• Войти
  • Регистрация
 

Семь московских "пирамид" или оккультизм сталинских высоток. Сталинские высотки фундамент


Легенды инженерии: как строились московские высотки

Семь «сталинских» высоток — настолько значимые нити в московской архитектурной ткани, что давно обросли всевозможными легендами. Оно бы и ничего, да вот только мифы, к сожалению, скрывают подлинные истории по‑настоящему фантастических инженерных решений.

Айрат Багаутдинов

11 мая 2017 11:30

Странно, что эта легенда сочинена про главное здание (ГЗ) МГУ: на таком высоком холме, как Воробьевы горы, грунт должен быть довольно надежным. И действительно, руководитель строительства высотки Александр Комаровский рассказывал, что пробы грунта показали его высокую прочность и плотность. Это позволило строителям уменьшить величину откоса котлована, а значит — сэкономить кучу денег на земляных работах. Но вот под некоторыми другими высотками основания действительно слабые — особенно под теми, что стоят у самой Москвы-реки.

Легенда 1. Фундамент главного здания МГУ день и ночь морозят огромные холодильники. Иначе слабый грунт не выдержит, и высотка сползет вниз. Так, при строительстве гостиницы «Украина» дно котлована пришлось заглубить на 8 м ниже уровня грунтовых вод — и это всего в 70 м от реки. Чтобы котлован не превратился в бассейн, вокруг него устроили двойную стену иглофильтров. Множество таких труб с фильтрующим наконечником забили в грунт по периметру котлована и подключили к насосам, чтобы откачивать воду и не дать ей протечь в котлован. Впрочем, замораживание грунта тоже применялось, только не для ГЗ МГУ, а для высотки у Красных Ворот. Здание строилось одновременно с вестибюлем станции метро, расположенным прямо под ним. Стенки его основания пришлось укреплять холодом — и вот как это работает.

6.jpg

В грунт по периметру будущего котлована забивают трубы, которые объединяются в замкнутую, герметичную систему, по которой пускают охлажденный «рассол» — раствор солей, например, хлорида кальция. Вода замерзает при нуле, а рассол можно остужать до -25 °С и гонять по трубам. Трубы замораживают грунт, превращая его в сплошную льдогрунтовую стенку вокруг будущего котлована. Под ее защитой можно спокойно вырабатывать грунт, не боясь обрушения.

Замерзая, вода увеличивается в объеме; замороженный грунт тоже. После разморозки он, соответственно, уменьшается. А теперь представьте: вы построили здание, левое крыло которого (где расположен один из вестибюлей метро «Красные Ворота») стоит на замороженном грунте. После разморозки оно осядет, и вся высотка поползет налево. Чтобы этого не произошло, строители заранее построили здание с наклоном вправо, в сторону современного проспекта Сахарова. Угол был точно рассчитан исходя из характеристик грунта, и после разморозки здание заняло строго вертикальное положение.

Легенда 2. Главное здание МГУ уходит под землю на столько же этажей, на сколько поднимается над поверхностью сама высотка. Одна из причин того, что Манхэттен стал «островом небоскребов», — надежные скальные породы, которые залегают здесь достаточно близко к поверхности. На них чрезвычайно удобно опирать фундаменты тяжелых высотных зданий. Москве повезло меньше. Твердые основания у нас есть, но на большой глубине, от 20 до 60 м. Устраивать такие длинные сваи по меркам середины ХХ века было крайне дорого, поэтому инженер Николай Никитин — кстати, будущий автор Останкинской башни — предложил совершенно оригинальный подход. Коробчатая плита позволила впервые в мировой практике установить высотки на упругое основание из глин и суглинков.

2.jpg

Американские небоскребы роднит со «сталинскими» высотками общий конструктивный принцип — использование стального каркаса.

Железобетонные плиты, повторяющие очертания будущего здания, устроены в основании всех семи московских высоток. При высоте от 6 до 10 м такая плита имеет коробчатую структуру, которая позволяет экономить материалы практически без потерь прочности (вспомните, какой прочной бывает пустая коробка или ящик). Впоследствии пустоты нашли свое применение: насколько известно, в здании МИДа и в гостинице «Украина» они использовались как бомбоубежища, а в МГУ — как складские помещения. Сложная система подземных помещений с очень высокими потолками, должно быть, и вызвала к жизни легенду про многоэтажные подвалы ГЗ.

Легенда 3. Московские высотки скопированы с американских небоскребов Нью-Йорка и Чикаго. Эта легенда столь живуча, что некоторое время назад в «Википедии» даже была страница, где перечислялось, с какого конкретно американского небоскреба «слизана» каждая из высоток. На самом же деле, по воспоминаниям Дмитрия Чечулина, главного архитектора Москвы тех лет, установка была ровно обратная: сделать высотки максимально непохожими на американские небоскребы. Благо архитекторам было чем вдохновляться: башни Кремля, колокольни храмов и монастырей… Среди эскизов к проекту гостиницы «Украина» Аркадия Мордвинова можно видеть и колокольню Ивана Великого, и Спасскую башню — лишь через них он, наконец, нашел форму будущей высотки.

5.jpg

На фото строящегося здания на Кудринской площади можно увидеть «ползучие» краны, которые советские строители использовали вместо дерриков.

Впрочем, наши высотки все равно очень похожи на американские, только сходство это внутреннее, на уровне конструкций: основу их образует стальной каркас, «кристаллическая решетка» из колонн и балок. Эта технология была внедрена в гражданское строительство в Чикаго в 1880-е годы. Впрочем, наши инженеры внесли в нее некоторые новации. Например, в Америке балки и колонны каркаса соединяли клепкой, а сам процесс выглядел так. Рабочий-«повар» нагревал конец клепки до белого каления и бросал второму, который передавал ее третьему, вставлявшему клепку в отверстие. Четвертый рабочий («стрелок») разбивал ее с обратной стороны. Как можно догадаться, этот способ довольно трудоемок, дорог и небезопасен, поэтому советские инженеры начали соединять элементы каркаса сваркой: заниматься этим мог один сварщик, спокойно устроившись в своей люльке. Это был первый в мире случай такого широкого употребления сварки в строительных работах.

www.popmech.ru

Сталинские высотки в Москве – Мифы и Реальность — way2day.com

7 высоток Москвы

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34, м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40, м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1, м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» — «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1, м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21, м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Жилой дом на Котельнической набережной Котельническая набережная, д. 1/15, м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1, м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

ИнфографикаИнфографика. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.

Все советские небоскребыВсе советские небоскребы

Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов, так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя. Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.

Дворец Советов – Гигант СССРДворец Советов – Гигант СССР

Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений. Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы — по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!

Звезда на жилом доме на Кудринской площадиЗвезда на жилом доме на Кудринской площади

Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин. Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы). Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль.

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику. По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу. Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

Звезда на гостинице ЛенинградскаяЗвезда на гостинице Ленинградская

Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов. Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.

Здание МИД России на Смоленской площадиЗдание МИД России на Смоленской площади

Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь «Ленинградской» в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.

Гостиница Ленинградская на Каланчевской улицеГостиница Ленинградская на Каланчевской улице

Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.

Жилой дом на Котельнической набережнойЖилой дом на Котельнической набережной

Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.

Жилой дом на Кудринской площадиЖилой дом на Кудринской площади

Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.

Административно-жилое здание на площади Красных воротАдминистративно-жилое здание на площади Красных ворот

Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.

Гостиница УкраинаГостиница Украина

Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.

Главное здание МГУ на Воробьевых горахГлавное здание МГУ на Воробьевых горах

Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен. Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит. Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу. Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству — запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

way2day.com

Сталинские высотки: 10 мифов и фактов - Город

Реконструкция шпиля центральной части высотного здания МИД

Шпиль высотки МИДа разбирают, чтобы на его месте построить точно такой же новый, из современных металлоконструкций. Примерно на полгода знаменитое здание простоит перед москвичами «с непокрытой головой», шпиль вернётся только к концу 2017 года.

«Вопросу реконструкции этого шпиля, наверно, лет пятнадцать. Данная методика была защищена в том числе и в среде профессиональных архитекторов и реставраторов, всеми принята, и сейчас этот проект реализуется», - сказал журналистам и.о. директора департамента капитального строительства и собственности МИД РФ за рубежом Владимир Потапкин.

Оказывается, на то, чтобы отложить этот вопрос, была веская, но очень милая причина. «У нас жила пара соколов, семья, — пояснил Потапкин. — Мы пообщались с орнитологами, они залезали на шпиль, смотрели, где они живут. Мы, собственно, и не начинали демонтаж, пока не вывелись птенцы и не улетели. Предположительно, они перелетели на бывшую гостиницу «Украина». Они кочуют так в Москве по высоткам. Наша пара улетела, орнитологи нас заверили, что они обязательно сюда вернутся».

По этому случаю МОСЛЕНТА решила вспомнить несколько интересных фактов обо всех московских высотках.

Все в один день

Все они были заложены в один день – в день восьмисотлетия столицы 7 сентября 1947 года. По мнению Сталина, это было очень символично. Кстати, считается, что почти у всех «семи сестер» есть старшие «братья-двойники» в США. Так, прототипом дома на Котельнической набережной считают Wrigley Building.

Шпили не предполагались

По первоначальным проектам, опубликованным в 1949 году, большинство зданий не должны были иметь шпилей. На вершине МГУ предполагалось установить статую, здание МИДа имело плоскую крышу, дом на Площади Восстания заканчивался бы цилиндрическим восьмигранником, и так далее. Ходит легенда, что Сталин, проезжая мимо высотки на Смоленской (она была построена раньше остальных) выругался и велел добавить шпиль. Указание было выполнено, для чего пришлось вносить изменение в планировку пяти верхних этажей.

И кстати, здание МИД - единственная высотка, не украшенная пятиконечной звездой. Специалисты утверждают, что тому есть разумная причина: слишком массивная звезда серьёзно бы увеличила нагрузку на конструкции здания.

Тайны подвалов МГУ

Существует легенда, что где-то в подвалах главного здания МГУ и по сей день замурована бронзовая статуя «вождя народов», которую должны были установить вместо шпиля, но передумали после его смерти. Это, конечно, выдумка: работы по устройству фундамента были окончены ещё до начала 1951 года, когда Сталин был жив-здоров, а 1 сентября 1953 года МГУ уже распахнул двери для студентов.

Фигура на башне могла бы иметь высоту 35-40 метров. Тогда университет выглядел бы гигантским пьедесталом, как и непостроенный Дворец советов. Поэтому «вождя народов» уменьшили в размерах, изменили его позу на более прозаическую и установили в сквере у фонтанов. А после постройки высотного здания МИД СССР на Смоленской площади стало ясно, что сделать здания абсолютно пропорциональными можно только одним способом: выполнив завершения в виде шпилей. Получив вместо скульптуры золотой шпиль со звездой высотой 58 метров, здание МГУ значительно выиграло.

Яшмовые колонны и немецкие трофеи

И снова об МГУ. Существует легенда, что при строительстве химического факультета МГУ были использованы яшмовые колонны из храма Христа Спасителя, которые сохранились после его сноса. А ещё в здании есть фрагменты от самых разных разрушенных памятников архитектуры, например, обломки Рейхстага. Крошечная доля правды в этом есть: факультет действительно когда-то был оборудован трофейными немецкими вытяжными шкафами. А вот колонны из яшмы вряд ли стояли даже в самом храме Христа Спасителя - во всяком случае, историки тому подтверждений не нашли.

Призрак гипостильного прошлого

Станция «Кропоткинская» мало того, что одна из самых больших в московском метрополитене, так ещё и построена по образцу гипостильных подземных храмов, распространённых в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран). Классический пример - храм в Карнаке (Египет): обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны. Казалось бы, причём тут сталинские высотки? Дело в том, что станция метро должна была стать подземным вестибюлем непостроенной и, пожалуй, самой монументальной из них — Дворца Советов. Под него даже вырыли котлован, но перед войной строительство прервалось. В итоге там сделали бассейн «Москва», а позже восстановили храм Христа Спасителя.

Элитное жильё на месте тараканьего гнезда

Сейчас цена двухкомнатной квартиры в высотке на Котельнической набережной может доходить до 30, 40 и даже 50 млн рублей (данные сайта sob.ru). Однако мало кто помнит, что первые знаменитые жильцы этого дома страдали от нашествия тараканов — высотку построили на месте мучных складов. Вот так, например, поэт Евтушенко отзывался о своей беде: «Только Зыкина запела, / с потолков / подпевать пошла капелла/ прусаков». Учитывая, что Зыкина жила в стометровой трёхкомнатной квартире, получается просто экологическая катастрофа.

История потерь «Украины»

Гостиницу «Украина» строили быстро, но сложно и мучительно. Сначала она потеряла название (по замыслу Сталина она должна была стать «Дорогомиловской», но у Никиты Хрущёва было другое мнение на сей счёт). Потом потеряла часть номеров — тот же Хрущёв решил сделать в здании 250 квартир. Существует легенда, что верхние этажи «Украины» сделаны хуже, чем нижние: шпиль строили заключённые, а начальство опасалось подниматься к ним на такую высоту. Ещё одна легенда отчасти может объяснить обрушение одной из башен гостиницы в 2007 году: якобы для того, чтобы поскорее достроить здание и принять делегатов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, в бетон подмешивали соль.

Но гостинице есть, чем похвастаться - в ней собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры советских мастеров. А ещё новые владельцы купили и отреставрировали единственную в своём роде диораму Москвы «Москва – столица СССР», которая была создана специально к Нью-Йоркской выставке в 1977 году. Говорят, её хотел купить астронавт Нил Армстронг, но ему отказали. В правом углу нарисована ныне снесенная гостиница «Россия», возведенная на месте фундамента несостоявшейся восьмой сталинской высотки. Сегодня это её единственное настолько подробное изображение.

«Большой брат» на Баррикадной

Некоторые историки утверждают, что, когда неподалёку от Баррикадной открылось посольство США, верхние два этажа центрального корпуса высотки на Кудринской площади были расселены. И там, при помощи спецаппаратуры, КГБ осуществлял прослушку и наблюдение за деятельностью «врага».

Любимица парапсихологов

Высотку на площади Красных ворот очень любят парапсихологи и вообще поклонники всего сверхъестественного. Они рассказывают истории о тамошних привидениях, и самая известная из них - история о хохочущем призраке. Это был мелкий чиновник, служивший в расположенном здесь в советское время Министерстве транспортного строительства. Он пытался добиться расположения жены одного высокопоставленного номенклатурного работника и как-то рассказал любимой анекдот. Политический. Дама посмеялась и пересказала его мужу, но тот почему-то не порадовался, а насильно отправил незадачливого ухажёра в психушку, где у того поехала крыша и так и не вернулась на место до самой смерти. А после призрак решил поселиться в родном министерстве.

Парапсихологи утверждают, что число призраков людей, пусть уже и скончавшихся, во всех высотках будет только расти. Им просто некуда деваться - недостроенное здание Дома Советов в рамках этого энергетического комплекса так и не замкнуло цепь.

Трущобы Зарядья

Сейчас в Зарядье обустраивается огромный ландшафтный парк. Но на этом месте мог стоять очередной шедевр сталинской архитектуры — сначала тма хотели строить здание Наркомата тяжёлой промышленности СССР, потом второй Дом Советов, потом решили, там должна появиться восьмая сталинская высотка. Ее высота вместе со шпилем составила бы аж 275 метров. Но ни один из этих проектов не был реализован. Стройка остановилась со смертью Сталина - уже готовый стилобат законсервировали, а в 1964—1967 годах на этом месте была построена гостиница «Россия».

И кстати, до начала стройки район этот считался крайне неблагополучным, несмотря на близость к Кремлю - настоящие трущобы. Там в весьма сомнительных лачугах жила ещё более сомнительная публика, и археологи до сих пор раскапывают свидетельства активной тамошней жизни.

moslenta.ru

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХфото: vostokphotos.ru

В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий. Они должны были олицетворять мощь  великой страны и советского народа. Но стоит начать с предыстории, масштаб и амбиции которой весьма неоднозначны.

Дворец Советов

В основу проектов сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так никогда и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. На его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать на тот момент самым высоким в мире – 420 метров.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Венчать Дворец Советов должна была колоссальная статуя Ленина, прототипом которой послужила знаменитая Статуя Свободы в Нью-Йорке, высота которой, как известно 93 м. Так вот Скульптура Ленина — была бы в полтора раза выше «американской свободы», и считалась бы самой высокой скульптурой в мире.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Стройка велась достаточно активно, но в годы войны металлический каркас здания был разобран. Из него сделали противотанковые ежи для обороны Москвы. После войны пришлось сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был заморожен. Однако идея строительства Дворца Советов не покидала Сталина до самой смерти.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

При Хрущеве на сохранившемся фундаменте Дворца Советов появился огромный открытый бассейн «Москва». Он работал круглый год.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Бассейн «Москва» действовал с 1960 по 1994 годы. В начале 90-х решено было воссоздать взорванный большевиками кафедральный собор, который был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия.

Автором проекта нового Храма Христа Спасителя стал реставратор Алексей Денисов. Вскоре он уступил место другому человеку. По иронии судьбы строительство храма на месте, где должно было появиться самое большое в мире здание, завершил скульптор Зураб Церетели, известный размерами своих творений.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Есть легенда, связанная с местом, на котором построен Храм Христа Спасителя. В XIX веке здесь находилась обитель женского Алексеевского монастыря. Монахини героически сопротивлялись наполеоновским захватчикам, смогли спасти ценности и другое монастырское имущество. Однако после войны император Николай I приказал отправить обитель в Красное Село, а все постройки снести. Настоятельница обители отказалась ее покинуть и приказала приковать себя цепями к дубу, который рос посреди монастырского двора. Игуменью силой заставили подчиниться, но уходя, она будто бы прокляла это место, предсказав, что «стоять на нем ничего не будет».

Главное здание МГУ
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХВысота со шпилем 240 метров, 36 этажей.

Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день — 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Вот, что писал об этом журнал «Огонек»:

«В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХфото : Чистопрудов Дмитрий

Главное здание МГУ – самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. И, пожалуй, самое легендарное.

Одна из наиболее распространенных историй – о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить. Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3-им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку. При этом добавляют, что зона была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Однако многие специалисты говорят, что все это далеко от действительности. Технология заморозки грунта была, и использовали ее, в первую очередь строители метрополитена. Правда, в ход шел не жидкий азот, при котором крошится металл, а охлажденные соли хлористого кальция. Низкие температуры превращали полужидкий грунт в искусственную скалу, которая не пропускала ни капли воды и могла выдержать огромное давление.  Однако здание МГУ стоит на чрезвычайно плотных и абсолютно сухих грунтах, замораживать которые нет никакой необходимости, отмечают эксперты.

Здание Министерства иностранных дел
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХВысота 172 метра, 27 этажей.

По первоначальному проекту, здание МИДа не имело шпиля. Но когда проект принесли на утверждение Сталину, он лично дорисовал его. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Первоначально было заметно, что он отличался по цвету от остальной высотки. Говорят, что во времена «оттепели» Хрущеву предложили убрать шпиль, но будто бы генсек со словами «Пусть это будет памятником глупости Сталина» велел отставить его. Хотя при чем тут глупость? Шпили стали характерной чертой всех семи московских высоток.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот»
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХвысота 138 метров, 24 этажа

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Дом на Кудринской площади (Восстания)
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХВысота 156 метров, 24 этажа

Высота 156 метров. В здании 24 этажа, из них 18 жилые. Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем (а всего их 450) предоставляли работникам авиационной отрасли. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.

На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. В прессе встречается байка, будто бы в здании есть секретные коридоры, с помощью которых чекисты могли прослушивать разговоры жильцов.

Гостиница «Украина»
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХвысота 206 метров

После Главного здания МГУ это вторая по высоте сталинская высотка – 206 метров. Гостиница строилась в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. При Сталине проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове». «Украина» открывала Кутузовский проспект.

В свое время это был самый крупный гостиничный комплекс в Европе. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

Гостиница «Ленинградская»
ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХВысота — 136 метров

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая – 136 метров. Здание было названо по расположенному поблизости Ленинградскому вокзалу. Несколько лет назад гостиницу приобрела сеть Hilton.

Стоит отметить, что при строительстве высоток было применено немало новых технологий. Так, в облицовке стен были использованы керамические плиты. На тот момент это был наилучший материал. Он не только полностью удовлетворял архитектурно-художественным требованиям, но и значительно облегчал эксплуатацию здания. Керамика допускает промывку фасада водой и паром, не требуя длительного ремонта.

Жилой дом на Котельнической набережной

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Здание высотой 176 метров насчитывает 32 этажа. В нем около пятисот квартир. В советское время их предоставляли известным ученым и артистам, а также номенклатурным работникам.

По некоторым данным, место для этого здания выбрал лично Лаврентий Берия, который курировал строительство всех высоток по линии органов госбезопасности. В доме на Котельнической набережной есть также магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион».

Высотка в Зарядье

Восьмая сталинская высотка так и не была построена – помешала смерть Сталина. В административном здании в Зарядье хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения. Дом на берегу Москвы-реки должен был стать самым большим из всех сталинских высоток – 275 метров. Если бы он был построен, то Красная площадь выглядела бы примерно так:

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

На фундаменте этой высотки была построена гостиница «Россия». Кстати, ее возвели по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, автора высотки в Зарядье.

В 2006 году гостиница была закрыта из-за того, что здание сильно обветшало. Взрывать его было нельзя из-за близости Кремля, поэтому верхние этажи разобрали с помощью башенных кранов, а нижние сломали тяжелой техникой. Ожидается, что на этом месте будет разбит парк.

ВСЯ ПРАВДА О СТАЛИНСКИХ ВЫСОТКАХ

Короткое видео — дополнит наш рассказ:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Сталинские высотки с точки зрения девелопера и проектировщика

Нью-Йорк + Кремль = сталинские высотки?
Flatiron Building

Строить небоскребы начали в самом конце XIX века, среди их первых ярких представителей стало потрясающее здание на Бродвее — 22 этажное Flatiron Building, дословно — «здание-утюг». Эйфория длилась недолго, вскоре было построено здание, которое вызвало такой мощный общественный протест, который изменил стиль небоскребов Нью-Йорка на 45 лет, и отложил отпечаток на внешний вид еще не построенных сталинских высоток.

В 1914 году было возведено Эквитабл Билдинг (Equitable Building) высотой 164 метра, площадью 171 000 кв.м., которое занимало целый квартал. Владельцы здания гордились своим рекордсменом, ведь это было самым крупным офисным зданием в мире. Однако, жителям города пришлось не по вкусу, что на улицу опустилась густая тень даже в разгар солнечного дня. Но когда близлежащие офисные здания потеряли заметную часть своей стоимости из-за отсутствие естественного света, и, как следствие, снизились налоговые отчисления в городскую казну, власти города приняли закон, запрещающий строительство больших плоских поверхностей. Вместо этого предписывалось строить высотные здания с уступами.

Equitable Building

Именно этот закон придал Нью-Йорку первой половины XX века своеобразный профиль.

В 1914 году было завершено строительство муниципального здания Манхэттена, которое поразило своими чертами неоклассического стиля самого Сталина. Лучшие архитекторы СССР направлялись в Нью-Йорк в конце 30-х годов для того, чтобы перенять опыт и технологии высотного строительства, которые были жизненно необходимы в процессе проектирования колоссального Дворца Советов, получивший характерные уступчатые формы.

60b2df3dc94e70cb3220423480f98c40.jpg

Однако, прошли годы, былые партнеры стали врагами и 13 января 1947 года вышло Постановление Совета Министров СССР №53 «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором даются ясные указания: «пропорции и силуэты этих зданий должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов... проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий…»

Как следствие, архитектурной основой высоток стали классические русские мотивы, проявляющие себя в башнях Московского Кремля, колокольни Ивана Великого, профиле Новодевичьего монастыря.

Кстати говоря, в 1961 году властями Нью-Йорка был отменен упомянутый закон об уступчатых формах зданий, и с тех пор небоскребы в этом городе стали похожими на чикагские, которые с самого начала были преимущественно простыми параллелепипедами.

Сталинские высотки глазами современного девелопера и проектировщика

Строительство семь высоток обошлось стране в колоссальную сумму. К примеру, на строительство МГУ было выделено больше средств (2 631 000 000 руб.), чем на восстановление всего Сталинграда в течение этих лет.

cb433a41670465ec03dc0e0d2af02efd.jpg

Высотки в четыре раза дороже, чем добротные и непростые невысотные «сталинки», выполненные по индивидуальным проектам.

Дом на Котельнической набережной Администратино-жилое здание на Красных воротах Дом на Кудринской площади Дом на наб. Тараса Шевченко, 1/2 Дом на Тверской, 9
Цена за руб./кв.м. жилой площади 9 053 11 410 12 964 2 779 3 568

Если перевести стоимость высоток в доллары, то стоимость их строительства составляет около 2700 $/кв.м. Интересен факт, что стоимость современных небоскребов в «Москва-Сити» очень близка к этому значению.

В отличие от небоскребов Нью-Йорка, которые опираются на прочный скальный грунт, московским «сестрам» повезло меньше, ведь в качестве основания используются слабые, зачастую водонасыщенные грунты, поэтому наши высотки имеют большую площадь опирания. Толщина фундаментных плит высоток составляет около 5 метров.

Одной из существенных проблем американских небоскребов первой половины XX века является заметное раскачивание здания, явно ощущаемое на последних этажах. Говорят, что в ветреную погоду вода выплескивалась из посуды. Наши архитекторы и конструкторы решили придать повышенную жесткость московским высоткам, поэтому все они имеют сложные формы в плане.

463400f790e7348df8af81037b031c96.jpg

Каркас МГУ выполнен стальным, а высотки на Красных воротах, Котельнической набережной, Кудринской площади а также здание МИД выполнены с железобетонным каркасом с жесткой несущей арматурой. К примеру, на Кудринской площади в качестве арматуры используются мощные двутавры или швеллеры. Поэтому расход стали, приведенный к кубу бетона для каркаса очень велик – примерно 640 кг/м3!

Одной из особенностей жилых высоток является низкий процент площади квартир на этаже, около 60%, к примеру, 18 724 кв.м. площадь квартир из 31 033 кв.м. площади этажей. Я думаю, что современные девелоперы никогда бы не согласились, что площадь конструктивных элементов на этаже (стены, пилоны, перегородки и т.п.), составила от 25 до 33% от площади этажа, как обстоит дело в высотке на Кудринской площади.

ed42d958927119bb9190330c8ee61a9b.jpg

Парковки в высотках есть, однако количество мест в них очень мало. В высотке на Красных воротах предусмотрено всего 29 машиномест.

Малоизвестные факты

Московские высотки были заложены в один день, 7 сентября 1947 года. У всех зданий была не простая судьба, менялись назначение зданий, концепция и этажность. К примеру, МГУ изначально предполагался быть гостиницей, некоторые из высоток по оригинальным проектам не имели шпилей.

До сих пор трудно поверить, что проектирование сложнейших зданий зачастую велось параллельно строительству, т.е. строили прямо с листа. Даже в нынешнее время мощных компьютерных программ, автоматизации и быстрых линий коммуникаций этот процесс идет сложно и с большим количеством ошибок, поэтому как это можно было организовать и реализовать 70 лет назад представить трудно.

b21bbf66313d44fc8165593610a63344.jpg

Фонтаны перед МГУ выполняют, в том числе, функции воздухозабора, в результате в помещения подается свежий, увлажненный воздух. До 1990 года здание было самым высоким в Европе.

Гостиница «Украина» располагается только в центральной части здания, боковые корпуса заняты жилыми квартирами.

Квартиры в жилых высотках были оснащены невероятными по тем временам удобствами: телефон, холодильник, посудомоечная машина, измельчитель пищевых отходов и др. На кухне размещался мусоропровод. В домах установлена центральная приточно-вытяжная механическая вентиляция, а также центральный промышленный пылесос, размещенный в подвале, поэтому для уборки в квартирах было достаточно подключить шланг к отверстию в стене каждой комнаты. Крыши здания оснащены снеготоялками, с подводом горячей воды, что встретишь не так часто даже в современных зданиях.

Под зданием на Кудринской площади находится подземная стоянка, а также бомбоубежище, способное вместить всех жильцов и обеспечивающее автономное проживание в течение трех месяцев. В вестибюлях оборудованы «швейцарские» комнаты для хранения велосипедов и колясок.

Пристроенный корпус к Котельникам

При строительстве дома на Котельнической набережной были снесены четыре переулка, а само здание было пристроено к уже законченному 9-этажному жилому дому, который гармонично влился в архитектурный комплекс.

В здание МИДа по оригинальному проекту Гельфрйха и Минкуса шпиля не предусматривалось. Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Выполнить его из капитальных материалов было невозможно – несущей способности каркаса не хватило бы. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрасить охрой. Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

82ca473cafbcf7ff4f754baca0a1a021.jpg

В 2017 г. в рамках реконструкции шпиль полностью демонтировали и пустили на сувениры, и установили новый, точную копию прежнего.

Строительство высотки на Красных воротах было самым сложным в техническом плане, оно осложнялось двумя негативными факторами ¾ мощный слой водонасыщенного грунта и размещение под зданием вестибюля метро. Строительство велось с точно рассчитанным контр-креном в семь градусов, чтобы после завершения строительства оно вернулось в вертикальное положение.

Александр ИвановООО «Траст инжиниринг»www.trusteng.ru

ardexpert.ru

Семь московских "пирамид" или оккультизм сталинских высоток

Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горахЖилой дом на Котельнической набережнойГостиница «Украина»Здание Министерства иностранных делЖилой дом на Кудринской площадиАдминистративно-жилое здание возле «Красных Ворот»Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец СоветовПроект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

История «сталинских» высоток и ее продолжение. ФОТО. Часть 1

В Москве, вечером 18 ноября, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».История этой высотки и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале.

Исследование этого архитектурного феномена займет ваше внимание дольше, чем обычно, т.к. материал рассчитан на серию публикаций.

Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

(фото увеличиваются)

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить — просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строительных технологий. Многие из них, кстати, так и остались на бумаге, поскольку содержали анализ позитивного опыта строительства за рубежом.

Большое значение — научно-просветительское, с одной стороны, и сдерживающее угрозу безвкусицы — с другой, — получила созданная в этот период (1933 г.) Всесоюзная Академия архитектуры.Собрав в своих стенах весь цвет архитектуры — старшее, среднее и молодое поколения, она достаточно скоро превратилась в подлинный, высокой культуры научный центр архитектуры. Сразу после организации Академия приступила к переизданию самых ценных и редких книг и работ по архитектуре. Открывалась возможность глубокого изучения классического и русского прошлого. В недрах Академии разрабатывались новые концепции современной советской архитектуры.Начались большие проектные и строительные работы по реконструкции ряда городов и в первую очередь — Москвы.Начался новый, продолжительностью в два десятилетия, весьма своеобразный классический период советской архитектуры.

Градостроительная идея реконструкции центра столицы этого периода была столь верна и глубока по замыслу, что даже осуществленная ее часть позволяет оценить масштабы задуманных преобразований. Но этот грандиозный для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью.

Центр ансамбля — Дворец Советов был разобран во время войны, поскольку металлоконструкции каркаса были затребованы для нужд обороны Москвы. Хоть проект Дворца и был неоднократно осуждаем после смерти Сталина, но проекта сходного по качеству не было представлено даже на хрущевском конкурсе 56-58 годов.

Вариант 1 Вариант 2

По проекту фундамент Дворца Советов был значительно больше и глубже, чем фундамент разрушенного храма. Поэтому фундамент храма тогда просто извлекли из раскопанного котлована и вывезли.На его месте возникла пустая бетонная коробка, которая, в течение почти что двадцати лет, находясь за забором в самом центре Москвы, зияла провалами, заполненными дождевой водой.

Видимо это и навело хрущевских градостроителей на спасительную мысль об устройстве бассейна — ведь почти все было уже сделано до них. Поэтому бассейн «Москва» был круглым, что вообще не характерно для плавательных сооружений. Его поместили внутри бетонного кольца, которое должно было играть роль опоры Большого зала.

В определенном смысле обновленный Храм —это законный правопреемник Дворца Советов

По преданию, монахи Алексеевского монастыря, который был основан на том самом месте еще в XIV веке и в XIX веке был разрушен именно для постройки Храма Христа Спасителя, уходя, пожелали этому месту «быть пусту». Монашеское проклятие не было шуткой — с той поры ни одно сооружение еще не смогло устоять здесь достаточно долго…

Не была построена и вторая по значимости высотка — административное здание в Зарядье:

На цветной открытке 1949 года показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено еще только крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Строительство высотной части в 49 году только начиналось, а строительство крыла по Подгорной набережной начали еще позже. Зарядье было окружено китайгородской стеной (остатки ее были сохранены и реставрированы на задворках разрушенной ныне гостиницы Россия). Обратите внимание, что вокруг стилобата были сохранены несколько церквей, имеющих историческое значение.

Высотные здания должны были стать основой для формирования ансамблей площадей Москвы.

То, что реализовали в 60-х годах, весьма отдаленно напоминает идеи в композиции Смоленской площади. Площадь осталась трапециевидной, как задумывалось по проекту, но вместо фланкирующих ее по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчиненных высотному центру, в нее включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград».

Смоленская площадь. Перспектива сБородинского моста.Первый вариант проекта. Та же перспектива на фото. 2003 г.

Аналогичным образом сложилась судьба архитектурного ансамбля на площади Восстания.

Перспектива со стороны Красной Пресни. 1951 г. Та же перспектива на фото. 2003 г.

Не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии. В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Технология каркасного строительства

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса.Кирпичная кладка каждого этажа опиралась на стальные ригели, передающие усилия на колонны. Помимо кирпича и гипсовых блоков при устройстве перегородок применялись и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес здания. Значительную часть здания занимали пустоты и технические ходы, что очень сильно облегчало вес конструкции, по сравнению с традиционно возводимыми строениями. Именно это и позволило, в конечном счете, возвести такие огромные сооружения на подвижных грунтах берегов Москва-реки.

Первоначально в высотных зданиях проектировались монолитные железобетонные перекрытия, которые будучи жестко связанны со стальным каркасом здания, учитывались в расчете каркаса, обеспечивая его пространственную жесткость и более равномерную работу элементов на горизонтальные усилия от ветровых нагрузок. Однако в ходе строительства и тут пришлось вносить некоторые изменения. Так в центральной части Главного Здания МГУ треть перекрытий была выполнена сборной из плоских безреберных плит.

Решения планировок

На планах этажей Московских зданий, которые были опубликованы в те годы трудно не заметить тавровую структуру осей. Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогала решить еще одну задачу — издалека наблюдателю казалось, что дом имеет большие размеры, чем это было на самом деле. «Оптический обман» достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе (как это принято из экономических соображений в современном строительстве), а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядело более широким и монументальным. По понятным причинам этот эффект ослабевает, если смотреть на здания спереди. Не случайно перспективы являются одними из самых выгодных их видов.

Такой же фокус был применен и для «увеличения» его высоты. Здания росли вверх ступенями, наподобие культовых пирамид ацтеков. За рубежом этот стиль нередко еще называют «стилем свадебного пирога». Дом, как торт, растет вверх, расширяясь ступенями книзу. В Москве это становится особенно заметным, если смотреть на здание издалека, когда его высота уже не столь «необъятна», как вблизи.

Керамические фасады, папье-маше и литой камень

Московские высотные дома строились в тот период, когда впервые начали применять для облицовки крупных общественных и жилых зданий керамические плиты на базе белых глин.

Интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе па заводе строительства.

Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями — 25,2 тыс. кв. м.

Помимо новаторства в применении керамической облицовки фасадов при строительстве московских высотных зданий были опробованы на практике многие другие интересные технологии.

Так, отлично зарекомендовали себя на строительстве МГУ и других домов детали скульптур, изготовленные из белого литого камня. Внешне они ничем не отличались от высококачественного известняка.Изготовлялись эти детали в мастерских строительства и служили как для сооружения монументальных скульптур, так и для облицовки главного корпуса в качестве переходных элементов от гранитного цоколя к керамической облицовке.

Эскиз скульптуры на ризалитевысотной части МГУ, 1951г. Та же скульптура,фото спустя 50 лет

Подготовленная черновая гипсовая форма, оклеенная плитками из литого камня, являлась наружной опалубкой для железобетонного остова скульптуры. Собиралась эта опалубка по поясам, которые при установке скреплялись вязальной проволокой. Швы между поясами заклеивались плитками из литого камня и с наружной стороны загипсовывались.

По мере установки на место поясов черновой формы монтировался внутренний металлический каркас из круглого арматурного железа.Одновременно устанавливалась опалубка внутренней стороны оболочки из строительной фанеры по обычным дощатым кружалам.

Вторая технология, о которой непременно следовало бы рассказать — это технология производства внутренних художественных деталей из бумажной массы с последующей бронзировкой. Прежде подобная практика не применялась в советском строительстве. Не применяется она и сегодня….

Следует отметить, что изготовление внутренних архитектурных деталей из бумажной массы (так называемого папье-маше), заменяющих дорогостоящие тяжелое литье и бронзовые детали, широко применялось в России еще во времена Екатерины II. Русские строители достигли в этом деле большого совершенства. И сейчас во дворцах, построенных двести с лишним лет тому назад, многие архитектурные детали и люстры, сделанные из бронзированного папье-маше, находятся в полной сохранности.

Посетители этик дворцов-музеев даже и не представляют, что все эти детали выполнены из бумажной массы, а не из металла…На строительстве МГУ бумажная масса широко применялась для изготовления вентиляционных и потолочных декоративных решеток, а также деталей люстр.

Падужная вентиляционная решеткав актовом зале ГЗ МГУ Люстра и часть потолкав актовом зале ГЗ МГУ

Решения фундаментов

Строительство в «стиле свадебного пирога» имело и еще одну, более практическую цель — сделать нижнюю часть здания, и следовательно его фундамент, более широким, что позволило бы распределить вес здания по наиболее широкой площади. Высотные здания требовали надежной опоры в виде широких бетонных фундаментов. Московские грунты вообще плохо предназначены для высотного строительства.

Действительно, при устройстве фундаментов высотных зданий инженерам приходилось иметь дело с водонасыщеными грунтами.Для разных зданий проблема отвода грунтовых вод решалась по-разному.Так, при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, искусственное свайное основание впервые в строительной практике было осуществлено способом вибронабивки.С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета) и труба сверху заполнялась пластичным бетоном.Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами а обратным встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю.Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность.

Иначе были организованы работы по устройству основания под высотное здание на Дорогомиловской набережной.Рядом была река, фундамент предстояло заложить на глубину 10 метров ниже уровня грунтовых вод и обычной откачкой воды грунт все равно не удалось бы обезводить настолько, что бы котлован оставался сухим.

И на строительной площадке был применен новый способ так называемого иглофильтрового водопонижения. Иглофильтр — это металлическая труба диаметром 2 дюйма и длинной полтора метра. Стенки трубы имеют множество круглых отверстий. Труба обматывается двумя защитными сетками — 3 мм и 0,3 мм.Внизу на инглофильтровую трубу навернут металлический наконечник — стакан с острозубчатым краем (фрезом), а внутри стакана помещен небольшой резиновый шарик.В грунт иглофильтр погружается гидравлическим способом: он подключается к водопроводу и вода, поступающая под давлением в трубу, отжимает шарик книзу и промывает скважину для погружения иглофильтра. Снабженный зубчатым фрезом иглофильтр легко погружается все глубже до тех пор пока на поверхности не останется оголовник трубы.

В итоге строительная площадка получается как бы огороженной подземным трубчатым частоколом, расстояние между «кольями» которого не превышает одного метра.К оголовнику каждого иглофильтра присоединялось трубчатое колено, которое подключалось к водосборному коллектору — трубе диаметром 7-8 дюймов, соединенной с вакуум-насосом. При включении насоса резиновые шарики в стаканах иглофильтров подбрасываются вверх и как пробки затыкают нижний срез трубы.А вода, просачиваясь сначала через защитные фильтрующие сетки а потом через отверстия в стенках иглофильтров, перегоняется в водосборный коллектор и удаляется из осушаемого контура. После того, как была готова гидроизоляция всех подземных сооружений высотного здания, иглофильтры просто отключили.

Котлован огражден подземным частоколомиглофильтров, присоединенныхк общему водосборному коллектору. Охлаждающий контурдля заморозкиплывунных грунтов.

Однако самый уникальный способ устройства основания высотного здания был применен на Лермонтовской площади.По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера.

Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена.При этом пол промежуточного поворотного вестибюля располагался на 16 метров ниже подошвы фундамента здания, его окружала толща водонасыщенных плывунных грунтов.Было принято решение заключить вестибюль в жесткий шестигранный «стакан», который одновременно будет играть роль фундамента правого крыла административной части здания. «Стакан» и лежащую на нем крышку с двумя консольными выступами под эскалаторные ходы необходимо было возводить не задерживая хода работ на высотной части здания.

Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами.Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.

Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку.

Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение — вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном.

Подробности этого уникального опыта в истории строительной практики можно найти в каталоге выставки, опубликованном в Москве в 2004 году к 100-летнему юбилею Алексея Николаевича Душкина, архитектора, построившего это здание.Они приводятся в статье И.Б.Каспэ «Выдающаяся победа в истории строительной техники». Автор стати пишет: «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчевской улицы мы должны вспоминать о том, что здесь в середине 20-го столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники».По материалам: visotki.nm.ru, retro.samnet.ru

www.archdesignfoto.com


Смотрите также


loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
 

ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта