весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логи ки можно отнести следующее:
-формулированиесистемыцелейпланирования и прогнозирования;-анализисходного уровня, т.е. состояние прогнозируемого и планируемо го объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уров ня ее развития;-изучениепотребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периоде;.
-определениересурсов общества тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом, либо. прогнозном периоде;-согласованиересурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.
Однако, несмотря на общность методологических основ, с определенной степенью условности можно говорить о методологии планирования и методо логии прогнозирования, о принципах и методах планирования и принципах и методах прогнозирования. Это связано с той ролью, которую выполняют пла нирование и прогнозирование как формы государственного регулирования. И если планирование (директивное, индикатное, стратегическое) отражает кон кретное решение в отношении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его раз вития, либо служит основой для принятия планового решения.
Вмировой практике сформировались две методологии прогнозирования
ипланирования экономического и социального развития. Первая основана на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая — на кейнси анской, монетарной и других теориях. На первой базировалось планирование в условиях командно-административнойсистемы (директивное планирование). Вторая является основой планирования и прогнозирования в странах с рыноч ной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к ры ночным отношениям формируется единая методология.
Методология прогнозирования и планирования развития экономики опре
деляет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и пла новых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и плани рования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования пла нов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными слова ми, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
Методы — это способы, приема используемые при разработке прогно зов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
studfiles.net
Сущность и предмет теории прогнозирования и планирования экономики
.
Теория прогнозирования и планирования базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование экономики являются рабочим инструментом для определения вели--чин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и выступают в качестве методологической основы в процессе .прогнозирования и планирования отраслевых экономик.
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Он носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.
Планирование — это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
Наряду с понятиями "прогноз" и "план" широкое распространение получили и другие: мероприятие, программа, концепция.
Мероприятие — намеченная к реализации конкретная мера воздействия для решения поставленной задачи.
Программа — документ, содержащий цель и комплекс мероприятий для ее достижения, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения.
Концепция — общий замысел, руководящая идея для достижения поставленной цели.
Планирование — это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.
Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое планирование.
Директивное планирование предполагает доведение плановых заданий до всех звеньев экономики, обязательных к выполнению. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов и утверждаются, т.е. принимают силу закона.
Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей и носит рекомендательный, ориентирующий характер.
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.
Директивное и индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и планирования.
Методы — это способы, приемы, используемые яри разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования.
Логика — это упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.
Среди общих подходов выделяются исторический, комплексный, системно-структурный. В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целевой подходы.
При генетическом подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот объект.
При целевом подходе определяется цель и выявляются возможные пути ее достижения, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему.
Эти два подхода должны использоваться во взаимосвязи.
Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Среди экономических теорий, на важнейших положениях которых базируется методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов, следует выделить кейн-сианскую, монетарную и марксистскую.
Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. С+G+I(E-M)=YC-внутреннее потребление в частном секторе , G-гос расходы,I-инвестиции,Е-экспорт товаров и услуг, М – импорт товаров и услуг , У- объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.
Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, — объем денежного предложения, т.е. монетаризм делает упор на деньги.
Среди важнейших положений марксистской теории следует выделить положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства.
studfiles.net
Принципы ресурсосбережения В принципах ресурсосбережения реализуются научные основы управления, охватывающие экономические законы и законы организации, научные подходы и принципы, методы и модели анализа, прогнозирования, оптимизации, нормирования и планирования эффективных материальных потоков в организации и внешней среде [c.472]
В связи с ростом масштабов производства и усложнением хозяйственных задач большое значение приобретает принцип научности планирования — разработка планов на научной основе, на знании экономических законов. Этот принцип требует при планировании учитывать закономерности развития социалистической экономики, реальные возможности выполнения намеченных целей, достижения науки и техники и передового производственного опыта. [c.127]Не менее важным является перечень организационных и управленческих действий, обеспечивающих руководство строительным процессом. Возможна классификация по различным организационным принципам, например в соответствии со СНиП III-1—76. Правила производства и приемки работ. Организация строительного производства (подготовка строительного производства, механизация, работа с транспортом, материально-техническое обеспечение, научная организация труда, оперативное планирование и диспетчеризация, контроль качества). Возможна и другая, более приемлемая, по нашему мнению, классификация на основе Методического руководства по организации труда инженерно-технических работников и служащих строительных организаций (организация процессов управления, сводное технико-экономическое планирование, управление производством, управление техническими ресурсами, финансирование, обеспечение проектно-сметной и организационно-технологической документацией). [c.18]
Работа направлена на информационное обеспечение приоритетной научно-технической проблемы 18.6. Повышение эффективности инвестиционной деятельности на основе оптимизации, совершенствования планирования, нормативно-методического обеспечения и управления капитальным строительством. Обеспечение сбалансированности в сфере капитального строительства. Совершенствование методологии и принципов расчетов экономической эффективности и экономического сопровождения инновационных и инвестиционных проектов . [c.2]
Отличительной особенностью современного этапа является усиление развития наряду с отраслевыми региональных аспектов в управлении научно-техническим прогрессом. Одним из главных становится принцип рационального сочетания и гармоничного взаимодействия отраслевого и территориального планирования развития науки и техники. Основу сочетания этих видов планирования составляют объективное разграничение функций и содержания отраслевых и территориальных планов научно-технического прогресса, их преемственность. [c.84]
Планирование деятельности предприятия осуществляется в соответствии с принципом демократического централизма на научной основе при широком участии трудового коллектива в разработке и обсуждении планов. Оно исходит из необходимости удовлетворения растущего спроса потребителей на высококачественную продукцию (работы, услуги) с минимальными затратами и обеспечения роста хозрасчетного дохода коллектива как главного источника самофинансирования его производственного и социального развития, оплаты труда. [c.9]
Научной основой планирования является марксистско-ленинская экономическая теория. Если политическая экономия раскрывает внутреннюю сущность экономических законов, управляющих общественным производством и распределением материальных благ, то наука о планировании разрабатывает теоретические принципы, методологические основы и методические приемы использования объективных экономических законов социалистического общества в плановом руководстве и управлении народным хозяйством. [c.230]
Другим важнейшим принципом социалистического планирования является принцип научной обоснованности и реальности плановых заданий. Независимо от того, идет ли речь о планах, рассчитанных на длительный срок выполнения или отражающих задачи текущего периода, организация планирования должна строиться на строго научных объективных основах. Планы развития общественного хозяйства только в том случае достигнут своей цели и будут практически осуществимы, если в них отражены объективные экономические законы развития социалистического общества, если они построены на основе новейших достижений науки, техники, передовой технологии и организации производства. Задания плана по росту производства, капитальному строительству, внедрению прогрессивных технологических режимов должны подкрепляться определенной системой технико-экономических расчетов, обоснованных нормативов, прогнозов научно-технического прогресса, сырьевых и трудовых ресурсов. [c.231]
СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ (СПУ) —метод планирования и управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, строительством, технологической подготовкой производства и другими работами, в основе которого лежит использование сетевого графика как средства информации об управляемом объекте или процессе. Сетевой график отражает состав, связи и последовательность выполнения комплекса работ и событий, направленных на достижение конечного результата. Основными количественными оценками в СПУ являются время и затраты на выполнение работ. Важным для СПУ является понятие критического пути — комплекс работ и событий от начального до конечного события, имеющий наибольшую продолжительность. В процессе управления линейный руководитель постоянно контролирует работы и события, находящиеся на критическом пути (реализация принципа ведущего звена). Исходные оценки времени и затрат на выполнение каждой работы даются специалистами, выполняющими эти работы. Формальные процедуры формирования сетевого графика и расчета его параметров выполняет специальная [c.290]
Должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации инструментального обеспечения производства перспективы технического развития предприятия организацию и технологию инструментального производства правила эксплуатации и хранения инструмента и технологической оснастки технологическое оборудование инструментальных цехов и принципы его работы номенклатуру инструмента и технологической оснастки, применяемых, на предприятии технические требования, предъявляемые к инструменту и технологической оснастке, материалы, используемые для их изготовления действующие в отрасли и на предприятии стандарты и технические условия нормы расхода и запасов инструмента и технологической оснастки руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации порядок определения потребности подразделений предприятия в инструменте и технологической оснастке, планирования их изготовления, составления заявок на покупной инструмент, оформления договоров, с поставщиками опыт передовых отечественных и зарубежных предприятий в области технологии изготовления, ремонта и восстановления отработанного инструмента основы экономики, научной организации труда, организации производства и управления основы трудового законодательства правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. [c.125]
Научная дисциплина Организация, планирование и управление как и наука управления социалистическим общественным производством в целом, тесно взаимодействует с марксистско-ленинской экономической теорией, изучающей экономические отношения людей, в которые они вступают в процессе производства. Данная научная дисциплина исследует формы проявления законов и принципов этой деятельности в конкретных условиях функционирования и развития социалистических промышленных предприятий. Важное место в этом исследовании принадлежит выяснению тенденций в развитии объекта данной научной дисциплины, в частности кооперации труда в рамках предприятия. Основу для этого составляет анализ законов разделения и кооперации труда. Ведущая роль принадлежит двум экономическим законам развития специализации трудовых процессов и операций соответствия квалификации рабочего содержанию его труда . [c.26]
Необходимость ускорения научно-технического прогресса требует интеграции управления им на основе выработки единой стратегии научно-технического развития страны, исходя из состава и структуры целей и проблем в рассматриваемой области и ориентации на намеченные результаты в государственных научно-технических программах. Отказ на народнохозяйственном уровне от отраслевого принципа планирования НТП и использование прогрессивных форм и методов воздействия на разработку и реализацию проблем НТП на основе межотраслевой интеграции улучшат управление отраслевыми и межотраслевыми проблемами НТП, определят более эффективное решение научно-технических проблем, возникающих на стыках различных отраслей науки и производства. [c.19]
Планирование деятельности социалистических предприятий (объединений) является отличительной чертой и коренным преимуществом их по сравнению с капиталистическими. Оно базируется на общественной собственности на средства производства и осуществляется на научной основе в соответствии с ленинскими принципами хозяйствования. [c.220]
В соответствии с действующей теорией и практикой следует выделить ряд основных методических принципов, на которых должна основываться разработка нормативов. Основными из них являются обеспечение прогрессивности нормативов путем максимального отражения в них планируемых достижений научно-технического прогресса, передовых методов организации производства к труда и последующего систематического их обновления сопоставимость нормативных и справочных данных, используемых при проведении расчетов эффективности новой техники и, в частности стандартизации научная обоснованность нормативов, созданных на базе изучения нормируемых процессов, накопления и анализа статистических данных, выявления и описания математическими методами основных закономерностей, характеризующих данные процессы удобство использования разработанных нормативов при расчетах эффективности и при планировании и прогнозировании возможности решения задач по формированию фонда нормативно-справочных данных на основе использования современных методов и средств автоматизации. [c.26]
К основным методам планирования и прогнозирования кадровой работы относятся балансовый метод планирования метод сравнительного анализа метод экспертных оценок системный анализ моделирование экономико-математические методы и др. На основе этих методов анализируется динамика социальных и кадровых процессов в трудовых коллективах строек и предприятий, выявляются закономерности в их развитии, определяются конкретные пути оптимизации этих процессов с учетом специфики деятельности конкретной организации, предприятия. Например, балансовый метод планирования заключается в установлении динамического равновесия между трудовыми ресурсами, с одной стороны, и их распределением в соответствии с потребностями производства — с другой. Методы системного анализа используются в основном при разработке программ развития кадровой работы на длительную перспективу и предусматривают изучение и описание принципов работы системы управления кадрами на производстве анализ особенностей важнейших компонентов системы, их взаимосвязей и взаимозависимостей установление сходства и различия изучаемой системы и других систем управления кадрами перенос по определенным признакам свойств имеющейся модели управления кадрами на свойства изучаемой системы. Экспертные оценки представляют собой особый вид количественных и качественных характеристик отдельных сторон социальных и кадровых процессов и определяются на основе суждений, высказанных экспертами (научными работниками и специалистами-практиками) [6]. [c.73]
В книге изложены основы бюджетно-финансовой политики в применении к проблемам нефтяных компаний России. На основе опыта бизнес-планирования российских нефтяных компаний в условиях перехода к рыночной экономике раскрываются принципы формирования устойчивого финансового состояния и построения системы внутрикорпоративных бюджетных отношений. Автор последовательно освещает содержание и особенности перспективного, годового и оперативного планово-бюджетного процесса, с учетом чрезвычайных условий и контроля реализации планов и бюджетов. Для специалистов в области нефтяного бизнеса, научных работников и студентов. [c.4]
Научные принципы народнохозяйственного планирования были заложены В. И. Лениным в первые годы Советской власти, под руководством которого был разработан первый в мировой практике перспективный народнохозяйственный план — план ГОЭЛРО. В. И. Ленин учил, что в условиях социализма нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех, указывал на необходимость иметь перспективный единый план в масштабе всей страны. В основе его лежит демократический централизм, сочетающий инициативу и опыт трудящихся масс с научно обоснованными задачами развития экономики страны. [c.94]
Научные принципы народнохозяйственного планирования были заложены В. И. Лениным в первые годы Советской власти. В основе их лежит демократический централизм, сочетающий инициативу мест и опыт трудящихся масс с научно обоснованными задачами развития экономики страны. [c.127]
Принципы управления разработаны В. И. Лениным. Важнейшие из них — демократический централизм, единство политического и хозяйственного руководства, плановое ведение хозяйства, сочетание территориального управления и планирования с отраслевым, единоначалие и коллегиальность в управлении, правильный подбор, расстановка и воспитание кадров, материальное и моральное стимулирование, режим экономии на базе максимального использования достижений науки и техники, внедрение научной организации труда и производства, широкая организация контроля на основе проверки исполнения, критики и самокритики. [c.152]
Производственное объединение является главным оперативно-исполнительным звеном в системе управления и одновременно органом управления и хозяйствования. Внутренние и внешние производственные отношения объединения построены на принципах хозрасчета. В основе создания производственных объединений лежат технологические и экономические связи предприятий и организаций по выпуску конечной продукции, они располагают всей полнотой прав и ответственностью в решении конкретных вопросов производственно-хозяйственной деятельности, включая потребность выпускаемой продукции и спрос на нее, формирование планов, производственных программ, распределение фондов, материально-технических ресурсов, управление научно-техническим прогрессом, руководство текущей финансово-экономической деятельностью, формирование и распределение поощрительных фондов, планирование социального развития коллектива. [c.155]
Любая национальная налоговая система функционирует на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе. Исследование этой области порождает налоговые концепции, различающиеся подходами к очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения обложения конечных стоимостных результатов, дохода преимущественного обложения сделок купли-продажи рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конечных целей. Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов планирования, регулирования и контроля. [c.14]
В основу планирования заложены принцип непрерывности — тесного сочетания перспективных, текущих и оперативных планов, а также принцип достоверности и конкретности, который требует составления реальных планов, предполагает научно обоснованное предвидение условий и характера развития производства и выражения их через определенные показатели. [c.25]
Излагаются основы экономики, принципы планирования и организации производства с учетом требовании ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности общественного производства. Раскрываются сущность, содержание и особенности организации в планирования химического производства, организация хозяйственного расчета предприятия и его структурных подразделений. Даются практические рекомендации, задачи, примеры, расчеты по вопросам плаяироваяня производства, организации труда и заработной платы, учету в анализу хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. [c.2]
В основу организации отраслевой автоматизации системы управления (ОАСУ) положен принцип, отражающий основные функции управления, выполняемые министерством. Она представляет собой автоматизированную систему управления для верхнего звена, базирующуюся на главном информационно-вычислительном центре министерства (ГИВЦ), взаимодействующую с автоматизированными системами управления производственных (промышленных) объединений. В их составе действуют кустовые информационно-вычислительные центры (КИВЦ). На уровне отдельных предприятий для обеспечения функционирования АСУ создаются пункты (службы) сбора первичной информации с информационно-вычислительными центрами или без них. Для решения отдельных функций в ОАСУ выделяют подсистемы перспективного и текущего планирования, оперативного управления, трудовых ресурсов, научно-исследовательских и проектных работ, материально-технического снабжения и др. Особое место в системе автоматизированного управления отрасли занимает автоматизированная система плановых расчетов (АСПР), обеспечивающая разработку научно обоснованных планов с использованием для этих целей математического моделирования плановых показателей отрасли и отдельных предприятий. [c.42]
На XXIV и XXV съездах КПСС была разработана программа совершенствования организации и планирования народного хозяйства, рассчитанная на длительный период. Она включает дальнейшее развитие и совершенствование системы планирования и экономического стимулирования производства повышение в организации управленческой и плановой деятельности значения конечных народнохозяйственных результатов обеспечение сбалансированности планов на основе совершенствования системы материальных, трудовых и стоимостных балансов совершенствование системы показателей планов совершенствование текущего и перспективного планирования, усиление роли долгосрочных планов осуществление долгосрочного прогнозирования разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам широкое привлечение трудящихся к разработке оптимальных планов более полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования создание системы натуральных и стоимостных нормативов для всех уровней планирования совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и на предприятиях разработку проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны всех отраслей производства и предприятий совершенствование системы оплаты труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и усиление контро- [c.90]
На XXVII съезде КПСС была предложена программа перестройки экономики, рассчитанная на длительный период. Эта программа была углублена Съездами народных депутатов и сессиями Верховного Совета Союза ССР. Последние приняли ряд законов, подводящих правоЕ ую базу под экономическую реформу. Законы о собственности, земле, предприятии, кооперации, арендных отношениях и другие станут той основой, которая даст возможность реальной перестройке экономики страны в целом и отдельных трудовых коллективов. В основные задачи, которые ставятся перед страной, отраслями, предприятиями, вхоДят дальнейшее совершенствование систем планирования и экономического стимулирования производства, с повышением в организации управленческой и плановой деятельности роли конечных результатов обеспечение сбалансированности планов на основе совершенствования системы материальных, трудовых и стоимостных балансов совершенствование системы плановых показателей текущего и перспективного планирования усиление роли долгосрочных планов и прогнозирования разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам более полное сочетание отраслевого и территориального (регионального) принципов планирования и управления производством создание системы натуральных и стоимостных нормативов длительного пользования для всех уровней планирования совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства разработка проблем научно-технического прогресса в отраслях в их единстве с экономическим развитием страны совершенствование нормирования и системы оплаты труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и 1 з [c.3]
Государственные планы в нашей стране разрабатывают на научной основе, суть которой отражена в марксистско-ленинской теории расширенного воспроизводства. Научность служит важным принципом и гарантией реальности социалистических планов. Научно обоснованный ха-рлктер планирования обеспечивается лишь пои условии, что оно опирается на познание и творческое использование требований всей системы экономических законов и категорий социализма. Плановые показатели и исходные нормативы для их расчета устанавливают на предприятиях с учетом достижений науки, передовой техники и технологии, передового производственного опыта. [c.246]
В докладах и статьях А. Н. Косыгина большое внимание уделено вопросам планирования и экономич. стимулирования роста ироиз-ва на совр. этапо. Изложена широкая, научно обоснованная программа совершенствования планирования, предусматривающая усиление роли долгосрочных планов на основе науч. прогнозирования обществ, потребностей и тенденций технич. прогресса, повышение сбалансированности развития всех отраслей и звеньев нар. х-ва, глубокую и всестороннюю разработку социальных проблем и проблем научно-технич. прогресса. Показано, что совершенствование системы планирования ведет к созданию хоз. механизма, наиболее полно отвечающего условиям развитого социалистич. общества, открывает более широкий простор для последовательного применения и творческого развития ленинских принципов социалистич. хозяйствования. [c.274]
Япония благодаря распространению во всем мире своего собственного опыта и технологий способна поддержать формирование общества ресурсосбережения в развивающихся странах и региональное (глобальное) международное сотрудничество, а также взять на себя роль лидера при реализации международных усилий по созданию общества, ориентированного на ресурсосбережение на основе Инициативы 3R . С этой целью Япония приняла на себя обязательства по реформированию своей системы управления отходами и использования отходов в качестве вторичных ресурсов в систему, приемлемую для общества, ориентированного на ресурсосбережение, а также обязательства по дальнейшему технологическому развитию для стимулирования Инициативы 3R . Это, в частности, охватывает такие меры, как стимулирование проектов Эко-город оценка и экспертиза отдельных законов, направленных на использование отходов в качестве вторичного сырья и вовлечение отходов в хозяйственный оборот укрепление усилий, направленных на создание экологически ориентированной продукции , которые объединяют стадии планирования и производства, а также расширение поступления на рынок экологически ориентированной продукции стимулирование сокращения образования ТБО на основе платы (сборов, пошлин) за образование и размещение данных отходов совершенствование мероприятий по устранению нелегальных свалок отходов и экспорта отходов стимулирование научных исследований и технологического развития, связанного с реализацией данной инициативы, и др. Япония приняла на себя обязательства по стимулированию создания в развивающихся странах общества, развивающегося по принципу ноль отходов — ноль потерь , особенно в формах строительства и технологического сотрудничества по таким направлениям, как содействие перевозкам (транспортированию) товаров, изготовленных из вторичного сырья, на основе грантов мобилизация экспертов и реализация образовательных проектов на основе Green Aid Plan (GAP) поддержка деятельности в области охраны окружающей среды, проводимой различными ор- [c.567]
Эрвик предложил идею логических квадратов как способ сравнения и систематизации концепций менеджмента. Научное исследование — это принцип, лежащий в основе всего процесса административного управления, и если это исследование проведено по всем правилам, то для каждого принципа можно сформулировать логический квадрат. На схеме 1 показана структура логического квадрата. Принцип изучения (исследования) облегчает процесс прогнозирования, которое находит свое выражение в конечном результате. Прогнозирование основывается на принципе соответствия и является составной частью организационного процесса. Под результатом понимают координацию. Планирование основано на принципе порядка, входит в процесс вместе с управлением и завершается контролем. [c.56]
Исходя из важности показателя, характеризующего товарооборот, к методам его плановых уровней должны предъявляться особо жесткие требования, обеспечивающие их научную обоснованность. В настоящее время в системе нефтеснабжения плановые уровни товарооборота, как и других технико-экономических показателей, в большинстве случаев определяются вручную на основе принципа от достигнутого уровня . В этих случаях обоснованность плана зависит от квалификации планового работника, его способности предвидеть характер изменения того или иного показателя. При разработке планов используется большое количество различной, зачастую дублирующейся информации. Такие условия приводят к тому, что плановая работа оказывается чрезвычайно трудоемкой, а годовые планы — недостаточно обоснованными. В течение планового периода их приходится неоднократно изменять. Большой объем механической работы, связанной с традиционными методами планирования, отвлекает работников от творческого труда, почти не оставляет времени на проведение всестороннего анализа деятельности нефтеснабсбытовых организаций, выявление резервов снижения народнохозяйственных издержек обращения нефтепродуктов, что препятствует принятию напряженных планов нефтеснабжения и формированию рациональных транспортно-экономических связей по нефтепродуктам. А именно в рационализации транспортно-экономических связей кроются основные резервы снижения издержек обращения. Как показали проведенные авторами исследования, нерациональные перевозки массовых светлых нефтепродуктов (автобензина, дизельного топлива) железнодорожным, трубопроводным, речным и автомобильным видами транспорта вызывают увеличение необходимых транспортных расходов при доставке этих нефтепродуктов от НПЗ до нефтебаз более чем на 10%. Кроме того, эти исследования позволили установить, что имеющиеся основные фонды нефтебазового хозяйства не всегда используются эффективно. Даже при одинаковых объективных условиях нефтеснабжения оборачиваемость резервуарного парка по нефтебазам колеблется в широком диапазоне, что отражается на издержках обращения, так как резер-вуарный парк является самой дорогостоящей и активной частью-основных фондов нефтебаз. Резкие колебания оборачиваемости резервуарного парка свидетельствуют о том, что в развитие и [c.16]
economy-ru.info
Тема 4. Национальное программирование Вопросы: 1. Научные основы национального программирования. 2. Исторический опыт и перспективы национального программирования. 3. Методология и технология национального
Подробнеепрограмма «вперед»! программно-целевой подход в развитии региональных инновационных систем Аннотация В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования и развития региональных инновационных систем.
ПодробнееЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социальноэкономического развития Республики Таджикистан (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2003 год,
ПодробнееНаучно-технический сборник 48 УДК 56.050.9(2) 2534.72 Н.И.СКЛЯРУК Харьковская государственная академия городского хозяйства СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА
ПодробнееВектор перемен Ольга Смирнова Стратегическое планирование в Российской Системность и качество федеральных документов Смирнова Ольга Олеговна помощник заместителя Председателя Совета Федерации Федерального
ПодробнееВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Экономика 2(10) УДК 331+571.513 Н.Л. Тараканова ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Рассматриваются вопросы формирования
ПодробнееЕ ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
ПодробнееМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Утверждено
ПодробнееБ1.Б.13 Региональная экономика Цели дисциплины: Цели дисциплины «Региональная экономика» - сформировать целостное представление о закономерностях, особенностях и проблемах регионального развития и региональной
ПодробнееПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Шифр специальности: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Формула специальности: В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис,
Подробнеемиссия выполнима, если она ясна сущность и основные составляющие стратегического планирования Иванов Евгений Александрович аспирант, Московская финансовоюридическая академия, заместитель начальника службы
ПодробнееПрогнозирование и Лектор: канд. экон. наук., доцент кафедры Государственного и муниципального управления и права ВГУЭС КИРБИТОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА Тема 1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПодробнееОГЛАВЛЕНИЕ Введение... 3 Глава 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ... 5 1.1. Сущность инновационного менеджмента... 5 1.2. Классификация инноваций... 15 1.3. Организационные
ПодробнееЕ ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
ПодробнееБ2.ДВ1 Прогнозирование в условиях рынка Направление 38.03.01 Экономика Профиль подготовки Экономика предприятий и организаций городского и жилищнокоммунального хозяйства Степень бакалавр ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ
ПодробнееГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация
ПодробнееАннотация дисциплин ОПОП Направление подготовки: 38.04.01 «Экономика» Программа подготовки: Экономика и право коммерческих и некоммерческих организаций Микроэкономика (продвинутый уровень) Цель курса расширить
Подробнее1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА В современных условиях, характеризующихся усилением конкурентной борьбы, эффективное функционирование организаций во многом зависит от того, насколько грамотно построено управление
ПодробнееÀ. Í. Ìàðäàñ, Î. À. Ãóëÿåâà, È. Ã. Êàäèåâ ÑÒÐÀÒÅÃÈ ÅÑÊÈÉ ÌÅÍÅÄÆÌÅÍÒ УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì
ПодробнееФорум лучших муниципальных практик О СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ О.Н. Сафонова Министр экономики Пензенской области Система управления развитием
ПодробнееЦели и задачи дисциплины АННОТАЦИЯ рабочей программы дисциплины Б3.Б6. Стратегический менеджмент Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» Цель дисциплины. Основная
Подробнееdocplayer.ru
Научной основой планирования является марксистско-ленинская экономическая теория. Если политическая экономия раскрывает внутреннюю сущность экономических законов, управляющих общественным производством и распределением материальных благ, то наука о планировании разрабатывает теоретические принципы, методологические основы и методические приемы использования объективных экономических законов социалистического общества в плановом руководстве и управлении народным хозяйством. [c.230]
Научная дисциплина Организация, планирование и управление как и наука управления социалистическим общественным производством в целом, тесно взаимодействует с марксистско-ленинской экономической теорией, изучающей экономические отношения людей, в которые они вступают в процессе производства. Данная научная дисциплина исследует формы проявления законов и принципов этой деятельности в конкретных условиях функционирования и развития социалистических промышленных предприятий. Важное место в этом исследовании принадлежит выяснению тенденций в развитии объекта данной научной дисциплины, в частности кооперации труда в рамках предприятия. Основу для этого составляет анализ законов разделения и кооперации труда. Ведущая роль принадлежит двум экономическим законам развития специализации трудовых процессов и операций соответствия квалификации рабочего содержанию его труда [c.26]Планирование деятельности социалистических предприятий (объединений) является их отличительной чертой и коренным преимуществом по сравнению с капиталистическими. Оно базируется на общественной собственности на средства производства и осуществляется на научной основе в соответствии с ленинскими принципами хозяйствования. [c.36]
Научные принципы народнохозяйственного планирования были заложены В. И. Лениным в первые годы Советской власти. В основе их лежит демократический централизм, сочетающий инициативу мест и опыт трудящихся масс с научно обоснованными задачами развития экономики страны. [c.127]
Принципы управления разработаны В. И. Лениным. Важнейшие из них — демократический централизм, единство политического и хозяйственного руководства, плановое ведение хозяйства, сочетание территориального управления и планирования с отраслевым, единоначалие и коллегиальность в управлении, правильный подбор, расстановка и воспитание кадров, материальное и моральное стимулирование, режим экономии на базе максимального использования достижений науки и техники, внедрение научной организации труда и производства, широкая организация контроля на основе проверки исполнения, критики и самокритики. [c.152]
Производственное объединение является главным оперативно-исполнительным звеном в системе управления и одновременно органом управления и хозяйствования. Внутренние и внешние производственные отношения объединения построены на принципах хозрасчета. В основе создания производственных объединений лежат технологические и экономические связи предприятий и организаций по выпуску конечной продукции, они располагают всей полнотой прав и ответственностью в решении конкретных вопросов производственно-хозяйственной деятельности, включая потребность выпускаемой продукции и спрос на нее, формирование планов, производственных программ, распределение фондов, материально-технических ресурсов, управление научно-техническим прогрессом, руководство текущей финансово-экономической деятельностью, формирование и распределение поощрительных фондов, планирование социального развития коллектива. [c.155]
В основу планирования заложены принцип непрерывности — тесного сочетания перспективных, текущих и оперативных планов, а также принцип достоверности и конкретности, который требует составления реальных планов, предполагает научно обоснованное предвидение условий и характера развития производства и выражения их через определенные показатели. [c.25]
Планирование использования вод согласно основам водного законодательства — обеспечение научно обоснованного распределения вод между водопотребителями и водопользователями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, охраны вод и предупреждения их вредного воздействия. Принцип первоочередного удовлетворения хозяйственно-питьевых потребностей населения является выражением заботы Советского государства о материальных и культурных условиях жизни советских людей. [c.92]
Другим важнейшим принципом социалистического планирования является принцип научной обоснованности и реальности плановых заданий. Независимо от того, идет ли речь о планах, рассчитанных на длительный срок выполнения или отражающих задачи текущего периода, организация планирования должна строиться на строго научных объективных основах. Планы развития общественного хозяйства только в том случае достигнут своей цели и будут практически осуществимы, если в них отражены объективные экономические законы развития социалистического общества, если они построены на основе новейших достижений науки, техники, передовой технологии и организации производства. Задания плана по росту производства, капитальному строительству, внедрению прогрессивных технологических режимов должны подкрепляться определенной системой технико-экономических расчетов, обоснованных нормативов, прогнозов научно-технического прогресса, сырьевых и трудовых ресурсов. [c.231]
Планирование — одна из главных хозяйственно-организаторских функций Советского государства. Научное развитие экономики базируется на принципах, которые были разработаны В. И. Лениным и развиты в решениях Коммунистической партии и Советского правительства на основе обобщения опыта социалистического строительства. [c.19]
К основным принципам планирования относится обеспечение в планах взаимоувязанности, комплексности развития. План должен быть единым, согласованным во всех своих частях, взаимоувязанным на основе соблюдения научной пропорциональное путем широкого применения системы балансовых расчетов. [c.232]
Изложены научные основы разработки автоматизированных комплексов на основе управляющих ЭВМ для экспресс-анализа и оперативного управления биотехнологическими процессами. Рассмотрены общие свойства биотехнологических объектов, позволяющие применять методы системного анализа, планирования и оптимизации эксперимента методология построения АСНИ, АСУ, САПР биотехнологических процессов принципы конструирования технических средств и математического обеспечения автоматизированных рабочих мест применение АРМ и микропроцессорных контроллеров при решении задач биотехнологии. [c.4]
Как правило, принципы, на основе которых принимается то или иное решение, основываются из некоторой приемлемой общей тео рии выбора. Одной из проблем, которая решается в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, является разработка теории принятия количественных решений в текущем и перспективном планировании. Мы считаехм, и на чмногих практических примерах в этом убедились, что основные принципы принятия решений могут быть выведены из общей теории оптимального функционирования слож1ных систем. Благодаря такому подходу удалось успешно решить ряд задач совместного планирования научно-технического прогресса и промышленного производства для сложных экономических систем. Приведем несколько примеров решения задач применительно к промышленности синтетических полимерных материалов. [c.16]
Важнейшим принципом в упра1влении социалистическим производством является плановое ведение хозяйства. Этот принцип зытекает из планомерного развития социалистической экономики. Планирование производства, во всех звеньях промышленности, контроль за выполнением планов, анализ их выполнения являются важнейшими функциями управления. Планирование осуществляется на основе экономических законов. социализма, научного анализа современного состояния производства, прогнозов сбыта, экономических расчетов каждого технического и организационного решения. [c.16]
Если нет возможности компенсации ущерба, то бессмысленно говорить о строительстве политики на основе рисков. До тех пор, пока экологические риски не будут рассмафиваться как инсфумент дня выработки социально - экономической политики сфаны, цена упофебления этого термина теряет всякий физический, научный и нравственный смысл. В принципе, экологических рисков в автономной форме не существует. Существуют социальные риски, а экологические являются их составной частью. А коль эта проблема социальная, го при планировании какой - либо хозяйственной деятельности мы вправе задавать и фебовать ответа на следующие вопросы [c.123]
chem21.info
Эффективность планирования в решающей мере зависит от качества разработки планов, что в свою очередь определяется уровнем его научной обоснованности.
Практически это, прежде всего, означает умение учесть в процессе планирования сложное взаимодействие всеобщих, общих и специфических экономических законов, включая специфику их проявления в агросфере. При этом особое значение имеет использование закона обязательного соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, законов планомерного, пропорционального развития экономики и социальной сферы, товарно-денежного обращения, земельной ренты и др.
Однако поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с помощью многообразных технических и биологических ресурсов, планирование должно считаться и с законами функционирования, данных ресурсов, в частности, учитывать нормы расхода сырья при различных технологиях, законы физического и морального износа основных фондов, особенности сроков выбраковки коров в условиях пастбищного и стойлового их содержания, ручного и машинного доения, законы воспроизводственного оборота различных видов скота и т.п.
Исходя из специфики возможного влияния природных факторов на хозяйственную деятельность, необходимо изучать и стараться использовать в планировании законы динамики погодных условий, изменений климата, качества отдельных видов почв. Аналогично необходимо отслеживать тенденции развития социально-политических, в том числе правовых отношений и адекватно их отразить в материалах планирования.
Конечный итог этого многофакторного взаимодействия практически обнаруживается с помощью особого раздела экономической науки – теории экономического предвидения, которая, как известно, рекомендует использовать в данном случае методы аналового предвидения, статичной, диалектической и динамичной экстраполяции. А если к тому же удается все это сочетать со знанием ряда разделов прикладной математики, появляется возможность поднять уровень предплановых расчетов до количественно конкретных прогнозов важнейших позиций Плана.
К сожалению, современный уровень науки не позволяет всесторонне научно обосновать значительную часть плановых показателей на уровне не только прогнозов, но и предвидения. Поэтому неподдающиеся предвидению и прогнозу позиции Плана устанавливаются на основе предсказаний экспертов. Научный подход в этом случае обеспечивается особым способом обработки предсказаний. При этом роль экспертов должны выполнять те специалисты, которые в ходе практических испытаний доказали высокую оправдываемость своих интуитивных оценок будущих экономических событий (скажем, со средней ошибкой не выше 20%).
Принципиально важно сопоставление Планов по уровню научной обеспеченности прогнозов (Оn).
Элементы экономического планирования на уровне не только отдельных имений, но и в государственном масштабе известны с глубокой древности. Типичный пример – библейское сказание о мудром Иосифе, который якобы осуществил систему мер по накоплению запасов в урожайные годы для спасения Египта и усиления его могущества в маловодный период.
В исторический период на народнохозяйственном уровне планирование развивалось в основном в форме бюджетного планирования, а в качестве всеобъемлющей научно обоснованной системы оно сложилось только в Советской России, позднее СССР. Здесь был разработан первый долгосрочный план - ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.), рассчитанный на 10-15 лет, здесь же началась история среднесрочных пятилетних Планов (с 1929 г.) и целевых Программ.
План ГОЭЛРО был ориентирован на коренное изменение структуры народного хозяйства и подъема производительных сил до уровня, позволяющего приступить к строительству социалистической экономики. Поскольку в дальнейшем, по мере реализации этой основной установки появилась возможность более конкретно определить, что важнейшей задачей становится скорейшая индустриализация страны, превращение ее из аграрной в индустриально-аграрную, без чего невозможно обеспечить обороноспособность и подвести материально-техническую базу под социалистическую реконструкцию села (а в нем проживало к концу 1926 г.-82 % населения), - возникла необходимость в разработке Плана решения данной конкретной задачи. Расчеты показали, что при концентрации ресурсов в этом направлении потребуется для реализации подобной целевой установки примерно 5 лет. Так начиналась история советских пятилеток, каждая из которых до 50-х годов четко фиксировала главную задачу, практически (как предполагалось) достижимую за 5 ближайших лет.
Не всегда целевые установки Планов были реальными. Например, сегодня трудно признать обоснованной главную задачу третьей пятилетки (1938-1942 гг.) – догнать и перегнать индустриально развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Не исключено, что ошибка в данном случае была связана с недостаточной информированностью разработчиков Плана об объемах среднедушевого производства ВВП в ведущих странах Запада к началу 1938 г. (США опережали СССР в 4 раза, Германия в 3,2, Великобритания в 3,4 раза, Франция в 2,5 раза, Швеция в 2,7 раза, Швейцария в 3,7 раза и т.д.).
Сегодня, спустя много лет, можно констатировать еще один принципиальный недостаток данного Плана. При его разработке не в полной мере были учтены тенденции динамики международной обстановки, приближение второй мировой войны. Если бы не ошибка в предвидении сроков гитлеровского вторжения (оно ожидалось к концу 1942 г.), то во-первых, разрабатывать следовало не пятилетний, а трехлетний план (1938-1940 гг.), и во-вторых, в качестве основной его целевой установки нужно было бы определить более высокие темпы развития ВПК, особенно в восточных районах страны.
Как и любая другая форма человеческой деятельности, планирование не может быть безошибочным. Ошибки планирования – это неизбежная расплата за незнание, неумение использовать и нежелание считаться с объективными законами развития природы и общества. Однако признание неизбежности ошибок – не основание для отказа от системного планирования, о чем убедительно свидетельствует трагедия российской экономики постсоветского периода.
Оценивая мировой опыт, сегодня мы можем уверенно сказать: планирование экономики позволяет обеспечить более рациональное использование ресурсов, сокращать непроизводительные издержки, ускорить решение наиболее значимых народнохозяйственных проблем, добиваться более высоких темпов экономического роста.
Неслучайно, что понеся значительно большие потери во второй мировой войне, чем любая другая крупная держава, и несмотря на относительно большие расходы на оборону при отсутствии сколько-нибудь существенной зарубежной кредитной поддержки, СССР в 1929-1990 гг. увеличил объем ВВП почти в 9 раз, против 5,3 раза в США, 4,8 раза в Германии, 4,6 во Франции, 3,5 раза в Великобритании. Во многом этому содействовало плановое ведение хозяйства, и потому естественно, что в форме индикативного, а частично индикативно-директивного планирования советский опыт в послевоенный период получил широкое распространение в Китае, Индии, других развивающихся странах, а также в Японии, Франции, Германии, Италии, позднее в США.
Сегодня мы вправе сказать: впервые созданная в нашей стране система планирования является выдающимся вкладом России в мировую цивилизацию. И вклад этот ценен не только позитивными теоретическими наработками и материально осязаемыми достижениями, но и накопленным опытом ошибок.
Среди этих ошибок особо важно отметить, с одной стороны, волюнтаризм, а с другой - пассивность в планировании. В первом случае планам навязываются научно не выверенные показатели, например, чрезмерно высокие показатели распашки целинных земель, объемов заготовок зерна и других сельскохозяйственных продуктов; производства мяса, игнорировавший ресурсы кормов, помещений и даже реальную репродуктивность скота. Во втором случае планирование сводится к элементарной экстраполяции на будущее показателей динамики, определившейся за ряд предшествующих лет, без учета возможных резервов ускорения и структурной перестройки процессов социально-экономического развития.
Организация эффективного планирования может наталкиваться на осознанное сопротивление представителей тех социальных групп, которые экономически заинтересованы в стихийности процессов производства, обмена, распределения и потребления на определенных предприятиях и территориях. Особенно если это касается конкурентов. Примером тому может быть разрушение советской системы планирования в начале 90-х гг. под прикрытием уверений в преимуществах стихийно регулирующей роли рынка.
Время показало, что многие важные вопросы теории планирования требуют более основательной разработки. Прежде всего это касается теории предвидения и прогноза динамики социальных и природных катаклизмов, способных оказать существенное влияние на развитие экономики.
Остается немало «белых пятен» в познании экономических закономерностей «взрывного действия», в частности, циклических и непериодических кризисов.
Нуждается в основательном совершенствовании информационное, математическое, программное, техническое и правовое обеспечение плановых работ.
При этом будем иметь в виду, что если проблемы математического и программного обеспечения могут постепенно решаться на основе развития научных знаний, проблемы технического обеспечения плановых работ связаны с развитием ряда отраслей промышленности и финансовых возможностей, то проблемы информационного обеспечения плановой деятельности требуют еще решения таких социально значимых вопросов, как коммерческая и государственная тайна.
Особая проблема – правовая регламентация организации планирования народного хозяйства, призванная содействовать повышению качества плановой деятельности, освобождению с одной стороны, от преувеличения директивности плановых заданий, а с другой – от чрезмерных надежд на стихийный эффект индикативных показателей.
Целесообразна определенная регламентация уровня выполнения планов (V), который можно рассчитать в виде отношения
V = Пф : Пр
где Пф – показатель суммарного фактического выполнения Плана,
Пр - суммарный показатель расчетного планового задания
Технически несложно выполнить такие расчеты по отдельным позициям, оценив, например, процент выполнения плана по производству зерна, по вводу в действие новых объектов, выполнение плана роста средней зарплаты, сокращения безработицы или смертности населения. Труднее определить суммарный показатель выполнения плана социально-экономического развития. Эта проблема пока что остается одним из «белых пятен» науки, но отдельные подходы к ее решению мы в дальнейшем рассмотрим.
Важно иметь ввиду, что показатель выполнения Плана далеко не всегда свидетельствует о хорошей работе хозяйствующих субъектов, а невыполнение Плана – о неумелом хозяйствовании. Успех в первом случае может быть связан с тем, что показатели Плана оказались искусственно заниженными (это было характерно для последних советских пятилеток), и наоборот, невыполнение Плана может быть результатом нереально завышенных проектировок. Поэтому по завершении разработки Плана необходимо оценить уровень его напряженности (Нn):
где ΔBn - прирост валовой продукции, ВВП, либо валового дохода в плановом периоде;
Un объем инвестиций в плановом периоде,
İn индекс валовой продукции, ВВП, либо валового дохода в плановом периоде (по отношению к аналогичному по продолжительности предплановому периоду)
ΔB, U, İ те же показатели аналогичного по продолжительности предпланового периода, либо схожего периода в других странах, регионах.
С учетом напряженности плана, рассчитывается показатель успешности плановой деятельности (W):
W = V · Нn
Если общий показатель качества планирования оказывается невысоким, его обязательно нужно подвергнуть общественной экспертизе в различных формах, вплоть до референдумов местного, областного либо даже федерального уровня.
studfiles.net
просмотров - 97
В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая из них основана на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая — на кейнсианской, монетарной и других теориях. На первой методологии базировалось планирование в условиях командно административной системы (директивное планирование). Вторая методология является основой прогнозирования и планирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология.
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, ᴛ.ᴇ. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
Методы - это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Οʜᴎ выступают в качестве инструмента͵ позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.
Составной частью методология является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.
Общеметодологический подход к исследованию социально-экономических процессов определяет диалектический метод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических.
Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный — включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями; систем- но-структурный — предполагает, с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой — расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.
В рамках комплексного подхода выделяются генетический и целевой подходы. Сущность г е н е т и ч е с к о го подхода состоит в том, чтобы проследить возможные на правления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. Этот подход в полной мере учитывает инерционные моменты, возникшие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматриваются от прошлого и настоящего к будущему. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на данный объект.
При ц е л е в о м подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, ᴛ.ᴇ. исходят из определенного результата͵ который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.
Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта͵ не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения.
Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экономическая теория. Рассмотрим важнейшие положения кейнсианской, монетарной и марксистской теорий, на которых базируется методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов.
К е й н с и а н с к а я теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение
C + G + I + ( E – M ) = Y,
где С - внутреннее потребление в частном секторе; G - государственные расходы; I - инвестиции; Е - экспорт товаров и услуг; М - импорт товаров и услуг; У - объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.
В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Кейнсианская модель экономического роста основана на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуᴦ.
Представителем монетарной теории является М. Фридмен. Главный параметр стабилизационной политики, согласно данной теории, - объем денежного предложения, ᴛ.ᴇ. монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена
MV = PQ,
где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - физический объем произведенных товаров и услуᴦ.
Монетарная политика один из базовых макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.
Среди важнейших положений м а р к с и с т с к о й теории крайне важно выделить следующие: деление общественного производства на две сферы — сферу материального производства, где производятся материальные блага и услуги, и непроизводственную сферу, оказывающую различные нематериальные услуги; деление производственной сферы на два подразделения: I подразделение - производство средств производства, II подразделение - производство предметов потребления; деление совокупного общественного продукта и любого вида продукции (товара) по стоимости на две части: стоимость израсходованных средств производства (с) и вновь созданную стоимость (u + m), где u — стоимость крайне важного продукта и m — стоимость прибавочного продукта; положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства. Эти положения имеют важное значение при формировании (установлении) общеэкономических пропорций на прогнозный (плановый) период. На их основе выделяются приоритеты, обосновываются соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.
В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая из них основана на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая — на кейнсианской, монетарной и других теориях. На первой... [читать подробенее]
oplib.ru
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта