;
        • если участок стоит на склоне, дорожки нужно делать в форме ломаной линии;
        • рядом не должны располагаться деревья, корни которых повредят основание дорожки;
        • под дорожкой не должны проходить коммуникации – в случае необходимости их ремонта покрытие придется вскрывать;
        • чтобы на поверхности не скапливалась вода, нужно предусмотреть небольшой уклон – около 2 мм на каждый метр.

        Когда расположение будет определено, можно приступать к подготовке площадки для строительства на даче тропинки из бетона своими руками:

        1. Вбить колышки, обозначающие контуры дорожки, на расстоянии 3-5 м друг от друга.
        2. Между колышками натянуть веревку.
        3. Вырыть траншею по разметке.

        Как делать бетон для дорожек

        Выбирая марку бетона, не стоит экономить – от этого во многом зависит прочность и долговечность покрытия, которое будет находиться под постоянным воздействием внешней среды и испытывать механические нагрузки. Оптимальный вариант – бетон М350, имеющий высокий класс прочности, влагонепроницаемости и морозостойкости.

        Пропорции бетона для дорожек на даче стандартные – цемент и песок смешиваются в соотношении 1:3 и разбавляются водой до консистенции густой сметаны.

        Важно знать! Если добавить слишком много воды, прочность бетона снизится, а если мало, то потеряет пластичность. Для приготовления раствора лучше использовать бетономешалку – это позволит получить однородную смесь.

        Кроме этого, в раствор можно добавить специальные материалы для бетона, которые повысят его прочность, устойчивость к влаге и помогут добиться нужной консистенции. Для этого используют полипропиленовую фибру и пластификаторы.

        Как рассчитать объем бетона

        Перед строительными работами необходимо купить все материалы, поэтому нужно посчитать количество раствора и цемента для дачной дорожки. Как это сделать:

        1. Определить длину, ширину и высоту бетонного слоя. Например, длина и ширина – по одному метру, высота – 10 см.
        2. Рассчитать объем раствора: 1м х 1м х 0,10м = 0,10 м³.
        3. Рассчитать вес раствора. Согласно строительным справочникам, вес одного кубометра раствора с песком и цементом равен 2800 кг. То есть 0,10 м³ весят 280 кг.
        4. Рассчитать вес цемента в смеси. Поскольку пропорции бетона для заливки дорожек составляют одну часть цемента, три части песка и примерно одну часть воды, нужно разделить 280 кг на пять, чтобы узнать вес одной части. Получается, что для такой площади понадобится 56 кг цемента.

        Из каких этапов состоит строительство дачной дорожки

        При проведении работ по строительству дорожки должна быть сухая погода и плюсовая температура. Основные этапы:

        1. Установка опалубки. Чтобы бетон не растекался и получил нужную форму, по краю траншеи устанавливают деревянные доски – опалубку. Это временная конструкция, которую потом нужно будет демонтировать. Если у дорожки будет много изгибов, можно использовать фанеру или пластиковые материалы – они хорошо гнутся, принимая необходимую форму.
        2. Устройство компенсационных швов. Перед заливкой дорожек бетоном своими руками, нужно сделать поперечные швы, которые позволяют избежать поперечных, скручивающих и продольных деформаций и появления трещин. Они устанавливаются на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга.
        3. Укладка геотекстиля. Материал хорошо пропускает воду и будет препятствовать размыванию песчаной подушки.
        4. Укладка слоя песка. Его необходимо тщательно утрамбовать, пролить водой и разровнять.
        5. Засыпка слоя щебня. Лучше выбирать мелкий щебень с фракцией 5-20 мм, поскольку он обеспечит более ровную поверхность.
        6. Армирование. Сетка в бетонной конструкции позволяет снять напряжение и компенсировать нагрузки – это предотвращает образование трещин на поверхности.
        7. Заливка бетона. Раствор равномерно распределяют и разравнивают.

        Подробное описание процесса, как заливать дорожки бетоном на даче, в видео:

        Как ухаживать за бетоном после укладки дорожки

        Раствор после укладки должен застыть. На первом этапе бетон схватывается, вступая в реакцию с водой, и приобретает 70% прочности. В этот момент необходимо обеспечить защиту покрытия от вибраций, механического воздействия и резких температурных колебаний.

        Если погода ветреная или жаркая, бетон начнет быстро сохнуть и не успеет набрать прочность. Чтобы в этой ситуации защитить покрытие, его накрывают пленкой и в течение первых суток периодически поливают водой.

        В течение следующих 5-7 дней раствор проходит стадию интенсивного застывания. После этого можно снимать опалубку и обрабатывать защитными составами.

        Как декорировать бетонную дорожку

        Как сделать садовые дорожки из бетона красивыми и оригинальными:

        Покрасить

        Можно использовать акриловую краску после того, как бетон застынет, или добавить специальный цветной закрепитель в процессе укладки. Во втором случае цвет будет более насыщенным, а поверхность не придется со временем подкрашивать.

        Инкрустировать

        Поверхность дорожки можно оформить орнаментом из гальки, ракушек, булыжников, кусочков стекла или плитки.

        Отпечатать рисунок

        Для этого подойдут любые подручные средства или специальные штампы для декоративного бетона.

        Топ-5 советов, как сделать дорожку надежной и долговечной

        Как правильно сделать дорожку из бетона, чтобы она была прочной и долго служила:

        1. Использовать добавки-пластификаторы. Они повышают морозостойкость и прочностные характеристики, сокращают время застывания бетона.
        2. Добавлять фибру. Армирующее волокно при замешивании не образует комочков. Повышает прочность, показатели морозостойкости и снижает водопоглощение.
        3. Цветные закрепители. Не только придают нужный цвет, но и делают верхний слой бетона прочнее.
        4. Лаковое покрытие. Обычно используется для декоративного печатного бетона, чтобы обеспечить защиту от механических повреждений, ультрафиолета и влаги.
        5. Противоморозные добавки. Их нужно обязательно использовать, если укладка бетона происходит ранней весной или поздней осенью, когда возможна минусовая температура. Иначе вода в растворе замерзнет и на бетонной поверхности будут трещины.

        При строительстве нужно тщательно соблюдать весь технологический процесс: использовать высокую марку бетона для дорожек на даче, замешивать раствор в правильной пропорции, укладывать подушку, соответствующую типу грунта, создать оптимальные условия для схватывания, применять средства, повышающие прочность покрытия. Эти правила обеспечат длительный срок службы садовых дорожек.

        По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

        E-mail: [email protected]
        Телефон: +7 (495)201-95-62

        Садовая дорожка из бетона своими руками: плюсы и минусы

        Содержание

        • 1 Какой бетон подойдет?
        • 2 Плюсы и минусы бетонных тропинок
        • 3 Делаем дорожку
          • 3.1 Проектирование дорожки
          • 3.2 Расчет веса материалов
          • 3.3 Необходимые инструменты
          • 3.4 Подготовка основания
          • 3.5 Устройство опалубки
          • 3.6 Армирование дорожек
          • 3.7 Приготовление раствора
          • 3.8 Заливка раствора
          • 3.9 Декорирование
        • 4 Дорожки на наклонной поверхности

        Свои садовые дорожки из бетона на сегодняшний день очень популярны у дачников, ведь их можно изготовить своими руками без лишних денежных затрат. А если придерживаться всех требований и правил, соблюдать пропорции приготовления раствора для заливки, она прослужит не один десяток лет. Также, строя садовую дорожку своими руками, в результате вы получаете массу положительных эмоций от собственного творчества.

        Какой бетон подойдет?

        Чтобы дорожки из бетона прослужили верой и правдой на своем садовом участке, нужно с особой ответственностью подойти к выбору раствора для их заливки. Опытные строители советуют приобретать марку цемента не меньше М500. Чтобы сделать раствор, принимают пропорцию 1 к 3, где часть сухого цемента и три части смеси песка, смешивают с водой до густоты напоминающую сметану. Важно приготовить раствор бетона нужной консистенции, в нем не должно быть много воды, но и сильно густым он быть не должен. Большое количество жидкости снизит марку бетона в 5 раз.

        Вернуться к оглавлению

        Плюсы и минусы бетонных тропинок

        Преимуществом дорожек садового участка является их строительство в месте газона, чтобы была возможность пройти до нужного пункта, не пачкая при этом ноги. Необычные, фигуристые тропинки украсят садовый двор, а также помогут зрительно расширить его. На своих дорожках применяют декорирование с разными световыми эффектами, нанося его на покрытие или устанавливая на землю, в виде фонарей.

        К недостаткам относят:

        • При неправильном расположении дорожки, она становится непригодной и все равно придется ходить по газону.
        • Неудачное исполнение садовой дорожки своим внешним видом испортит приусадебный двор.
        • Также дорожкам нужен постоянный уход.
        • Чтобы дорожки не изменяли свою форму в процессе эксплуатации, под них делается твердая основа.

        Вернуться к оглавлению

        Делаем дорожку

        Перед началом работ над своей садовой дорожкой досконально изучают правила и требования к применяемым материалам, соблюдают последовательность при строительстве объекта. Садовые дорожки по своему внешнему виду напоминают лесные тропинки, уровень расположения которых должен быть ниже травы. Чтобы избежать наполнения дорожки во время дождя водой, в процессе строительства специально делают небольшой выступ в центре.

        Чтобы сделать дорожки своими руками, придерживаются определенных этапов. На предварительно подготовленную поверхность почвы наносят разметку под садовые дорожки. Перед этим определяются с их размером и местоположением. Для разметки, вбивают палочки с одинаковым шагом и соединяют их с помощью веревки. Сложности на этом этапе обычно не возникают.

        Дальше нужно подготовить почву. Для этого убирают верхний слой почвы глубиной около 6 см, это позволит избавиться от корней растений, которые будут мешать при укладке дорожки. Также это грозит перегниванию корней под слоем бетона и образованию воды, что в зимнее время приводит к трещинам бетона из-за увеличения размера застывшей жидкости. Потом устанавливают опалубку и приступают к формированию подушки. После чего фиксируют армировку и начинают заливку бетона.

        Вернуться к оглавлению

        Проектирование дорожки

        Конструкция дорожки начинается с чертежа участка на бумаге.

        Наличие во дворе дорожек нужно для разбивания участка на зоны и создания красивого дизайна. Также их создание поможет скрыть подземные коммуникации.

        Конструирование бетонной дорожки начинается с чертежа участка на бумажном листке, где чертится простой эскиз с нанесением на него своего приусадебного участка. После чего с помощью прямых линей на листке определяют оси планируемых дорожек. В реале их лучше скруглять и делать различной ширины в зависимости от позволяемого места. Также при конструировании дорожек учитывается рельеф местности. На ровной поверхности их сооружать значительно легче, ведь не стоит подстраиваться под изгибы, впадины или бугры.

        Проектируя садовые дорожки, нужно учесть инженерные коммуникации. Делают дренажное отверстие под ними или уклон для стекания дождевых вод.

        Вернуться к оглавлению

        Расчет веса материалов

        Применяются песок и цемент для строительства садовых дорожек из бетона своими руками. Но прежде чем приступить к их укладке, рассчитывают необходимый вес. При тяжелом грунте бетон укладывают толщиной около 0,6 см, при неустойчивой песчаной почве этот показатель увеличивается до 1 см. Например, при ширине и длине дорожки в 2 метра с толщиной 2 см нужно 30 см подстилающего слоя. Также нужно определить нужный объем песка, для этого вышеперечисленные показатели перемножаются между собой. Полученное число умножают на вес песка, значение которого указано в справочнике. По таким же расчетам определяем вес цемента. Для получения объема бетона, его удельный вес делится на 5, где 5 – одна часть цемента и 4 части песка.

        Вернуться к оглавлению

        Необходимые инструменты

        Перед началом установки дорожки своими руками нужно подготовить инструменты, которые понадобятся в ходе работы. Наверняка они есть в арсенале у любого дачника:

        • песок, который нужен для приготовления основы и раствора;
        • строительный миксер;
        • гравий, если и нет в запасе, то приобрести его не так уж и сложно;
        • цемент;
        • лопата;
        • колышки для разметки контуров;
        • строительный уровень;
        • перчатки, чтоб не испачкать руки;
        • ведро для воды;
        • тачка, чтобы легче было перевозить груз и материалы;
        • емкость, чтобы приготовить раствор;
        • доски, которые нужны, чтобы сделать опалубку;
        • полиэтиленовая пленка.

        Вернуться к оглавлению

        Подготовка основания

        Как было сказано выше, садовая дорожка из бетона начинает свое строительство с разметки поверхности, забивания колышков и натягивания между ними с одинаковым шагом веревки. После чего приступают в подготовке основания дорожки, которую еще именуют подушкой. При непрочном грунте выбирается верхний его слой и в полученную траншею укладывается текстильный материал сверху, который нужно посыпать песком и хорошо утрамбовать. Также между слоев песка можно проложить щебень. Проводя все манипуляции с подготовкой основания, нужно помнить, что дорожка должна быть выше земли, ведь это обезопасит ее от затапливания во время дождя или в период таяния снега.

        Вернуться к оглавлению

        Устройство опалубки

        Схема установки опалубки.

        Используя доски, сооружаем опалубку. Крепить их нужно по краям траншеи снизу колышками, а вверху поперечными перемычками. С помощью такой конструкции исключено распирание опалубки. Чтобы в будущем дорожка, которую нужно приготовить своими руками, была без трещин и сколов, рекомендуют разделять ее на деформационные швы. Деление происходит в виде секций с помощью металлического пластика, который предварительно смазывают. Это нужно для беспроблемного вынимания его из высыхающего раствора. Чтобы предотвратить поглощение бетонным раствором воды, на дно опалубки выкладывают гидроизоляционный слой полиэтиленовой пленкой. Также этот метод позволит повысить морозостойкость бетона и тем самым повысит службу материала.

        Вернуться к оглавлению

        Армирование дорожек

        Армирование гарантирует прочность дорожки.

        Чтобы в процессе эксплуатации компенсировались нагрузки на бетон, применяют армирование оснований. Кладку арматуры нужно сделать в середине конструкции в виде специальных фиксаторов для ее раскладки. При наличии арматуры толщина бетонного основания делается меньше, если ее нет, толщина должна достигать 15 см.

        На долговечность плиты влияет марка цемента, армирование, а также длина и ширина секций дорожки. При малом размере плиты, уменьшается риск возникновения трещин на бетоне от сезонных колебаний почвы или от воздействия механических нагрузок. Армирование в один слой не является полной гарантией от возникновения трещин, однако оно предотвращает растрескивание бетона. Так как срок эксплуатации бетонных дорожек рассчитан не на один год, экономить и отказываться от железобетонных конструкций не стоит.

        Вернуться к оглавлению

        Приготовление раствора

        Чтобы приготовить бетонный раствор своими руками, берут цемент марки М500 в пропорции 1 к 3 и соединяют цемент с песком. Полученную смесь разбавить водой и довести до консистенции густой сметаны. Если неправильно приготовить смесь это усложнит ее распределение по опалубке. Готовить большой объем смеси рекомендуют в мобильном приспособлении для размешивания бетона, при небольших количествах раствора можно справиться при помощи перфоратора с невысокими оборотами.

        Используя бетономешалку, чтобы приготовить смесь, прочность бетона будет выше, чем у раствора, приготовленного рукой. Также советуют добавлять в смесь из цемента и песка щебень и водоотталкивающие добавки. Это значительно увеличит прочность готовой бетонной поверхности.

        Вернуться к оглавлению

        Заливка раствора

        После того как раствор подготовлен, приступают к заливке бетоном опалубки. Равномерно укладывается раствор с помощью шпателя, которым как бы прокалывают бетонную смесь. Для лучшего уплотнения постукивают по опалубке или арматуре. После того как раствор уложен, его ровняют вдоль покрытия с помощью ровной палки. Далее накрывают разлитый раствор полиэтиленом, это поможет предотвратить намокание дождевыми водами или, наоборот, спасет от солнечных лучей и пересушивания.

        Через сутки можно приступать к декорированию бетона, нанося на него различные рисунки. Чтобы предотвратить быстрое высыхание бетона, его нужно орошать водой. Начинают ходить по бетону уже на третьи сутки, по истечении пяти дней изымают опалубку. Чтобы бетонная тропинка имела блеск, на нее наносят пропитки или полируют.

        Вернуться к оглавлению

        Декорирование

        Чтобы придать застывшему бетонному раствору привлекательности, его декорируют. Это без труда можно сделать своими руками неопытному начинающему строителю, только приступают к украшению поверхности на следующие сутки после заливки.

        Простой способ – это имитация плитки. Чтобы ее сделать, берут железный прут и вырезают произвольные фигуры шириной 6 мм, похожие на контур плиточки.

        Если наскучил тусклый серый цвет бетона, его окрашивают в различные цвета. Поверхностное окрашивание применяется с использованием акриловых красителей, наносить которое нужно на застывший раствор. При желании делают объемное окрашивание своими руками, тогда еще на этапе приготовления раствора в него добавляется красящая жидкость.

        Также своими руками делают штампованный бетон, который представляет собой обыкновенный бетон, на его поверхность наносится декоративное теснение с помощью специальных штампов. Штампованный рисунок на дорожке делают похожим на кирпич, камни, звериные шкуры, следы и фигурки животных. Перед тем как приступить к штампованию, нужно убедиться, что раствор бетона приобрел нужную степень пластичности. Если работа качественная, то штамповый рисунок принимают за реальный.

        Вернуться к оглавлению

        Дорожки на наклонной поверхности

        Легче работать на местности с ровной поверхностью, но если такая возможность отсутствует и есть высотные перепады, то работы усложняются. Если делают дорожку в местах с небольшим уклоном поверхности, то принимают меры для выравнивания грунта. При большом уклоне местности не рекомендуют заливать дорожку в этом месте, так как это опасно в момент снегопада, гололеда или дождя. Если другого выхода нет, и дорожка катастрофически необходима, ее оборудуют длинными ступеньками.

        Создание дорожек с помощью WALKMAKER™

        Версия для печати

        QUIK-DATA

        Стоимость:
        Навык:
        Время:

        Инструменты
        Инструменты для земляных работ и подготовки площадки, форма QUIKRETE® Walkmaker, тачка или смесительный ящик, лопата, уровень, затирочная кельма или затирочная кельма.

        Материалы
        Бетонная смесь или трещиностойкая бетонная смесь, жидкий цементный краситель, пластиковая пленка, модифицированный полимером песок для заделки швов.

        Качественно сделанная дорожка или садовая дорожка не только выдерживает многолетнее интенсивное использование, но и украшает природный ландшафт и дополняет внешний вид дома. В то время как традиционные материалы для дорожек, такие как кирпич и камень, всегда ценились как за внешний вид, так и за долговечность, большинство разновидностей довольно дороги и часто сложны в установке. В качестве простой и недорогой альтернативы вы можете построить новую бетонную дорожку, используя готовые формы. В результате получается красивая дорожка, которая сочетает в себе нестандартный внешний вид кирпича или натурального камня со всей долговечностью и экономичностью литого бетона.

        Построить дорожку — отличный проект, который можно сделать своими руками. После того, как вы проложили путь, вы смешиваете бетон, устанавливаете и заполняете форму, затем снимаете форму, чтобы показать готовый дизайн. После небольшого затирания, чтобы сгладить поверхности, вы готовы создать следующую секцию, используя ту же форму. Просто повторяйте процесс, пока путь не будет завершен. Каждая форма создает секцию размером примерно 2 фута. кв. с использованием одного 80-фунтового. мешок с готовым бетоном. В этом проекте показаны все основные этапы создания дорожек любой длины, а также специальные методы создания изгибов, добавления индивидуальной отделки или окрашивания бетона в соответствии с вашим личным дизайном.

        Оценка бетона для вашего проекта

        Как создать Walkmaker

        Путь

        1. Подготовьте место для проекта , выровняв землю, удалив дерн или почву по мере необходимости. Для более прочного основания выкопайте участок и добавьте от 2 до 4 дюймов уплотняемого гравия. Выровняйте и уплотните слой гравия, чтобы он был ровным и плоским.

        2. Замешайте партию бетона для первого участка, Инструкции по изделию (см. стр. 33, чтобы добавить цвет, как мы сделали здесь) Поместите форму в начале вашего пути и выровняйте ее, если это необходимо. Залейте мокрый бетон лопатой в форму, чтобы заполнить каждую полость. Укрепите и разгладьте поверхность. формы с помощью шпателя по краям бетона.

        3. Немедленно снимите форму, , а затем загладьте края секции, чтобы создать желаемую отделку (может помочь смачивание шпателя водой). Чтобы поверхность не скользила, подметите секцию или почистите ее жесткой щеткой. Приложите форму к готовой секции и повторите шаги 2 и 3, чтобы завершить следующую секцию. Формы можно поворачивать для изменения рисунка.

        4. После удаления каждой формы не забудьте затереть края секции, чтобы создать желаемую отделку. Повторяйте, пока путь не будет закончен. При желании поверните форму 90° с каждой секцией, чтобы изменить рисунок. Увлажняйте всю дорожку в течение пяти-семи дней

        Как создать криволинейную дорожку с искусственным строительным раствором

        После снятия формы со свежезалитой секции переместите форму в направлении кривой и нажмите вниз, чтобы отрезать внутренний угол секции (фото слева). Зачистите обрезанный край (и остальную часть секции), чтобы закончить. Залейте следующую секцию по кривой (фото справа). Отрежьте столько секций, сколько необходимо для завершения кривой.

        Посыпьте область вокруг стыка или стыков между брусчаткой модифицированным полимером песком для заделки швов после того, как бетон достаточно затвердеет, чтобы песок не прилип. Сместите продукт в зазор, чтобы очистить поверхности асфальтоукладчика при заполнении зазора.

        Затем просто сбрызните шовный песок чистой водой, стараясь не вымыть песок из шва. Как только вода высохнет, полимеры в смеси затвердеют, и песок станет похож на растворный шов. Обновляйте по мере необходимости.

        QUIK-TIP:

        Используйте затирочный песок QUIKRETE® PowerLoc вместо игрового песка для имитации растворных швов. Сметите модифицированный полимером песок в швы, сбрызните водой, и Powerloc затвердеет на месте.

        Окрашивание бетонной дорожки

        Окрашивание придает формованному бетону более естественный вид и отлично подходит для того, чтобы вписать дорожку или дорожку в ландшафтный дизайн. Добавление красителя в бетонную смесь — самый простой метод, дающий стабильные результаты:

        1. На каждые два 60-фунтовых. или 80 фунтов. мешков с сухой бетонной смесью, сначала смешайте одну бутылку на 10 унций жидкого цементного красителя QUIKRETE® с 5 литрами чистой воды. Смешайте жидкость с сухим бетоном, пока цвет не станет однородным. Добавьте больше чистой воды по мере необходимости для достижения желаемой консистенции.

        2. После укладки и отделки секций дорожки тщательно вылечите бетон, чтобы добиться наилучшего качества цвета. Если условия отверждения далеки от идеальных, нанесите герметик для бетона QUIKRETE®, чтобы обеспечить медленное, равномерное отверждение и хорошее окрашивание.

        Добавление декоративных эффектов

        Заполните швы дорожки песком или растворной смесью, чтобы имитировать внешний вид уложенного вручную камня или кирпича. Засыпьте песком или сухим раствором контуры секций и пространство между секциями. Для раствора смочите швы водой, чтобы они затвердели на месте.

        Создайте индивидуальную отделку поверхности, вдавливая мелкие камни или мелкий гравий во влажный бетон или нанося кистью на слой песка. Нанесите отделочные материалы после того, как бетон достиг своего первоначального состояния (твердый отпечаток большого пальца), но все еще влажный – примерно через час после укладки.

        Дополнительная информация

        • Версия для печати
        • WALKMAKER Информация о продукте
        • Liquid Cement Color Информация о продукте

        Бетон: самый разрушительный материал на Земле | Города

        За то время, пока вы будете читать это предложение, мировая строительная индустрия зальет более 19 000 ванн бетона. К тому времени, как вы дочитаете эту статью до середины, том заполнит Альберт-холл и выльется в Гайд-парк. Через день он будет почти размером с китайскую плотину «Три ущелья». За один год достаточно патио над каждым холмом, долиной, укромным уголком и щелью в Англии.

        После воды бетон является наиболее широко используемым веществом на Земле. Если бы цементная промышленность была страной, она была бы третьим по величине источником выбросов углекислого газа в мире с объемом выбросов до 2,8 млрд тонн, уступая только Китаю и США.

        Этот материал является основой современного развития, дает крышу над головами миллиардов, укрепляет нашу защиту от стихийных бедствий и обеспечивает структуру для здравоохранения, образования, транспорта, энергетики и промышленности.

        Бетон — это то, как мы пытаемся приручить природу. Наши плиты защищают нас от элементов. Они удерживают дождь от наших голов, холод от наших костей и грязь от наших ног. Но они также засыпают обширные участки плодородной почвы, засоряют реки, засоряют места обитания и, действуя как прочная вторая кожа, лишают нас чувствительности к тому, что происходит за пределами наших городских крепостей.

        Наш сине-зеленый мир с каждой секундой становится серее. Согласно одному расчету, мы, возможно, уже прошли точку, когда бетон перевешивает совокупную массу углерода каждого дерева, куста и кустарника на планете. В этом смысле наша искусственная среда перерастает природную. Однако, в отличие от природного мира, он на самом деле не растет. Наоборот, его главное качество — затвердевать, а затем очень медленно разлагаться.

        Вопросы и ответы

        Что такое неделя бетона Guardian?

        Шоу

        На этой неделе Guardian Cities исследует шокирующее влияние бетона на планету, чтобы узнать, что мы можем сделать, чтобы сделать мир менее серым.

        Наш вид пристрастился к бетону. Мы используем его больше, чем что-либо еще, кроме воды. Как и другие искусственные чудо-материалы, пластик и бетон преобразили конструкцию и улучшили здоровье человека. Но, как и в случае с пластиком, мы только сейчас начинаем осознавать его опасности.

        Бетон вызывает до 8% глобальных выбросов CO2; если бы это была страна, она была бы худшим преступником в мире после США и Китая. Он заполняет наши свалки, перегревает наши города, вызывает наводнения, уносящие жизни тысяч людей, и коренным образом меняет наше отношение к планете.

        Сможем ли мы избавиться от зависимости, без которой трудно представить современную жизнь? В этой серии статей Concrete Week исследует влияние материала на окружающую среду и на нас, а также рассматривает альтернативные варианты будущего.

        Крис Майкл, редактор Cities

        Было ли это полезно?

        Весь пластик, произведенный за последние 60 лет, составляет 8 млрд тонн. Цементная промышленность выкачивает больше, чем каждые два года. Но хотя проблема больше, чем с пластиком, ее обычно считают менее серьезной. Бетон не получают из ископаемого топлива. В желудках китов и чаек его не находят. Врачи не обнаруживают его следов в нашей крови. Мы также не видим его запутавшимся в дубах или вносящим свой вклад в подземные жирберги. Мы знаем, где мы находимся с бетоном. Или, если быть более точным, мы знаем, куда она идет: никуда. Именно поэтому мы стали полагаться на него.

        Эта прочность, конечно же, то, к чему стремится человечество. Бетон любят за его вес и прочность. Именно поэтому он служит основой современной жизни, сдерживая время, природу, стихию и энтропию. В сочетании со сталью это материал, который гарантирует, что наши плотины не прорвутся, наши многоквартирные дома не упадут, наши дороги не прогнутся, а наша электросеть останется подключенной.

        Солидность — особенно привлекательное качество во времена дезориентирующих перемен. Но, как и любая хорошая вещь в избытке, она может создать больше проблем, чем решить.

        То непоколебимый союзник, то ложный друг, бетон может противостоять природе десятилетиями, а затем внезапно усилить свое влияние. Возьмите наводнения в Новом Орлеане после урагана Катрина и в Хьюстоне после Харви, которые были более сильными, потому что городские и пригородные улицы не могли впитывать дождь, как пойма, а ливневые стоки оказались совершенно неадекватными для новых экстремальных условий нарушенного климата.

        Когда прорывается дамба… Дамба канала 17-й улицы в Новом Орлеане после того, как она была прорвана во время урагана Катрина. Фотография: Нати Харник/AP

        Он также усиливает экстремальные погодные условия, от которых защищает нас. Считается, что на всех этапах производства на бетон приходится 4-8% мирового выброса CO2. Среди материалов только уголь, нефть и газ являются большим источником парниковых газов. Половина выбросов CO2 при производстве бетона создается при производстве клинкера, наиболее энергоемкой части процесса производства цемента.

        Но другие воздействия на окружающую среду изучены гораздо хуже. Бетон — это жаждущее чудовище, поглощающее почти десятую часть промышленного потребления воды в мире. Это часто увеличивает нагрузку на питьевые и ирригационные нужды, поскольку 75% этого потребления приходится на засушливые и нехватающие воды регионы. В городах бетон также усиливает эффект теплового острова, поглощая солнечное тепло и улавливая газы от выхлопных газов автомобилей и кондиционеров, хотя он, по крайней мере, лучше, чем более темный асфальт.

        Также усугубляет проблему силикоза и других респираторных заболеваний. Пыль от переносимых ветром складов и смесителей составляет до 10% крупных твердых частиц, которыми задыхается Дели, где исследователи обнаружили в 2015 году, что индекс загрязнения воздуха на всех 19 крупнейших строительных площадках превышает безопасные уровни как минимум в три раза. . Известняковые карьеры и цементные заводы также часто являются источниками загрязнения, наряду с грузовиками, которые перевозят материалы между ними и строительными площадками. В таких масштабах даже приобретение песка может иметь катастрофические последствия — разрушить так много мировых пляжей и русел рек, что эта форма добычи в настоящее время все чаще используется организованными преступными группировками и ассоциируется с кровавым насилием.

        Это касается наиболее серьезного, но наименее изученного воздействия бетона, заключающегося в том, что он разрушает природную инфраструктуру, не заменяя экологические функции, от которых зависит удобрение, опыление, защита от наводнений, производство кислорода и очистка воды.

        Бетон может поднять нашу цивилизацию на высоту до 163 этажей в случае небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, создавая жизненное пространство из воздуха. Но это также выталкивает человеческий след наружу, растягивая плодородный верхний слой почвы и задыхаясь от мест обитания. Кризис биоразнообразия, который многие ученые считают такой же угрозой, как и климатический хаос, в первую очередь обусловлен превращением дикой природы в сельскохозяйственные, промышленные зоны и жилые кварталы.

        На протяжении сотен лет человечество было готово смириться с этим недостатком окружающей среды в обмен на несомненные преимущества бетона. Но теперь баланс может сместиться в другую сторону.


        Пантеон и Колизей в Риме являются свидетельством долговечности бетона, который представляет собой смесь песка, заполнителя (обычно гравия или камней) и воды, смешанных с обожженным в печи связующим веществом на основе извести. Современная промышленная форма вяжущего – портландцемент – была запатентована как форма «искусственного камня» в 1824 году Джозефом Аспдином в Лидсе. Позже это было объединено со стальными стержнями или сеткой для создания железобетона, основы для небоскребов в стиле ар-деко, таких как Эмпайр-стейт-билдинг.

        Реки его вылились после Второй мировой войны, когда бетон стал недорогим и простым способом восстановления разрушенных бомбардировками городов. Это был период бруталистских архитекторов, таких как Ле Корбюзье, за которым последовали футуристические, плавные изгибы Оскара Нимейера и элегантные линии Тадао Андо, не говоря уже о постоянно растущем легионе плотин, мостов, портов, ратушей, университетские городки, торговые центры и одинаково мрачные автостоянки. В 1950 году производство цемента было равно производству стали; с тех пор он вырос в 25 раз, более чем в три раза быстрее, чем его партнер по металлическому строительству.

        Дебаты об эстетике имеют тенденцию к поляризации между традиционалистами, такими как принц Чарльз, который осудил бруталистский Tricorn Center Оуэна Людера как «заплесневелый комок слоновьего помета», и модернистами, которые видели в бетоне средство сделать стиль, размер и прочность доступными для каждого. массы.

        Политика бетона вызывает меньше разногласий, но более разъедает. Основная проблема здесь — инерция. Как только этот материал связывает политиков, бюрократов и строительные компании, образовавшуюся связь практически невозможно сдвинуть с места. Лидеры партий нуждаются в пожертвованиях и откатах от строительных фирм, чтобы быть избранными, государственным планировщикам нужно больше проектов для поддержания экономического роста, а боссам строительства нужно больше контрактов, чтобы деньги поступали, штат был занят, а политическое влияние было высоким. Отсюда и самовоспроизводящийся политический энтузиазм по поводу экологически и социально сомнительных инфраструктурных проектов и цементных праздников вроде Олимпиады, чемпионата мира по футболу и международных выставок.

        Классический пример — Япония, которая приняла бетон во второй половине 20-го века с таким энтузиазмом, что структура управления в стране часто описывалась как doken kokka (состояние строительства).

        Резервуар для воды с регулируемым давлением в Кусакабе, Япония, построенный для защиты Токио от наводнений и переполнения основных водных путей и рек города во время сильных дождей и сезонов тайфунов. Фотография: Ho New/Reuters

        Сначала это был дешевый материал для восстановления городов, разрушенных зажигательными бомбами и ядерными боеголовками во время Второй мировой войны. Затем она заложила основу для новой модели сверхбыстрого экономического развития: новые железнодорожные пути для сверхскоростных поездов Синкансэн, новые мосты и туннели для надземных скоростных автомагистралей, новые взлетно-посадочные полосы для аэропортов, новые стадионы для 19-го века.64 Олимпийских игр и Osaka Expo, а также новые ратуши, школы и спортивные сооружения.

        Это поддерживало рост экономики почти двузначными темпами до конца 1980-х годов, обеспечивая высокий уровень занятости и давая правящей Либерально-демократической партии мертвую хватку у власти. Политических тяжеловесов той эпохи — таких людей, как Какуэи Танака, Ясухиро Накасоне и Нобору Такэсита — оценивали по их способности приносить в свои родные города масштабные проекты. Огромные откаты были нормой. Гангстеры якудза, которые служили посредниками и силовиками, также получили свою долю. Мошенничество на торгах и практически монополия со стороны шести крупных строительных фирм (Симидзу, Тайсей, Кадзима, Такенака, Обаяши, Кумагаи) обеспечили достаточно прибыльные контракты, чтобы обеспечить политикам солидные откаты. doken kokka был рэкетом национального масштаба.

        Но бетона не так много, чтобы его можно было с пользой уложить, не нарушая окружающей среды. Постоянно уменьшающаяся отдача стала очевидной в 1990-х годах, когда даже самые изобретательные политики изо всех сил пытались оправдать правительственные пакеты стимулирующих расходов. Это был период чрезвычайно дорогих мостов в малонаселенные районы, многополосных дорог между крошечными сельскими общинами, цементирования немногих сохранившихся естественных берегов рек и заливки все больших объемов бетона в морские стены, которые должны были защитить 40% береговой линии. Японское побережье.

        В своей книге «Собаки и демоны» автор и давний житель Японии Алекс Керр сетует на цементирование берегов рек и склонов холмов во имя предотвращения наводнений и селей. Безудержные строительные проекты, субсидируемые государством, сказал он в интервью, «нанесли неисчислимый ущерб горам, рекам, ручьям, озерам, водно-болотным угодьям, повсюду — и это происходит с нарастающей скоростью. Такова реальность современной Японии, и цифры ошеломляют».

        Он сказал, что количество бетона, уложенного на квадратный метр в Японии, в 30 раз больше, чем в Америке, и что объем почти такой же. «Итак, мы говорим о стране размером с Калифорнию, укладывающей такое же количество бетона [как и все США]. Умножьте американские торговые центры и разрастание городов на 30, чтобы понять, что происходит в Японии».

        Традиционалисты и защитники окружающей среды были в ужасе – и проигнорированы. Закрепление Японии противоречило классическим эстетическим идеалам гармонии с природой и признанию mujo (непостоянства), но было понятно, учитывая постоянный страх землетрясений и цунами в одной из самых сейсмически активных стран мира. Все знали, что реки с серыми берегами и береговые линии уродливы, но никого это не волновало, пока они могли уберечь свои дома от затопления.

        Что сделало разрушительное землетрясение Тохоку 2011 года и цунами еще более шокирующими. В прибрежных городах, таких как Исиномаки, Камаиси и Китаками, огромные морские стены, которые строились десятилетиями, были затоплены за считанные минуты. Погибло почти 16 000 человек, миллион зданий был разрушен или поврежден, городские улицы были заблокированы выброшенными на берег кораблями, а воды порта были заполнены плавающими автомобилями. Еще более тревожная история произошла на Фукусиме, где волна океана поглотила внешнюю защиту атомной станции Фукусима-дайити и вызвала расплавление 7 уровня.

        Вкратце, казалось, что это может стать моментом короля Кнуда для Японии — когда сила природы обнажит безумие человеческого высокомерия. Но бетонное лобби оказалось слишком сильным. Либерально-демократическая партия вернулась к власти через год с обещанием потратить 200 триллионов иен (1,4 триллиона фунтов стерлингов) на общественные работы в течение следующего десятилетия, что эквивалентно примерно 40% экономического производства Японии.

        «Такое ощущение, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого»… Морская дамба в Ямаде, префектура Иватэ, Япония, 2018 год. Фото: Ким Кён Хун/Reuters

        Строительным фирмам снова было приказано сдерживать море, на этот раз с еще более высокими и толстыми барьерами. Их стоимость оспаривается. Инженеры утверждают, что эти 12-метровые бетонные стены остановят или, по крайней мере, замедлят будущие цунами, но местные жители слышали такие обещания и раньше. Район, защищаемый этими оборонительными сооружениями, также имеет меньшую ценность для человека, поскольку земля в значительной степени обезлюдела и заполнена рисовыми полями и рыбными фермами. Экологи говорят, что мангровые леса могут стать гораздо более дешевым буфером. Что характерно, даже многие пострадавшие от цунами местные жители ненавидят бетон между ними и океаном.

        «Такое ощущение, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого», — сказал Рейтер рыбак, ловящий устриц, Ацуши Фудзита. «Мы больше не можем видеть море», — сказал уроженец Токио фотограф Тадаси Оно, сделавший одни из самых впечатляющих снимков этих массивных новых сооружений. Он описал их как отказ от японской истории и культуры. «Наше богатство как цивилизации связано с нашим контактом с океаном», — сказал он. «Япония всегда жила с морем, и море защищало нас. А теперь японское правительство решило закрыть доступ к морю».


        В этом была неизбежность. Во всем мире бетон стал синонимом развития. Теоретически похвальная цель человеческого прогресса измеряется рядом экономических и социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность и уровень образования. Но для политических лидеров самым важным показателем является валовой внутренний продукт, мера экономической активности, которая чаще всего рассматривается как расчет размера экономики. ВВП — это то, как правительства оценивают свой вес в мире. И ничто так не наполняет страну, как бетон.

        Это справедливо для всех стран на определенном этапе. На ранних стадиях разработки тяжеловесные строительные проекты приносят пользу, как боксер, наращивающий мускулы. Но для уже зрелой экономики это вредно, как престарелый спортсмен, накачивающий все более сильные стероиды со все меньшим эффектом. Во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов кейнсианские экономические советники говорили японскому правительству, что лучший способ стимулировать рост ВВП — выкопать яму в земле и засыпать ее. Желательно с цементом. Чем больше отверстие, тем лучше. Это означало прибыль и рабочие места. Конечно, гораздо проще мобилизовать нацию на что-то, что улучшит жизнь людей, но в любом случае бетон, скорее всего, будет частью договоренности. Таков был смысл Нового курса Рузвельта в XIX веке.30-х годов, который отмечается в США как национальный проект по борьбе с рецессией, но также может быть описан как крупнейшее мероприятие по заливке бетона до этого момента. Только для плотины Гувера потребовалось 3,3 миллиона кубических метров, что на тот момент было мировым рекордом. Строительные фирмы утверждали, что он переживет человеческую цивилизацию.

        Но это было легковесно по сравнению с тем, что сейчас происходит в Китае, бетонной сверхдержаве 21 века и величайшей иллюстрации того, как материал трансформирует культуру (цивилизацию, переплетенную с природой) в экономику (производственную единицу, одержимую ВВП статистика). Необычайно быстрый подъем Пекина из развивающейся страны в будущую сверхдержаву потребовал горы цемента, песчаные пляжи и озера с водой. Скорость, с которой смешиваются эти материалы, является, пожалуй, самой поразительной статистикой современности: с 2003 года Китай каждые три года заливал больше цемента, чем США за весь 20-й век.

        Сегодня Китай использует почти половину мирового бетона. На сектор недвижимости — дороги, мосты, железные дороги, городское развитие и другие цементно-металлургические проекты — пришлось треть роста его экономики в 2017 году. В каждом крупном городе есть масштабная модель планов городского развития, которая должна быть постоянно обновляется, поскольку маленькие белые пластиковые модели превращаются в мегамоллы, жилые комплексы и бетонные башни.

        Но, как и США, Япония, Южная Корея и любая другая страна, которая «развилась» до него, Китай достигает точки, когда простая заливка бетона приносит больше вреда, чем пользы. Торговые центры-призраки, полупустые города и стадионы с белыми слонами — растущий признак расточительных расходов. Возьмем, к примеру, огромный новый аэропорт в Луляне, который открывался всего с пятью рейсами в день, или Олимпийский стадион «Птичье гнездо», настолько малоиспользуемый, что теперь он больше похож на памятник, чем на стадион. Хотя поговорка «строим, и люди придут» в прошлом часто оказывалась верной, китайское правительство обеспокоено. После того, как Национальное бюро статистики обнаружило 450 квадратных километров непроданных жилых площадей, президент страны Си Цзиньпин призвал к «уничтожению» избыточной застройки.

        Плотина «Три ущелья» на реке Янцзы в Китае — крупнейшее бетонное сооружение в мире. Фотография: Laoma/Alamy

        Пустые, рушащиеся постройки – это не только бельмо на глазу, но и истощающая экономика и пустая трата продуктивных земель. Все большее строительство требует все большего количества цементных и сталелитейных заводов, выбрасывающих все больше загрязняющих веществ и углекислого газа. Как отметил китайский ландшафтный архитектор Ю Концзянь, он также удушает экосистемы — плодородную почву, самоочищающиеся ручьи, устойчивые к бурям мангровые болота, леса, защищающие от наводнений, — от которых в конечном счете зависят люди. Это угроза тому, что он называет «экологической безопасностью».

        Ю возглавил атаку на бетон, разрывая его, когда это возможно, чтобы восстановить берега рек и естественную растительность. В своей влиятельной книге «Искусство выживания» он предупреждает, что Китай опасно далеко ушел от даосских идеалов гармонии с природой. «Процесс урбанизации, которым мы следуем сегодня, — это путь к смерти», — сказал он.

        Юй консультировали правительственные чиновники, которые все больше осознают хрупкость нынешней китайской модели роста. Но возможности их передвижения ограничены. За начальным импульсом конкретной экономики всегда следует инерция конкретной политики. Президент пообещал сместить фокус экономики с отрыжки тяжелой промышленности на высокотехнологичное производство, чтобы создать «красивую страну» и «экологическую цивилизацию», и сейчас правительство пытается выйти из крупнейшего строительного бума. в истории человечества, но Си не может допустить, чтобы строительный сектор просто исчез, потому что в нем занято более 55 миллионов рабочих — почти все население Великобритании. Вместо этого Китай делает то же, что и многие другие страны, экспортируя свою экологическую нагрузку и избыточные мощности за границу.

        Хваленая пекинская инициатива «Один пояс, один путь» — проект зарубежных инвестиций в инфраструктуру, во много раз превосходящий план Маршалла, — обещает строительство дорог в Казахстане, не менее 15 плотин в Африке, железных дорог в Бразилии и портов в Пакистане, Греции и Шри-Ланке. Ланка. Для реализации этих и других проектов компания China National Building Material — крупнейший производитель цемента в стране — объявила о планах строительства 100 цементных заводов в 50 странах.


        Это почти наверняка будет означать усиление криминальной активности. Помимо того, что строительная отрасль является основным средством для сверхзаряженного национального строительства, она также является самым широким каналом для взяток. Во многих странах корреляция настолько сильна, что люди видят в ней показатель: чем конкретнее, тем больше коррупции.

        По данным наблюдательной группы Transparency International, строительство — самый грязный бизнес в мире, гораздо более подверженный взяточничеству, чем добыча полезных ископаемых, недвижимость, энергетика или рынок оружия. Ни одна страна не застрахована, но в последние годы Бразилия наиболее ярко продемонстрировала потрясающие масштабы взяточничества в отрасли.

        Как и везде, повальное увлечение бетоном в крупнейшей нации Южной Америки началось достаточно благотворно как средство социального развития, затем превратилось в экономическую необходимость и, наконец, метастазировало в инструмент политической целесообразности и индивидуальной жадности. Прогресс между этими этапами был впечатляюще быстрым. Первый крупный национальный проект конца 1950-х годов было строительство новой столицы, Бразилиа, на почти необитаемом плато в глубине страны. Миллион кубометров бетона был залит на горной местности всего за 41 месяц, чтобы укрепить почву и возвести новые здания для министерств и жилых домов.

        Национальный музей Республики Оскара Нимейера, Бразилиа, Бразилия. Фотография: Image Broker/Rex Features

        За этим последовала новая автомагистраль через тропические леса Амазонки – ТрансАмазония, а затем, с 1970 года, крупнейшая в Южной Америке гидроэлектростанция Итайпу на реке Парана, граничащая с Парагваем, что почти в четыре раза больше. больше, чем плотина Гувера. Бразильские операторы хвастаются, что 12,3 млн кубометров бетона хватит, чтобы заполнить 210 стадионов «Маракана». Это был мировой рекорд, пока китайская плотина «Три ущелья» не перекрыла Янцзы объемом 27,2 млн кубометров.

        С военными у власти, цензурой прессы и отсутствием независимой судебной власти невозможно было узнать, какая часть бюджета была выкачана генералами и подрядчиками. Но проблема коррупции стала слишком очевидной с 1985 года, в эпоху после диктатуры, когда практически ни одна партия или политик не осталась незапятнанной.

        В течение многих лет самым печально известным из них был Пауло Малуф, губернатор Сан-Паулу, руководивший городом во время строительства гигантской надземной скоростной автомагистрали, известной как Минхокао, что означает «Большой червь». А также приписать себе этот проект, открывшийся в 1969, он также предположительно снял 1 миллиард долларов с общественных работ всего за четыре года, часть которых была прослежена до секретных счетов на Британских Виргинских островах. Несмотря на то, что его разыскивал Интерпол, Малуф десятилетиями избегал правосудия и был избран на ряд высших государственных должностей. Это произошло благодаря высокой степени публичного цинизма, заключенной в фразе, наиболее часто используемой о нем: «Он ворует, но он добивается цели», — которая могла бы описать большую часть мировой бетонной промышленности.

        Пауло Малуф на дебатах по поводу импичмента президента Дилмы Руссеф в Бразилиа, 2016 г. Фото: Уэслей Марселино/Reuters

        Но его репутация самого коррумпированного человека в Бразилии за последние пять лет была омрачена операцией «Автомойка» — расследованием обширной сети мошенничества на торгах и отмывания денег. Гигантские строительные фирмы, в частности Odebrecht, Andrade Gutierrez и Camargo Corrêa, были в центре этой обширной схемы, в рамках которой политики, бюрократы и посредники получали откаты на сумму не менее 2 миллиардов долларов в обмен на сильно завышенные контракты на нефтеперерабатывающие заводы. Плотина Белу-Монте, чемпионат мира 2014 года, Олимпийские игры 2016 года и десятки других инфраструктурных проектов по всему региону. Прокуратура заявила, что только Одебрехт давал взятки 415 политикам и 26 политическим партиям.

        В результате этих разоблачений одно правительство пало, бывший президент Бразилии и вице-президент Эквадора находятся в тюрьме, президент Перу был вынужден уйти в отставку, а десятки других политиков и руководителей оказались за решеткой. Коррупционный скандал добрался и до Европы и Африки. Министерство юстиции США назвало это «крупнейшим делом о подкупе иностранцев в истории». Он был настолько огромным, что, когда Малуфа наконец арестовали в 2017 году, никто и глазом не моргнул.


        Такая коррупция — это не просто воровство налоговых поступлений, это мотив для экологических преступлений: миллиарды тонн CO2 выбрасываются в атмосферу для проектов сомнительной социальной ценности и часто проталкиваются — как в случае с Бело Монте — против сопротивления затронутых местных жителей и с глубокой озабоченностью природоохранных лицензирующих органов.

        Хотя опасности становятся все более очевидными, эта закономерность продолжает повторяться. Индия и Индонезия только вступают в свою высококонкретную фазу развития. Ожидается, что в течение следующих 40 лет площадь новых зданий в мире удвоится. Некоторые из них принесут пользу для здоровья. Ученый-эколог Вацлав Смил считает, что замена глинобитных полов на бетонные в самых бедных домах мира может сократить паразитарные заболевания почти на 80%. Но каждая тачка бетона также приближает мир к экологическому коллапсу.

        Chatham House прогнозирует, что урбанизация, рост населения и экономическое развитие увеличат мировое производство цемента с 4 до 5 миллиардов тонн в год. По данным Глобальной комиссии по экономике и климату, если развивающиеся страны расширят свою инфраструктуру до нынешнего среднемирового уровня, к 2050 году строительный сектор будет выбрасывать 470 гигатонн углекислого газа.

        Это нарушает Парижское соглашение об изменении климата, в соответствии с которым все правительства в мире согласились, что ежегодные выбросы углерода от цементной промышленности должны сократиться как минимум на 16% к 2030 году, если мир хочет достичь цели оставаться в пределах 1,5°C до 2С потепления. Это также ложится тяжелым бременем на экосистемы, необходимые для благополучия человека.

        Опасности распознаны. В прошлогоднем отчете Chatham House содержится призыв к переосмыслению способов производства цемента. Чтобы сократить выбросы, он призывает к более широкому использованию возобновляемых источников энергии в производстве, повышению энергоэффективности, большему количеству заменителей клинкера и, что наиболее важно, широкому внедрению технологии улавливания и хранения углерода, хотя это дорого и еще не было развернуто в промышленности на коммерческий масштаб.

        Архитекторы считают, что ответ заключается в том, чтобы сделать здания более компактными и, по возможности, использовать другие материалы, такие как ламинированная древесина. Пора выйти из «бетонного века» и перестать думать в первую очередь о том, как выглядит здание, считает Энтони Тистлтон.

        «Бетон красив и универсален, но, к сожалению, он отвечает всем требованиям с точки зрения ухудшения состояния окружающей среды», — сказал он журналу Architects Journal. «Мы обязаны думать обо всех материалах, которые мы используем, и об их более широком воздействии».

        Но многие инженеры утверждают, что жизнеспособной альтернативы нет. Сталь, асфальт и гипсокартон более энергоемки, чем бетон. Леса в мире уже истощаются угрожающими темпами, даже без всплеска дополнительного спроса на древесину.

        Фил Пернелл, профессор материалов и конструкций в Университете Лидса, сказал, что мир вряд ли достигнет момента «пик бетона».

        «Сырье практически безгранично, и оно будет востребовано до тех пор, пока мы будем строить дороги, мосты и все остальное, что нуждается в фундаменте», — сказал он. «Практически по любым меркам это наименее энергоемкий из всех материалов».

        Вместо этого он призывает к лучшему обслуживанию и сохранению существующих структур, а когда это невозможно, к увеличению переработки. В настоящее время большая часть бетона отправляется на свалки или измельчается и повторно используется в качестве заполнителя. По словам Пернелла, это можно было бы сделать более эффективно, если бы плиты были снабжены идентификационными метками, которые позволили бы материалу соответствовать спросу.