3 апреля 1825 года был утвержден переработанный проект Монферрана. Начался новый этап в строительстве Исаакиевского собора. Перед архитектором стояла задача — соединить новый и старый фундаменты. Известно, что крупные петербургские сооружения строились на сваях. Техника создания свайного основания была несложной: из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи. Их диаметр равнялся 26–28 сантиметрам, высота — 6,5 метра. Расстояние между ними равнялось диаметру свай.
Сваи забивали чугунными бабами. Подъем бабы производился воротами, на каждом из них работало по шесть лошадей. Удары ритмично следовали один за другим, пока грунт не уплотнялся настолько, что даже заостренный железный прут с трудом входил в него. И тогда по каждой свае производилось еще десять контрольных ударов. Если и после этого свая не входила в землю, то ее с разрешения смотрителя обрезали.
Работа была трудной. Не случайно Монферран в докладе комиссии сообщал, что летом, в августе, за день забивалось всего пять свай, а в ноябре уже не более двух. В результате этого забивка свай под основание растянулась на целый год. Для подрезки свай на одном уровне Монферран использовал давно известный в России способ: он приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой. Промежутки на глубину около метра заполнили утрамбованным древесным углем. Всего на строительной длощадке было забито 10 762 сваи.
Обычно фундаменты, даже под крупными сооружениями, делали «ленточными». Монферран считал, что для Исаакиевского собора необходима сплошная кладка фундамента. Это позволило точнее соединить его с оставшимся старым фундаментом, а также предохранить тяжелое здание от осадки.На строительной площадке в два ряда уложили гранитные плиты. Под главными точками опоры и углами здания фундамент был выложен особенно прочно. Он состоял из гранитных плит, связанных известковым раствором. Второй слой сделали из бутового камня, уложенного на цементном растворе. Гранитные блоки для фундамента тщательно отбирали и плотно подгоняли друг к другу. Промежутки между плитами после каждого ряда заполнялись гранитным щебнем и утрамбовывались. Под портиками ряды бутовой кладки чередовались с рядами прочных гранитных блоков. Сплошной, массивный фундамент, прокладка из гранита и каменных пород являлись основой устойчивости Исаакиевского собора.
Ответственным моментом явилось соединение нового и старого, ринальдиевского, фундаментов. По периметру старой постройки были вырыты траншеи, в которые засыпали утрамбованный щебень, соединив фундаменты между собой.Работы по сооружению фундамента продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 тысяч рабочих: каменщиков, плотников, кузнецов.
www.ilovepetersburg.ru
Исаакиевский собор - это некогда главный Собор России.Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда - Исаакиевского собора.
Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
История его создания и строительства
Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома́ де Томон, Джа́комо Доме́нико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра Первого сохранить в новом храме алтари предшествующего.
Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:
"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".
Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.
Еще один проект Ринальди. Выглядит достаточно непропорционально.
В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.
В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).
В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.
Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.
Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года Александр Первый утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.
Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.
В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.
Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.
Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.
По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира.
Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.
Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.
Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.
Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.
Этот пост рассказывает о подвалах Исаакиевского собора
Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.
Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.
Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.
Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»
В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.
Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.
Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»
Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали... все вручную, подъемных кранов не было.
Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.
Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение.
Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа» (в чем лично я сильно сомневаюсь)))).
Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!
Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.
Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.
Прогулка между куполами
Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.
Чердак Исаакиевского собора
Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.
Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутри
Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.
Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.
Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.
Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.
Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана
Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.
Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.
Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных Александра II обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.
Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года...
Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.
Общий пост о соборе - история и легенды
Исаакиевский собор снаружи (фасад, барельефы, скульптуры)Исаакиевский собор внутри
В посте находятся ссылки на другие рассказы об этом великом храме, который показывал всему миру величие и мощь России.Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.Первая в Петербурге Исаакиевская церковьВторой Исаакиевский соборТретий Исаакиевский собор
kim373.livejournal.com
Собор преподобного Исаакия Далматского — таково официальное название всемирно известного храма, великолепного здания и выдающегося образца русского культового искусства. Его завораживающая красота, необычайность архитектурных и строительных решений заставляет задуматься о неподражаемом мастерстве архитекторов и строителей XVIII‑XIX веков.
Однако Исаакиевский собор не всегда был таким, величаво возвышающимся над градом Петра. Об истории возникновения храма и коллизиях в строительстве мой рассказ.
История первая: Исаакиевская церковь. Начало
Почти одновременно с первыми камнями, положенными в основание Петербурга и храма святых апостолов Петра и Павла, Великий преобразователь России захотел увековечить и день своего рождения — 30 мая.
Адмиралтейские верфи, на которых закладывалось могущество и величие России, к 1706 году насчитывали более 10 000 человек работающего люда. А в ближайшей округе не было ни одного храма, куда бы верующий народ мог сходить помолиться, покаяться и совершить обряд причастия. Пётр I очень не любил тратить много времени на принятие решений и в свойственной ему манере быстро нашёл выход.
Большой чертёжный амбар, в котором хранились и разрабатывались чертежи кораблей, как нельзя лучше подходил для будущей церкви. Этому решению способствовала пара обстоятельств: недалёкое расположение от Адмиралтейства и проходящего вокруг него канала с верфями, да и стоял амбар всего в 40–50 метрах от берегов Невы. Строительство возглавил граф Фёдор Матвеевич Апраксин, а финансирование осуществляло Адмиралтейство.
Вот на этом самом месте необходимо отметить, что все последующие действия, связанные со строительством, ремонтом и реконструкцией храма, оплачивала казна, то бишь государство.
В 1707 году храм был освящён и наречён именем преподобного Исаакия Далматского (преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской), день памяти которого приходится на день рождения Петра I — 30 мая по старому стилю.
"Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. С 1723 года по императорскому указу только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства".
История вторая: Исаакиевская церковь. Продолжение
После победоносного завершения Северной войны, когда опасность нападения неприятеля отодвинулась на неопределённое время, можно было задуматься и о придании Петербургу столичного лоска. Вот тут император и сказал своё веское слово: "Первая Исаакиевская церковь, по статусу приравненная к Петропавловскому собору, не может оставаться в переоборудованном чертёжном амбаре". Тем более что здание, хоть и подвергалось неоднократному ремонту, к тому времени изрядно обветшало.
Было принято решение о строительстве нового храма. Для исполнения задуманного пригласили видного зодчего петровской эпохи — Георга Иоганна Маттарнови, который в течение короткого времени разработал проект, по архитектурному решению близкий собору имени святых Петра и Павла. Его план предусматривал высокую колокольню, шпиль, часы‑куранты, специально выписанные из Амстердама, и небольшой купол в средней части храма. Выбор места для нового храма определили, как "девяносто метров западнее Адмиралтейства и в двадцати метрах от берега Невы". Шестого августа 1717 года Пётр Алексеевич собственноручно заложил первый камень в основание церкви во имя преподобного Исаака Далматского.
Вскоре после начала строительства Маттарнови умирает, и его дело продолжает Николай Фёдорович Гербель, к несчастью, через три года тоже скоропостижно скончавшийся. Возведение храма завершали Гаэтано Киавери и Михаил Григорьевич Земцов вместе с замечательным мастером‑каменщиком Яковом Неупокоевым.
"Под крышу собор был подведён в 1722 году, купол и два яруса колокольни закончены спустя пару лет, и с этого времени в храме проводят богослужения. Третий ярус, куранты и шпиль достроили только в 1727 году. Ширина здания составляла 17,5 м, толщина стен — 1,5 м, высота колокольни — 23‑24 м. Интерьер второй Исаакиевской церкви украшал, выполненный по рисунку И. П. Зарудного, деревянный золочёный резной иконостас, подобный алтарной перегородке Петропавловского собора".
Однако место под строительство было выбрано неудачно. Болотистые берега Невы тогда ещё не были достаточно укреплены гранитом, что со временем привело к сползанию грунта под весом здания, неравномерной осадке и появлению трещин в сводах и стенах собора. Были предприняты чрезвычайные меры по спасению храма: возведены контрфорсы, построены укрепляющие галереи — на какое‑то время это обеспечило безопасность строения.
Но "в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать".
В 1762 году архитектор С.И. Чевакинский разработал планировку новой городской площади — Исаакиевской — и предложил проект собора, который предполагал соорудить в её центре. Но осуществить этот замысел не удалось.
История третья: Исаакиевский собор. Неудачное решение
Взошедшая на престол Екатерина II обладала весьма изысканным вкусом и тонким пониманием архитектурной красоты. Её повелением были начаты работы по возведению нового храма, связанного с именем Петра Великого, — Исаакиевского собора.
Замысел Екатерины II взялся воплотить известнейший архитектор и строитель того времени — Антонио Ринальди. Лучшего выбора невозможно было себе и представить. Ах, если бы Ринальди смог завершить свой план, храм стал бы величайшим творением его архитектурного таланта.
Исаакиевский собор. Проект А. Ринальди. Гравюра К. Ф. Сабат
Проект (третьей) Исаакиевской церкви архитектора А. Ринальди. Литография с рисунка Монферрана. 1845 г.
Но обстоятельства сложились таким образом, что замысел творца остался недовоплощённым. После почти тридцати лет строительства, сложностей с финансированием и, в конце концов, из‑за смерти императрицы, Ринальди уехал из России, так и не завершив начатого.
Продолжил возведение здания архитектор Винченцо Брена, уже под патронажем нового царя — Павла I. Государь был крайне недоволен медленным ходом работ и велел поторопиться. Поэтому, исказив и упростив замысел Ринальди, строители во главе с В. Брена вместо пяти лёгких куполов возвели один массивный.
Облицовку мрамором довели до карниза, а выше здание осталось кирпичным. В результате получилось приземистое, частично отделанное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке.
История четвертая: Исаакиевский собор. Трудное начало и счастливые обстоятельства
На этот раз к выбору проекта подошли очень серьёзно. В 1809 году Александр I объявил конкурс на создание нового Исаакиевского собора, поставив непременное условие — "сохранить в новом храме алтари предшествующего". Царь искренне считал, что сносить их было бы "оскорбительным для памяти основателей".
Храм предполагалось украсить лучшими произведениями живописи и архитектуры, купола и лепные своды покрыть позолотой, чтобы собор как изнутри, так и снаружи своим богатством и благородством не уступал всему тому, что вызывает удивление в самых великолепных храмах Италии. В этом конкурсе приняли участие известнейшие архитекторы и зодчие того времени: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов, Ч. Камерон, Тома де Томон, Д. Кваренги.
Однако они прекрасно понимали, что без серьёзных конструктивных изменений здания скомпоновать новую и старую постройки – невозможно! А небольшие поправки в проекте и строительных конструкциях могут привести лишь к перекосу фундамента с последующей неравномерной осадкой всего сооружения и, вероятно, к его разрушению. Учитывая эти обстоятельства, все конкурсанты единогласно предлагали снести старый храм и начать новое строительство. Александр I с таким решением не согласился, и ни один проект не был одобрен.
В самый разгар войны с Наполеоном была предпринята ещё одна попытка создать новый проект и перестроить храм. Но проведённый в 1813 году конкурс не дал никаких результатов по тем же причинам, что и предыдущий.
Царь был зол и разочарован настолько, что решил более конкурсов не проводить. Но от идеи перестроить храм не отказался и повелел создать Комитет по делам строений и гидравлических работ, дабы превратить Петербург в парадный и представительный город. В Комитет вошли архитекторы К. Росси, А. Модюи, А. А. Михайлов 2‑й, инженеры П. П. Базен и М. Г. Дестрем. А возглавил его талантливый инженер Августин Бетанкур.
Прислушавшись к словам императора, Бетанкур взялся за поиски архитектора и строителя. К нашему великому счастью выбор пал на только что приехавшего в Россию и почти неизвестного Огюста Монферрана. Приняв активное участие в подготовке к проекту, Монферран представил Александру I альбом с 24‑мя красочными рисунками предстоящего строительства. По правде говоря, это были перерисованные в разных стилях храмовые сооружения. Император остановил свой выбор на пятиглавом, в классическом стиле.
Многие историки до сих пор гадают, каким образом император остановил свой выбор на простом рисовальщике, не имевшем к тому же, как выяснилось впоследствии, никакого строительного опыта. Как бы то ни было, судьба благоприятствовала молодому французу — он был назначен придворным архитектором.
К счастью, Анри Луи Огюст Рикар де Монферран оказался не только везучим, но и очень талантливым человеком. В противоположность екатерининскому плану Ринальди, в своём проекте Монферран предложил увеличить размеры здания на 1/3 и сообразно с этим изменить размеры куполов.
В 1820 году Монферран издал альбом с 21‑й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренна. Девиз на титульном листе "Non omnis moriar" ("Не весь умру") сопровождал архитектора всю его жизнь.
"Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упрёки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Антуан Модюи, который представил специально созданному в 1821 году Совету Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.
Критика сводилась к трём основным положениям: сомнения в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора; сложности связи старых и новых частей здания; неправильное проектирование главного купола.
Кроме замечаний по существу Модюи допустил и выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника.
Комитет рассмотрел возражения Модюи и сообщил князю А. Н. Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без должного усовершенствования проекта Монферрана. Ознакомившись с мнением опытных зодчих и согласившись, что его вариант действительно нуждается в серьёзной доработке, Монферран выражает желание участвовать в исправлении собственного проекта. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, он представляет новый, более усовершенствованный план с собственными решениями наиболее принципиальных вопросов".
В марте 1825 года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений мира. А мы стали благодарными зрителями и обожателями этого великолепнейшего строения.
История пятая: Строительство
Было принято решение в первую очередь укрепить фундамент и объединить старое и новое основания. Работы начались в 1818 году и продолжались около пяти лет. В них принимал активное участие руководитель Комитета по делам строений и гидравлических работ, инженер А. Бетанкур.
Находясь в Нижнем Новгороде, он пишет Монферрану: "Последние дни пребывания моего в Петербурге я так был занят, что не имел возможности поговорить с вами о способах кладки фундаментов Исаакиевской церкви… Будьте добры осведомлять меня через каждые две недели о состоянии, в коем находятся работы по строительству церкви, не премину и я вам отвечать, указывая на всё полезное для прочности сооружения…"
И несколько позже: "Сударь, я получил ваши три письма по поводу работ по строительству Исаакиевской церкви. Рад узнать, что фундаменты этого здания были сделаны тем способом, какой я вам указал в предыдущем письме…"
Под фундамент вырывались огромные траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в них забивали просмолённые сосновые сваи длиной до шести метров и диаметром до 28 сантиметров, расстояние же между ними равнялось их диаметру. По каждой наносили десять ударов чугунной бабой. Если свая больше не входила в грунт, её по решению смотрителя над работами обрезали.
После того как все брёвна были забиты, траншею заполняли водой и в соответствии с её уровнем делали отметки углём для последующего удаления лишней части.
Для укрепления фундамента и расширения места застройки в грунт было забито 10 762 сваи в дополнение к уже имеющимся 13 тысячам третьего Исаакиевского собора!
При устройстве фундамента Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что "для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…" Пространство между сваями заполняли древесным углём, утрамбовывая его до монолитного состояния. Это позволяло лучшим способом связать старый, ринальдиевский, фундамент с новым и в значительной мере гарантировало здание от опасных последствий осадки.
Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография с тоном Филиппа Бенуа, по оригиналу Огюста Монферрана.
Пока шли работы по укреплению фундамента, в каменоломнях Пютерлакс, близ Выборга, начали вырубать гранитные колонны. Преимуществами именно этого места были большой запас гранита, плюс близость почтового тракта и Финского залива с глубоким фарватером.
Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: "Удивление, которое мы испытали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо–таки восхищением, когда позже, в первом карьере мы любовались семью необработанными ещё колоннами…"
Доставка же "готовой продукции" осуществлялась на специально для этого сработанных плоскодонных сооружениях, буксируемых двумя пароходами каждое. Конструкция судов позволяла подойти непосредственно к пристани в Петербурге и разгрузиться. Затем проложенным для такого случая рельсовым путём колонны доставляли к месту строительства, где их окончательно обрабатывали и устанавливали на своё место.
"Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. По преданию, под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года, когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12‑колонных портика и алтарную часть старой, ринальдиевской, церкви".
Установка колонн была первым этапом. Затем началось возведение стен с применением кирпичной кладки и известкового раствора. Для большей прочности закладывали гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен, лёгших на подготовленное основание, составляла от 2,5 до 5 метров.
Одновременно производилась облицовка. Толщина наружных гранитных плит составляла 50‑60 см, внутренние не превышали 20 см. Для отделки собора было использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня: порфир, малахит, ляпис‑лазурит, брекчия, шунгитовый сланец, а также различные сорта мрамора.
Вид Исаакиевского собора в лесах.
Буду краток в описании деталей, иначе мне никогда не остановить своего повествования о строительстве, длившемся около сорока лет, — настолько подробно и точно описан каждый этап этого интереснейшего эпохального события. Хотя, конечно, оно того стоит! Решительно настаиваю на том, чтобы вы, дорогие друзья, нашли время для прочтения подробных монографий о строительстве Исаакиевского собора, а тем более — удосужились повидать это архитектурное и строительное чудо.
Однако вернёмся к следующему этапу возведения храма — установке купола.
Вряд ли кто‑то упрекнёт Огюста Монферрана в отсутствии художественного вкуса. Разработанный им купол выглядит совершенно воздушным. Посмотрим на его конструкцию.
Монферран стремился добиться максимальной лёгкости без потери прочности, и потому предложил сделать купол не кирпичным, а полностью металлическим.
"Расчёты выполнил инженер П. К. Ломновский. Отливка металлоконструкций проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы".
Рассказывать о строительстве, отделке, росписи храма и отливке парадных ворот можно бесконечно. Чем глубже я вникал в суть произошедших событий, тем больше хотелось стать подмастерьем на установке колон и кладке стен или помогать живописцам в росписи храма, или хотя бы просто постоять у строительных лесов.
Вот такое впечатление произвели на меня дневники и красочные литографии строительства собора имени преподобного Исаакия Далматского. Искренне завидую нашим друзьям, живущим в Санкт‑Петербурге, за возможность ежедневно созерцать застывшую в архитектуре музыку души.
В заключение следует с радостью отметить, что после долгих лет изнуряющего строительства, неудачи с выбором места, мытарств с подрядчиками и неурядиц с финансированием, нам в наследство досталось потрясающее произведение архитектурного искусства и мастерства строителей прошедшей эпохи, оставивших таким образом память о себе на многие века.
Источник, вдохновивший на пост, — аудиокнига "Собор преподобного Исаакия Далматского".
Интернет–ресурсы:
http://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral_pictures.htmlhttp://www.hellopiter.ru/The_isaakievskiy_cathedral.htmlhttp://www.spb–guide.ru/page_451.htmhttp://www.sedmitza.ru/text/5296843.htmlhttp://palmernw.ru/isaakievskiy/isaakievskiy.htmlhttp://www.isaac.spb.ru/isaac/historyhttp://adamovka.ru/sobor/
Отдельные части текста скопированы из первоисточников для придания большей достоверности излагаемой мной истории об основных этапах строительства этого великолепного здания и выдающегося образца русского культового искусства.
Выражаю искреннюю благодарность Murke за оказанную помощь в подготовке поста.
Пётр Шабанов
Прочитать оригинал поста Петра Шабанова с комментариями читателей подсайта marty коллективного блога d3.ru можно здесь.
www.rosbalt.ru
Исаакиевский собор – святое сооружение и изящное украшение Северной столицы. В нем необычно все: его история, архитектура, внешний вид, интерьер. Но чтобы он стал таковым, ему суждено было пройти непростой путь.
Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал.
При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы.
Александр Первый спустя семь лет объявил конкурс на постройку нового храма с сохранением фундамента и алтаря постройки Ринальди. Задача оказалась непростой. Приехавший из Франции молодой архитектор Огюст Монферран взялся за выполнение амбициозного проекта - возведение главной церкви стольного града. Позже инженеры нашли просчеты в проекте Монферрана, и пришлось корректировать чертежи. Окончательный вариант, по которому велось строительство, был утвержден в 1825 году.
Храм возводился на протяжении четырех десятилетий. Ходили слухи, что Монферран умышленно затягивал сроки окончания строительства из-за того, что некий провидец напророчил ему быструю смерть после того, как Исаакий будет построен. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения храма. Но ему тогда уже перевалило за семьдесят.
При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.
Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывали в каменоломне Пютерлакс, что под Выборгом. Монолиты добывали из шахты специально разработанным методом, который позволял сохранить целостность породы. Далее их транспортировали сначала по морю, а от порта по специально построенной железной дороге к месту строительства. Это тоже было новаторство.
Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а после возводить стены. Это было продиктовано сложностью строительства портика.
Вес каждой колонны 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки были сконструированы уникальные леса, позволяющие устанавливать такие колоссы за 45 минут. Всего было воздвигнуто 48 колонн.
Первой возводили крайнюю правую колонну северного портика 20 марта 1828 года. При этом присутствовал император с семейством. Под основание заложили отлитую из платины медаль. К октябрю 1830 года портик был закончен.
Стены из кирпича возводились толщиной от 2,5 до 5 метров. Для сцепления применялся известковый раствор, а для жесткости металлические профили. Облицовку проводили параллельно. В кладку монтировались специальные крюки, на которые крепились облицовочные мраморные плиты. Снаружи их толщина не менее полуметра, а изнутри – 20 сантиметров. В 1837 году закончено строительство основания купола и установлены 24 колонны в верхней части.
У Исаакиевского собора уникальный купол. Монферран старался предельно уменьшить вес постройки. Он разработал конструкцию купола, состоящую из трех частей. Нижнюю составляют ребра, между которыми при строительстве закладывались конусообразные гончарные горшки. Этот прием позволил снизить вес купола, улучшить теплопроводность. К тому же горшечные своды создают в храме восхитительную акустику.
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружки — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствии богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Надпись, выгравированная на фризе, гласит: "Господи, силою Твоею возвеселится царь". Фронтон украшает барельеф "Воскресение Христа" работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане - испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.
Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.
Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках - олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами "Несение креста" и "Положение во гроб", автор которых скульптор Клодт.
Надпись на фризе: "Царю царствующих". Фронтон украшает барельеф "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием", созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.
В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.
Надпись на фризе: "Храм мой храм молитвы наречется". Фронтон украшен барельефом "Поклонение волхвов", который создал Витали. Центральная фигура - восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклонится Царю мира и принести дары.
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами "Благовещение" и "Избиение младенцев", автор которых Логановский.
Надпись на фризе: "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век". На фронтоне барельеф "Исаакий Далматский останавливает императора Валента". Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.
Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова - самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.
С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых.
peterburg.center
В Петербурге фундаменты (даже под крупными сооружениями) обычно делали «ленточными». О. Монферран полагал, что для Исаакиевского собора необходима сплошная кладка фундамента. Благодаря этому надежно соединялись новый и старый фундаменты, а также предотвращалась неравномерная осадка. Архитектор должен был решить эту сложную строительную задачу.
Крупные здания в Петербурге возводились, как правило, на сваях. Из глубоких траншей откачивали воду, затем вбивали сосновые просмоленные сваи высотой 6,5 метров диаметром 26-28 сантиметров. Их забивали чугунными бабами, которые поднимали воротами, на каждом из которых работало по шесть лошадей. Удары ритмично следовали один за другим, пока грунт не уплотнялся на столько, что в него с трудом входил заостренный железный прут. Тогда по каждой свае производили еще десять контрольных ударов. Если после этого больше не углублялась в землю, то с решения смотрителя ее обрезали.
Для подрезки свай на одном уровне О. Монферран использовал известный а России способ: приказал остановить работу насосов и после того, как вода достигла нужной высоты, ее откачали. Сваи обрезали по отметке, оставленной водой, промежутки древесным углем. Всего было забито 10762 сваи.
Под столбами свода и углами здания фундамент был выложен особенно прочно. Он состоял из гранитных плит, связанных известковым раствором. Второй слой сделали из бутового камня, уложенного на цементном растворе. Гранитные блоки для фундамента тщательно отбирали и плотно подгоняли друг другу. Промежутки между плитами после каждого ряда заполнялись гранитным щебнем и утрамбовывались. Под портиками ряды бутовой кладки чередовались с рядами гранитных блоков. Ответственным моментом стало соединение нового и старого фундаментов. По периметру старой постройки были вырыты траншеи, в них засыпали утрамбованный щебень, соединив фундаменты между собой.
Работы по сооружению фундамента Исаакиевского собора продолжались около пяти лет, в них приняли участие 125 000 рабочих.
В каменоломне ПютерлаксКаменоломни Пютерлакс, неподалеку от финского города Хамина, вырубались гранитные монолиты для колонн Исаакиевского собора. Более тридцати лет Пютерлакс снабжал гранитом Петербург и другие города России. Этому способствовали его близость к морскому заливу с глубоким фарватером, проходящий рядом тракт, по которому перевозили людей, доставляли инструмент и продовольствие.
Руководил работами по вырубке гранита для колонн выходец из Вологодской губернии подрядчик С. С. Суханов. Именно С. С. Суханов придумал способ ручной выломки гранитных монолитов в Пютерлаксе. На гранитной скале очерчивали контуры заготовки, затем по ним сверлили отверстия, в которых вставляли железные клинья. Рабочие располагались так, чтобы каждый имел рядом с собой три таких клина. По сигналу они равномерно ударяли по клиньям кувалдами до появления трещины, в которую вставляли железные рычаги с кольцами и канатами. Затем заготовку отделяли от скалы и воротами скатывали на заранее приготовленный деревянный помост.
Заготовленные в Пютерлаксе гранитные блоки скатывали на берег и грузили на баржу. Баржа буксировалась двумя пароходами до пристани на Неве. Здесь колонны выгружали и перевозили на строительную площадку для окончательной обработки и полировки.
Установка колонн Исаакиевского собора занимает особое место в истории отечественной строительной технике. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов, каждый из которых приводился в движение восемью рабочими, колонну поднимали менее чем за час.
Для подъема колонн были построены специальные леса, состоящие из трех высоких пролетов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых сверху балками. По сторонам располагались шестнадцать чугунных воротов с рычагами (кабестанов). Обшитую войлоком и циновками колонну обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов. Концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах.
Первая из сорока восьми колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, последняя – 11 августа 1830 года. Всего собор украшают 112 монолитных колонн различной величины.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества – приспособления для поворачивания колонн, состоящие из двух чугунных кругов, в борозду нижнего вставлялись шары (прообраз современных шарикоподшипников). От берега Невы проложили рельсовый путь для перемещения гранитных монолитов. При возведении купола О. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями с наружным медным покрытием, верхнюю часть собора, конструкции кровли и фонарика сделать из чугуна и железа, «самый же купол покрыт будет листовой медью, вызолоченной через огонь червонным золотом». Архитектор привел веские доводы и доказал, что таким образом «купол будет стоить на два миллиона менее, нежели построенный иным способом, и будет окончен в три года вместо шести».
Система же конструкции металлического купола, несомненно, принадлежит самому Огусту Монферрану. Он использовал идею английского архитектора Кристофера Рена, создавшего в лондонском соборе Святого Павла систему конического и сферического сводов из кирпича.
Купол Исаакиевского собора состоит из трех взаимосвязанных конструктивных частей: нижней сферической. Средней конической и наружной параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра. Внутреннего сферического – 22,15 метра. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Главный купол, купола колоколен и кресты собора были позолочены с 1835 по 1843 год огневым способом: листы меди покрывали амальгамой – сплавом золота и ртути, а затем медленно нагревали над жаровнями и выпаривали ртуть. Золочение было трехкратным. На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты.
В отличие от большинства православных храмов, архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были подвешены в четырех сравнительно небольших звонницах, рассредоточенных по углам основного объема здания. Это создавало особый звуковой эффект, когда двенадцать звонарей приводили в движение языки колоколов.
Это не удивительно – все одиннадцать колоколов собора были отлиты под руководством известного валдайского мастера Ивана Макаровича Стуколкина «по Высочайшему повелению из старинных сибирских пятаков».
25 сентября 1848 года на северо-западной звоннице укрепили главный колокол массой около 30 т. Его украшали медальоны с изображением Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, в царствование которых были построены все четыре Исаакиевских храма. Колокол был подвешен неподвижно, двигался только его язык массой около тонны.
www.mniish.ru
Посмотрите строительство Исаакиевского собора в литографиях. В бытность свою архитектором Исаакиевского собора Огюст де Монферран скрупулёзно фиксировал на бумаге все ключевые моменты строительства. В 1845-м году, не дожидаясь окончания отделочных работ, он издал в Париже альбом с 49-ю литографиями, запечатлевшими уникальную стройку своего времени.
По условиям договора Монферран был обязан использовать при строительстве четвертого по счету Исаакиевского собора часть конструкций предыдущего Исаакиевского собора работы Ринальди. Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви:
Первые пять лет занимались фундаментом. Вдобавок к имеющимся 13 тысячам свай третьего Исаакиевского собора забили ещё 12 тысяч. Расстояние между сваями составило 25-30 см. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты.
Тем временем в каменоломне Пютерлакс под Выборгом клиньями и кувалдами вырубали гранитные монолиты для колонн:
В Петербург колонны транспортировались водным путём. Выгрузка с судна на Сенатскую площадь:
Обработка колонн производилась под руководством Самсона Суханова. Сарай для окончательной «доводки» колонн:
Решено было сначала ставить колонны, а уже затем возводить стены собора. Колонны поднимали с помощью лесов конструкции Бетанкура. Установка первой колонны северного портика в присутствии И.В. Императора и Императрицы в марте 1828-го года, справа видна уцелевшая алтарная часть третьего Исаакиевского собора:
По преданию под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I. Каждую колонну массой 115 тонн обшивали войлоком, обвязывали канатами, по деревянным каткам вкатывали в один из пролетов лесов и закрепляли концы канатов через систему блоков на 16-и воротах. По команде 128 человек начали вращать кабестаны. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.
После возведения кирпичных стен с каменными прослойками пришла пора облицовки мрамором. 1836 год — сооружение мраморных карнизов северного фронтона. Конец 1837 года. Подъём 64-тонных колонн на верхнюю колоннаду, на высоту 43 метра:
По предложению Монферрана купол Исаакия был сделан не кирпичным, а полностью металлическим из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Впервые подобная конструкция купола была использована в собора Святого Павла в Лондоне.
В пространство между фермами этих частей заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров — для утепления здания и улучшения акустики храма.Внутри купола. Вид Исаакиевского собора в лесах:
И в почти завершённом виде:
petersburglike.ru
Исаакиевский собор — это некогда главный Собор России.Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда — Исаакиевского собора.
Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
История его создания и строительства
Несоответствие Исаакиевского собора парадному облику центральной части Петербурга вызвало необходимость уже в 1809 году объявить конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома́ де Томон, Джа́комо Доме́нико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра Первого сохранить в новом храме алтари предшествующего.
Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:
"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".
Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.
Проект Ринальди.
В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.
В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).
В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.
Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.
Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года Александр Первый утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.
Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.
В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.
Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.
Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.
По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира.
Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.
Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.
Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.
Фрагмент разобранного Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.
Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.
Этот пост рассказывает о подвалах Исаакиевского собора
Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.
Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.
Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.
Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»
В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.
Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.
Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»
Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали… все вручную, подъемных кранов не было.
Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.
Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение.
Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».
Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!
Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.
Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.
Прогулка между куполами
Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.
Чердак Исаакиевского собора
Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.
Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.
Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.
Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.
Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.
Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана
Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.
Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.
Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных Александра II обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.
Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года…
Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.
Следующий пост будет о соборе снаружи и внутри. Он великолепен со всех сторон.Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.Первая в Петербурге Исаакиевская церковьВторой Исаакиевский соборТретий Исаакиевский собор
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта