• Войти
  • Регистрация
 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Фундамент научного знания


3. Методологические основы научного знания

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Методология научного познания – это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Познание – это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации. Это специфическая форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».

Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой – выступает как владение ими и умение действовать на их основе.

Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

По генезису (происхождению) и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственный языки.

Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Кроме научного познания, существуют также вненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым – обыденное познание.

Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особенностях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности. Житейское знание в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания. В то же время последнее вбирает в себя богатый опыт житейского познания. Немало нового мы узнаем с помощью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что научное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденного, поскольку представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие последнего.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, тогда когда оно входит в качестве элемента в состав определенной системы, чаще всего – теории, как наиболее развитой формы рационального знания. В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты.

Собственно научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания.

Рассматривая вопрос о соотношении обыденного и научного знания, следует избегать двух крайностей в его решении. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается, прежде всего, в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом.

Повседневность одна из сфер человеческой реальности, конечных областей значения жизненного опыта. Верховенство повседневного опыта над другими, прежде всего в его ориентации на практические цели. Кроме того, повседневность – сфера человеческого опыта, который не требует специальных доказательств и интерпретаций. Он просто есть. Каждый человек, погружаясь в миры фантазий, игры, науки, искусства, соизмеряет свои представления и опыт в этих сферах с тем, что можно назвать повседневным здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее, в его основе лежит представление об объективном реальном существовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъестественных сил. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, постольку они опираются на те же законы традиционной логики, которые обеспечивают последовательный, непротиворечивый характер мышления.

Образ жизни человека – это коммуникативное пространство индивида, имеющее свои смысловые границы, где осуществляется обмен знаниями, процесс обыденного познания (36).

Творческое познание. Кроме научного и обыденного познания, существуют также иные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство. Как утверждает известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, человек формируется через разум, волю и чувства.

Разум Воля

Чувства

Наши чувства и ощущения являются важнейшим стимулом познания. Искусство есть особый вид человеческой деятельности, направленный на познание человека через творчество. Творчество предполагает наличие у человека нестандартного, многостороннего взгляда на мир. Не следует забывать, что человек все же является частью природы и прежде всего живой природы. Поэтому его творческая деятельность связана не только с мировоззрением, позволяющим осознавать рациональные законы окружающего мира, но и с более глубоким, однако часто неосознанным мироощущением.

Многие творческие люди (выдающиеся ученые, художники, режиссеры и т.п.) в основе своего интеллекта имели интуицию, тонкую чувствительность, которая определяла масштабность их мышления и способность формировать нетрадиционные подходы к решению тех или иных проблем. Вживаясь в окружающую действительность, творческий человек через призму своей неповторимой индивидуальности воспринимает циклы и ритм живой природы и тем самым преодолевает рационалистическую односторонность своего мышления.

Хорошо известно, что творчество всегда связано с возникновением чего-то нового, чего раньше не было и что имеет известную социальную значимость в какой-либо момент времени. Понятно, что становление нового неизбежно связано с нарушением установившихся стереотипов, канонов, традиций и т.п.

Как отмечал А. Эйнштейн, в процессе познания действительности человек стремится создать простую и ясную картину мира, являющуюся моделью действительности. «Этим, - писал он, занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему».

Художественная картина мира отличается от научной по меньшей мере двумя моментами. Во-первых, искусство в отличии от науки, оперирует с образами и не нуждается в переводе содержания образа на математический язык. Отсюда вытекает полифоничность (многоголосность) художественного образа (символа). Символ в рамках художественной картины мира выполняет роль звена, связывающего конкретное произведение искусства с мировой культурой, а через нее с наукой. В процессе интерпретации происходит рационализирование символа и тем самым он приближается к понятию, но эта интерпретация носит многозначный характер. В этом заключается специфика художественного творчества.

Второе существенное отличие художественной картины мира от научной состоит в том, что точные науки – это монологическая форма знания, в то время как произведение искусства вступает в ситуацию общения – диалога и имеет диалогическое строение. Художник «творит» субъект и вступает в диалог с сотворенным им субъектом. Необходим определенный уровень культуры диалога, для того, чтобы в процессе восприятия художественного творчества увидеть и понять автора произведения, то есть «другой субъект». Художественное освоение действительности, в отличии от научного мировоззрения, в большей степени зависит от субъективных моментов, отражающих цели и задачи личности, обладающей определенной творческой свободой. (Солдатова Н.П. Творчество и художественное освоение действительности (15).

Изучая какое-либо явление необходимо использовать все механизмы познания действительности

Наука - сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания. Современный мир как бы создает повсюду науки, независимые друг от друга, но общие по духу. В мастерских художников и архитекторов возникла наука о природе, мореплавание создало географию, государственные интересы – экономическую науку. Импульсом повсюду служило желание извлечь из знания непосредственную пользу. Но постепенно формировался и живой интерес к объекту познания. Наука строится на объективных и вещественных доказательствах. Аналитическое сознание вбирает в себя многоликий жизненный опыт и всегда открыто для уточнений. Мы можем говорить о научном знании только тогда, когда оно общезначимо. Обязательность результата – конкретный признак науки. Наука также универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию – явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы (6).

Существует большое количество определений понятия «наука». Все они, так или иначе, отражают многогранность этого явления. Владимир Иванович Даль так трактует понятие «наука»: - «Это не один только навык, а разумное и связанное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений».*

Наиболее емкое определение дано в Советском энциклопедическом словаре: «Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира».**

Современные исследования определяют науку как высокоспециализированную деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования, как знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости, концептуальной связности (17).

Указанные критерии характерны для всех наук, всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания – от философских, логических, математических, кибернетических до естественно-научных, технических и гуманитарных наук.

Наука – это особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире – возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Факт. В обычном смысле слово «факт» (лат. factum – сделанное, совершившееся) является синонимом слов «истина», «событие», «результат». Как категория логики и методологии науки факт – это достоверное знание о единичном. Научные факты связаны с практической деятельностью человека. Формирование факта – синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения при которых возникают понятия, имеющие собирательный характер, и открываются возможности для отображения действительности не только на уровне явлений, но и на уровне сущности.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.

В более узком смысле теория – это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы и принципы.

Теория – развивающаяся система объективно верных, проверенных практикой научных знаний, объясняющих закономерность явлений данной области. Теория изменяется путем включения в нее новых фактов, идей и принципов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в пределах ее исходных принципов, то разрешение его ведет к построению новой теории.

Зрелая теория – не просто покоящаяся или реализующаяся система знаний: она включает определенный мыслительный механизм построения и развития знаний, содержит некоторую программу исследований, выполняет методологическую функцию.

Строение теории можно представить по такой схеме:

- эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

- исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы;

- логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных или неосновных законов;

- потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Научная теория имеет как внутреннюю организацию, так и внешние связи. При этом следует различать два понятия «основание» и «основа» научного исследования.

Под основаниями понимаются все эмпирические и теоретические предпосылки (факты, принципы, идеи, законы философии и частных наук), исходя из которых, строятся системы знаний в науке. В свою очередь база научного исследования - это некоторые компоненты его основания. Разграничение понятий «основание» и «основа» имеет смысл для конкретизации предпосылок анализа знаний в науке. Некоторые предположения в теории выступают в функции исходных независимо от того, аксиоматизирована или нет данная теория. Исходные термины и предположения составляют основу, на которой непосредственно строится научная теория. Поэтому они называются собственными основаниями теории. На этом основании строится внутренняя организация теории, представляющей собой логическую схему, т.е. множество терминов и предположений, связанных логическими отношениями.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления, представляет собой высший продукт умственной деятельности человека. Понятия бывают: общими, единичными, конкретными, абстрактными, относительными, абсолютными и др. Понятия сохраняют преемственность по отношению к предшествующим им идеям образами, представлениями, но отличаются от них определенностью. «Прежде всего, научись каждую вещь называть своим именем» (Пифагор). Имена понятий представляют их обозначения. Однако необходимо не просто овладеть знаком, но и знать его смысл и значение. Смысл заключается в тех свойствах, которые используются при его применении. Значением знака является обозначенный объект реальности – объем понятия (9).

Суждение – это мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо посредством связи понятий. Суждения бывают утвердительными и отрицательными, общими и частными, условными и разделительными и др.

Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей.

Принцип – понятие «принцип научного познания» - один из результатов теоретической рефлексии о системах научного знания. Компонент знания тогда выступает принципом познания, когда применяется субъектом как ориентир, требование, основание, регулятив, детерминант, идеал и норма развития систем знания. В плане методологии объективность содержания понятия «принцип» характеризуется и тем, что это понятие отражает роль принципов как регулятивов, норм и идеалов развития научного познания.

Структурно-функциональный принцип и соответствующий ему анализ и синтез пронизывают все виды системных исследований. Отображение структуры и организации системы выступает интегральной (целостной) характеристикой содержания знания об объекте, позволяющей рассчитывать и предсказывать свойства системы, осуществлять ее синтез с ранее заданными свойствами, функциями и показателями.

Термины представляют общенаучные слова, имеющие более строгое значение по сравнению со словами повседневного языка. При научном познании объектов используют многие термины. Значение терминов обычно устанавливают на основе словарей, справочников, учебников и т.д. Обычные слова полисемичны – ими обозначают многие объекты. Превращение слов в термины называют терминизацией, что происходит посредством определения. В таком случае не отрицают все остальные значения слов, но в научном их использовании исходят из строго определенного их значения. При терминировании слова формулируют более строго его значение, раскрывают его содержание и объем обозначаемого им понятия. В результате ограничивают значение термина на основе контекста.

Категории представляют более высокий уровень обозначения понятий объектов. До настоящего времени сохраняется трактовка категорий в том смысле, который утвердил Аристотель. Он называл категориями предельные, исходные, неопределяемые понятия (первопонятия). В настоящее время категориями в науке называют основные, специфические термины каждой теории. Категоризация терминов представляет переход к более развитой форме понятий объектов. Категория – это обозначение понятий объектов на основе теории. Категоризация терминов ведет к ограничению их значения тем смыслом, который соответствует данной теории.

Норма – понятие «норма» раскрывается через нормативное высказывание, которое чаще всего представляется повествовательным предложением с особыми нормативными словами: «обязательно», «разрешено», «запрещено». В языковом представлении нормативного высказывания решающую роль играет контекст, в котором выражается норма. Уточнить понятие «нормативное высказывание» можно путем выявления внутренней структуры выражаемых норм и на основе исследования многообразных разновидностей нормы. Номы как оценки, стандартизированные с помощью санкций, являются частным и довольно узким классом оценок. Как и всякое оценочное высказывание нормативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношение между высказыванием описательным и действительностью.

Контекст – по-латыни «contextus» - тесная связь, соединение, сцепление. В современном русском языке под контекстом понимают достаточно большой и связный отрывок текста, дающий возможность определить смысл входящих в него слов, фраз и выражений. В науке контекстом обычно считают определенную теорию, какой-то ее фрагмент или даже отдельное рассуждение, если входящие в него понятия и представления являются общепринятыми. Контекст конкретизирует значени элементов данного отрывка текста, он определяет, какое, например, из приведенных в толковом словаре значений того или иного слова нужно выбрать в рассматриваемом случае, но он может и изменять словарные значения, добавлять оттенки, придавать сказанному переносный или иронический смысл (12).

Парадигма – это выработанные и принятые в научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию. Каждую систему знания, принятую данным научным сообществом, - парадигму – можно, расположив по эпохам в развитии науки, сравнить между собой и обнаружить стержневые принципы, лежащие в их основании. Парадигма обладает известной устойчивостью, однако эта устойчивость относительна: она нарушается по мере того, как исчерпываются ее объяснительные возможности в осмыслении новых фактов, предсказательная сила, соответствие уровню развития практики.

Концепция – единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда.

Знание базисных составляющих научного исследования является необходимым условием его грамотного проведения. Перечисленные выше понятия сделают путь научного поиска последовательным и логичным. Не следует спорить о словах, но нельзя спорить вообще, если не использовать адекватно слова. Спор о словах имеет важное значение ввиду того, чтобы не допускать прикрытия этим спором реальных противоречий. При «терминологической путанице неизбежна бессмыслица». «Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, писал В.Г. Белинский, - есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова – суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, всей тонкости, одного понятия от другого». Овладение словами, терминами, категориями является исходным положением мышления, основой интеллекта. Мышление есть познание через понятия.

Процесс познания происходит по определенным правилам, составляющим основу учения – методологии. Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, то есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности.

studfiles.net

4.4 Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания

Вспомним, что в структуре научного познания выделяются три основных уровня: 1. эмпирическое познание; 2. теоретическое познание; 3. метатеория (основания науки).

Рассмотрим более детально содержание метатеории. Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящейся на довольно высоком этапе развития.

Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:

1. Идеалы и нормы научного познания

2. Философские основания науки

3. Научная картина мира

Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее.

Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.

Основные идеалы и нормы научного познания:

1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.

2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.

3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.

4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.

5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.

6. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я стоял на плечах гигантов».

7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекватном объяснении мира.

8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказывать явления и события.

9. Для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика.

Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев.

studfiles.net

Структура научного знания. Структура научного знания. Основание науки

Похожие главы из других работ:

Закономерности развития науки философии

Процессы дифференциации и интеграции научного знания

Развитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки -- тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим -- к сближению между фундаментальными и прикладными науками...

Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода

III. Системный подход. Синтез научного знания

Интенсивное развитие науки, быстрый прогресс научного знания, его углубление, специализация и дифференциация привели к тому, что потребности объединения...

История возникновение и развитие науки

1.3 Строение и динамика научного знания

Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении: а) ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; б) научные учреждения...

Марксизм в системе научного знания

1. Марксизм в системе научного знания

Марксизм являет собой попытку создания всеобщей, универсальной, мировоззренческой системы, и именно поэтому он постоянно выбивается из академических рамок...

Научные революции

1. Концепция развития научного знания Т.С. Куна

«Нормальная наука», по Т. Куну, - это исследования, прочно опирающиеся на прошлые научные достижения, которые уже признаны определенным научным сообществом «как основа для его дальнейшей практической деятельности» [2, с. 34]...

Нужна ли философия науке

2. Основания научного знания

Современная наука дисциплинарно организованна. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. В структуре научного знания выделяют, прежде всего...

Особенности социальных наук в концепции К. Поппера

1. Рост научного знания в логико-методологической концепции Поппера

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Поппер указывает на некоторые сложности...

Особенности социальных наук в концепции К. Поппера

2. Схема развития научного знания

Итогом его размышлений является схема развития научного знания, основой которой является идея фальсификации, так как К.Поппер убежден, что что у людей нет никакого критерия истины и мы способны обнаружить и выделить лишь ложь...

Проблема философского понимания картины мира

3. Философские основания научного знания

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том...

Прогресс научного знания

Генезис научного знания

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв....

Развитие научного знания

1. Накопительная и диалектическая модели развития научного знания.

Хотя история науки и служит начальным источником моделей развития знания, все же надо не забывать, что модели динамики научного знания основывались также и на понимании учеными его структуры и компонентов. Например...

Структура научного знания

1. Структура научного знания

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их...

Структура научного знания. Основание науки

Структура научного знания

В каждой отрасли науки - физике, биологии, химии и др. существует многообразие типов или форм научного знания - эмпирические факты, гипотезы, модели, законы, теории и др. Все они отличаются друг от друга по степени обобщенности, к примеру...

Философия Аристотеля

1.3 Классификация научного знания

Исходя из актуальности научного знания, Аристотель проводит его классификацию, которая сама по себе представляет несомненный интерес. Этому вопросу Аристотель также отводит место в "Метафизике" (книга VI)...

Философия и методология науки

§ 1. Роль научного знания

Еще древние философы делили все утверждения на знание и мнение Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2008. С.22.. Знание, или наука, по Аристотелю, может быть двух родов -- либо демонстративным, либо интуитивным. Природа едина...

fil.bobrodobro.ru

10. Основания научного знания

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том, что структура научного знания не исчерпывается этими уровнями — она включает также и то, что принято называть основаниями научного знания. Помимо того, что благодаря этим основаниям достигается целостность предметной области, они определяют также стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.

Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы познания, научную картину мира и философские основания.

11.История философии и история науки. Общее и различное.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Различия: Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики опосредствованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Математика не будут интересовать качественные характеристики объекта, а социологу будут безразличны вес и рост людей как элементов некоей социальной системы. Это огромное преимущество наук, позволяющее им бесконечно распространять методы своего познания вглубь данного предмета, но одновременно это и их слабость, не позволяющая выносить универсальные суждения о бытии. Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого. Такая тесная взаимосвязь и ряд общих задач порождают два полюса (две крайности) отношения философии к науке. С одной стороны, философия пытается строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, создавая «могучие» натурфилософские системы, которые часто на поверку оказываются спекуляциями, оторванными от действительности. С другой — философия часто идет вслед за конкретной наукой и отказывается от обсуждения метафизической (прежде всего, ценностной) проблематики, сосредоточиваясь исключительно на обобщении фактов пауки. Но, кроме этой взаимосвязи, есть еще и сущностное родство между наукой и философией. Философия, выступая как теоретическое сознание, сама стремится быть наукой и по многим параметрам отвечает общенаучным критериям, которые, конечно, требуют серьезных уточнений.

Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая совокупность знаний. Более того, в определенной степени философия отвечает такому важному общему критерию научности, как принцип объективности. Принцип объективности формулируется в каждой науке и зависимости от ее предметной области. Но сама эта область может быть слишком узкой и описывать объективно лишь какую-то одну сторону предмета, объекта или явления.

studfiles.net

2. Основания научного знания. Нужна ли философия науке

Похожие главы из других работ:

Закономерности развития науки философии

Процессы дифференциации и интеграции научного знания

Развитие науки в современном обществе приводит к вертикальной интеграции науки -- тенденции к всё большему сближению науки с практикой, а в связи с этим -- к сближению между фундаментальными и прикладными науками...

Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода

III. Системный подход. Синтез научного знания

Интенсивное развитие науки, быстрый прогресс научного знания, его углубление, специализация и дифференциация привели к тому, что потребности объединения...

История возникновение и развитие науки

1.3 Строение и динамика научного знания

Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении: а) ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; б) научные учреждения...

Марксизм в системе научного знания

1. Марксизм в системе научного знания

Марксизм являет собой попытку создания всеобщей, универсальной, мировоззренческой системы, и именно поэтому он постоянно выбивается из академических рамок...

Научные революции

1. Концепция развития научного знания Т.С. Куна

«Нормальная наука», по Т. Куну, - это исследования, прочно опирающиеся на прошлые научные достижения, которые уже признаны определенным научным сообществом «как основа для его дальнейшей практической деятельности» [2, с. 34]...

Особенности социальных наук в концепции К. Поппера

1. Рост научного знания в логико-методологической концепции Поппера

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Поппер указывает на некоторые сложности...

Особенности социальных наук в концепции К. Поппера

2. Схема развития научного знания

Итогом его размышлений является схема развития научного знания, основой которой является идея фальсификации, так как К.Поппер убежден, что что у людей нет никакого критерия истины и мы способны обнаружить и выделить лишь ложь...

Проблема философского понимания картины мира

3. Философские основания научного знания

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том...

Прогресс научного знания

Генезис научного знания

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв....

Развитие научного знания

1. Накопительная и диалектическая модели развития научного знания.

Хотя история науки и служит начальным источником моделей развития знания, все же надо не забывать, что модели динамики научного знания основывались также и на понимании учеными его структуры и компонентов. Например...

Структура научного знания

1. Структура научного знания

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их...

Структура научного знания. Основание науки

Структура научного знания

В каждой отрасли науки - физике, биологии, химии и др. существует многообразие типов или форм научного знания - эмпирические факты, гипотезы, модели, законы, теории и др. Все они отличаются друг от друга по степени обобщенности, к примеру...

Философия Аристотеля

1.3 Классификация научного знания

Исходя из актуальности научного знания, Аристотель проводит его классификацию, которая сама по себе представляет несомненный интерес. Этому вопросу Аристотель также отводит место в "Метафизике" (книга VI)...

Философия и методология науки

§ 1. Роль научного знания

Еще древние философы делили все утверждения на знание и мнение Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2008. С.22.. Знание, или наука, по Аристотелю, может быть двух родов -- либо демонстративным, либо интуитивным. Природа едина...

Философские проблемы технических наук

1.3 Структура научного знания

Рассматривая основную структуру научного знания, академик В.И. Вернадский отмечал, что "основной, неоспоримый...

fil.bobrodobro.ru

10. Структура научного знания.

Есть целостностная развивающаяся мера, которая имеет свою структуру. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах. И, соответственно, совокупности специфических своих элементов. Наука выступает во многих своих аспектах, наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема.

Следует отметить, что в структуре всякого научного знания существуют элементы, выходящие за пределы понятия научности, религиозные, навыки и др. личные пристрастия и т д. Рассматривая основную структуру научного знания, Вернадский считал , что остов науки включает в себя следующие главные элементы

  1. математические науки во всем их объеме

  2. логические науки.

  3. научные факты

  4. классификации и сделанные из них эмпирические обобщения

  5. научный аппарат, взятый в целом.

Рассматривая научное знание, как взаимодействие субъекта и объекта с точки зрения этого основания, научное знания включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:

  1. субъект науки, то есть исследователь, коллектив, научное сообщество

  2. объект науки, то на что направлено познание, что изучает наука (Предмет – иделизация, модель ( не только материальный) самопознавательный процесс,... - шире, чем объект)

  3. система методов и приемом, которые характерны для науки

  4. свой специфический язык, как естественный, так и искусственный (формулы, символы)

При другом срезе, анализе структуры, различают следующие элементы его структуры:

  1. фактический материал, который подчерпнут из эмпирического опыта

  2. результаты первоначального концептуального обобщения материала в понятиях, абстракциях

  3. основанные на фактах проблемы и научные предположения

  4. Законы, принципы и теории

  5. философские установки, основания

  6. Социокультурные ценностные и мировоззренческие основы

  7. методы идеалы и нормы научного познания, его эталоны, императивы

  8. тип мышления

      1. 11. Научная рациональность и идеалы научности.

Одним из существенных параметров науки является ее рациональность. Как мы отмечали, наука рационально-теоретический способ ориентации человека в мире. Отметим, что рациональность это понятие, которое имеет целый ряд значений в зависимости от включенности данного понятия в ту или иную философскую или методологическую концепцию. Прежде всего, широкое распространение получила классическая концепция рациональности. Она берет свое начало в философии нового времени. В 20 веке разрабатывались следующие модели научной рациональности:

  1. Индидуктивисткая (Корнак, Фейербах)

  2. Дедуктивисткая (Поппер)

  3. Эволюционисткая и др.

Отметим что в современной философии науки рац-ть понимается как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теории р-ти совпадает с методологией науки. Понятно, что научная рац-ть - это специфический вид р-ти, которая отличается от общей рациональности (в повседневной жизни) более строгой экспликацией всех основных свойств рационального мышления. В целом научная рац-ть характеризуется логической и методологической упорядоченностью научного мышления, регулятивным воздействием на научное мышление идеалов, норм и стандартов, заложенных в парадигме, и имеет историческую и социокультурную обусловленность. Можно сказать, что рац-ть - это тип мышления и соответствующие ему знания, которые характеризуется следующими свойствами:

  1. Языковая выразимость.

  2. Выразимость в понятиях и суждениях, в значении и смысле понятий и суждений

  3. Системность, т. е. наличие связей, характеризующих некую предметную область

  4. Доказательность, обоснованность, т. е., существование логических связей между суждениями

  5. Открытость для критики всех элементов научного знания.

  6. Рефлективность, то есть самоуправлеямость процесса мышления

  7. Способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая и результат

Научная рациональность - более строгая характеристика рациональностити

Научная р-ть отличается стремлением максимального достижения определенности, точности, доказательности объективной истины. Следует отметить, что создание какой-либо модели н. р-ти не возможно, так как научная р-ть - это своего рода идеал, к которому стремится наука. А идеал не реализуется полностью.

Понятие н. р-ти тесно связаны с идеалом научности. Идеал научности представляет собой систему познавательных ценностей и норм, выбор и интерпретация которых зависят от широкого познавательного и социального контекста. Следует отметить, что социокультурная составляющая не входит напрямую, не находит своего непосредственного выражения в содержании идеала научности. Содержание идеала научности составляет такие характеристики научного знания, как описание и объяснение, построение и организацию знания, доказательность и обоснование. Осознание идеала научности в качестве регулятивных норм происходит параллельно научному исследованию и даже зачастую опережая научное исследование. Выбор и интерпретация таких стандартов в значительной мере зависят от социокультурных факторов, с развитием науки претерпевают значительные изменения в идеалах научности. В настоящее время происходит качественный переход от классических представлений о науке к некоторому новому, формирующемуся образу и идеалу научности. В чем он выражается? В кризисе классических представлений об идеале научного знания, в выявлении, анализе и критике фундаментальных основоположений классического идеала научности. В третьих, в выдвижении альтернатив основным положениям классического идеала научности. В четвертых, в попытках выдвижения новых эталонов и образцов научности.

Остро в современной методологии науки ставиться ряд вопросов, связанных с идеалом научности:

  1. Каковы общие тенденции развития идеала научности?

  2. Возможны ли альтернативные идеалы научности?

  3. Какие формы научности соответствуют идее гуманноориентированного, управляемого научного технического прогресса?

Классический идеал научности имеет твердое ядро, которое состоит из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Это основоположения сформировались еще в античности и длительное время носили характер некоторых самоочевидных или безальтернативных положений. Рассмотрим кратко эти положения:

1 Истинностькак ценность и характеристика знания. Истинность выступает не только нормативной ценностью, но и необходимой характеристикой результатов, которые претендовали на научности. В соответствии с этим наука не должна содержать никаких примесей заблуждений и сама истина понималась как абсолютная истина.

2 Фундаментализм, то есть подлинно научное знание должно быть обосновано фундаментальным образом, при этом эта парадигма получила выражение во многих формах. Но центральная – ориентация на принцип Лейбница – принцип достаточного основания. Отсюда долгая история фундаменталистской парадигмы есть история постоянных поисков начал познания, то есть надежного фундамента на который могла бы опирать вся система научного знания. К этому фундаменту предъявлялись жесткие требования. Прежде всего, он должен быть абсолютно достоверным и надёжным. Если такой фундамент найден все остальные теоретико-познавательные проблемы решаются достаточно просто, то есть остается лишь с помощью этого фундамента очистить зерна истины от плевел лжи, заблуждений. Таким образом, проблема точности всего остального знания оказывалась решенной. В настоящее время эта фундаменталистская парадигма подверглась критике, хотя и остаются и защитники этой парадигмы. Несмотря на критику, и в настоящее время обоснование научного знания является важнейшей процедурой, а принцип обоснованности остается необходимой характеристикой и универсальным критерием научности.

3 Методологический редукционизм. Основой методологического редукционизма составляет представление о возможности выработки некого универсального стандарта научности. Эти представления базируются на двух главных гипотезах. 1 – опирается на то, что нормативный стандарт научности может быть сформулирован на базе наиболее развитой области познания или даже теории. Согласно 2-й - все прочие области познания подтянуться к выработанному таким образом единому стандарту научности. В истории философии и методологии науки известны попытки реализовать стратегию методологического редукционизма на основе выдвижения в качестве эталонного типа познания математики, физики, естествознания или социальноно-гуманитарных наук. Однако сегодня возникает вопрос о возможности методологического редукционизма в целом.

4 Социокультурная автономия научных знаний. В соответствии с классическими представлениями, фундаменталистски обоснованные научные знания и сами стандарты его основания должны быть полностью независимы от социокультурных (социально-экономических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными стандартами обоснования и определяются только самой изучаемой реальностью, независимо от социокультурных условий его изучения. Именно по этому вопросу ведутся наиболее острые споры и отстаиваются противоположные позиции: либо полная социокультурная автономия науки, либо такая трактовка детерминации науки социокультурными факторами которая ведет фактически к полной релятивизации научного познания. Речь должна идти не о полной социокультурной автономии, а о степени и глубине, форме воздействия социокультурных факторов на науку.

Главные основоположения:

  1. достижение истинности в качестве описательной и нормативной характеристики науки

  2. фундаментальная обоснованность научного знания,

  3. методологический редукционизм

  4. идея социокультурной автономии научного знания и методологических стандартов науки

Ясно, что указанные положения не всегда в явной форме формулируются, но всегда присутствовали в виде некоторых принципов, которые реализовались в философско-методологических программах.

Рассмотрим в качестве примеров конкретные ф.-методолог. программы:

studfiles.net

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Слово «естествознание» (естество – природа) означает знание о природе, или природоведение. Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе. В настоящее время имеются два определения естествознания.

Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности. Основными   элементами научного знания являются:

 твердо установленные факты;

 закономерности, обобщающие группы фактов;

 теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

 научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это — эмпирический, т. е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.

Проблема различения двух уровней научного познания — теоретического и эмпирического (опытного) возникает из специфической особенности его организации. Суть ее заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала.

За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача — фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их — дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. На эмпирическом уровне ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования.

Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, первичное эмпирическое обобщение. Как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в обнаруженную регулярность и тут необходим подход рациональный. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотворить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше — позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон.

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно ненаблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и экспериментом.

Чтобы четко разграничивать псевдонаучные идеи от собственно науки разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов:

Принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниях о нем, т.е. эмпирически проверяемо.

Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо (метод предложен философом XX в. К. Поппером).

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

 универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта;

 согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

 простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

 объяснительный потенциал;

 наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Методы естествознания могут быть подразделены на группы:

а) общие методы касаются всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей естествознания, строение которых соответствует действительному историческому процессу их развития (например, биология и химия), фактически следуют этому методу. В естествознании диалектический метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью которого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физической географии он давно успешно применяется. В естествознании диалектический метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонические гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа исторической геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый сравнительно-исторический метод, который глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению современных физических теорий.

б) Особенные методы также применяются в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение.

в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за пределами той отрасли естествознания, где они возникли. Так, методы физики, использованные в др. отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса естествознания методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие.

В общем понимании наука — это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объ­ективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, ко­нечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект — носитель сознательной целенаправленной дея­тельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты —  научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал,   например,   научно-производственные   ассоциации, бюро, объединения, научные школы. В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами.

Объект (в общем понимании) — это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутреннеидеальные состояния человека и социальных групп.

В связи с усложнением научного познания различают объ­ект науки и предмет научного исследования. Предметом науч­ного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое веще­ство, а предметом физиологии высшей нервной деятельности —  процессы центральной нервной системы.

Цель вообще — это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления дея­тельности. Благодаря цели действия людей обретают конкрет­ную последовательность и эффективность. Цели науки много­образны. К непосредственным относятся: описание, объясне­ние, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, ко­торые стали ее объектами (предметами). Систематизация зна­ний и реализация полученных научных результатов в управле­нии, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества — все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели науки — это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности.

Средство — это способы действия и орудия для осуществ­ления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы мышления — правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования — правила наблюдений, экспериментов и т. д. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность.

Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспече­ние научной деятельности. Универсальные средства науки — язык и разумно-рассудочный уровень мышления.

Конечный продукт, результат — это итог, завершение, пока­затель осуществленной последовательности действий. Резуль­таты науки также многообразны.

Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, мини­стерства, научно-исследовательские институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуника­ционное (издание монографий, журналов, проведение конфе­ренций), подготовка научных кадров.

Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий уче­ных, научных сообществ научное творчество также не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финанси­рования, обеспечения методами, техникой и т. д.

Итак, функционирование науки раскрывает ее уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в нее входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия.

Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дис­циплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических. Аспекты взаимосвязи и взаимодействия наук могут быть установлены по различным основаниям. Во-первых, по методам. Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Во-вторых, по типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоретический уровни познания представлены в каждой из наук в разной степени завершенности. И в-третьих, антропное (т.е. человеческое), которое   выступает   универсальным   основанием   взаимосвязи.

Именно человек является основным звеном связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

- непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;

- использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;

- постоянно совершенствует научную деятельность;

- определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует развитие.

Наука есть занятие сугубо человеческое, а потому последовательный анализ значимости и ценности науки прямо сопрягается с раскрытием самой природы человека. Однако вопрос о природе человека во многом остается еще открытым и таинственным. Поэтому важны общие подходы к рассмотрению этой основополагающей проблемы. Природа человека непосредственно соотносится с его потребностями и интересами. Именно потребности и интересы являются внутренними побудителями активности человека, его целенаправленной деятельности. Без потребностей человек не имел бы стимула к действию. Потребность есть точное мерило напряжения человеческого духа. Система потребностей развивается и содержит существенную иерархическую компоненту. К числу базовых относятся потребности витальные, социальные и идеальные. Витальные потребности обеспечивают само биологическое существование человека. Социальные потребности есть потребности индивида входить в некоторые коллективы и "комфортного" бытия в них. Идеальные потребности -- потребности, прежде всего, познания. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни. Постигая закономерности окружающего, человек кладет эти законы в основу создаваемых им моделей мира, будь то научные теории, произведения искусства или мифы".

Потребности человека, и прежде всего -- базовые потребности, взаимозависимы и взаимодополняют друг друга. В ходе развития жизнедеятельности человека происходит обогащение самих потребностей, обогащение как по содержанию, так и по формам выражения. Исторически процессы удовлетворения и развития потребности познания привели к становлению науки как духовного постижения мира.

Наука -- это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании -- наука. Наука, в свою очередь, предваряют организацию целенаправленных действий человека: человек в своей основе действует не вслепую, не по наитию, а в стремлении получать некоторые вполне определенные результаты. Поэтому основная задача науки -- выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Предвидение, конечно, основывается на знании законов функционирования и изменения соответствующих объектов действительности. Само предвидение в общем случае содержит элемент случайности, элемент непредсказуемости, иначе деятельность человека была бы скучной и не содержала бы возможностей для творческих порывов. Как иногда говорят, предвидение не есть простая экстраполяция во времени некоторых ранее полученных данных. Оно носит в своей основе существенно относительный и ограниченный характер -- деятельность человека направленная в будущее в чем-то всегда выходит за рамки предвидения, но тем не менее последнее придает устойчивость и организованность действиям человека.

В своей основе наука есть действие, действие сугубо творческое, высокоспециализированное и направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, включающем и самого человека. И как каждый вид деятельности характеризуется прежде всего соответствующими методами, так и основу живой развивающейся науки образуют ее методы. Методы выражают систему принципов, правил и средств, на основе которых делается упорядоченной, целенаправленной, осмысленной и эффективной деятельность человека. Соответственно этому, методы исследования -- это основное, что характеризует науку, придает ей единство и силу.

Науку зачастую определяют как упорядоченную и специализированную систему знаний. Конечно, знания неотъемлемы от науки, но научные знания представляют собою скорее продукт, результат развития науки. Вместе с тем это такой продукт научных исследований, который затем входит в структуру научного метода, цементируя и организуя его развитие. Реальные научные исследования включают громадное разнообразие конкретных методов. Практически каждое самостоятельное научное исследование отличается своеобразием своих методов. Однако каждое из них имеет нечто общее, что и позволяет относить их к рангу научных. Раскрытие и оценка этого общего и образует характеристику научного метода в целом.

Можно сказать, что именно естествознание породило научный метод, выявило основные его компоненты, положило начало его дальнейшему развитию и обогащению. Сказанное можно пояснить и иным образом. Система знаний, система наук не хаотична, она носит достаточно упорядоченный характер, соответственно чему содержит существенную иерархическую компоненту, и в ее фундаменте лежит естествознание. Отсюда можно сказать, что именно естествознание лежит на острие разработки научного метода. Такое положение дел характерно и для современной науки, о чем свидетельствует, в частности, тот всплеск исследований процессов самоорганизации, который мы ныне наблюдаем и который обязан проникновению физико-математических методов в познание этих процессов. Основы современного научного метода весьма сложны и имеют богатую структуру, к раскрытию которой следует подходить в исторической перспективе.

studfiles.net


Смотрите также


loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
 

ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта