Как появился стиль готика: Готический стиль в интерьере и архитектуре > история, особенности, фото

Готический стиль в интерьере и архитектуре > история, особенности, фото

 

 

История появления

Легенда гласит, что когда в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается постройка собора Святого Петра, тот  в ответ пренебрежительно назвал сооружение «готическим»: варварским, лишенным истинной эстетики. Знаменитый мастер тогда и не подозревал, что дал название одному из величайших стилей в истории человечества.

Изначально (XII-XV вв.)  стиль существовал исключительно в архитектуре. Готический стиль в интерьере появился значительно позже, с в эпоху историзма (конец XIX  века). В это время знать Великобритании, Германии и других европейских стран была увлечена модой на постройку усадеб в неоготическом стиле.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. Первое готическое сооружение появилось в  Париже. В 1136-1140 годах аббат Сугерия возвел два пролёта главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат считал что храм — это корабль, символизирующий Вселенную. Светлые мраморные колонны напоминают устремленные ввысь мачты,  а плавные линии под сводами — натянутые ветром паруса.

Освещение

Зодчие Cредневековья достигли небывалых высот в искусстве использования солнечного и рассеянного света.

В отличие от романских соборов, в готических было много больших и ярко украшенных витражами окон. А сами окна превратились в сверкающие картины из цветного стекла, призванные ошеломлять прихожан иллюстрациями библейских сцен.

Теологи даже приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать от зла. 

 

Проектировщики тех времен  делают акцент на освещении. Для них важно сберечь каждую крупицу света, чтобы каменный собор стал воздушным и невесомым.

Прекрасный пример – кружево собора столицы Нормандии – Руана.

В пасмурные дни продуманные до мелочей силуэты готических соборов, бесчисленные башенки, шпили, фигуры и шипы живут при неярком рассеянном свете. Получается мрачный и величественный образ.

Особенности интерьера

Особенность готических сооружений — стрельчатая арка – изобретение XI века. Ее  придумали при строительстве английского собора в Дергеме. Стена складывалась, как ствол дерева, — с множеством отходящих ветвей, одна арка опиралась на другую, свод становился на плечи своду. Промежуточные опоры, тяжелые перекрытия, ограничивающие объем построек, больше не требовались.

 

Вторая жизнь готического стиля: неоготика

В эпоху историзма в 40-х годах XVIII века в Великобритании возродился интерес к готике. “Официально” национальным стилем Великобритании неоготика стала благодаря знатоку и энтузиасту этого направления, Огастесу Пьюджину. Он  отстраивал сгоревшее в 1834 году здание Британского Парламента.

В США первой постройкой в стиле неоготики стала церковь Троицы.

 

Постепенно из неоготики здесь выделился подстиль коллегиальной готики, характерный для студенческих городков.

 

 

Неоготика распространилась и в Германию, где после революции 1848—1849 годов активно возрождались средневековые памятники архитектуры, такие как Кёльнский собор.

 

Параллельно с реставрацией старинных готических соборов шло строительство светских зданий в неоготическом стиле.

Яркий пример — здания ратуши в Мюнхене и Берлине, уникальный комплекс гамбургских верфей — Шпейхерштадт. 

 

Во Франции и Италии неоготика воспринималась скорее как призыв отреставрировать и сохранить уже средневековые здания в готическом стиле.

Так, в Париже, после появления на свет романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”, упомянутый собор стал объектом внимания жителей, а в Италии самым масштабным проектом неоготического движения стало возведение фасада  собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

 

 

Одним из ключевых моментов в развитии неоготики стало появление готического стиля в интерьере.

В 1795 году Уильям Бекфорд начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-Эбби с восьмиугольной 90-метровой башней.

 

Башня трижды обрушивалась в течении 30 лет, но усадьба Бекфорда все равно производила неизгладимое впечатление на современников.

 

Европейская знать охотно подхватила эту идею и начала строить свои усадьбы в том же стиле. При этом сохранялись основные принципы средневековой архитектуры при проектировании зданий, а интерьер должен был создавать ощущение, что вы находитесь в рыцарском замке.

 

Готический стиль в современном дизайне

Для создания готического стиля в интерьере потребуются:

Готический стиль вряд ли подойдет для оформления малогабаритных квартир с невысокими потолками. Его можно встретить в дизайне интерьеров загородных домов, дорогих ресторанов и стилизованных под средневековые замки отелей.

Но даже в них готический стиль используется не в первозданном виде. Скорее, происходит стилизация интерьера в готическом духе.

 

Материалы и отделка

Для оформления подобного интерьера используются исключительно натуральные материалы:

  • металл

  • камень

  • дерево

Первоначально в готических постройках использовались дуб, орех, ель, лиственница и европейский кедр.

При выборе мебели стоит отдать предпочтение вещам, обитым парчой или бархатом, с жаккардовым рисунком либо гладкой структуры. Гармонично впишется мебель, украшенная резьбой и позолотой.

Выбирая обивку мебели отдайте предпочтение:

  • иссиня-черному

  • вишневому

  • рубиновому

  • пурпурному

  • темно-синему

  • изумрудному

Если в помещении недостаточно солнечного света, в качестве основного тона стен выбирайте оттенки белого, бежевого и молочного. В таком случае мебель и аксессуары, выполненные в характерных для готики тонах, не будут создавать гнетущее впечатление 

Правильно выбрав материалы и распределив элементы декора, вы  создадите гостиную в стиле средневековых замков или спальню в стиле королевских покоев.

Мебель и аксессуары 

В эпоху готики в жизни простых людей появились новые предметы мебели. Так, впервые одежду начали хранить в двустворчатых массивных шкафах, предметы быта – в буфетах на высоких ножках, заменив ими привычный сундук. Получили широкое распространение кровати с высокими изголовьями и стулья с мягкой обивкой и высокими спинками.

При создании современного интерьера в готическом стиле не стоит забывать про детали: 

  • сундуки, обитые потертой кожей

  • бронзовые подсвечники

  • искусственно состаренный металл в элементах мебельного декора

  • гобелены на средневековую тематику

  • мозаика на окнах типичной продолговатой заостренной формы

Это поможет создать атмосферу Средневековья.

 

Освещение интерьера

Последним штрихом в готическом интерьере станет освещение: как правило, это массивная люстра с коваными подсвечниками. Ее вешают по центру комнаты и дополняют светильниками и бра. 

Итак, подведем итоги, еще раз выделив основные черты готического интерьера:

  • просторное помещение, высокие потолки

  • большие окна, обилие естественного освещения

  • витражи

  • прямые вертикальные линии

  • преобладание темных оттенков в обивке мебели

  • использование натуральных материалов

  • аксессуары в стиле Средневековья

Повторить неоготический интерьер со всем размахом – трудная задача. Но он может служить источником вдохновения при оформлении интерьера обычной комнаты. Не бойтесь экспериментировать с деталями: иногда пара мелочей вроде кованых подсвечников и балдахина над кроватью могут создать ощущение Средневекового замка. 

Автор: Мария Ревина 

История и влияние готической архитектуры — HiSoUR История культуры

Готическая архитектура — это архитектурный стиль, который процветал в Европе в эпоху высоких и поздних средневековья. Он развивался от романской архитектуры и сменился архитектурой эпохи Возрождения. Возникнув в 12 веке во Франции и просуществовав в XVI веке, готическая архитектура была известна в этот период как Opus Francigenum («Французская работа») с термином «Готика», впервые появившимся во время поздней части эпохи Возрождения. Его характеристики включают заостренную арку, ребристый свод (который развился из совместного свода романской архитектуры) и летающей опорой. Готическая архитектура наиболее известна как архитектура многих великих соборов, аббатств и церквей Европы. Это также архитектура многих замков, дворцов, ратуши, гильдий, университетов и, в меньшей степени, частных домов, таких как общежития и комнаты.

Именно в великих церквях и соборах, а также в ряде гражданских зданий наиболее ярко выражен готический стиль, его характеристики дают возможность обратиться к эмоциям, будь то от веры или от гражданской гордости. С этого периода сохранилось большое количество церковных зданий, из которых даже самые маленькие из них часто являются архитектурными отличиями, а многие из более крупных церквей считаются бесценными произведениями искусства и перечислены в ЮНЕСКО как объекты всемирного наследия. По этой причине изучение готической архитектуры часто во многом является изучением соборов и церквей.

Серия готических возрождений началась в Англии середины 18-го века, распространенной в Европе 19-го века и продолжавшейся, главным образом, для церковных и университетских структур, в XX веке.

терминология
В отличие от прошлых и будущих стилей искусства, таких как стиль Каролинга, как отметил французский историк искусства Луи Гродецкий в своей работе «Готическая архитектура», отсутствие готики в определенной исторической или географической связи приводит к слабой концепции того, что действительно является готическим. Это еще больше усугубляется тем фактом, что технические, орнаментальные и формальные черты готики не совсем уникальны для него. Хотя современные историки неизменно принимали традиционное использование «готики» как ярлыка, даже в формальных процессах анализа из-за давней традиции этого, определение «готика» исторически сильно варьировалось.

Термин «готическая архитектура» возник как уничижительное описание. Джорджо Вазари использовал термин «варварский немецкий стиль» в своих «1550 жизнях художников», чтобы описать то, что сейчас считается готическим стилем, а во введении к Жизни он приписывает «архитектурные особенности» «готам», за которые он нести ответственность за уничтожение древние здания после завоевания Рима и возведение новых в этом стиле. Вазари был не один среди 15-го и 16-го итальянских писателей, поскольку Филарет и Джанноццо Манетти также писали резкую критику готического стиля, называя это «варварской прелюдией к эпохе Возрождения». Вазари и компания писали в то время, когда многие аспекты и лексика, относящиеся к классической архитектуре, были подтверждены с эпохой Возрождения в конце 15-го и 16-го веков, и у них была перспектива того, что «манер-тедеска» или «манер дей Готи» антитеза этого возрождающегося стиля, ведущего к продолжению этой негативной коннотации в 17 веке. Франсуа Рабле, также из 16-го века, представляет надпись над дверью своего утопического аббатства Телема: «Здесь нет лицемеров, фанатиков …», проскальзывая с ленивой ссылкой на «Гоц» и «Остроготц». Мольер также сделал это примечание готического стиля в стихотворении 1669 года Ла Глуа:

«… безвкусный вкус готического орнамента, эти одиозные чудовища невежественного возраста, порожденные торрентами варварства …»
— Мольер, Ла-Глойр

В английском употреблении 17-го века «Гот» был эквивалентом «вандала», дикого десуелера с германским наследием, и поэтому он применился к архитектурным стилям северной Европы с момента возрождения классических архитектур. По словам корреспондента 19-го века в лондонских журнальных заметках и запросах:

Не может быть никаких сомнений в том, что термин «готика» применительно к остроконечным стилям церковной архитектуры сначала был презрительно и посмеялся теми, кто был амбициозен для подражания и возрождения греческих орденов архитектуры, после возрождения классической литературы , Такие авторитеты, как Кристофер Рен, оказали помощь в осуждении старого средневекового стиля, который они назвали готикой, как синонимы всего, что было варварским и грубым.

Первые движения, которые переоценили средневековое искусство, имели место в 18 веке, даже когда Академия Royale d’Architecture встретилась в Париже 21 июля 1710 года и среди других предметов обсудила новые моды поклонных и выгнутых арки на дымоходах, которые использовались для » закончить верх своих открытий. Академия не одобряла некоторые из этих новых манер, которые являются дефектными и которые по большей части принадлежат готике ». Несмотря на сопротивление в XIX и XX веках, например, работы Вильгельма Воррингера, такие критики, как Пьер Лаугье, Уильям Гилпин, Август Вильгельм Шлегель и другие критики, стали давать термин более позитивный смысл. Иоганн Вольфганг фон Гете назвал готику «deutsche Architektur» и «воплощением немецкого гения», в то время как некоторые французские писатели, такие как Камилла Энларт, вместо этого национализировали его для Франции, дублируя его «архитектура français». Эта вторая группа сделала некоторые из своих заявлений, используя хронику Бурхарда фон Галле, в которой рассказывается о строительстве церкви Бад-Вимпфена «opere francigeno» или «во французском стиле». Сегодня этот термин определяется пространственными наблюдениями и историко-идеологической информацией.

Определение и область охвата
Начиная с 18-го века, многие пытались определить готический стиль, используя список характерных черт, в основном с заостренной аркой, свод, поддерживаемый пересекающимися арками, и летающую опору. В конце концов, историки составили довольно большой список тех черт, которые были чужды как раннему средневековому, так и классическому искусству, которое включает в себя пирсы с группами колонеток, вершин, фронтонов, розовых окон и отверстий, разбитых на множество различных секций ланцетной формы. Определенные комбинации из них были выделены для определения региональных или национальных подтипов готики или для отслеживания эволюции стиля. Из этих ярлыков, таких как Flamboyant, Rayonnant и английский перпендикуляр, из-за наблюдения за такими компонентами, как оконные узоры и молдинги для пирса. Эта идея, названная Полом Франклом как «компонентная», также имела место среди писателей середины XIX века, таких как Арксис де Камон, Роберт Уиллис и Франц Мертенс.

Как архитектурный стиль, готика развивалась прежде всего в церковной архитектуре, а ее принципы и характерные формы были применены к другим типам зданий. Здания каждого типа были построены в готическом стиле с доказательством существования простых внутренних зданий, элегантных таунхаусов, дворцов, коммерческих помещений, гражданских зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, церквей аббатства, аббатских комплексов и больших соборов ,

Наибольшее количество сохранившихся готических зданий — это церкви. Они варьируются от крошечных часовни до больших соборов, и хотя многие из них были расширены и изменены в разных стилях, большое количество остается либо практически неповрежденным, либо сочувственно восстановленным, демонстрируя форму, характер и украшение готической архитектуры. Готический стиль особенно связан с великими соборами Северной Франции, Нидерландов, Англии и Испании, а также с другими прекрасными примерами, происходящими в Европе.

Влияния

политическая
Корни готического стиля лежат в тех городах, которые с 11-го века пользовались растущим процветанием и ростом, стали испытывать все большую свободу от традиционной феодальной власти. В конце XII века Европа была разделена на множество городских государств и королевств. Область, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Словакию, Чехию и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папского государства) была номинально частью Священной Римской империи, но местные правители осуществляли значительную автономию в рамках системы феодализма. Франция, Дания, Польша, Венгрия, Португалия, Шотландия, Кастилия, Арагон, Наварра, Сицилия и Кипр были независимыми королевствами, как и Империя Анжевина, чьи королевства Плантагенет управляли Англией и большими владениями в том, что должно было стать современной Францией. Норвегия попала под влияние Англии, в то время как другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом. Анжевские короли принесли готическую традицию из Франции в южную Италию, а короли Лузиньянов ввели французскую готическую архитектуру на Кипр. Готическое искусство иногда рассматривается как искусство эпохи феодализма, но также связано с изменением в средневековой социальной структуре, поскольку готический стиль архитектуры, казалось, был параллелен началу упадка феодализма. Тем не менее, влияние созданной феодальной элиты можно увидеть в замках французских лордов и в тех церквях, спонсируемых феодалами.

В течение всей Европы в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с ней рост городов, и в конце XIII века они стали преобладать в Европе. В Германии и в Низких странах были крупные процветающие города, которые росли в сравнительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединились для взаимного обогащения, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в основном феодальными и вели великую внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не великих городских залов для своих бюргеров. Виллет-ле-Дюк утверждал, что расцвет готического стиля произошел в результате роста свобод в строительных профессиях.

религиозный
Географическое пространство готического стиля аналогично географическому положению католической церкви, которое в то время преобладало в Европе и влияло не только на веру, но и на богатство и силу. Епископы были назначены феодалами (королями, герцогами и другими землевладельцами), и они часто правили как виртуальные князья над крупными владениями. В ранние средневековые периоды наблюдался быстрый рост монашества, причем несколько разных порядков преобладали и широко распространяли свое влияние. Прежде всего были бенедиктинцы, чьи великие церкви аббатства значительно превосходили других во Франции и Англии. Часть их влияния заключалась в том, что вокруг них развивались города, и они стали центрами культуры, обучения и торговли. Приговоры Клюнии и Цистерцианства были распространены во Франции, великий монастырь в Клюни создал формулу для хорошо спланированного монастырского участка, который затем должен был влиять на все последующие монашеские здания на протяжении многих веков. В 13-ом столетии святой Франциск Ассизский основал францисканцев, нищенский порядок. Доминиканцы, еще один нищенский орден, основанный в тот же период, но святой Доминик в Тулузе и Болонье, особенно влияли на строительство готических церквей Италии.

Основное использование готического стиля в религиозных структурах, естественно, ведет к ассоциации с Церковью и считается одной из самых формальных и скоординированных форм физической церкви, считающейся физической обителью Бога на Земля. По словам Ганса Седлмайра, это было «даже считалось временным образом Рая, Нового Иерусалима». Горизонтальная и вертикальная область готической церкви, наполненная светом, который считается символом благодати Божьей, допущенной в структуру через знаковые окна стиля, является одним из лучших образцов христианской архитектуры. В готической архитектуре Гроддеки также отмечается, что стеклянные куски разных цветов, составляющие эти окна, сравниваются с «драгоценными камнями, инкрустирующими стены Нового Иерусалима», и что «многочисленные башни и вершины вызывают похожие структуры, которые появляются в видениях Святой Иоанн. Другая идея, проведенная Георгом Дехио и Эрвином Панофским, заключается в том, что замыслы Готики следовали за нынешней теологической схоластической мыслью. PBS показывают, что NOVA изучало влияние Святой Библии на размеры и дизайн некоторых соборов.

географический
С 10-го по 13-ое столетие романская архитектура стала панъевропейским стилем и манерой строительства, затрагивая здания в таких странах, как Ирландия и Хорватия, а также Швеция и Сицилия. Та же самая широкая географическая область была затронута развитием готической архитектуры, но признание готического стиля и методов строительства отличалось от места к месту, как и выражения готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют разделов стиля. С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, создавали определяющие характеристики, редко встречающиеся в других местах, за исключением случаев, когда они были перемещены передвижными мастерами или передачей епископов. Многие различные факторы, такие как географическая / геологическая, экономическая, социальная или политическая ситуация, вызвали региональные различия в великих аббатских церквях и соборах романского периода, которые часто становились еще более очевидными в готике. Например, исследования статистики населения выявляют такие различия, как множество церквей, аббатств и соборов на севере Франции, а в более урбанизированных районах строительная деятельность подобного масштаба была зарезервирована для нескольких важных городов. Такой пример исходит от Роберто Лопеса, в котором французский город Амьен смог финансировать свои архитектурные проекты, тогда как Кельн не мог из-за экономического неравенства двух. Это богатство, сосредоточенное в богатых монастырях и благородных семьях, в конечном итоге распространило бы некоторых итальянских, каталонских и ганзейских банкиров. Это было бы изменено, когда экономические трудности 13-го века больше не ощущались, позволяя Нормандии, Тоскане, Фландрии и южной Рейнской области вступить в борьбу с Францией.

Местная доступность материалов затрагивала как строительство, так и стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких классах, очень прекрасный белый известняк Кан был избран для скульптурного оформления. Англия имела грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Purbeck, который часто использовался для архитектурных особенностей. В северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Получившийся стиль, Brick Gothic, называется Gotyk ceglany в Польше и Backsteingotik в Германии и Скандинавии. Стиль также связан с Ганзейской лигой. В Италии камень использовался для укреплений, поэтому кирпич был предпочтен для других зданий. Из-за обширных и разнообразных залежей мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались с неподписанным фасадом, чтобы это могло быть достигнуто позднее. Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры, а в Скандинавии преобладали лесоматериалы. Доступность лесных методов строительства крыши в Европе. Считается, что великолепные крыши из молотка коровы Англии были разработаны как прямой ответ на отсутствие длинной прямой выдержанной древесины к концу средневекового периода, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для судостроения ,

Возможное влияние на восток
Заостренная арка, один из определяющих атрибутов готики, ранее была включена в исламскую архитектуру после исламских завоеваний римской Сирии и империи Сасанидов в 7 веке. Заостренная арка и ее предшественники использовались в позднеримской и сасанидской архитектуре; в римском контексте, о чем свидетельствуют раннее церковное строительство в Сирии и отдельные светские структуры, такие как римский мост Карамагара; в архитектуре Сасанидов, в параболических и заостренных арках, используемых во дворце и священном строительстве. Использование остроконечной арки, по-видимому, резко сократилось после ее включения в исламскую архитектуру. Он начинает появляться во всем исламском мире в тесной последовательности после его принятия в период позднего Омейяда или раннего Аббасида. Некоторыми примерами являются дворец Аль-Ухаидир (775 г. н.э.), реконструкция мечети Аль-Акса в 780 году н.э., цистерны Рамлы (789 г. н.э.), Великая мечеть Самарры (851 г.) и мечеть Ибн Тулун (879 г. н.э.) в Каире. Он также появляется в одной из ранних реконструкций Великой мечети Кайруан в Тунисе и Мечеть-собор Кордовы в 987 году нашей эры. Дэвид Талбот Райс отмечает, что «остроконечная арка уже использовалась в Сирии, но в мечети Ибн Тулун мы имеем один из самых ранних примеров ее использования в широких масштабах, за несколько столетий до того, как он был использован на Западе готические архитекторы ».

Увеличение военных и культурных связей с мусульманским миром, в том числе нормандского завоевания исламской Сицилии в 1090 году, крестовые походы (начало 1096) и Исламское присутствие в Испании, возможно, повлияли на принятие Medieval Европы заостренного арку, хотя эта гипотеза остается спорным , Конечно, в тех частях Западного Средиземноморья, которые подвергаются исламскому контролю или влиянию, возникли богатые региональные варианты, сплавляя романские и более поздние готические традиции с исламскими декоративными формами, например, в Соборах Монреале и Чефалу, Севильский Алькасар и Кафедральном соборе Теруэль.

Ряд ученых назвали Армянский собор Ани, завершенный 1001 или 1010, как возможное влияние на готику, особенно из-за использования остроконечных арки и кластерных причалов. Однако другие ученые, такие как Сиерппи Дер Нерсесян, которые отвергли это понятие, утверждая, что остроконечные арки не выполняют ту же функцию поддержки хранилища. Люси Дер Мануэлян утверждает, что некоторые армяне (исторически зарегистрированные в Западной Европе в средние века) могли бы принести знания и технику, используемые в Ани на западе.

Однако мнение большинства ученых состоит в том, что остроконечная арка естественным образом развивалась в Западной Европе как структурное решение технической проблемы, свидетельством чему является ее использование в качестве стилистической особенности романских французских и английских церквей.

история
Готический стиль возник в регионе Иль-де-Франс во Франции в романскую эпоху в первой половине XII века, в Кафедральном соборе Сен (1130-62) и аббатстве Сент-Дени (около 1130-40 и 1140-44), и не сразу заменил его. Примером этого недостатка в чистом перерыве является расцвет позднего романского (немецкий: Spätromanisch) в Священной Римской империи под Гогенстауфеном и Рейнланд, а готический стиль распространился на Англию и Францию ​​в 12 веке.

Романская традиция
Основная статья: романская архитектура
К 12-ому столетию романская архитектура, именуемая нормандской готикой в ​​Англии, была создана по всей Европе и обеспечила основные архитектурные формы и единицы, которые должны были оставаться в эволюции на протяжении всего средневекового периода. Важные категории здания: собор, приходская церковь, монастырь, замок, дворец, большой зал, сторожевая башня и гражданское здание были созданы в романский период.

Многие архитектурные особенности, связанные с готической архитектурой, были разработаны и использованы архитекторами романских зданий, но не полностью использованы. К ним относятся ребристые своды, контрфорсы, кластерные колонны, амбулатории, окна колес, шпили, витражи и богато резные дверные тимпаны. Эти черты, а именно реберный свод и заостренная арка, использовались с конца 11 века в Южной Италии, Дареме и Пикардии.

Это было главным образом широкое внедрение единого элемента, заостренной арки, которая должна была привести к изменению, которое отделяет готику от романского. Технологические изменения позволили стилистическим изменениям, которые нарушили традицию массивной кладки и сплошных стен, пронизанных небольшими отверстиями, заменив ее стилем, в котором свет, кажется, торжествует над веществом. С его использованием пришло развитие многих других архитектурных устройств, ранее испытанных в разбросанных зданиях, а затем призванных на службу для удовлетворения структурных, эстетических и идеологических потребностей нового стиля. К ним относятся летающие контрфорсы, вершины и пронумерованные окна, которые олицетворяют готическую церковную архитектуру.

Переход от романской к готической архитектуре
Готическая архитектура не выходила из умирающей романской традиции, но из романского стиля в разгар ее популярности, и она вытесняла бы ее на долгие годы. Этот сдвиг в стиле, начиная с середины XII века, произошел в условиях большого интеллектуального и политического развития, когда католическая церковь начала превращаться в очень мощное политическое образование. Еще одним переходом, сделанным Готикой, был переход от сельских монастырей романского в городскую среду с новыми готическими церквями, построенными в богатых городах светским духовенством, прекрасно знающим все большее единство и силу Церкви. Характерные формы, которые должны были определять готическую архитектуру, росли из романской архитектуры и развивались в нескольких разных географических точках в результате различных влияний и структурных требований. В то время как своды стволов и паховые своды типичны для романской архитектуры, ребристые хранилища использовались во многих поздних романских церквях. Первые примеры ребристого склепа, расположенного над толстыми стенами романской церкви, появились одновременно в Сицилии, Нормандии и Англии в соборе Дарем (с 1093 года до 1110 года), Винчестере, Питерборо и Глостере, хоре и трансепте Монастырское аббатство, Дуклер и церковь Святого Павла в Руане. Геометрическое украшение, выполненное в некоторых из этих сводов, свидетельствует о желании большего украсить, и об этом позже ответят архитекторы, работающие в Иль-де-Франс, Валуа и Вексин.

Позже французские проекты с 1125 по 1135 год показывают осветление сводов, очерченных одним или двумя выпуклыми профилями и более тонкими стенами. Аббатство Нотр-Дам-де-Мориенваль в Валуа — один из таких примеров: сокровенный трапециевидный обход вокруг амбулаторной, облегченной опоры и свода, который будет скопирован в Соборе Сен и Базилике Сугера Сен-Дени. В то время как нормандские архитекторы также участвовали бы в этом развитии, романский в Священной Римской империи и Ломбардии остался бы таким же, только с небольшими экспериментами с прыжками. Еще две особенности Нормана Романского, стенной опоры и толстой стены «двойной оболочки» на высоте окна, должны были впоследствии сыграть свою роль в рождении готической архитектуры. Эта двойная стена, удобный способ добраться до окон, располагала проходом переработанного пространства, которое впервые появилось в трансептах Берная и аббатства Юмьежа около 1040-50. Этот проход на уровне окна дал иллюзию невесомости, вдохновил Собор Нойона и повлиял на всю готическую форму искусства.

Другие особенности ранней готической архитектуры, такие как вертикальные шахты, кластерные колонны, сложные причалы, узорчатые пластины и группы узких отверстий, развивались в течение романского периода. Этот вид развития напоминает западный фронт Элийского собора. Внутри было установлено трехуровневое расположение аркады, галереи и клише. Интерьеры стали легче при вставке большего количества окон.

Норман Сицилия является примером социально-культурного взаимодействия между западными, исламскими и византийскими культурами на острове, что породило новые концепции пространства, структуры и декора. Новые нормандские правители начали строить различные конструкции в так называемом арабо-нормандском стиле. Они включили лучшие практики арабской и византийской архитектуры в свое искусство. В этот период существуют сильные отношения между Роджером II Сицилии и Аббатом Сугером во Франции.

Все современные историки согласны с тем, что Собор Сенгера Сугера и Хенри Санглери — пример собора нормандских романских архитектурных объектов в готику через новый порядок внутреннего пространства, акцентированный поддержкой со стороны сторонников автономного и других, а также смещение акцента с чистого размер до допуска света. Позднее дополнения или ремоделирование препятствуют наблюдению любой структуры во время их строительства, первоначальный план тем не менее воссоздал планы каждого, и, как указывает Фрэнсис Салет, Sens (старший из двух) все еще использует романский план с амбулаторный и не трансепт и эхо с его поддержкой старых нормандских чередований. Его трехэтажная высокая остроконечная аркада, отверстия над сводами и окна не происходят из Бургундии, а скорее из тройной дивизии, присутствующей в Нормандии и Англии. Даже половое разделение сенского нефа, вероятно, относится к нормандскому происхождению, хотя наличие стенных ребер опровергает бургундское влияние в дизайне. Сен, несмотря на его архаичные нормандские черты, оказывает большое влияние. Из Sens распространяются сужение или опускание трансепта, спального секса, чередующегося интерьера и трехэтажного возвышения будущих церквей.

Аббат Сугер
Начало готического стиля проводится всеми современными историками в первой половине XII века в базилике Святого Дениса в Иль-де-Франс, королевском владении королей-капетов, богатых промышленностью и шерстяной торговлей из-за записей, которые он оставил во время реконструкции того, чего он хотел от этого обновления, а не современных церквей, которые исследуют некоторые из тех же идей, которые использовались в Сент-Дени. Сугер верил в духовную силу света и цвета, следуя в философии 3-го века язычником Дионисием Ареопагитом, чья идентичность была слита с идеей святого покровителя Парижа и привела его в конце, чтобы потребовать большие окна витража , Эта новая церковь также должна была быть больше, чем предыдущее здание в Каролинге, чтобы позволить большому количеству паломников совершать пиршество внутри церкви. Решение, заключенное Сугером, заключалось в том, чтобы беспрепятственно использовать ребристый свод и заостренную арку. План Св. Дениса имеет очень нерегулярные формы в своих заливах, заставляя архитектора сначала строить арки, так что арки разной высоты имеют краеугольные камни на одной высоте. Затем добавили добавку, и этот метод был доказан как для обеспечения большей визуальной стимуляции, так и для ускорения строительства.

Хор и западный фронт аббатства Сен-Дени оба стали прототипами для дальнейшего строительства в королевском владении северной Франции и в герцогстве Нормандии. Благодаря правилу династии Анжевин новый стиль был введен в Англию и распространился по всей Франции, низким странам, Германии, Испании, Северной Италии и Сицилии.

По сравнению с собором Сен, Сен-Дени более сложный и инновационный. Существует явное различие между вмещающим амбулаторным хором, выделенным 11 июня 1144 года в присутствии короля, и предсугерского нартхекса или андервата (1140), который происходит от дороманского Оттонианского Вестверка, и он показывает в сильно сформованных поперечных ребрах и нескольких выступающих колоннетах, расположенных непосредственно под волютами аркивольтов ребра. Однако в иконографических терминах три портала впервые демонстрируют скульптуру, которая явно не является романской.

распространение
Даже когда роль монашеских орденов, казалось, уменьшалась в начале готической эпохи, приказы по-прежнему имели свои собственные части, чтобы играть в распространении готического стиля, также опровергая общую оценку романского, как сельский монастырский стиль и готический как городской духовенский стиль. Главными среди ранних промоутеров этого стиля были бенедиктинцы в Англии, Франции и Нормандии. Готические церкви, которые могут быть связаны с ними, включают Собор Дарем в Англии, Аббатство Святого Дениса, Аббатство Везелей и Аббатство Сен-Реми во Франции. Позже бенедиктинские проекты (конструкции и ремонтные работы), которые стали возможными благодаря известному бенедиктинскому ордену в средние века, включают аббатство Реймса из Сен-Никизы, аббатство Руана в Сен-Уэне, аббатство Св. Роберта в Ла-Кейс-Дье, и хор Мон Сен-Мишеля во Франции; Английскими примерами являются Вестминстерское аббатство и реконструкция бенедиктинской церкви в Кентербери. Цистерцианцы также имели руку в распространении готического стиля, впервые используя романский стиль для своих монастырей с момента их создания как отражение своей нищеты, они стали общими распространителями готического стиля на востоке и юге, как Польша и Венгрия , Меньшие приказы, картезианцы и премонстратенцы также построили около 200 церквей (обычно около городов), но это были нищенствующие ордена, францисканцы и доминиканцы, которые больше всего повлияли бы на изменение искусства от романского до готического в 13-м и 14-м века. Из военных заказов рыцари-тамплиеры не вносили большого вклада, в то время как Тевтонский орден распространял готическое искусство в Померанию, Восточную Пруссию и Балтийский регион.

Готическая архитектура, введение – Smarthistory

Восточный конец Солсберийского собора.

Забудьте ассоциацию слова «Готика» с темными домами с привидениями, Грозовой перевал или призрачно бледными людьми с черным лаком для ногтей и рваными рыболовными сетями. Первоначальный готический стиль был фактически разработан, чтобы принести солнечный свет в жизнь людей, особенно в их церкви. Чтобы избавиться от наработанных веками определений, лучше всего вернуться к самому началу слова «готика» и к стилю, который носит это название.

Готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между распадом Римской империи и созданием Священной Римской империи (то есть примерно с пятого по восьмой век). Они не славились большими достижениями в архитектуре. Как и многие исторические термины искусства, «готика» стала применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.

Арки ранней готики, Саутуэллский собор.

Этот стиль представлял собой гигантские шаги в сторону от предыдущих, относительно простых строительных систем, которые преобладали. Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда и процветание, и относительный мир позволили культурному развитию на протяжении нескольких столетий и великим планам строительства. Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность разрабатывать еще более сложные и смелые проекты.

Наиболее фундаментальным элементом готической архитектуры является стрельчатая арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры того времени. Стрельчатая арка частично сняла тягу и, следовательно, нагрузку на другие элементы конструкции. Затем стало возможным уменьшить размер колонн или опор, поддерживающих арку.

Неф Солсберийского собора.

Таким образом, вместо массивных барабанных колонн, как в романских церквях, новые колонны могли быть более тонкими. Эта стройность была повторена на верхних уровнях нефа, так что галерея и фонарь, казалось, не подавляли нижнюю аркаду. Фактически, колонна в основном продолжалась до самой крыши и становилась частью свода.

В хранилище остроконечная арка видна в трех измерениях, где ребристые своды сходятся в центре потолка каждого отсека. Этот ребристый свод — еще одна отличительная черта готической архитектуры. Однако следует отметить, что прототипы стрельчатых арок и ребристых сводов впервые были замечены в позднероманских постройках.

Открытый узор в Саутуэллском соборе.

Новое понимание архитектуры и дизайна привело к более фантастическим примерам сводов и орнаментов, а ранняя готика или стиль ланцет (двенадцатый и тринадцатый века) превратились в декорированную или лучевую готику (примерно четырнадцатый век). Изысканная каменная кладка, на которой держались окна, называлась 9.0006 узор – стал более витиеватым, а другая каменная кладка еще пышнее.

Ребристый свод стал более сложным и был скрещен с lierne ребрами в сложные сети или добавлением поперечных ребер, называемых tierceron . По мере дальнейшего развития декора преобладала перпендикулярная или интернациональная готика (пятнадцатый век). Веерные своды украшены полуконоидальными формами, отходящими от вершин колонных ребер.

Льерн подпирает Глостерский собор.

Тонкие колонны и более легкие системы тяги позволили увеличить окна и дать больше света. Окна, узоры, резьба и ребра составляют головокружительное украшение, которое можно встретить в готической церкви. В поздних готических зданиях украшена почти каждая поверхность. Хотя такое здание в целом упорядочено и связно, изобилие форм и узоров может сделать ощущение порядка трудным для восприятия с первого взгляда.

Готические окна Глостерского собора.

После великого расцвета готики вкусы вновь вернулись к четким прямым линиям и рациональной геометрии эпохи классицизма. Именно в эпоху Возрождения название «готика» стало применяться к этому средневековому стилю, который казался вульгарным для чувств эпохи Возрождения. Это все еще термин, который мы используем сегодня, хотя, надеюсь, без подразумеваемого оскорбления, которое сводит на нет удивительные скачки воображения и техники, которые требовались для строительства таких зданий.

 


Дополнительные ресурсы:

Глостерский собор

Солсберийский собор


 

Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Дополнительные изображения Smarthistory… Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 19 апреля 2023 г., https://smarthistory.org/gothic-architecture-an-introduction/.

Краткая история готической архитектуры

Рослинская часовня является образцом готической архитектуры

Готический период охватывает долгий исторический период, и его замысловатые здания по-прежнему очаровывают сегодня

Готический стиль в архитектуре и искусстве зародился в Средние века и был преобладающим в Европе между серединой 12 века и 16 веком. Он был богато украшен и концептуален, его архитектура характеризовалась высокими зданиями, замысловатой эстетикой, пещеристыми пространствами и обширными стенами. Он уходит корнями во французскую архитектуру, но его можно найти по всей Европе и даже на других континентах. Первоначально этот стиль назывался «Французская работа» (Opus Francigenum) и широко использовался религиозными организациями, особенно Римско-католической церковью.

Готический стиль был эволюцией романского стиля, который отличался многочисленными арками, сводчатыми потолками и меньшими витражами. Готический стиль взял эти черты и преувеличил их, увеличив масштаб арок и величину окон. Стены зданий, однако, стали тоньше и поддерживались аркадными контрфорсами, чтобы помочь архитекторам создать конструкции, которые казались ближе к небу.

В 12-м и 13-м веках достижения в области инженерии позволили архитекторам проектировать и строить все более огромные здания. Такие элементы, как контрфорс, остроконечная арка с ребристым сводом, известная как готическая арка, использовались для поддержки очень высоких зданий и пропускания как можно большего количества естественного света. Витражи пропускали цветной свет в обширные интерьеры.

Базилика Сен-Дени считается первым настоящим готическим зданием и знаменует эволюцию романского стиля. Он создал стрельчатую арку, ребристый свод и контрфорсы, которые поддерживали большие окна фонаря.

Эти огромные готические соборы долгое время были достопримечательностью своего города или города, а в годы, когда не было современных высотных зданий, почти всегда были самым высоким шпилем в городе. Готические церкви и соборы обычно имели высокие башни. Базилика Сен-Дени имела две башни одинаковой высоты на западном фасаде, план, который был скопирован в плане Нотр-Дам де Пари. В Италии башни церквей часто были отделены от основного здания. Внешние фасады были богато украшены скульптурами и украшениями, изображающими сцены из Библии.

Название «готическая» архитектура произошло от уничижительного комментария к стилю, написанного Джорджо Вазари в 1550 году, когда стиль начал приходить в упадок. Он описал архитектурные особенности, которые стали определять готическую архитектуру как «варварский немецкий стиль», и обвинил «готов» в разрушении древних зданий и замене их зданиями в этом стиле.

Наибольшее количество сохранившихся готических архитектурных сооружений составляют церкви. От небольших часовен до самых больших соборов.

Готическая архитектура, как стиль, существующий так долго в истории, имеет множество различных проявлений. Он имеет некоторые четкие характеристики. Это большие витражи, ребристые своды, контрфорсы, витиеватые украшения и стрельчатые арки.

Витражи всегда использовались в местах отправления культа, но особенно распространены в готических соборах, где они больше, чем в большинстве других церквей, и пропускают огромное количество тонированного света. Эти окна часто использовались, чтобы рассказывать истории из Библии в своих декоративных сценах. Естественный свет, проникающий через высокие окна, был важной характеристикой стиля. Это было тесно связано с верой в то, что свет важен в святых местах и ​​связан с божественностью.

Базилика Сен-Дени Франция. Фото Нинары с Flickr

Там, где здания в романском стиле отличались широкими круглыми арками, готические церкви перешли к адаптации исламских арок: высокие и тонкие арки с остроконечными вершинами. Эти более узкие остроконечные арки подчеркивали высоту зданий.

Ребристые своды использовались в качестве структурной поддержки, чтобы обеспечить высоту зданий с их более высокими окнами. Эти ребристые арки пересекались с цилиндрическими сводами, расположенными через параллельные промежутки, чтобы поддерживать округлую крышу и высоту зданий.

Контрфорсы также поддерживают высоту зданий. Эти прочные конструкции поддерживали и распределяли вес тяжелых крыш, создавая более прочное основание. Контрфорсы позволили архитекторам сохранить тонкие стены и большие окна, характерные для готического стиля.

Есть много примечательных зданий, построенных в готическом стиле, в том числе Вестминстерское аббатство, Нотр-Дам в Париже, Миланский собор и собор Святого Стефана.

Поздняя готика достигла своего пика в немецких церквях со сводчатыми залами. В то время как в большей части Европы готические здания были построены из камня, итальянская готика вместо этого использовала кирпич и мрамор.