Государство и гражданское общество
Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось...
Государство и гражданское общество
Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Об этом предупреждают ученые и свидетельствует опыт государственного строительства...
Гражданское общество
При рассмотрении темы исследования нами был ограничен временной период, мы взяли становление гражданского общества во время значительных преобразований экономики Российского государства начавшееся в 90-ых годах прошлого века...
Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России
...
Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России
Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество, отмечает Ковалев А.А. Ковалев А.А. Международная защита прав человека.- М.,2013.- С.25. Это связано с тем, что в России, в отличие от стран Запада...
Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России
По мнению В.Д. Перевалова Теория государства и права /отв. ред. В.Д.Перевалов.- М., 2009.- С. 352, дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности...
Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки
Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизни...
Избирательные кампании в гражданском обществе
В русской истории имеется ранний опыт практического существования сообществ (ими были, например, "земское строение", "посадская община", "крестьянский сход", "крестьянский мир", "дворянское собрание")...
Институт гражданского общества в России
Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину. В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие: 1...
Конституционный Суд Украины
Как известно, Конституция Украины - это Основной Закон Украины. закрепляющий фундаментальные положения организации и функционирования украинского государства и общества...
Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе
Республика Казахстан с момента обретения независимости приняла две Конституции (в 1993г и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в последующие годы были внесены изменения. Это говорит...
Понятие и основные характеристики гражданского общества
...
Понятие и основные характеристики гражданского общества
Построение гражданского общества в России осложняется многими факторами, такими как отсутствие общественной инициативы, демократических традиций и др...
Условия формирования гражданского общества в России
Начавшиеся с 1985 г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса...
Условия формирования гражданского общества в России
Особенности становления гражданского общества в России связаны непосредственным образом с ее историческим развитием...
pravo.bobrodobro.ru
Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества
Гражданское общество -- совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства...
Государство в политической системе общества
Гражданское общество -- уровень развития общества, которое характеризуется непременным соблюдением прав человека, исполнение обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Сидельникова Т. Т., Темников Д. А., Политическая система...
Государство и гражданское общество
Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне...
Государство и гражданское общество
Первоначально государство и гражданское общество отождествлялись, затем уже в XVII в. Ж. Руссо высказал предположение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государственного устройства Григорьева И.В...
Гражданское общество
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Отметим...
Гражданское общество и правовое государство
Одна из основополагающих целей реформ - построение гражданского общества. Словосочетание "гражданское общество" условно так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует...
Гражданское общество: понятие и элементы
Категория гражданского общества не является чисто юридическим понятием и не может быть определена в виде схемы или набора конкретных субъектов...
Гражданское общество: понятие, содержание, формирование в России
По мнению А.Б.Венгерова Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М., 2012.-С. 598, глубокое осмысление понятие гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права»...
Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки
Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д...
Гражданское право
Приступая к научному исследованию по заявленном теме мы, прежде всего, должны проанализировать понятие гражданского общества со времен Аристотеля до нашего времени. Таким образом, во-первых, понятие “гражданское общество” очень древнее...
Институт гражданского общества в России
...
Конституционные основы гражданского общества
Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности - к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком...
Оценка взаимодействия государственной власти и общества, разработка рекомендаций по решению выявленных проблем (на примере Псковской области)
Термин "гражданское общество" используется для разграничения сфер политической и неполитической жизни общества. Данное понятие употребляется в двух значениях...
Понятие и основные характеристики гражданского общества
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные...
Термин "гражданское общество" восходит к древнеримскому слову "civitas" (от "civis" - гражданин), обозначавшему гражданскую общину, члены которой (римляне) являлись субъектами римского гражданского права (ius civile). Слова "civitas", "civis"...
pravo.bobrodobro.ru
К вопросу о позиционировании ФГОС в обществе.
Концепция ФГОС второго поколения предполагает одним из факторов их эффективного внедрения согласованную позицию государства и общества по основным положениям стандарта. Для этого необходима развернутая PR-политика, основанная, в том числе, на ярких, привлекательных, понятных слоганах, в которых могут быть выражены основные принципы построения стандарта.
Принятые профессиональным сообществом слоганы могут стать эффективным инструментом внедрения стандарта во взаимодействии со СМИ, с органами законодательной и исполнительной власти, с родительским сообществом. Опыт стран, прошедших через системные изменения в образовании в новейшей истории (Великобритания, Финляндия в начале 90-х,) свидетельствует о целесообразности развернутого продвижения положений стандартов через т.н. «school staff-room statements» (“лозунги для школьных учительских”).
Ниже приведены слоганы для позиционирования ФГОС с их содержательной «разработкой».
1. Раскрытие «миссии» и новизны ФГОС.
Новый образовательный стандарт: образование как стратегический ресурс инновационного развития и мирового лидерства России в 21 веке.
Это ключевой тезис, касающийся содержания и «миссии» ФГОС.
Необходимо подчёркивать не просто новизну стандарта, но его принципиальное отличие от прежней образовательной практики по линии «цели образования – целя развития личности и общества».
Понимание ФГОС как «ресурса» успешности государственной политики – важнейший тезис, который необходимо применять к практике образовательных систем любого уровня – от федерального, до уровня конкретного образовательного учреждения.
Просвещённая Россия: сделать мир лучше!
Пунктуация подчёркивает сверхзадачу, «миссию» ФГОС, которая заключается в том, чтобы средствами «просвещения» конкретной страны делать лучше мир в целом. Объединение понятий «Россия» и «Мир» позволяет чётко обозначить национальную принадлежность ФГОС и его «наднациональный» аспект.
Слоган позитивен и может легко использоваться как «рамочный» при обозначении целей образовательной деятельности на любой ступени образования.
ФГОС – Образовательный стандарт российского инновационного лидерства.
В формулировке заложена одна из ключевых задач ФГОС – обеспечить «прорыв» России именно на рынке инновационных технологий и подходов. Прежнее трактовка «лидерства», как ведущий позиции именно в образовании себя несколько дискредитировала, поэтому имеет смысл расширить её рамки и перенести категорию «лидер» на успехи страны в инновационных преобразованиях в целом.
ФГОС – Стандарт инновационного будущего.
Краткая и ёмкая формула, обозначающая долгосрочный характер принимаемых преобразований с одной стороны и необратимость самого процесса модернизации («стандарт») с другой. Важно подчеркивать, что ФГОС является универсальным инструментом развития общества в целом, а не только достижения образовательных или, ещё уже, учебных целей.
ФГОС – национальный документ, принимаемый всеми и для всех, кому небезразлично будущее своих детей и страны.
2. Общественное значение ФГОС
Новый образовательный стандарт как инструмент общественного согласия
Тезис раскрывает роль ФГОС в деле государственного строительства, ориентированного в первую очередь, на развитие гражданского общества. Являясь «местом согласования интересов», по сути дела, всех групп, страт, слоёв населения, Школа естественным образом выступает в роли координатора всех инициатив, касающихся образования новых поколений граждан. От успешности выполнения школой этой роли зависит состоятельность самого процесса гражданского и государственного строительства в ближайшем будущем.
Школа – фундамент гражданского общества.
Возможная версия: Школа – территория гражданского согласия.
Такая формулировка в отношении «миссии» школы принимается впервые в новейшей истории России. Важно подчёркивать, что не только процедура принятия ФГОС (как «общественного договора»), но и само его содержание (три группы требований) согласованы с одним из компонентов национальной общественно-политической стратегии развития: построение гражданского общества, как условие процветания России в 21 веке.
Воспитание «граждан России» - задача, которую невозможно разделить на отдельные компоненты, поскольку «гражданин» - понятие комплексное, напрямую связанное с личностью, с её структурой и особенностями. Провозглашение Школы «фундаментом» гражданского общества означает, по сути, объявление Школы «территорией общественного согласия», а профессии Учителя – профессией, несущей в себе категорию «гражданской ответственности» как смыслообразующую.
poisk-ru.ru
Государство и гражданское общество
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой -- в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов...
Гражданские правоотношения
Определить структурные особенности гражданского правоотношения и выявить круг тех общественных отношений, которые обуславливают необходимость применения к ним метода гражданско-правового регулирования...
Гражданское общество и правовое государство
...
Гражданское общество: понятие и элементы
В современной исследовательской литературе можно выделит три основных подхода к структурированию гражданского общества: институциональный, системный и секторный...
Гражданское общество: теория и мировой опыт
Определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов. По мнению А.И. Подберезкина...
Институт гражданского общества в России
- Наличие в обществе свободных владельцев средств производства; - развитость и разветвленность демократии; - правовая защищенность граждан; (в Конституции РФ: Статья 2:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание...
История развития понятия "Гражданское общество"
Вышеописанная линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической теории. Гражданское общество признается сердцевиной всей политики, здесь традиционно больше развито стремление к справедливости, равенству...
Источники древнерусского права
Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения этого права. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным в зависимости от того...
Основы конституционных начал гражданского общества в России
Термин “гражданское общество”, в основном характеризуемый учеными - юристами и политологами как в целом независимая деятельность частных лиц и их групп (объединений), самостоятельных в финансовом плане непосредственно от государства...
Политические и правовые учения в Западной Европе в средние века
Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притязала на решающее участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров...
Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях...
Понятие и принципы гражданского общества
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: - экономическая свобода, многообразие форм собственности...
Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации
1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные...
Право Украины в период формирования административно-командной системы (30-е годы)
Ликвидация НЭПа привела к существенным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений...
Римское право
В архаическом Риме можно было защитить свои права двумя способами - либо самостоятельно, т.е. путем самозащиты (вплоть до поединка), либо применить нормы обычаев и обычного права. Судьи (арбитры) привлекались...
pravo.bobrodobro.ru
– Скажу искренне, я ни одного дня не пожалел, что такой закон был принят, и общественный орган приступил к работе, – заявил Сергей Алексеевич на открытии итогового пленарного заседания. – В лице авторитетных членов палаты мы обрели надёжных партнёров и общими усилиями смогли добиться многого в развитии региона. Да, нередко они задавали не совсем приятные для власти вопросы, обсуждая самые животрепещущие общественные проблемы, но именно такая активная жизненная позиция и системная работа помогали нам принимать новые законодательные инициативы и двигаться вперед как в экономике, так и в социальной сфере.
В состав общественной палаты входят уважаемые в народе люди, способные не только точно определить круг проблемных вопросов, но и найти ответы на них, подсказать пути выхода из сложных ситуаций. Эти качества оказались особенно ценными на самом старте деятельности нового органа. Ведь он начинал работать, когда страна вступила в полосу затяжного финансово-экономического кризиса. На заседаниях региональной общественной палаты приходилось обсуждать меры борьбы с задержками выплаты заработной платы, сокращения безработицы и другие актуальные вопросы.
Сегодня, подчеркнул губернатор, именно благодаря созданию обстановки тесного сотрудничества, взаимопонимания и неравнодушного отношения общественности мы смогли успешно преодолеть кризисные явления. В нынешнем году рост индекса промышленного производства в Ярославской области опережает общероссийский уровень, более чем вдвое снизилось количество безработных. Особенно заметны сдвиги в машиностроении – буквально на днях состоится открытие нового дизельного завода по производству двигателей 530-й серии. Это означает, что Ярославль продолжает сохранять за собой право называться столицей российского дизелестроения. В десятку самых инновационных предприятий страны входит рыбинский «Сатурн», тоже переживший недавно кризисные времена. Сегодня здесь производят современные авиадвигатели и наземные энергетические установки на уровне мировых стандартов.
Хорошие перспективы развития имеет такое системообразующее предприятие, как нефтеперерабатывающий завод, где планируется создание новых производств. Готовятся осуществить крупный инвестиционный проект ярославские шинники – в будущем году они начнут выпуск цельнометаллических автошин повышенной проходимости. Наращивают объёмы выпуска предприятия судостроительной отрасли, работающие на обновление российского речного и морского флота. В тестовом режиме начинает работу первое предприятие ярославского фармацевтического кластера, на создание которого было направлено 10 миллиардов инвестиционных средств.
Весомую отдачу уже начали приносить немалые вложения в развитие агропромышленного комплекса региона.
С начала нынешнего года на территории области в строй действующих были введены семь новых животноводческих комплексов, 10-процентный прирост выпуска продукции обеспечили предприятия перерабатывающей промышленности. Меры поддержки сельских товаропроизводителей дали возможность значительно превзойти прошлогодние результаты по всем показателям, продолжить выполнение программы технического перевооружения сельхозпредприятий, на реализацию которой только в нынешнем году из областного и федерального бюджетов было направлено около 1,5 миллиарда рублей.
– Ярославское село имеет хорошие перспективы дальнейшего развития, – сказал Сергей Вахруков. – Недавно я подписал 4-летнее соглашение с руководством Росагролизинга о реализации на территории области 18 новых проектов на общую сумму 9 миллиардов рублей. Крупный селекционный центр по выращиванию из эмбрионов высокопродуктивного крупного рогатого скота планируется построить в Любимском районе, что позволит обеспечить хозяйства молодняком голштино-фризской и ангусской пород животных. Всего новые животноводческие комплексы будут построены в 9 муниципальных образованиях. Но вкладывая в развитие села немалые средства, мы должны максимально учитывать демографическую ситуацию, активно подключать к реализации инвестиционных проектов сельское население. Без широкой общественной поддержки любые, даже очень перспективные планы, могут остаться на бумаге.
Об итогах работы общественной палаты Ярославской области рассказал её председатель – ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Владимир Афанасьев. Он отметил, что создание этого регионального органа положило начало формированию общественных палат в муниципальных образованиях. Сейчас этот процесс близится к завершению, организационные работы осталось провести в четырёх районах. Созданные в сельской местности общественные палаты разные по составу и численности, но именно они станут теми структурами, на помощь и поддержку которых будут опираться местные власти. Роль этих органов местного самоуправления возрастёт ещё больше, когда между представителями областной общественной палаты и их сельскими коллегами будет налажена постоянная связь и тесное взаимодействие, особенно в таких сферах, как модернизация здравоохранения и оптимизация системы образования.
– Это наиболее сложные и важные направления нашей общей работы, – отметил
губернатор Сергей Вахруков. – Активизируя свою деятельность в реализации социально-экономических программ и проектов, общественные палаты сформируются как основные структуры нашего гражданского общества, чтобы стать его надёжным фундаментом.
www.sevkray.ru
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 2015 г. Концепция организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.
ПодробнееДобровольцы в НКО: оформляем по правилам Кто такой доброволец? Доброволец физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. У каждого
Подробнее2 Настоящее Положение устанавливает основы регулирования волонтерской деятельности студентов ГБПОУ МО «Долгопрудненский техникум», определяет направления деятельности волонтеров, возможные формы поддержки
ПодробнееОК РУСАЛ Программа «ПОМОГАТЬ ПРОСТО» ПОМОГАТЬ ПРОСТО Социальные инвестиции РУСАЛ это вклад в развитие и эволюцию общества, обеспечивающий социальную, экономическую и политическую стабильность. РУСАЛ рассматривает
Подробнее11 августа 1995 года N 135-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002
ПодробнееПриложение 2 к приказу 12.04.2016 15/31-П-163 Положение о координационном центре развития движения «Волонтеры серебряного возраста» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Комплексный
ПодробнееГосударственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов» проект "Я - волонтер" г. Ставрополь 2012 г. 2 УТВЕРЖДЕН приказом ГБУ СК «ЦМП» от 2012 г. ПРОЕКТ Государственного бюджетного
ПодробнееКраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Канский медицинский техникум» Утверждено приказом 134-орг ПОЛОЖЕНИЕ О волонтерском движении Согласовано Студенческим Советом
ПодробнееПОЛОЖЕНИЕ о проведении VIII Краевого Фестиваля благотворительности 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Фестиваль благотворительности региональная программа добровольческих и благотворительных мероприятий, направленных
ПодробнееСогласовано Зам. директора по УВР О. В. Есева УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ «СТТТ» Н. Б. Дорофеева 2012год ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее Положение устанавливает основы
Подробнее2 1. Общие положения 1.1. Положение о студенческом волонтерском движении «Твори добро» Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации,
ПодробнееМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Охтеурская общеобразовательная средняя школа» Социально-педагогический проект «Дорогою добра» «На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются
ПодробнееАНКЕТА Уважаемые коллеги! Департамент внутренней политики г. Севастополя проводит мониторинг социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в целях определения проблемных направлений деятельности
ПодробнееКАК СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ? Добровольческая (волонтерская) деятельность это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых
Подробнееdocplayer.ru
Поиск Лекций
Анализ существующих в философской, политической и правовой литературе многочисленных трактовок гражданского общества позволяет говорить о гражданском обществе как совокупности общественных отношений, противопоставленных государству, действующих вне сферы государства, как форму существования рыночного демократического, буржуазного общества, как взаимодействие общественных институтов современной западной индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Гражданское общество - это саморегулирующаяся система общественных отношений, спонтанно возникающих в результате взаимодействия свободных, равноправных, экономически и юридически автономных граждан, и их добровольных объединений. Существует четкое разделение, разграничение гражданского общества и государства. Обе силы понимаются как взаимоотражающие и взаимопредполагающие стороны единого, успешного социума. К элементам гражданского общества относят: - добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, куда входят семья, общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие), хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д. - совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономические отношения, включающие собственность, свободный труд, предпринимательство, конкуренцию, образовательно-воспитательные, включающие систему народного образования, распространения духовных ценностей, религиозные, объединяющие церковь, процесс отправления религиозных культов, религиозные объединения, а также общественные отношения в сфере культуры, науки, массовой информации и т.д. - частную жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, отношения соседства, отцовства и материнства, взаимопомощи, обслуживания, любви, дружбы и т.д. - сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций. Таким образом гражданское общество представляет собой социально-экономическую жизнь человека, связанную с реализацией его частных потребностей и интересов и осуществляемую им без опеки насущного. Гражданское общество направлено на решение задач самоуправления и призвано снять с государства часть функций, которые ему заведомо не под силу. Для понимания сущности гражданского общества важно провести разграничение политической и экономической власти. Если политика выступает функцией государства, то институт собственности - атрибут гражданского общества. Поэтому для человека как “элементарной” частицы гражданского общества естественно отграничение его социально-экономической роли как частного лица от его правового статуса как гражданина государства. Тем самым гражданское общество можно определить и как автономную социально-экономическую жизнь человека, связанную с реализацией частных потребностей и интересов. Экономической основой гражданского общества является частная собственность и рынок. Право на частную собственность и вытекающие из него свобода предпринимательства и право на свободный труд, охватывающие выбор вида деятельности, распоряжение рабочей силой, безопасные условия труда, гарантированный минимальный размер его оплаты и т.д., относят к основополагающим экономическим правам личности. Действительно, личная свобода неотделима от экономической свободы, а последняя возможна только тогда, когда человек обладает собственностью на источники существования. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым — это фундамент формирования самостоятельной личности и особой сферы, в рамках которой могут беспрепятственно реализовываться конкретные индивидуальные цели. Исторический опыт показал, что подавление права на частную собственность подрывает стимулы добросовестного, инициативного труда, порождает массовое социальное иждивенчество и безответственность, ведет к дегуманизации общества и разрушению самой личности. Человек, средств производства, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается всякой свободы и инициативы. Отсутствие права собственности обрекает большинство граждан на бедность и нищету, поскольку без осуществления этого права невозможны рыночные отношения, эффективная экономика. В основе развития гражданских отношений лежит прежде всего индивидуальная частная собственность. Именно она обеспечивает свободу творчества, принятия эффективных решений, обеспечивает рост производства и благосостояния. Она же является тем первокирпичиком, из которого складываются разнообразные формы негосударственной, гражданской собственности. Термин “гражданская собственность” шире понятия частной собственности. Гражданская собственность, как противоположность государственной собственности, включает в себя любые формы “неказенной” собственности, которые возникают и развиваются в результате добровольного комбинирования индивидуальных прав собственности. К числу таких форм собственности относятся, например, семейная, партнерская, кооперативная, коллективно-долевая, акционерная и др. “Неказенная” собственность выступает сегодня одновременно как индивидуализированная и, как социализированная собственность, то есть используемая в интересах общества. Многообразие форм собственности представляет собой каркас, современной рыночной экономики и либерально-плюралистической демократии. Монопольное положение одних форм собственности в ущерб другим означает доминирование интересов определенных социальных групп в ущерб интересам общества в целом. Чем многообразнее в стране формы гражданской собственности, чем больше в ней самих собственников — владельцев капитала, ценных бумаг, недвижимости, земли, труда, тем эффективнее рыночная экономика, тем мягче и многомернее социальное расслоение, тем стабильнее и демократичнее гражданское общество, тем выше степень автономии граждан от государства. Социальная основа или социальная стратификация современного гражданского общества представлена различными группами (стратами), образованными по классовым, профессиональным, демографическим, этническим, социокультурным, конфессиональным признакам, по уровню образования, типу местожительства, образу жизни и т.п. Социальная стратификация — это структурированное неравенство в общественном положении, существующее между различными группами людей. Первичным элементом социальной структуры гражданского общества является человек, который с одной стороны, выступает как частное лицо с набором своих личных потребностей, интересов, целей, а с другой стороны, — как участник общественных отношений, как гражданин, у которого выражена исключительная способность объединяться с себе подобными. Семья является первичной формой такого объединения и универсальной социальной ячейкой гражданского общества. Именно интересы семей являются источником активности людей, их объединения в различные группы, ассоциации и движения для совместной защиты своих интересов и ценностей. Семьи и индивиды широко варьируются по своему общественному положению. В результате стратификации они оказываются неравными друг другу и структурируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью. Такая стратификация развитого гражданского общества представляется в следующем виде. Высший класс составляет обычно 1-2% населения. Это крупные промышленники, финансовые магнаты, высшие управляющие (менеджеры), наиболее богатые представители политической и творческой элит. Они владеют значительной частью собственности около 20% общественного богатства, контролируют политику, оказывают серьезное влияние на культуру, образование и другие сферы общественной жизни. Средний класс — интегративное понятие, обозначающее совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих "срединное" положение в основных статусных иерархиях (престиж, собственность, власть). В развитых странах его численность достигает 60-80% населения и он контролирует 3/4 общественного богатства. Выделяют несколько слоев среднего класса. Это "высший" слой, включающий владельцев среднего капитала, высшие интеллектуальные профессии -- высшие государственные чиновники, представители науки, информатики, искусства, здравоохранения, преподаватели вузов, административные, торговые и инженерно-технические работники предприятий; "средний" слой, составляющий традиционный средний класс, объединяющий мелких предпринимателей, коммерсантов, фермеров, ремесленников и других представителей малого бизнеса, "низший" слой — средние кадры, в частности учителя школ и схожие профессии, средний состав обеспечения здравоохранения и социальных служб, техники, мастера, торговые агенты, а также рабочие высокой и средней квалификации. Низший класс — малоквалифицированные группы с низким уровнем образования и дохода, люмпенизированные слои населения. Многочисленный средний класс является основной социальной силой гражданского общества. Он выполняет ряд важных функций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и развитие всего общества. Прежде всего, средний класс производством и распространением знаний, информации, культуры, является основой рынка. Его представители, обладая высокой квалификацией, профессионализмом, творческими качествами, стимулируют научно-технический, экономический, духовный прогресс. Многочисленный и активный средний класс сглаживает резкость социального расслоения, смягчает противоречия со стороны "верхов" и "низов", препятствует столкновениям их политических представителей и следовательно, служит социальной опорой подлинного центризма в политике. Отвергая узкоклассовые приоритеты, средний класс скорее ориентируется на интересы общества в целом. Этот класс в силу своей компетентности заинтересован в демократических формах власти, защите гражданского общества от произвола государства. Он поддерживает идеи либерализма, является главным проводником политической и экономической модернизации, её социальной базой. Современнаязападная цивилизация — это прежде всего цивилизация среднего класса. Западное общество стало современным, модернизированным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. Фундаментальный характер данного положения подтверждается не только историей западноевропейских государств, США и Японии, но также развитием новых индустриальных стран, таких какБразилия, Мексика, Тайвань, Корея, Сингапур, Гонконг и др. Все они модернизировались и интегрировались в мировую рыночную экономику лишь после того, как там образовался социально и политически активный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам эта сила не могла оформиться, существует нестабильность, рутинность экономических порядков, а процесс модернизации затруднен или сопровождается провалами и откатами. Политические силы гражданского общества представлены различными институтами и организациями гражданского общества взаимодействующих между собой и с государством во имя определенных политических целей. К ним относятся: политические партии, группы интересов, в том числе группы давления, общественные движения, органы местного самоуправления, независимые средства массовой информации, церковь. Политические отношения становятся структурными компонентами гражданского общества в той мере, в какой граждане имеют возможность открыто влиять на власть, выражать и отстаивать сои интересы с помощью различных негосударственных организаций. Правовое государство находится не внутри, а во вне гражданской сферы. Известно, что любое государство, в том числе и правовое, обладает рядом существенных признаков, несовместимых с гражданской сферой. Речь идет о таких свойствах государства, как принуждение, его исключительное право на использование насилия, издание общеобязательных законов, взимание налогов и т.п. Если государственные структуры основаны на зависимости "приказ —исполнение", то гражданское общество "сцепляют" добровольные кооперативные связи, субъекты которых юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры. Характерной чертой гражданского общества является преобладание горизонтальных невластных отношений, тогда как устойчивую структуру государства, в том числе и правового составляют вертикальные, иерархические отношения. Иной вопрос, что местные представительные органы государственной власти могут одновременно входить и в структуру гражданского общества, но лишь в той мере, в какой они функционируют на принципах общественного самоуправления. Или, например, профсоюзы и многие другие общественные организации, в посттоталитарных обществах, отмирая как государственные структуры, трансформируются в институты гражданского общества. Напротив, политические партии по мере перерастания из партии идей в партии интересов, проведения регулярных демократических выборов, складывания сильных партийных фракций в представительных органах власти постепенно превращаются в ключевые элементы государственной системы принятия решений и управления. Духовные основы зрелого гражданского общества предполагают высокий уровень гражданского сознания и культуры, развитые этические нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения. Только такое общество способно поддерживать цивилизованный рыночный порядок, верховенство естественного права, соблюдение демократических процедур, быть реальным гарантом стабильности правового демократического государства. Для массового гражданского сознания характерны индивидуальная свобода и автономия — высшая ценность и благо, совпадающие с самим существом жизни. Граждане в свободном обществе стремятся к экономической самостоятельности, независимости от государственного "социального попечительства", берут на себя ответственность за свою жизнь. Они понимают, что политика тотального государственного вспомоществования ("благожелательная деспотия") воспитывает иждивенческие настроения, подавляет деловую активность, приводит к бюрократизации общества и рано или поздно — к утрате индивидуальных свобод. Поэтому основу общегражданской ментальности составляет вера индивида в свои силы и возможности, чувство собственного достоинства, склонность к состязательности, конкуренции. В качестве базовых ценностей гражданской культуры можно назвать приверженность идеалам свободы, демократии и справедливости, терпимость к существующим между людьми различиям, открытость, способность к восприятию чужого социального опыта, принятие неизбежности конфликтов и готовность идти на компромиссы, чтобы достигнуть согласия, стремление к легитимным формам политического поведения, критичное и взыскательное отношение к правящим структурам, устойчивый иммунитет к разного рода утопическим идеологиям, проповедующим тотальную рационализацию общества, убежденность в превосходстве эволюционно-реформистского пути развития. В демократическом гражданском обществе заметно снижается необходимость в дисциплине физического принуждения, наказания, страха — основных силовых регуляторах поведения индивидов в этатизированных обществах. Когда люди наделены собственностью, когда права и свободы каждого защищены против власти большинства, то уже не страх, а личные (групповые) интересы и убеждения становятся основополагающими мотивами поведения граждан. На место принудительного подчинения внешним целям приходит внутренняя, саморегуляция гражданского общества. Логика развития рыночных отношений постепенно сформировала такие всеобщие нравственные правила, как, например, опора человека на самого себя, уважение к собственности, индивидуальная ответственность, выполнение обещаний, бережливость, без соблюдения которых сегодня невозможны долговременный личный успех и процветание. Необходимость следовать этим правилам заставляет человека служить удовлетворению потребностей людей, с которыми он не только незнаком, но и не подозревает об их существовании. И наоборот, не известные ему люди помогают удовлетворению его собственных потребностей. Иными словами, люди приносят друг другу взаимную пользу, выходящую за пределы их непосредственного восприятия и конкретного знания. Этот эффект достигается не вследствие их личных благих намерений, а спонтанным образом. Коллективные и индивидуальные начала в моральной практике гражданского общества пребывают в противоречивом взаимодействии. Конфликт между двумя системами правил нередко является основным источником жизненных коллизий и кризисов. Способность жить одновременно в двух системах ценностей, уметь их разграничивать и в то же время объединять, руководствуясь в выборе нравственных приоритетов общечеловеческими представлениям о добре и зле, допустимом и запретном —один из решающих факторов гражданской культуры. Поэтому “простые” свойства — порядочность, честность, человечность — универсальная и фундаментальная основа гражданского общества и правового государства. Итак, духовные основы гражданского общества представляют собой сложную, многоуровневую систему воззрений, норм, традиций, ядро которых составляет принцип опоры человека на самого себя, ценности свободы и автономии личности. Вместе с тем высшим выражением гражданского самосознания является демократическая культура гражданственности. Обладание индивидуальной свободой, собственностью делает людей ответственными за сохранение и умножение не только их личного, но и общественного достояния — культуры, науки, образования, достигнутого в обществе качества жизни, гарантий прав и свобод человека. Если государство защищает права своих граждан, то и граждане в ответ проявляют заботу о государстве, принимают на себя обязательства и выполют обязанности. Демократия только тогда процветает, когда о ней заботятся граждане, готовые разделить с государством бремя ответственности за её сохранение и укрепление.
Соотношение гражданского общества и государства. Общество в отличие от государства существовало всегда. Гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации появилось и сформировалось примерно с конца XVII по конец XIX века. Это случилось в наиболее развитых странах в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе. Законодательно признание правового равенства людей и правящих и управляемых на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком и основой гражданского общества. Верховенство права над государством обеспечивается разделением властей и особым высоким положением законодательной власти, занимающейся поиском и фиксацией права, ее прямой зависимостью через выборы от народа, а также полноправной ролью суда, доступного и справедливого для всех. Гражданское общество изменило значимость конституции страны. Да, этот основной закон, который определяет устройство государства, но это и основной закон, где зафиксированы право и свободы гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства о разграничении сфер их деятельности: для государства – публичная власть сфера общих интересов, для общества – сфера индивидуальных свобод, частных интересов. Диалектика развития конституции состоит в том, что в ней все более четко закрепляется идея ограничения обществом власти государства. Она становится основным законом, своеобразным договором между обществом и государством о распределении между ними власти. Гражданское общество стимулирует государство расширяет контроль представительных и судебных органов за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных. Развитое гражданское общество постепенно снижает функцию государства как “ночного сторожа”. В его деятельности все большее место занимают такие общественные функции как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением. Повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности, развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений. Расширяется сфера действия публичного права, активно развивается социальное законодательство. Нормальное цивилизационное государство современности - правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправлений, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом. Гражданское общество становится более сильным, чем государство и стремится его подчинить, максимально развить в нем функцию управления делами всего общества. Это делается через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу. Право этого периода все более становится возведенной в закон волей не только буржуазии, но воли и интересов всех классов и социальных групп, всего общества. Оно устанавливает не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий. Власть отделяется от собственности, управление общественными делами переходит в руки ученых-специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются на основе всемирного рынка, возрастает реальная роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет ООН и других международных организаций; повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением. Однако, перспективы развития гражданского общества могут быть различными. Несомненно, часть из них оптимистична. Однако, история цивилизации знает и откаты назад. Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.
Правовое государство. Поскольку сегодня правоведение оперирует различными подходами к пониманию и права и государства, соответственно, существуют различные подходы и к пониманию правового государства. Так, с позиции социологического понятия государства и позитивистского понятия права, правовое государство невозможно, поскольку право это – закон, вне закона и без закона оно не существует, следовательно, если государство связано законом, то это государство законности. Такое государство само создает эти законы для всех граждан и государственных служащих, определяя их возможности и обязанности, оно в любой момент имеет право изменять содержание законов или отменить их вообще. Данный подход определяет государство как наиболее сильную организацию власти, которая не может быть связана дозаконотворческими естественными правами человека, поскольку право, исходя из этой теории по природе своей не может стоять над государством. Цель такого государства законности – соблюдение законов. С позиции легистского понимания государства и позитивистского понимания права, наоборот, всякое государство правовое, поскольку сущность государства определена в содержании законов о нем. Несомненно то, что всякое государство имеет законы, где определены компетенция его государственных органов, правовой статус гражданина и т.д., а коль это так, то значит оно и есть правовое государство, а термин “правовое государство” -- речевое излишество как, например, масленое масло. В период ревизии основополагающих понятий и категорий права, когда стали различать право и закон, по-новому взглянули на соотношение права и государства, должно получить новое звучание и понятие “правовое государство. Понятие “правовое государство” вполне логично вытекает из правового или юридического понимания государства и непозитивистского понимания права. Основной постулат этого понимания государства состоит в том, что государственная власть всегда связана с правом, т.е. ограничена правами человека. Правовое государство это такое государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина и, соответственно, это минимальное государство. Оно опирается на инициативных, творческих, самостоятельных граждан – собственников, которые организуют свою жизнедеятельность, развивает и защищает их автономность, устанавливает общие для всех правила “игры”. Здесь признаются и гарантируются естественные права человека реализуется принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается принцип верховенства права. Государство и гражданин – партнеры в государственно-правовых отношениях, они наделены взаимными правами и обязанностями. Концепцией такого государства является “От человека к государству”, а не наоборот “От государства к человеку”, к чему мы привыкли за время господства марксистско-ленинской трактовки права и государства. С точки зрения правового или юридического понятия государства различают правовое и полицейское государство. И в том и другом случае это демократические государства, где признаются права и свободы человека. Но, если в правовом государстве права человека максимально ограничивают государственную власть, если здесь воплощается либеральная концепция минимального государства, государства “ночного сторожа”, а принцип реализации прав и свобод человека в правовом государстве – “свобода от” всякого вмешательства, то в полицейском государстве само государство максимальное, оно представлено мощным административным аппаратом. Закон дозволяет административной власти практически все, что не нарушает минимальные права человека. Права человека ограничивают власть минимально. Права и свободы в полицейском государстве реализуются по принципу “свобода на”, т.е. это не либеральное, а социальное государство, обеспечивающее прежде всего равные социальные права. Именно здесь процветает мелочная опека над частной жизнью человека, ограничивается свободное усмотрение и самостоятельность человека, подавляется собственник, развивается социальное иждивенчество, гражданин – больше объект власти, ее попечительства. Правовое государство – это либеральное, минимальное государство, где высоко развиты и право, и государственность, и правовая культура человека.
|
|
poisk-ru.ru
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта