Cтраница 1
Фундаменты дымовых труб изготовляют из железобетона. При высоких температурах порядка 300 - 380 С портландцемент бетона постепенно теряет кристаллическую воду, вследствие чего снижается его прочность, что иногда приводит к нарушению монолитности фундамента и появлению трещин, а также осадка фундамента. Во время ревизии фундамента выясняют, являются ли трещины сквозными или поверхностными. [1]
Фундаменты дымовых труб, выполняемые обычно из бетонного массива или железобетона, рассчитываются на воздействие собственного веса ствола и фундамента с учетом веса грунта, расположенного на консолях плиты фундамента, на ветровое давление и сейсмические нагрузки, передаваемые на фундамент через ствол трубы. Большей частью фундаменты в плане имеют круглую форму. Размеры фундамента и глубина его заложения зависят от нормативных и расчетных характеристик грунта основания, глубины промерзания, глубины заложения подводящих боровов и фундаментов прилегающих зданий и сооружений. Расчет основания производится по деформациям или по несущей способности. Фундаменты с подземными вводами боровов применяются для мартеновских и доменных печей, нагревательных колодцев и других печей и отопительных котельных. При наличии грунтовых вод, большого насыщения подземными коммуникациями в районе строительства дымовой трубы или по технологическим условиям вводы боровов в стакане фундамента не делаются. [2]
Фундаменты дымовых труб, выполняемые обычно из бетонного массива или железобетона, рассчитывают на воздействие собственного веса ствола и фундамента с учетом веса грунта, расположенного на консолях плиты фундамента, на ветровое давление и сейсмические нагрузки, передаваемые на фундамент через ствол трубы. Большей частью фундаменты в плане имеют круглую форму. Размеры фундамента и глубина его заложения зависят от нормативных и расчетных характеристик грунта основания, глубины промерзания, глубины заложения подводящих боровов и фундаментов прилегающих зданий и сооружений. Основание рассчитывают по деформациям или по несущей способности. Расчетные предельные деформации оснований дымовых труб определяют по формулам согласно СНиП П-15-74. Фундаменты с подземными вводами боровов применяют для мартеновских и доменных печей, нагревательных колодцев и других печей и отопительных котельных. При наличии грунтовых вод, большом скоплении подземных коммуникаций в районе строительства дымовой трубы или по технологическим условиям вводы боровов в стакане фундамента могут не устраиваться. [3]
Фундаменты дымовых труб, выполняемые обычно из бетонного массива или железобетона, рассчитываются на воздействие собственного веса ствола и фундамента с учетом веса грунта, расположенного на консолях плиты фундамента, на ветровое давление и сейсмические нагрузки, передаваемые на фундамент через ствол трубы. Большей частью фундаменты в плане имеют круглую форму. Размеры фундамента и глубина его заложения зависят от нормативных и расчетных характеристик грунта основания, глубины промерзания, глубины заложения подводящих боровов и фундаментов прилегающих зданий и сооружений. Расчет основания производится по деформациям или по несущей способности. Фундаменты с подземными вводами боровов применяются для мартеновских и доменных печей, нагревательных колодцев и других печей и отопительных котельных. При наличии грунтовых вод, большого насыщения подземными коммуникациями в районе строительства дымовой трубы или по технологическим условиям вводы боровов в стакане фундамента не делаются. [4]
Фундаменты дымовых труб изготовляют из железобетона. При высоких температурах ( 300 - 380 С) портландцемент бетона постепенно теряет кристаллическую воду, вследствие чего снижается его прочность. Это иногда приводит к нарушению монолитности и осадке фундамента, а также к появлению трещин. Во время ревизии фундамента выясняют, являются трещины сквозными или поверхностными. Сквозные трещины можно определить с помощью зажженной свечи: если пламя ее втягивается в трещину, значит она сквозная. [5]
Фундамент дымовой трубы представляет собой массив квадратного сечения, уширяющийся книзу в виде пирамиды или усту-тми. Глубина этого массива обусловливается положением борова и свойствами грунта. Точные размеры его определяются путем статического расчета. [6]
Подошва фундамента дымовой трубы должна быть круглой или многоугольной формы. Допускаются подошвы квадратной или прямоугольной формы в зависимости от габаритов соседних фундаментов или других подземных сооружений. [7]
Расчет фундамента дымовой трубы проводят аналогично расчету фундаментов под вертикальные аппараты без учета действия оттяжек, так как, кроме причин, изложенных выше ( возможность возникновения в стальных трубах при резонансе колебаний с большими амплитудами), оттяжки не следует учитывать при статическом расчете трубы по следующим соображениям: в случае обрыва одной из оттяжек, фундамент трубы должен полностью воспринять давления от ветрового момента и собственного веса трубы. [8]
На осадку фундамента дымовой трубы влияют: состояние отмостки по периметру трубы и кольцевого лотка для отвода атмосферных осадков, герметичность водопроводных и канализационных систем, расположенных на расстоянии менее 100 м от фундамента трубы, колебания почвы от работы машин, механизмов и движения поездов. [9]
На рис. 17.4 представлен пример укрепления лессовых грунтов обжигом под фундаментом дымовой трубы. [11]
Монолитный бетон на строительстве тепловых электростанций укладывают при устройстве дорог, фундаментов дымовых труб, водосливов прудов-охладителей, водосбросов и других конструкций гидроузлов, градирен, при подготовке для укладки сборных фундаментов, плит конденсационного подвала главного корпуса. Применение монолитных конструкций допустимо только при соответствующих инженерно-экономических обоснованиях. [13]
При отсутствии самоходного крана со стрелой необходимой длины для подъема и установки на фундамент дымовой трубы применяют металлические трубчатые монтажные мачты, высоту которых подбирают с учетом высоты поднимаемой дымовой трубы. [14]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Фундаменты. Все свободностоящие дымовые трубы, возводимые на поверхности земли, должны иметь собственные фундаменты, на которые передаются все нагрузки, действующие на сооружение: собственный вес, давление ветра и его пульсационная составляющая, сейсмические воздействия, колебания, снеговые и гололедные нагрузки, солнечная радиация и т.д. Все эти нагрузки передаются на грунт, расположенный под подошвой фундамента. Геологические пласты, непосредственно воспринимающие эти нагрузки, называются основанием фундамента сооружения.
Выбор конструкции фундамента производят по результатам инженерно-геологических и гидрогеологических исследований площадки строительства дымовой трубы с учетом конструкции наземной части дымовой трубы и передаваемых от нее нагрузок на фундамент.
Фундаменты могут быть на естественном или свайном основании. Свайное основание, как правило, применяется состоящим из забивных или вдавливаемых сборных железобетонных свай или из буронабивных свай.
Грунтовые основания могут быть естественными, когда без проведения дополнительных мероприятий они полностью удовлетворяют необходимым требованиям, и искусственными, когда требуются особые меры для увеличения их несущей способности. Главные меры усиления оснований — замещение насыпных или слабых грунтов более прочными грунтами, уплотнение грунтов, закрепление грунтов цементацией, силикатизацией или иными способами.
Фундаменты дымовых труб возводятся, как правило, из монолитного железобетона. Форма фундаментов в плане для кирпичных и железобетонных дымовых труб — круглая или многоугольная. Глубина заложения подошвы фундамента определяется по расчетным данным с учетом расположения слоев грунтового основания и глубины нахождения грунтовых вод, зависит от конструктивных особенностей надземной части дымовой трубы и отметок подводящих газоходов. При этом подошва фундамента дымовой трубы должна располагаться ниже уровня сезонного промерзания грунтов в зоне строительства.
Наибольшее распространение получили конструкции железобетонных фундаментов под дымовые трубы, состоящие из стакана в виде полого усеченного конуса и круглой в плане плиты (рис.1.2) которую армируют, как правило, сварными сетками и каркасами.
Рис.1. 2. Фундамент дымовой трубы:1 — бетонная подготовка; 2 — нижние арматурные сетки плиты; 3 — плоские арматурные каркасы; 4 — верхняя кольцевая арматура плиты; 5 - отмостка.
При подземном вводе газоходов, что бывает как правило в случаях строительства кирпичных, сборных железобетонных и металлических труб, в стакане фундамента устраивают от одного до трех проемов для их ввода. Ослабление стакана фундамента от устройства в нем проемов компенсируют устройством пилястр, усилений и дополнительного армирования у граней проемов. В этом случае глубина заложения фундамента, кроме несущей способности основания, зависит от габаритов и конструкции боровов и уровня грунтовых вод.
При наземных и надземных вводах газоходов учитывают лишь несущую способность грунта, его напластование и глубину его промерзания, а также конструктивные особенности надземной части дымовой трубы.
Армирование монолитных железобетонных фундаментов осуществляется арматурой периодического профиля в виде отдельных стержней или сеток, устанавливаемой у наружной поверхности бетона. Толщина защитного слоя бетона в фундаментах должна быть не менее 50 мм от его арматуры. В теле бетона устанавливаются арматурные каркасы, которые одновременно выполняют функции поддерживающих конструкций для остальной арматуры фундамента при его строительстве.
Для наблюдения за осадками и креном фундамента устанавливаются специальные марки и реперы. Центр трубы фиксируют цилиндрическим стальным репером, устанавливаемым в фундаментной плите, на поверхности которого керном наносят углубление, являющееся центром. В фундаментах невысоких (30—45 м) труб центр обычно фиксируют арматурным вертикальным стержнем.
Для железобетонных труб большой высоты (200 м и более) фундамент следует выполнять кольцевой формы.
Для башен-труб фундаменты несущей башни выполняют в виде сплошной плиты или отдельными под каждый опорный узел.
www.truba-energo.ru
Промышленные дымовые трубы различают по назначению (дымовые, газодымовые, выхлопные и др.), высоте (80 – 400 м и более), выходному отверстию, толщине стен, количеству светофорных площадок, футеровке и противокоррозионной защите, а также по форме ствола (конические и цилиндрические).
Монолитные железобетонные конические трубы возводят высотой 80, 100, 120, 180, 250, 320, 370, 400 м и более, цилиндрические – 60 – 80 м.
Промышленные дымовые трубы (рис. 45) состоят из следующих конструктивных элементов: фундамента, цоколя, ствола, головки, зольного перекрытия, вводов боровов, футеровки, теплоизоляции, светофорных площадок и консолей внутри трубы.
Фундамент трубы состоит из железобетонной круглой в плане плиты и стакана. Плиту фундамента армируют кольцевой и радиальной, стакан – горизонтальной и вертикальной арматурой. При устройстве подземных боровов (для дымовых газов) в стакане устраивают проемы, которые усиливают дополнительной арматурой по контуру проема. Для железобетонной плиты фундамента применяют бетон класса В-15 на портландцементе, а для стакана – класса В-20, В-25.
Рис. 45. Промышленная дымовая коническая труба:
1 – фундамент; 2 – ввод борова; 3 – ствол; 4 – футеровка; 5 – теплоизоляция; 6 – све-тофорная площадка; 7 – молниеотвод; 8 – ходовая лестница; 9 – заземление молниеотвода
Для сопряжения ствола трубы с фундаментом из стакана выпускают вертикальные стержни арматуры по всей окружности. Цокольная часть трубы – это нижнее утолщение ствола с проемами для наземных боровов. В этих проемах также устанавливают дополнительные арматурные стержни.
Ствол трубы конического типа имеет по высоте переменную толщину, которая в верхней части должна быть при диаметре трубы до 4,2 м – 160 мм, при диаметре 4,8 – 7,2 м – 180 мм и при диаметре 8,0 – 9,6 м – 200 мм.
По высоте ствол трубы разбивают на пояса высотой 10 – 15 м, которые заканчиваются консолью. В местах перехода одного пояса к другому толщина стенок изменяется. Ствол армируют вертикальной и кольцевой горизонтальной арматурой гладкого или периодического профиля. Арматуру располагают у наружной поверхности с защитным слоем 20 – 40 мм. Шаг вертикальной и горизонтальной арматуры принимают в пределах 100 – 200 мм.
Стыки вертикальной и горизонтальной арматуры располагают вразбежку так, чтобы их число в каждом сечении было не более 25 % от общего числа стыков. Эти стыки выполняют внахлестку без сварки.
Для стволов труб применяют бетон класса не ниже В-15 на портландцементе марки не ниже 350. При температуре на внутренней поверхности свыше 200 °С для ствола применяют жаростойкий бетон. Для дымовых труб, в которых возможно образование конденсата, применяют бетон марки 200 по морозостойкости и В-8 по водонепроницаемости.
При температуре отходящих газов выше 100 °С выполняют футеровку из кислотоупорного кирпича с воздушным зазором 30 – 50 мм при низких и 100 – 150 мм при высоких температурах с заполнением зазора изоляционным материалом.
В трубах большой высоты (250 м и более) устраивают зазор для принудительной вентиляции с противодавлением между бетоном и кислотоупорной футеровкой. Ширина этого зазора составляет вверху и внизу соответственно 200 и 250 мм.
Головку трубы для защиты от вредного воздействия отходящих газов выполняют с утолщением стен до 300 – 500 мм и дополнительно армируют. Сверху ее защищают чугунным колпаком, а наружную поверхность покрывают кислотостойкими лаками.
На трубах большой высоты устраивают светофорные площадки и лестницы.
Фундаменты
Рис. 46. Фундамент трубы:
1 – плита фундамента; 2 – стакан фундамента; 3 – бетонная подготовка; 4 – арма-турные сетки; 5 – выпуски вертикальной арматуры; 6 – отмостка вокруг трубы
Ствол трубы
Ствол конической трубы имеет уклон образующей наружной поверхности. По высоте уклон трубы может быть постоянным или переменным. Например, в трубах высотой 60 м уклон обычно принимают равным 2 % по всей высоте, а в трубах высотой более 80 м уклон переменный – от 8 до 1,5 %. Это означает, что радиус ствола трубы на 1 м ее высоты уменьшается на 80 – 15 мм.
По высоте стены ствола имеют переменную толщину.
Ствол трубы по высоте разбивают на пояса высотой 10 – 15 м (рис. 47), что обусловлено в основном допускаемой высотой футеровки.
Рис. 47. Сопряжение футеровочных звеньев по высоте:
а – при отсутствии конденсата; б – при образовании конденсата; 1 – ствол трубы; 2 – футеровка; 3 – воздушный зазор; 4 – минераловатные плиты; 5 – противо-осадочный пояс; 6 – слезники марки СМ или СБ из кислотостойкой керамики; 7 – отлив из цементного раствора
Футеровка и противокоррозионная защита бетона труб
Известно, что прочность обычного бетона значительно снижается (на 25 – 30 %), если на него длительное время воздействует температура 100 – 250 °С. При воздействии же более высокой температуры бетон разрушается.
Поскольку дымовые трубы работают при высокой температуре отходящих газов (100 – 500 °С), бетон ствола труб защищают теплостойкими материалами.
При отсутствии в отходящих газах агрессивных примесей химических веществ футеровку выполняют из обыкновенного строительного красного кирпича марки 100 – 150. Между бетоном стены и кирпичом футеровки оставляют воздушный зазор. Этот зазор иногда заполняют малотепловодным материалом: диатомовым кирпичом, шамотным легковесом, полужесткими минераловатными плитами и др.
Толщина футеровки в нижней части трубы и стакане фундамента – обычно в один, полтора и два кирпича. В средней и верхней частях ствола трубы толщину футеровки принимают в один кирпич и в полкирпича. При такой толщине футеровки возводить ее на большую высоту непрерывной кладкой нельзя. Поэтому футеровку возводят звеньями высотой 10 – 15 м. Звенья футеровки располагают одно над другим и опирают на железобетонные консоли ствола трубы (см. рис. 47).
Многие отходящие газы (промышленные и вентиляционные) имеют примеси агрессивных химических веществ. При низких температурах эти примеси с парами воды образуют конденсат, который может представлять собой кислоту.
Для защиты железобетона от проникновения конденсата в конструкциях труб предусматриваются следующие мероприятия: футеровку выполняют из кислотоупорного кирпича на андезитовой, диабазовой замазке или на кислотоупорном растворе с тщательным заполнением швов кладки.
Молниезащита
Дымовые трубы как наиболее высокие сооружения строящегося комплекса должны быть защищены от воздействия грозовых электрических разрядов (молниезащита).
Молниезащита состоит из молниеприемников (см. рис. 45), соединительного контура, токоотводящего кабеля и электродов с контуром заземления. Молниеприемник устанавливают так, чтобы над головкой трубы он возвышался на 1,8 м. В зависимости от диаметра труб на них устанавливают от двух до десяти молниеприемников.
Читайте также:
lektsia.com
Фундамент должен быть у каждой дымовой трубы. Выложить фундамент можно из полнотелого кирпича или камня, однако чаще всего его изготавливают из железобетона. Как правило, фундамент, имеет форму прямоугольного параллелепипеда, высота которого равна не менее 30 см.
Показатели его длины и ширины подбираются с таким расчетом, чтобы он выступал с каждой стороны за пределы ствола, не менее чем на 15 см.
По поводу его параметров, решение всегда принимается проектировщиком, с учетом веса дымовой трубы и несущей способности основания. В его компетенции находится право определения класса бетона и количества необходимой арматуры. На практике, бывает достаточно бетона марки B1,5 и сетки из стержней диаметром 12 мм, которые располагаются через каждые 20 см.
Очень важно во время выполнения работ по изготовлению фундамента для кирпичной дымовой трубы соблюдать необходимые параметры защитного слоя для основной арматуры. В том случае, если кирпичная дымовая труба располагается внутри дома, подошва ее фундамента может быть ниже на 50 см уровня пола. Когда дымовая труба представляет собой часть наружной стены, подошва ее фундамента должна располагаться на глубине заложения фундамента дома, следовательно, ниже границы возможного промерзания грунта.
Фундамент печи — конструктивный элемент, через который нагрузка передается на грунт. Фундаменты бывают подземные и надземные. Подземные служат опорой для печей, расположенных на первых этажах зданий, надземные — для печей, расположенных на вторых этажах, а также для верхних ярусов двухъярусных отопительных печей.Нагрузки от печей, расположенных на первых этажах, передаются на грунт непосредственно подошвой фундамента, а от печей вышележащих этажей — через несущие конструкции здания, как правило, капитальные стены или массивы первых ярусов отопительных устройств. При возведении подземных фундаментов следует правильно оценить свойства основания, установить требуемую глубину заложения, чтобы осадка печей не превышала допустимых значений. При сооружении фундаментов на слабых грунтах возведенные печи могут разрушиться.Основаниями под печи нижних этажей являются прочные деревянные или железобетонные полы помещения при условии, что масса печи не превышает 750 кг. Печи массой свыше 750 кг сооружают на фундаментах.Плотные грунты (глинистые, песчаные и др.), не содержащие значительного количества влаги, служат надежным основанием для фундамента. Насыпные грунты отличаются большой рыхлостью и разнообразием состава, их необходимо выбрать до уровня постоянного плотного грунта или тщательно уплотнить. Для кладки фундаментов во влажных грунтах используют прочные естественные или искусственные материалы (бутовый камень, кирпич-железняк, бетон и др.), которые не поддаются разрушающему влиянию влаги.Фундаменты под дымовые трубы проектируются в виде усеченного конуса или цилиндра (стакана), опирающегося на круглую или многоугольную плиту; при грунтах в основании с несущей способностью более 3 кг/см2 плита делается кольцевой. При глубине заложения до 2,5 м применяются фундаменты в виде сплошного бетонного массива. При наличии грунтовых вод, агрессивных к бетону, применяются сульфатостойкие цементы и гидроизоляция.Внутренняя поверхность ствола дымовой трубы защищается антикоррозионным покрытием, теплоизоляцией и футеровкой. Наиболее популярны конструкции дымовой трубы из кольцевых кирпичных блоков и из крупных железобетонных блоков с обычным или напряженным армированием.
www.stroy-posobie.ru
Нормы настоящего раздела следует соблюдать при проектировании дымовых труб с несущими стволами из кирпича, железобетона и стали, обеспечивающих эффективное рассеивание дымовых газов различной температуры, влажности и агрессивности до допустимых действующими санитарными нормами пределов концентрации на уровне земли.
Выбор материала и конструкции дымовой трубы следует осуществлять на основании технико-экономического обоснования с учетом режима эксплуатации, специального оборудования для возведения, а также архитектурно-композиционных соображений.
Диаметры выходных отверстий и высоту дымовых труб следует определять на основании аэродинамических, теплотехнических и санитарно-гигиенических расчетов.
Диаметры надлежит принимать по следующему унифицированному ряду: 1,2; 1,5; 1,8; 2,1; 2,4; 2,7; 3,0; 3,3; 3,6 м и далее через 0,6 м.
Минимальные диаметры труб следует назначать с учетом оборудования, применяемого при возведении труб, но не менее 1,2 м - для кирпичных труб (в свету по футеровке) и 3,6 м - для монолитных железобетонных.
Высоту дымовых труб следует назначать по следующему унифицированному ряду: 30, 45, 60, 75, 90, 105, 120 м и далее через 30 м и принимать для кирпичных, армокирпичных и стальных свободно стоящих (бескаркасных) труб не более 120 м.
Расстояние между соседними дымовыми трубами должно быть не менее пяти средних наружных диаметров трубы.
В местах соединения газоходов с трубой надлежит предусматривать осадочные швы или компенсаторы.
В случае ввода в трубу в одном горизонтальном сечении двух газоходов их следует располагать с противоположных сторон на одной оси, при вводе трех газоходов - под углом 120° один к другому, при этом суммарная площадь ослабления в одном горизонтальном сечении не должна превышать 40 % общей площади сечения железобетонного ствола трубы или стакана фундамента, 30 % ствола кирпичной трубы и 20 % несущего ствола стальной трубы.
При вводах в дымовую трубу нескольких газоходов и одновременной их работе необходимо предусматривать в нижней части трубы или в стакане фундамента разделительные стенки или направляющие патрубки, исключающие взаимное влияние потоков газа, а также уменьшающие аэродинамическое сопротивление.
Для защиты несущего ствола дымовой трубы от температурного и агрессивного воздействия отводимых газов в необходимых случаях допускаются футеровка и тепловая изоляция ствола. В зависимости от температуры и агрессивности отводимых газов футеровку следует выполнять из шамотного, кислотоупорного или глиняного обыкновенного кирпича, специального бетона, керамики, стали, а также пластмасс.
Футеровка из кирпича предусматривается звеньями, опирающимися на консольные выступы в стволе. Высота звеньев должна быть не более 25 м при толщине в один кирпич и не более 12,5 м при толщине в 1/2 кирпича. В зоне проемов для газоходов толщину футеровки следует увеличивать до 11/2 - 2 кирпичей. При применении специальной фасонной шпунтовой керамики толщина футеровки может быть уменьшена. Примыкание нижнего звена к вышележащему необходимо проектировать с учетом температурного расширения материала футеровки как по высоте, так и по диаметру.
В нижней части дымовой трубы, фундаменте или подводящих газоходах следует предусматривать лазы для осмотра трубы, а в необходимых случаях - устройства, обеспечивающие отвод конденсата.
С наружной стороны трубы должны предусматриваться площадки и лестницы, а для кирпичных труб - скобы. Лестницы или скобы следует устанавливать на расстоянии 2,5 м от поверхности земли. Площадки, лестницы и скобы должны иметь ограждения.
В целях предупреждения проникания дымовых газов в несущие конструкции кирпичных и железобетонных труб с газопроницаемой футеровкой не допускается избыточное статическое давление внутри дымового канала. При наличии избыточного статического давления следует применять трубу специальной конструкции (с внутренним газопроницаемым газоотводящим стволом или противодавлением в вентилируемом зазоре между стволом и футеровкой).
В дымовых трубах с противодавлением (в зависимости от режима работы) следует применять естественную или принудительную вентиляцию воздушного зазора. Величина противодавления должна приниматься в каждом сечении трубы не менее 50 Па (5 кгс/м2).
При подключении нескольких агрегатов к трубе и колебаниях нагрузки, вызывающих образование конденсата, допускается при наличии технико-экономического обоснования проектировать многоствольные трубы с несколькими газоотводящими стволами, расположенными внутри несущего ствола трубы.
В пространстве между несущими и газоотводящими стволами следует предусматривать кольцевые площадки, ходовые лестницы, электрическое освещение, а также лифт при наличии специального обоснования.
Минимальный диаметр верхней части наружного несущего ствола в случае расположения внутри него нескольких газоотводящих стволов следует определять из условий размещения требуемого числа газоотводящих стволов и лифта, а также необходимых проходов для монтажа, контроля в процессе эксплуатации и производства работ.
Газоотводящие стволы следует выполнять из металла, а также из неметаллических несгораемых термостойких материалов.
С наружной стороны газоотводящих стволов следует устанавливать тепловую изоляцию, толщина которой определяется расчетом исходя из обеспечения при нормальном режиме эксплуатации задан. кого перепада температуры газа и внутренней поверхности ствола, а также температуры наружной поверхности тепловой изоляции не свыше 60 °С.
Фундаменты дымовых труб должны проектироваться железобетонными с подошвой круглого, многоугольного или кольцевого очертания в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83иСНиП 2.02.03-85. Для дымовых труб высотой более 200 м фундамент следует выполнять кольцевого очертания.
Предельные значения осадок и кренов для фундаментов труб должны приниматься по СНиП 2.02.01-83*.
При высоком уровне подземных вод и подземном расположении газоходов следует предусматривать дренаж.
При расчете железобетонных дымовых труб по предельным состояниям первой группы необходимо учитывать одновременное действие нагрузки от собственного веса, расчетной ветровой нагрузки, а также влияние температуры отводимых газов, при расчете по предельным состояниям второй группы - одновременное действие нагрузки от собственного веса, нагрузки от ветра, а также влияние температуры отводимых газов и солнечной радиации.
Нагрузки и воздействия на дымовые трубы, коэффициенты надежности по нагрузке, а также возможные сочетания нагрузок должны приниматься согласно требованиям СНиП 2.01.07-85.
Коэффициент надежности по нагрузке при расчете на ветровые нагрузки для труб высотой до 150 м принимается равным 1,3; для труб высотой от 150 до 300 м - 1,4; для труб свыше 300 м - 1,5.
Перепады температуры в стенке трубы от воздействия отводимых газов надлежит определять на основании теплотехнических расчетов для установившегося потока тепла при наибольшем значении температуры отводимых газов и расчетной температуре наружного воздуха (средней температуре наиболее холодной пятидневки) и наибольшем значении коэффициента теплоотдачи наружной поверхности.
Дымовые цилиндрические трубы и трубы небольшой коничности (не более 0,012) следует рассчитывать на скоростной напор ветра и резонанс в соответствии с требованиями СНиП 2.01.07-85. Конические трубы с коничностью более 0,012 на резонанс допускается не проверять.
В качестве расчетной схемы дымовой трубы следует принимать защемленный в основании консольный стержень постоянного или переменного по высоте кольцевого сечения.
Примечание. Для стальных труб с оттяжками расчетная схема принимается в виде консольного стержня, защемленного в основании с упругими опорами в местах оттяжек.
Определение изгибающих моментов в горизонтальных сечениях ствола трубы необходимо производить по деформированной схеме с учетом дополнительных изгибающих моментов от собственного веса вследствие прогиба трубы от ветра, температуры, солнечной радиации и крена фундамента.
Для учета кольцевых напряжений в поперечном сечении, а также дополнительных моментов от прогиба трубы при воздействии солнечной радиации необходимо учитывать распределение разности температур по наружной поверхности от 25 °С на солнечной стороне до 0 °С на границе с теневой стороной.
Горизонтальное перемещение верха трубы от нормативной ветровой нагрузки не должна превышать 1/75 ее высоты. При наличии лифта предельное горизонтальное перемещение верха трубы следует принимать в соответствии с техническими условиями на данный лифт.
Расчетную длину при определении форм свободных колебаний и проверке несущей способности горизонтальных сечений для свободно стоящих труб следует принимать равной высоте трубы, умноженной на коэффициент 1,12.
Минимальное напряжение на грунт под фундаментом трубы должно быть более нуля.
При наличии температурного перепада по высоте плиты фундамента необходимо при расчете фундаменте учитывать температурные усилия, определяемые согласно СНиП 2.03.04-84.
studfiles.net
Дымовые трубы относятся к объектам с большой парусностью. В процессе работы они подвергаются большим нагрузкам. Это и пульсация, и колебания, и ветровые нагрузки. Таким образом, проект фундамента для дымовой трубы требует тщательного и индивидуального подхода – ни одна компания, специализирующаяся в этой области, не предложит вам универсального шаблонного варианта.
Тип фундамента определяется в зависимости от высоты трубы, грунта, на котором она будет располагаться, а также индивидуальных конструктивных особенностей конкретного объекта. Все дымовые трубы, свободностоящие на поверхности земли, должны располагаться на собственном фундаменте. При этом, фундамент испытывает те же нагрузки, что и сама труба – давление ветра, сейсмическая активность, воздействие солнечной радиации, снега и прочих атмосферных явлений, а также собственный вес и т.д. Для определения типа фундамента для конкретной дымовой трубы необходимо произвести инженерно-геологические, а также гидрогеологические исследования на месте ее будущего расположения. Немаловажное значение имеет и конструкция наземной части дымовой трубы.
Наиболее универсальным типом фундамента для дымовой трубы можно назвать свайный фундамент.
По сути, свая – это труба с острым наконечником и лопастями, благодаря которым и происходит вкручивание в грунт. В зависимости от типа объекта и его конструкции подбирается длина, диаметр и количество свай.
Таким образом, дымовые трубы, расположенные на свайном фундаменте – это долговечная и безопасная конструкция, соответствующая всем нормам СНиП.
Прежде, чем приступить непосредственно к установке фундамента на сваях для дымовых труб, необходимо произвести расчеты и подготовительные работы. Как правило, это анализ грунта, определение нагрузки трубы на фундамент, особенности конструкции наземной части трубы и т.д. После этого можно рассчитать количество и диаметр, а также глубину вкручивания свай, которые будут установлены для конкретного объекта.
Компания RUS FSP – профессионал в области установки свайных фундаментов под различные объекты. Свяжитесь с нами – и мы ответим на интересующие вас вопросы.
rusfsp.ru
Цоколь трубы — нижняя утолщенная часть ее ствола, в которой устраивают проемы для наземных и надземных вводов газоходов, а также рабочие проемы при сооружении трубы. В кирпичных трубах цоколь обычно цилиндрический, а в монолитных железобетонных и металлических большой высоты он с уклоном, значительно превышающим уклон остальной части ствола.
Высота цокольной части трубы устанавливается с учетом архитектурных соображений и отметки подводящих газоходов и принимается примерно равной 1/10 общей высоты трубы. Цоколь металлических труб обычно выше.
В кирпичных трубах вводы газоходов перекрывают полуциркульными арками толщиной не менее двух окатов, при значительной ширине проемов (25—30 % окружности цоколя) устраивают пилястры. При наличии в дымовой трубе двух или трех проемов для подводящих газоходов эти проемы обычно перекрывают кольцевой железобетонной балкой по периметру окружности. Места ввода газоходов в цоколь монолитных и сборных железобетонных дымовых труб усиливают путем дополнительного армирования. Верхняя часть цоколя кирпичных и сборных железобетонных труб заканчивается ступенчатым карнизом или художественной кладкой с отливом из цементного раствора.
Цокольную часть металлических труб усиливают ребрами жесткости, приваренными на ее наружную поверхность. В зоне врезки газоходов в дымовую трубу проемы для газоходов также обрамляют (усиливают) ребрами жесткости. Аналогично усиливаются в зонах проемов для газоходов дымовые трубы и газоотводящие стволы из конструкционного стеклопластика.
В местах соединения подводящих газоходов с трубой предусматриваются герметичные осадочные швы или гибкие компенсаторы.
В случае ввода в трубу в одном горизонтальном сечении двух газоходов их располагают с противоположных сторон на одной оси, при вводе трех газоходов - под углом 120° один к другому, при этом суммарная площадь ослабления в одном горизонтальном сечении не должна превышать 40 % общей площади сечения железобетонного ствола трубы или стакана фундамента, 30 % ствола кирпичной трубы и 20 % несущего ствола стальной трубы.
При вводах в дымовую трубу нескольких газоходов и одновременной их работе в нижней части трубы или в стакане фундамента предусматриваются разделительные стенки на высоту, равную полуторной высоте газоходов, или направляющие патрубки, исключающие взаимное влияние потоков газа, а также уменьшающие аэродинамическое сопротивление. При двух вводах стенку располагают под углом 45° к их осям. В металлических цилиндрических дымовых трубах и металлических и стеклопластиковых газоотводящих стволах при двух и более газоходах рекомендуется для уменьшения сопротивления и улучшения аэродинамических показателей узла ввода газоходов увеличивать диаметр ствола до величины равной 1,25 диаметра цилиндрической части. При вводе двух газоходов возможно выполнение нижней части ствола сечением в виде эллипса. Кроме того, для улучшения аэродинамики следует устраивать наклонные днища-пандусы в цокольной части трубы в зоне ввода газоходов, а также устраивать наклонную часть газохода под углом 45÷50° в месте врезки газохода в трубу или газоотводящий ствол.
www.truba-energo.ru
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта