Третий, и я думаю, последний пост из цикла «о карьере ИТ-специалиста». Предыдущие: 1, 2.
В предыдущих обсуждениях возникло некоторое недопонимание смысла синдрома «многорукого Шивы» и смысла «изучать вглубь». Примеры, которые я буду приводить, будут касаться системного администрирования, но, думаю, в остальных ИТ-областях ситуация аналогичная (будь то программирование, вёрстка, написание баз данных, или возня с железом).
Попробуем описать аналогию навыков и знаний, которая позволит понять, как правильно нужно учиться и для чего нужны знания, помимо навыков.
Представим себе навыки, как кирпичи. Приобретение каждого из них относительно просто и быстро (хотя может и заставить сильно материться в процессе).
Представим себе знания, как фундамент.
Можете ли вы раскидать кирпичи по пляжу? Можете.
Именно так выглядят знания начинающего эникейщика или просто компьютерного пользователя. Местами кирпичи даже накладываются друг на друга и образуется кучка в 2-3 кирпича высотой. Это опытный пользователь, который хорошо знает, как устанавливать драйвера, как чистить реестр и оптимизировать производительность.Опыт растёт, растут навыки. Груды кирпича местами начинает доходить до высоты человеческого роста. Этот опытный уже-не-эникейщик-и-почти-админ «знает всё» про десктопные винды (хотя первая же пара вопросов про локальные политики безопасности повергнет его в ступор). У него приличная груда несистематизированного кирпича в одной-двух областях, зародыши будущей специализации. По мере работы появляются кучки кирпича в других областях, несвязанных с первой. (следуя канве эникейства: протягивание СКС, настройка АТС, игра на дуде, обновление конфигурации 1С, художественный оверквотинг, монтаж видеонаблюдения, пожарной сигнализации, настройка скайпа, нажатие any key и т.д.).
Кучи растут. Но всё равно остаются кучами. Которые можно продолжать наращивать, но каждый новый десяток сантиметров высоту даётся всё большей и большей ценою, так как кирпичи приходится наваливать равномерно и как попало.
Попытка выложить эти кирпичи в стройную конструкцию натыкаются на проблему: конструкция не держится без фундамента, и вместо стройной стенки норовит снова принять форму кучи.
Строительство фундамента тяжело и не даёт никаких конкурентных преимуществ — груда кирпичей от фундамента не становится выше, скорее, даже, наоборот, в начале, если кирпичи уложены плотно, то их визуально меньше, чем в беспорядочной куче.
Более того, строительство фундамента приводит к ужасной ситуации: кирпичи можно выкладывать только там, где есть фундамент! Больше не получается раскидывать их куда попало — потому что там песок, и совсем нет опоры. Точнее, раскидывать можно куда угодно, но эффективно складывать их можно только там, где есть фундамент.
А копать фундамент сложнее, чем таскать кирпичи. Дольше, неблагодарнее. И человек, разумеется, начинает стараться складывать кирпичи там, где фундамент есть.
И вдруг, его стенка в пол-кирпича размером, оказывается выше заматерелых куч кирпича вокруг. Вроде, и кирпичей не много — а выше. Попытайся такое сложить без фундамента — рухнет.
… Человек начинает строить выше и выше, но оказывается, что фундамента мало. Он слишком слаб, и нужно делать его больше, глубже, шире, захватывая соседние области. [Тут моя аналогия хромает, доделывать фундамент под полу-построенное здание не получится, а вот знания под навыки можно вполне получать].
И вот, человек начинает расширять фундамент. Тяжёлая, неблагодарная работа. Чем глубже закапываешься, тем сложнее (потому что на глубину 5 см весь город завален книжками «Фундаменты для чайников за 24 часа», на глубину 50см — есть несколько хороших толстых учебников, на глубину метр — пара недописанных руководств и несколько монографий в научных журналах, а дальше там только своими силами…). Зато, на этом фундаменте уже можно строить огромной высоты и сложности здания. Кирпича в них, быть может, и не больше, чем в грудах вокруг, но то, как он уложен, то, как он стоит, делает именно этот кирпич много выше и функциональнее, чем просто груда навыков…
Человек в любой момент может начать строить в новом месте. Пристраивать одноэтажную халупу с своему основному зданию, или смещать весь центр знания на новую точку. А может, вообще построить отдельный домик (администрирую циски и джуниперы, а ещё хорошо умею паять, да и в радиоэлектронике неплохо разбираюсь).
Синдром «многорукого Шивы» — это когда вы кладёте кирпичи туда, куда сказал начальник, или куда занесло ветром перекати-поля жизни. Сегодня одни кучи, завтра другие… Для более-менее приличной кучки кирпичей на новом месте приходится много-много таскать руками, складывая кучи снова и снова. Иногда старые кучи пригождаются, но на то «многорукий Шива» и многорук, что куч у него много, и нужно их всё больше и больше.
Но кучи никогда не вырастут выше, собственно, куч, пока не будет фундамента, пока не будет ясного устремления вверх и готовности укладывать навыки в некую систему, в которой есть и фундаменты, и пустоты, и несущие, и даже декоративные стены. При этом платят за кирпичи в нужном месте и в нужной форме. Но выложить кирпичи в нужной и чёткой форме на вершине кучи много сложнее, чем на очередном этаже собственного здания.
Единственный путь построить своё здание — это делать фундамент. В свободное от работы время, в свободное рабочее время, используя все возможности для получения не только очередного кирпича в резюме, но и не особо видного, но очень важного миллиметра бетона в фундамент.
Столкнувшись с технологией нужно либо «обойти её по минимуму» (настроил АТС и забыл), либо закапываться в неё по максимуму. Что, почему, как… А почему именно так? А в каком стандарте это написано? А что в этом стандарте ещё написано? А как это выглядит на практике? А есть ли ещё аналогичные стандарты? А нестандартные решения? А в чём мотивация стандарта, на чём он основывается? А почему в этой теории полагается именно так, а не иначе?
Любую тему можно рыть «до самого дна». Разумеется, не на любую тему есть время, силы. Но должно быть хоть сколько-то системно охваченных областей, в которых есть фундамент и понимание «от и до». Иначе — всю жизнь кирпичи кучками.
Источник
sysadminstvo.ru
В предыдущих обсуждениях возникло некоторое недопонимание смысла синдрома «многорукого Шивы» и смысла «изучать вглубь». Примеры, которые я буду приводить, будут касаться системного администрирования, но, думаю, в остальных ИТ-областях ситуация аналогичная (будь то программирование, вёрстка, написание баз данных, или возня с железом).
Попробуем описать аналогию навыков и знаний, которая позволит понять, как правильно нужно учиться и для чего нужны знания, помимо навыков.
Представим себе навыки, как кирпичи. Приобретение каждого из них относительно просто и быстро (хотя может и заставить сильно материться в процессе).
Представим себе знания, как фундамент.
Можете ли вы раскидать кирпичи по пляжу? Можете.
Именно так выглядят знания начинающего эникейщика или просто компьютерного пользователя. Местами кирпичи даже накладываются друг на друга и образуется кучка в 2-3 кирпича высотой. Это опытный пользователь, который хорошо знает, как устанавливать драйвера, как чистить реестр и оптимизировать производительность. Опыт растёт, растут навыки. Груды кирпича местами начинает доходить до высоты человеческого роста. Этот опытный уже-не-эникейщик-и-почти-админ «знает всё» про десктопные винды (хотя первая же пара вопросов про локальные политики безопасности повергнет его в ступор). У него приличная груда несистематизированного кирпича в одной-двух областях, зародыши будущей специализации. По мере работы появляются кучки кирпича в других областях, несвязанных с первой. (следуя канве эникейства: протягивание СКС, настройка АТС, игра на дуде, обновление конфигурации 1С, художественный оверквотинг, монтаж видеонаблюдения, пожарной сигнализации, настройка скайпа, нажатие any key и т.д.).
Кучи растут. Но всё равно остаются кучами. Которые можно продолжать наращивать, но каждый новый десяток сантиметров высоту даётся всё большей и большей ценою, так как кирпичи приходится наваливать равномерно и как попало.
Попытка выложить эти кирпичи в стройную конструкцию натыкаются на проблему: конструкция не держится без фундамента, и вместо стройной стенки норовит снова принять форму кучи.
Строительство фундамента тяжело и не даёт никаких конкурентных преимуществ — груда кирпичей от фундамента не становится выше, скорее, даже, наоборот, в начале, если кирпичи уложены плотно, то их визуально меньше, чем в беспорядочной куче.
Более того, строительство фундамента приводит к ужасной ситуации: кирпичи можно выкладывать только там, где есть фундамент! Больше не получается раскидывать их куда попало — потому что там песок, и совсем нет опоры. Точнее, раскидывать можно куда угодно, но эффективно складывать их можно только там, где есть фундамент.
А копать фундамент сложнее, чем таскать кирпичи. Дольше, неблагодарнее. И человек, разумеется, начинает стараться складывать кирпичи там, где фундамент есть.
И вдруг, его стенка в пол-кирпича размером, оказывается выше заматерелых куч кирпича вокруг. Вроде, и кирпичей не много — а выше. Попытайся такое сложить без фундамента — рухнет.
… Человек начинает строить выше и выше, но оказывается, что фундамента мало. Он слишком слаб, и нужно делать его больше, глубже, шире, захватывая соседние области. [Тут моя аналогия хромает, доделывать фундамент под полу-построенное здание не получится, а вот знания под навыки можно вполне получать].
И вот, человек начинает расширять фундамент. Тяжёлая, неблагодарная работа. Чем глубже закапываешься, тем сложнее (потому что на глубину 5 см весь город завален книжками «Фундаменты для чайников за 24 часа», на глубину 50см — есть несколько хороших толстых учебников, на глубину метр — пара недописанных руководств и несколько монографий в научных журналах, а дальше там только своими силами...). Зато, на этом фундаменте уже можно строить огромной высоты и сложности здания. Кирпича в них, быть может, и не больше, чем в грудах вокруг, но то, как он уложен, то, как он стоит, делает именно этот кирпич много выше и функциональнее, чем просто груда навыков…
Человек в любой момент может начать строить в новом месте. Пристраивать одноэтажную халупу с своему основному зданию, или смещать весь центр знания на новую точку. А может, вообще построить отдельный домик (администрирую циски и джуниперы, а ещё хорошо умею паять, да и в радиоэлектронике неплохо разбираюсь).
Синдром «многорукого Шивы» — это когда вы кладёте кирпичи туда, куда сказал начальник, или куда занесло ветром перекати-поля жизни. Сегодня одни кучи, завтра другие… Для более-менее приличной кучки кирпичей на новом месте приходится много-много таскать руками, складывая кучи снова и снова. Иногда старые кучи пригождаются, но на то «многорукий Шива» и многорук, что куч у него много, и нужно их всё больше и больше.
Но кучи никогда не вырастут выше, собственно, куч, пока не будет фундамента, пока не будет ясного устремления вверх и готовности укладывать навыки в некую систему, в которой есть и фундаменты, и пустоты, и несущие, и даже декоративные стены. При этом платят за кирпичи в нужном месте и в нужной форме. Но выложить кирпичи в нужной и чёткой форме на вершине кучи много сложнее, чем на очередном этаже собственного здания.
Единственный путь построить своё здание — это делать фундамент. В свободное от работы время, в свободное рабочее время, используя все возможности для получения не только очередного кирпича в резюме, но и не особо видного, но очень важного миллиметра бетона в фундамент.
Столкнувшись с технологией нужно либо «обойти её по минимуму» (настроил АТС и забыл), либо закапываться в неё по максимуму. Что, почему, как… А почему именно так? А в каком стандарте это написано? А что в этом стандарте ещё написано? А как это выглядит на практике? А есть ли ещё аналогичные стандарты? А нестандартные решения? А в чём мотивация стандарта, на чём он основывается? А почему в этой теории полагается именно так, а не иначе?
Любую тему можно рыть «до самого дна». Разумеется, не на любую тему есть время, силы. Но должно быть хоть сколько-то системно охваченных областей, в которых есть фундамент и понимание «от и до». Иначе — всю жизнь кирпичи кучками.
habr.com
Фундамент знания
Как только мы видим расплывчатую реальность, то мы беспомощны перед жизнью. Сломавшийся кран, отказавший компьютер, заглохнувший двигатель становятся для нас непреодолимым препятствием.
Мы можем открыть крышку, снять кожух, поднять капот. Но увидим только мешанину труб, проводов, железок. И мы можем только смотреть и ругать свою никчемность, неприспособленность и тупость.
Раньше слово негодяй означало «не годяй», то есть никуда ни годный. Вопрос, а можем ли мы стать годяем? То есть годным хоть на что-нибудь?
Очень многие останавливаются в развитии. Их взгляды на мир примитивны и ошибочны. Они не могут ориентироваться в жизни. Их мировоззрение убого, серо и ограниченно. Они легко поддаются обману и различным проповедникам, готовы идти за любым новым вождем. Легко подхватывают сплетни.
Но иногда такие люди сталкиваются с человеком, который несет новое знание и пытается научить новому.
Самое простое, что в таком случае делает человек, это восстает против знания. Чем ниже, глупее и неразвитее человек, тем активно он борется со знанием.
Но ведь что такое наше сознание? Это со-знание. Совокупность наших знаний о мире.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
staff.wikireading.ru
Школа - это место, где человек получает базу знаний, которая поможет ему найти свое занятие в жизни и призвание. Список предметов в школе очень разнообразен, и это помогает ученику определиться с направлением в точных или гуманитарных науках.
Первое, с чего начинается обучение - русский язык, чтение и математика. Главная задача в первые месяцы - приучить ребенка к усидчивости и терпению, старанию и аккуратности, желанию познавать что-то новое.
Помимо основных предметов, с первого класса также включают такие дисциплины, как рисование, технология, окружающий мир, пение и физкультура, чтобы ребенок расширял свой кругозор и так смог найти свое хобби.
С 4-5 класса добавляется иностранный язык, религиозная культура и светская этика, что расширяет границы, открывает новые направления.
Далее с 6-7 класса появляются предметы, которые еще больше расширяют кругозор и помогают ребенку найти свой путь в жизни: история, ОБЖ, обществознание, черчение, физика, химия, правоведение и т.д.
Русский язык и математика - это главные предметы, которые начинаются с первого и заканчиваются в 11 классе. Эти два предмета считаются основой всех основ, ведь без них сложно что-либо написать или посчитать, да и в жизни без изучения данных предметов будет сложно обходиться. Человек сможет только говорить, но речь его будет безграмотна.
В отличие от русского языка, который изучается все школьные годы, математика разделяется в 7 классе на 2 направления: алгебру и геометрию.
В начальной школе ученик изучает базовые навыки: сложение, вычитание, умножение и деление, действия с дробными числами, а уже затем появляется алгебра с изучением системы координат и системой уравнений, а также геометрия, где изучают векторы, стереометрию, планиметрию.
Список предметов в школе не заканчивается основными предметами. Очень интересными и увлекательными могут стать такие науки, как биология, химия, физика, история и обществознание или уроки географии, где можно узнать про всю планету: на занятиях дети изучают виды почв, полезные ископаемые, климат и население земного шара, материки, страны и многое другое.
Благодаря таким предметам ученик все больше понимает, чем бы он хотел заниматься после получения основного образования, куда бы он хотел пойти учиться после школы. Русский язык и математика выявляют гуманитариев и людей с точным складом ума, а дополнительные обязательные предметы помогают найти направление.
Например, если ребенок полюбил "Окружающий мир", потом биологию и химию, то, возможно, он захочет стать врачом или пойдет учиться на фармацевта, чтобы создавать новые лекарства.
Все предметы, которые сегодня преподают в школе, начиная с русского языка и литературы и заканчивая уроками геометрии и вторым иностранным языком, должны сформировать образованную личность, которая найдет свою дорогу в жизни. Но некоторые ученые утверждают, что должен быть дополнительный список предметов в школе, которые обязательно пригодятся в жизни:
Помимо этих предметов, можно также добавить изучение боевых искусств, кинопроизводства, знакомство с направлениями религии, музыкой.
fb.ru
АНАЛИЗ
Фундамент Познания составляют Анализ и Синтез. Познание без Анализа – это Неправильный путь. Во всём Космосе Анализ и Синтез производятся посредством передовых Технологий. Вы тоже подвергаетесь Анализу с помощью Инструментов, ещё Неизвестных Вашей Планете, и посредством этого определяются Ваши Сущности. Контакты устанавливаются на этом Уровне. Это – Истина. Но из Ваших цепей Мысли мы получили Информацию, что многие Земные братья и сёстры считают себя подопытными. Мы можем Оценить Энергии Вашей Сущности только посредством Наших Технологических методов, снимая покровы с Вашего Ведения. Иначе, как бы мы знали Вас так хорошо? Эти процедуры Вас знакомят с Вами Самими и представляют Вас – Нам и Нас – Вам. Таким образом определяются Энергии Сущности. Не считайте эти Процедуры Давлением и Вмешательством в ваши Индивидуальные Воли. То, что случилось и что случится, — это для Вашей пользы.
По Указу Владыки мы берём Вас в План Спасения с помощью Отбора. Это делается по необходимости Плана. В Нашей Конституции есть Клятва никогда не вмешиваться в Индивидуальную Волю. Мы осуществляем эти Анализы и Синтезы посредством прожитых Событий, ваших Реакций и Определением Ваших цепей Мысли. Таков Изначальный План Божественного Механизма. Но в прошлом этот План был предоставлен Течению Времени. А сейчас он Осуществляется Поверх Времени. Существует Срочность, и Отборы производятся быстрее. Ранее Вы называли их Экзаменами. Сейчас они называются Прохождением Порога. Примите к Сведению.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ МИССИОНЕР ЦЕНТРА СЕЛЕНА
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕРА ЗОЛОТОГО ВЕКА
1 – При отборах в Группу Устроители этой Группы будут её Неизменными Членами. 2 – В Вашу Группу всегда будут направляться Высокие Уровни Сознания. 3 – Эти высокие Сознания помогут Друзьям, обладающим Благим Намерением, но ещё не достигшим Космического Ведения. 4 – Ваша Группа всесторонне Охраняется. Ни один Негативный Фактор не сможет в неё войти. Наблюдение осуществляется Центром. 5 – Специальные Космические Потоки даются каждому члену Группы согласно Его способности. Никто никогда не сотрясается. 6 – Эти Сильные Потоки разрушают Негативные Течения и этим создают Среду Целительства. В нужное Время те, кто Болен, Исцеляются. 7 – В Вашей Группе будут проводиться сеансы Сверх-Ведения и прямые Контакты. 8 – Миссионеры должны проявлять Самопожертвование при распространении этих Сообщений. 9 – Никто никого не должен Обвинять или Критиковать. 10 – Свет будет изливаться на ваш путь пропорционально вкладам, которые вы делаете в Золотой Век. Иначе, Частоты пресекутся, коды закроются. 11 – Период Само-развлечения завершён. Время Кратко. 12 – Эти Сообщения будут прочитаны каждым, и Истина будет Обретена. 13 – Мы всегда держим за Руку Наших Миссионеров. 14 – В 1986 Земном Году будет получено Божественное Знание из Анатолийского Канала, и Вселенская Книга Знания станет Светом для каждого. 15 – Объединение происходит во всех Земных Группах; Действия должны быть Ускорены. 16 – Общественное Сознание будет Готовиться для более Передовых Измерений. 17 – Отборы будут производиться согласно Уровням Сознания в Группах, и будут устанавливаться Фокусные Точки. 18 – Для Объединения Стамбула назначен 1986 Год. Будет установлена Фокусная Точка. (Примечание: Стамбульская Фокусная Точка установлена). 19 – Для Объединения Коньи назначен 1987 Год. 20 – Основная Миссия Группы Ядра Сущности Мевляны начнётся после установления Треугольника Измир – Стамбул – Конья, и Объединение этого Мира начнёт Ускоряться. 21 – В этих Фокусных Точках с Нашими Друзьями будут проводиться различные мероприятия. 22 – Группа Ядра Сущности Мевляны – это Основная Фокусная Точка. Веер раскроется отсюда. 23 – Все Усилия совершаются ради Вашего Спасения. 24 – Задумайтесь о том, что для работы в таком Быстром Темпе должна быть причина. День раскрытия Небосвода близок. 25 – Наши и Ваши Усилия не могут быть напрасны. 26 – Доказательство всего существует во Времени. 27 – Мы связаны с каждым из Вас. Все ваши цепи Мысли котируются Нашими компьютерами. 28 – Мы говорим всё это с целью побудить Вас работать более Серьёзно. Мы Помогаем Каждому Другу в Направлении его Мыслей. 29 – В Среде Миссии приоритет отдаётся Осознанности, Ответственности и Устремлению. 30 – В трудные времена, которые будет испытывать Земля, Наши Миссионеры и Мы будем помогать Вам. Вы тоже будьте Ответственны. 31 – Ваш Древний Мир находится на Пороге Сложного Периода. 32 – Наша цель – не пугать Вас, а передать Истину. Годы тому назад Мы предупреждали Вас об этих днях. Голод, Землетрясения, Тайфуны – это Результат Ваших экспериментов в Космосе. Земная Кора может треснуть. 33 – В настоящий момент происходит изменение положения Земной Оси. Со Временем Вы лучше Поймёте Правильность этих Сообщений. В Периоды Голода будут применяться Искусственные туманы. Время покажет Вам, что такое Истинный Друг.
ПЕРЕДАЧА ИЗ ЦЕНТРА
Источник: http://channelingvsem.com/category/vselenskaya-konstituciya-kniga-znanij/
Публикация: http://channelingvsem.com/
Дорогие Друзья, ждём Ваших комментариев и обсуждения данной темы. Это поможет всем нам развитию нашего мышления и раскрытию сердечного пространства.
2
Просмотров: 320
Поделитесь записью в соц. сетях
channelingvsem.com
Всего вузов, ведущих обучение в области информационных технологий, в Петербурге более 20. Если брать весь Северо-Западный регион, то можно прибавить еще несколько — по одному практически из каждого регионального центра. Однако уровень подготовки в них сильно различается.
Вуз-опрос
По результатам опроса Ъ, проведенного среди ведущих ИТ-компаний Северо-Запада, можно выделить ряд вузов, дающих лучшую базовую подготовку будущим специалистам в области ИТ. Подавляющее большинство представителей компаний сошлись на четверке высших учебных заведений: это СПбГПУ (больше известный как "Политех"), СПбГУ (так называемый "Большой университет"), Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (бывший ЛИТМО) и СПбГЭТУ (бывший ЛЭТИ).
В числе лучших представители ИТ-индустрии также называли Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) и некоторые другие вузы (см. таблицу с результатами опроса на этой странице).
К числу вузов, выпускники которых представляют интерес для петербургских ИТ-компаний, можно отнести и ряд региональных университетов Северо-Западного региона. Чаще других эксперты отмечают Новгородский государственный университет, калининградский Университет Канта и Петрозаводский государственный университет. По словам Валентина Макарова, президента ассоциации "Руссофт", в Великом Новгороде, к примеру, на сегодняшний день сложилась хорошая школа подготовки кадров, чему в немалой степени способствовало наличие аналогичного петербургскому симбиоза вуза с рядом ИТ-компаний.
Незаконченное высшее
При этом общий уровень подготовки специалистов даже в ключевых для индустрии учебных заведениях эксперты оценивают неоднозначно. В целом, более позитивны отзывы со стороны представителей дистрибьютерских компаний, более печальны — со стороны компаний, занятых разработкой и внедрением софта, но все сходятся в одном — без практики и самообразования обучение в области ИТ сегодня не может быть эффективным. Валерий Андреев, руководитель рабочей группы "Руссофт" по подготовке кадров, описывает ситуацию так: "Основная проблема образования в сфере ИТ — недостаточная квалификация подготавливаемых специалистов. Каждый год вузы выпускают большую армию ребят, которые обладают основными фундаментальными знаниями, необходимыми для работы в индустрии, но для того, чтобы начать работать, им нужны специальность и дополнительные знания. Таких специалистов выпускает любой факультет, где есть приличная физико-математическая подготовка. Однако в вузе студенты в большинстве случаев не могут получить специальных знаний и опыта — ведут занятия, как правило, преподаватели, не имеющие практического опыта разработок и внедрений, с трудом представляющие, что сегодня нужно индустрии. В основном это люди пожилого возраста, изучающие преподаваемый предмет по книжкам. Иначе говоря, пересказывают, что вчера прочитали. Все это недопустимо: индустрия развивается такими бурными темпами, что, не находясь в ней, буквально за несколько лет теряешь квалификацию. В итоге молодые специалисты сами добирают эти знания, подрабатывая в разных "лавках"; некоторые доучиваются в коммерческих центрах. Кто-то занимается самоподготовкой, а кто-то, придя на первое место работы, за несколько месяцев входит в курс дела. Главное, чтобы хватило ума и фундаментального образования, чтобы можно было быстро войти в работу, но компания в любом случае должна потратить несколько человеко-месяцев на доводку молодых специалистов".
По словам генерального директора "Вест-Концепт" Кирилла Санина, уровень подготовки сегодня низкий практически у всех выпускников, нормальный — только у тех из них, кто совмещал обучение с работой по специальности. Студенты, работающие в компаниях — это "специалисты на вырост", получающие дополнительное обучение. "Для компаний они — дешевая рабочая сила", — добавляет эксперт.
Некоторые эксперты отмечают, что уровень подготовки и потенциал специалиста зависят в первую очередь от его личных качеств и вовсе не связаны с вузом. Так, по мнению Алексея Должинова, директора по развитию компании "Тринет", и из техникума можно выйти отлично подготовленным. С ним соглашается и Николай Пунтиков, генеральный директор "Эксиджен СтарСофт": "Как правило, уровень подготовки зависит от людей — тот, кто собирается работать по специальности, и будет подготовленным".
Личный вклад
"Говоря об уровне того или иного университета, мы имеем в виду, что в нем есть одна-две известные кафедры, которые готовят высококвалифицированных разработчиков ПО. Чаще всего эти кафедры работают в симбиозе с российскими компаниями разработчиков или с центрами разработки крупных зарубежных компаний. Именно этот симбиоз и позволил кафедрам выжить в период недофинансирования и сохранить преподавательские кадры. При этом в каждом из перечисленных вузов существует еще большее число кафедр, которые по своим специальностям должны готовить качественных программистов, но не способны это делать, потому что не смогли найти коммерческих партнеров в эпоху перестройки и не сохранили преподавателей. Поэтому уровень вуза и связан прежде всего с конкретными кафедрами и их руководителями. В качестве примеров можно привести профессора Карпова в 'Политехе', профессора Терехова в СПбГУ, профессорский круг в ГУАПе, профессоров Парфенова и Шалыто в ГУИТМО. Интересен опыт ГУИТМО, где в преподавании задействованы молодые победители чемпионатов мира по программированию. Всего можно насчитать 12─15 таких кафедр по всему городу и это, конечно, очень мало", — рассказывает Валентин Макаров.
Если говорить о тенденциях, то в целом в последнее время уровень подготовки в вузах растет слабо, в то время как сами технологии меняются сверхбыстрыми темпами. Это заставляет компании все больше рассчитывать на свои силы в подготовке и обучении квалифицированного персонала.
Методика опроса
Оценка качества выпускников ведущих петербургских ВУЗов, востребованных ИТ-индустрией города, производилась путем опроса компаний, работающих в сфере информационных технологий. Охарактеризовать выпускников согласились представители 15 компаний: "Аркадия+", "Вест-Концепт", "Компас", "Ланит-Терком", "Паладин-Инвент", "Рексофт", ассоциация "Руссофт", "СпецТек", "ТБС-Айтел", "Тринет", "Тринити", Exigen Services Starsoft, Bercut, Digital Design и Lynx.
Если компания отмечала высокую квалификацию выпускников вуза, он получал от нее максимально возможные три балла; если компания отмечала неплохое качество выпускников, он получал два балла. Вузы, отмеченные в числе рассматриваемых в качестве источника кадров, но не удостоившиеся положительной оценки, получали от компании один балл. В итоге баллы, полученные от всех компаний, суммировались для получения итогового результата. Результаты опроса представлены в "Чертовой дюжине лучших вузов Петербурга по подготовке специалистов для ИТ-индустрии". Отдельно отмеченные экспертами подразделения вузов, подготавливающие наиболее квалифицированных специалистов, представлены в "Списке лучших факультетов и кафедр, занимающихся подготовкой ИТ-специалистов".
Чертова дюжина лучших вузов Петербурга по подготовке специалистов для ИТ-индустрии
Место | Название вуза | Балл |
1 | Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) | 37 |
2 | Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) | 30 |
3 | Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУИТМО — бывший ЛИТМО) | 28 |
4 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ — бывший ЛЭТИ) | 22 |
5 | Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) | 14 |
6 | Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) | 12 |
7 | Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) (СПбГТИ(ТУ)) | 2 |
8 | Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) (бывший ЛИИЖТ) | 2 |
9 | Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов ("ФинЭк") | 2 |
10 | Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) | 1 |
11 | Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) (бывший ЛИСИ) | 1 |
12 | Балтийский государственный технический университет ("Военмех") | 1 |
13 | Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет ("ИнжЭкон") | 1 |
Список лучших факультетов и кафедр, занимающихся подготовкой ИТ-специалистов
Авторы: Ольга Шишкина, Илья Курмышев.
softline.ru
Всего вузов, ведущих обучение в области информационных технологий, в Петербурге более 20. Если брать весь Северо-Западный регион, то можно прибавить еще несколько — по одному практически из каждого регионального центра. Однако уровень подготовки в них сильно различается.
Вуз-опрос
По результатам опроса Ъ, проведенного среди ведущих ИТ-компаний Северо-Запада, можно выделить ряд вузов, дающих лучшую базовую подготовку будущим специалистам в области ИТ, а также организации пультовой охраны высокой степени надежности требующей высококвалифицированных специалистов. Подавляющее большинство представителей компаний сошлись на четверке высших учебных заведений: это СПбГПУ (больше известный как "Политех"), СПбГУ (так называемый "Большой университет"), Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (бывший ЛИТМО) и СПбГЭТУ (бывший ЛЭТИ).
В числе лучших представители ИТ-индустрии также называли Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) и некоторые другие вузы (см. таблицу с результатами опроса на этой странице).
К числу вузов, выпускники которых представляют интерес для петербургских ИТ-компаний, можно отнести и ряд региональных университетов Северо-Западного региона. Чаще других эксперты отмечают Новгородский государственный университет, калининградский Университет Канта и Петрозаводский государственный университет. По словам Валентина Макарова, президента ассоциации "Руссофт", в Великом Новгороде, к примеру, на сегодняшний день сложилась хорошая школа подготовки кадров, чему в немалой степени способствовало наличие аналогичного петербургскому симбиоза вуза с рядом ИТ-компаний.
Незаконченное высшее
При этом общий уровень подготовки специалистов даже в ключевых для индустрии учебных заведениях эксперты оценивают неоднозначно. В целом, более позитивны отзывы со стороны представителей дистрибьютерских компаний, более печальны — со стороны компаний, занятых разработкой и внедрением софта, но все сходятся в одном — без практики и самообразования обучение в области ИТ сегодня не может быть эффективным.
Валерий Андреев, руководитель рабочей группы "Руссофт" по подготовке кадров, описывает ситуацию так: "Основная проблема образования в сфере ИТ — недостаточная квалификация подготавливаемых специалистов. Каждый год вузы выпускают большую армию ребят, которые обладают основными фундаментальными знаниями, необходимыми для работы в индустрии, но для того, чтобы начать работать, им нужны специальность и дополнительные знания. Таких специалистов выпускает любой факультет, где есть приличная физико-математическая подготовка. Однако в вузе студенты в большинстве случаев не могут получить специальных знаний и опыта — ведут занятия, как правило, преподаватели, не имеющие практического опыта разработок и внедрений, с трудом представляющие, что сегодня нужно индустрии. В основном это люди пожилого возраста, изучающие преподаваемый предмет по книжкам. Иначе говоря, пересказывают, что вчера прочитали. Все это недопустимо: индустрия развивается такими бурными темпами, что, не находясь в ней, буквально за несколько лет теряешь квалификацию. В итоге молодые специалисты сами добирают эти знания, подрабатывая в разных "лавках"; некоторые доучиваются в коммерческих центрах. Кто-то занимается самоподготовкой, а кто-то, придя на первое место работы, за несколько месяцев входит в курс дела. Главное, чтобы хватило ума и фундаментального образования, чтобы можно было быстро войти в работу, но компания в любом случае должна потратить несколько человеко-месяцев на доводку молодых специалистов".
По словам генерального директора "Вест-Концепт" Кирилла Санина, уровень подготовки сегодня низкий практически у всех выпускников, нормальный — только у тех из них, кто совмещал обучение с работой по специальности. Студенты, работающие в компаниях — это "специалисты на вырост", получающие дополнительное обучение. "Для компаний они — дешевая рабочая сила", — добавляет эксперт.
Некоторые эксперты отмечают, что уровень подготовки и потенциал специалиста зависят в первую очередь от его личных качеств и вовсе не связаны с вузом. Так, по мнению Алексея Должинова, директора по развитию компании "Тринет", и из техникума можно выйти отлично подготовленным. С ним соглашается и Николай Пунтиков, генеральный директор "Эксиджен СтарСофт": "Как правило, уровень подготовки зависит от людей — тот, кто собирается работать по специальности, и будет подготовленным".
Личный вклад
"Говоря об уровне того или иного университета, мы имеем в виду, что в нем есть одна-две известные кафедры, которые готовят высококвалифицированных разработчиков ПО. Чаще всего эти кафедры работают в симбиозе с российскими компаниями разработчиков или с центрами разработки крупных зарубежных компаний. Именно этот симбиоз и позволил кафедрам выжить в период недофинансирования и сохранить преподавательские кадры. При этом в каждом из перечисленных вузов существует еще большее число кафедр, которые по своим специальностям должны готовить качественных программистов, но не способны это делать, потому что не смогли найти коммерческих партнеров в эпоху перестройки и не сохранили преподавателей. Поэтому уровень вуза и связан прежде всего с конкретными кафедрами и их руководителями. В качестве примеров можно привести профессора Карпова в 'Политехе', профессора Терехова в СПбГУ, профессорский круг в ГУАПе, профессоров Парфенова и Шалыто в ГУИТМО. Интересен опыт ГУИТМО, где в преподавании задействованы молодые победители чемпионатов мира по программированию. Всего можно насчитать 12-15 таких кафедр по всему городу и это, конечно, очень мало", — рассказывает Валентин Макаров. Суммировав отзывы представителей ИТ-компаний о лучших подразделениях петербургских вузов в сфере подготовки качественных специалистов, Ъ приводит их список с указанием имен руководителей наиболее успешных кафедр (см. перечень факультетов и кафедр на этой странице).
Если говорить о тенденциях, то в целом в последнее время уровень подготовки в вузах растет слабо, в то время как сами технологии меняются сверхбыстрыми темпами. Это заставляет компании все больше рассчитывать на свои силы в подготовке и обучении квалифицированного персонала.
Методика опроса
Оценка качества выпускников ведущих петербургских ВУЗов, востребованных ИТ-индустрией города, производилась путем опроса компаний, работающих в сфере информационных технологий. Охарактеризовать выпускников согласились представители 15 компаний: "Аркадия+", "Вест-Концепт", "Компас", "Ланит-Терком", "Паладин-Инвент", "Рексофт", ассоциация "Руссофт", "СпецТек", "ТБС-Айтел", "Тринет", "Тринити", Exigen Services Starsoft, Bercut, Digital Design и Lynx. Если компания отмечала высокую квалификацию выпускников вуза, он получал от нее максимально возможные три балла; если компания отмечала неплохое качество выпускников, он получал два балла. Вузы, отмеченные в числе рассматриваемых в качестве источника кадров, но не удостоившиеся положительной оценки, получали от компании один балл. В итоге баллы, полученные от всех компаний, суммировались для получения итогового результата. Результаты опроса представлены в "Чертовой дюжине лучших вузов Петербурга по подготовке специалистов для ИТ-индустрии".
Отдельно отмеченные экспертами подразделения вузов, подготавливающие наиболее квалифицированных специалистов, представлены в "Списке лучших факультетов и кафедр, занимающихся подготовкой ИТ-специалистов".
Чертова дюжина лучших вузов Петербурга по подготовке специалистов для ИТ-индустрии
Место Название вуза Балл1 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) 372 Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) 303 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУИТМО — бывший ЛИТМО) 284 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ — бывший ЛЭТИ) 225 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) 146 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) 127 Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) (СПбГТИ(ТУ)) 28 Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) (бывший ЛИИЖТ) 29 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов ("ФинЭк") 210 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) 111 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) (бывший ЛИСИ) 112 Балтийский государственный технический университет ("Военмех") 113 Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет ("ИнжЭкон") 1
Список лучших факультетов и кафедр, занимающихся подготовкой ИТ-специалистов
Санкт-Петербургский государственный университет, математико-механический факультет, кафедра системного программирования (заведующий кафедрой — Андрей Терехов)Санкт-Петербургский государственный университет, факультет прикладной математики — процессов управленияСанкт-Петербургский государственный университет, физический факультетСанкт-Петербургский государственный политехнический университет, физико-механический факультетСанкт-Петербургский государственный политехнический университет, радиофизический факультетСанкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет технической кибернетики, кафедра распределенных вычислений и компьютерных сетей (заведующий кафедрой — Юрий Карпов)Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, физико-технический факультет, кафедра физики и технологии наноструктур (заведующий кафедрой — Жорес Алферов)Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, факультет информационных систем и защиты информации, кафедра безопасности информационных систем (заведующий кафедрой — Евгений Крук)Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, факультет информационных технологий и программирования, кафедра технологии программирования (заведующий кафедрой — Анатолий Шалыто)Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, факультет информационных технологий и программирования, кафедра информационных систем (заведующий кафедрой — Владимир Парфенов)
(Дата: 02.12.2011)Другие новости:
ros.biz
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта