• Войти
  • Регистрация
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - ФУНДАМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Фундамент общества


фундамент общества - это... Что такое фундамент общества?

 фундамент общества

General subject: cornerstone of society , pillar of society, keystone of society, mainstay of society

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • фундамент несимметричной формы
  • фундамент опоры ЛЭП

Смотреть что такое "фундамент общества" в других словарях:

  • ФУНДАМЕНТ — ФУНДАМЕНТ, фундамента, муж. (лат. fundamentum Основание). 1. Основание (из камня, бетона и т.п.), служащее опорой для стен здания, для машин и т.д. Сооружения на каменном фундаменте. Кирпичный фундамент. 2. перен., только ед. База, опора. «Итоги… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА — реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно исследовательский потенциал, были… …   Современный философский словарь

  • МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные …   Философская энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ленин — I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… …   Литературная энциклопедия

  • ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное …   Философская энциклопедия

  • крестьяне —         основная масса населения Европы, численно преобладавшая даже в конце средневековья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального общества наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но …   Словарь средневековой культуры

  • Литература Испании — Борьба испанского народа против наполеоновского нашествия, а затем против реакционного режима реставрации, установившегося в стране, определила основное направление развития прогрессивной испанской литературы. Крупнейшим представителем… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Психоанализ и социология. К психологии масс и общества, Колнаи Аурел. Книга&171;Психоанализ и социология&187;вышла в 1920 г. в Международном психоаналитическом издательстве и, несмотря на юный возраст автора, стала пионерской в своем направлении. В определенном… Подробнее  Купить за 926 грн (только Украина)
  • Психоанализ и социология. К психологии масс и общества, Колнаи А.. Книга 171;Психоанализ и социология 187;вышла в 1920 г. в Международном психоаналитическом издательстве и, несмотря на юный возраст автора, стала пионерской в своем направлении. В… Подробнее  Купить за 808 руб
  • Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов ВАВТ, Зазулинский Вадим, Савелов Валерий Петрович, Балакирев Виталий Евгеньевич, Ковыляев Константин Николаевич. Данный учебник, написанный для студентов, обеспечивает необходимый фундамент для будущих специалистов по проблемам безопасности жизнедеятельности. Особенностьюдисциплины является системный,… Подробнее  Купить за 578 руб
Другие книги по запросу «фундамент общества» >>

universal_ru_en.academic.ru

фундамент общества — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • ФУНДАМЕНТ — ФУНДАМЕНТ, фундамента, муж. (лат. fundamentum Основание). 1. Основание (из камня, бетона и т.п.), служащее опорой для стен здания, для машин и т.д. Сооружения на каменном фундаменте. Кирпичный фундамент. 2. перен., только ед. База, опора. «Итоги… …   Толковый словарь Ушакова

  • НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА — реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно исследовательский потенциал, были… …   Современный философский словарь

  • МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные …   Философская энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ленин — I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… …   Литературная энциклопедия

  • ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное …   Философская энциклопедия

  • крестьяне —         основная масса населения Европы, численно преобладавшая даже в конце средневековья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального общества наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но …   Словарь средневековой культуры

  • Литература Испании — Борьба испанского народа против наполеоновского нашествия, а затем против реакционного режима реставрации, установившегося в стране, определила основное направление развития прогрессивной испанской литературы. Крупнейшим представителем… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Психоанализ и социология. К психологии масс и общества, Колнаи Аурел. Книга&171;Психоанализ и социология&187;вышла в 1920 г. в Международном психоаналитическом издательстве и, несмотря на юный возраст автора, стала пионерской в своем направлении. В определенном… Подробнее  Купить за 926 грн (только Украина)
  • Психоанализ и социология. К психологии масс и общества, Колнаи А.. Книга 171;Психоанализ и социология 187;вышла в 1920 г. в Международном психоаналитическом издательстве и, несмотря на юный возраст автора, стала пионерской в своем направлении. В… Подробнее  Купить за 808 руб
  • Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов ВАВТ, Зазулинский Вадим, Савелов Валерий Петрович, Балакирев Виталий Евгеньевич, Ковыляев Константин Николаевич. Данный учебник, написанный для студентов, обеспечивает необходимый фундамент для будущих специалистов по проблемам безопасности жизнедеятельности. Особенностьюдисциплины является системный,… Подробнее  Купить за 578 руб
Другие книги по запросу «фундамент общества» >>

translate.academic.ru

Путь к высшей ясности - Уважение как фундамент общества

• Статьи » Человек и общество » Уважение как фундамент общества

Уважение — эмоциональная форма признания равенства или превосходства кого-либо по какой-то важной шкале. Признание достоинств, умений, положения, статуса, прав.

Это понятие настолько важное, настолько в основе человеческих отношений, что практически не разбирается, как оно появилось, на чем основано, и какие из того следствия. От этого страдает системный взгляд и понимание, в каких случаях какая форма уважения может иметь место. А отсюда — недоразумения, недопонимания, конфузы...

Я считаю, что все, даже самые тонкие и замысловатые чувства и эмоции имеют в своей основе инстинкты. Пока что в статьях мне удавалось это позицию поддерживать, уверен, что удастся и на этот раз.

Я уже разобрал близкие вопросы в статьях "Сладкое бремя самооценки" и "Не хуже других", вопрос лидерства — в статье "Кто тут самый главный", и вопрос я стремления к поклонению лидеру — в статье "Христианская психология для психолога". Отдельные вопросы затронуты в статьях "Темной стороны Силы": "Спесь", "Наглость и застенчивость", "Хвастливость", "Что люди подумают". Собственно, обилие материалов на близкие темы уже само по себе говорит о важности предмета. Я здесь буду цитировать эти статьи, чтобы не отсылать к ним (я заметил, что по ссылкам на другие статьи переходит примерно один из десяти читателей, даже если там что-то очень интересное).

Раз уважение направлено от одного человека к другому, то, стало быть, оно имеет в своей основе социальный инстинкт. Раз речь идет о равенстве и превосходстве, то используется иерархическая структура стаи, общества, и инстинкты, заботящиеся о ее поддержании.

Подтвердить это утверждение можно двумя простыми примерами: коты, не будучи стайными животными, имеют очень слабое представление об уважении, как и о многих других эмоциях, относящихся к общественному взаимодействию. Совести, например. Они могут симпатизировать, они могут бояться или, по крайней мере, относиться с опаской, но вопросы почтения им недоступны. Второй пример относится к людям: дети могут начать проявлять (и испытывать) уважение не раньше, чем начнут разбираться в иерархии: кто сильнее, кто главнее, и только после этого смогут во-первых, интерпретировать чье-то поведение как уважительное, и во-вторых, демонстрировать его самостоятельно, понимая, что бабушкой можно помыкать, а к дедушке надо относиться с почтением. Или наоборот.

Уважение как тема закрывает спектр эмоций, составленных из отношения к тем, кто ниже: презрения, надменности, спеси, высокомерия, пренебрежения, и к тем, кто выше: почтение, преклонение, эмоциональная подчиненность, и образует комплекс отношений к тем, кто находится примерно на равных или несколько выше.

Поскольку по большей части именно в этой среде человеку приходится вращаться в обычной для него жизни, то и важность этого отношения очень высока. Высока настолько, что считается фундаментальной во многих этических системах. Да, собственно, так оно и есть: именно оно, как будет ясно ниже, в большой степени определяет нормативность социального поведения, структурирующего общество.

Уважение к кому-либо строится на трех факторах:

  1. Составление собственного мнения о статусе и качествах личности, и соотношение их с собственным.
  2. Пример проявления уважения или неуважения к личности со стороны других людей, в виде сообщений или поведения.
  3. Косвенные признаки, такие как поведение, манеры, атрибуты, включая одежду и так далее.

По этим факторам определяется статус и формируется подходящая степень уважения. Спутать статус и проявить слишком много или слишком мало уважения — конфуз, зачастую имеющий комическую окраску, что отражено во множестве произведений, так как сам проявляющие неадекватное по уважительности отношение, роняет свой статус, что заставляет еще более внимательно следить за тем, кто кому как должен кланяться.

Чуткость к восприятию статуса развита у человека в высочайшей степени.

Принципиально оценивается иерархическая позиция. Отсеиваются несовершеннолетние, люди с признаками невменяемости и явные отщепенцы. Дальше в ход идет оценка физической силы. Вы будете смеяться, но размеры лидера имеют серьезное значение. Было даже исследование, показавшее, что у крупных мужчин есть заметные карьерные преимущества в руководящей работе. Дальше мы смотрим, насколько человек сам уверен в том, что он делает и к чему призывает. Если он держится уверенно, вплоть до наглости и хамства, если у него громкий голос и самодовольное или агрессивное выражение лица, то это – плюс к нашей оценке верности его цели. Если же наоборот, он переминается с ноги на ногу, смотрит в пол, говорит тихим голосом, запинаясь, то это – явно в минус. Дальше еще мы смотрим, сколько людей стоит у него за спиной и согласно кивает. Чем больше – тем лучше. Вид этих людей тоже имеет значение. То, какие у него и его соратников социальные маркеры – также важно. Престижная машина, мигалки, охрана,  дорогая одежда – все это (и не только) показывает нам, что человек достаточно хорошо соображает, чтобы все это иметь. И мы также смотрим, как на все это реагируют люди вокруг нас. Все это в сумме дает критерии для оценки иерархической позиции выступающего. Чем выше эта позиция – тем сильнее расположение, желание подчиняться и согласие с предлагаемой программой.

"Кто тут самый главный"

"Кто кому должен кланяться" — не просто фигура речи. В старину, а в некоторых странах и до сих пор ритуальный поклон, например приветственный, имеет несколько форм, однозначно демонстрирующих отношения статусов. На картинке к статье — инструкция по ритуальным поклонам в Японии. Вторая фигура показывает, как надо кланяться при приветствии или представлении (кайсяку). Третья изображает уважительный поклон (кэйрэй), а четвертая — почтительный поклон (сайкэйрэй). Между прочим, отчетливо видно, что картинку рисовал этик, а не прагматик: градусы обозначены не просто, а Цельсия, температуры ("Четыре наших мира"). Да и в нашей культуре порядок и форма приветствия, очередность представления людей друг другу регламентированы иерархическими принципами, и отступление от них — либо проявление неуважения, либо признак невоспитанности. И то и другое вызывает инстинктивную реакцию, требующую поставить невежу на место. Место, как вы понимаете, имеется в виду на иерархическое лестнице, и более низкое, чем то, на которое сам невежа претендует. Это защитная реакция, связанная с тем, что неуважение со стороны более высокопоставленной особи более травматично для статуса и самооценки, чем проявление невежливости или дурости со стороны кого-то, кто ниже.

Поэтому человек, внимательный к восприятию положения, обычно выглядит вежливым и воспитанным, так как в эти понятия входит требование хорошо разбираться, кому и сколько раз говорить "ку".

Между прочим, признание равенства подразумевает не только плюсы, но и определенные риски. Конкуренция, иерархическое соревнование, внутривидовая агрессия в стае происходят только между примерно равными особями. Высокоранговым уступают, от низкоранговых отмахиваются (последний вариант сам по себе является оскорбительным). Это и разумно — в драках меньше пострадают. В дуэлях требовалось убедиться, что противники примерно равны по своему положению, в противном случае сатисфакции не полагалось.

Разумеется, признаки статуса в нашем пестром обществе варьируют очень сильно, и поэтому его надежное опознание происходит только в пределах референтной группы. В остальных случаях удается более-менее четко разобрать очень большую разницу.

Хорошо павианам - прикинул длину зубов, и все понятно. А как быть человеку? Чем мериться? Ростом? Зубами? Толщиной бицепса? Шириной лба? Списком научных работ? Зарплатой? Автомобилем?Да... Бедные человеки...

Спасает то, что общество не монолитно. Оно разделено на массу мелких стай, социальных групп, в которых ценятся совершенно разные вещи. Можно сказать, что универсальных ценностей нет. Не верите - можете попробовать подъехать на самой крутой тачке к воротам дзенского монастыря и посмотреть, какое впечатление вы произведете на монахов.

Поэтому возникают парадоксальные ситуации, когда две особи... простите, два человека оценивают друг друга гораздо ниже, чем сами себя, и при этом оба оказываются правы.

Иллюстрация. Номер первый смотрит на хлюпика, неспособного даже подтянуться десяток раз, не то, чтобы пробежать с полной выкладкой пятерочку... И пьет воду, а не водку, будто и не мужик вовсе. Номер второй смотрит на бритоголовое убожество со лбом высотой в два пальца, неспособное связать два слова, не то, чтобы вспомнить пару шекспировских сонетов, пахнущее вчерашним ужином и позавчерашней тренировкой и сморкающееся на полтора метра в сторону...

Это крайний случай. Обычно различия не столь бросаются в глаза, но общее одно: человек старается оценивать себя по самому сильному своему ресурсу.

"Не хуже других"

Поведение высокоранговой особи само по себе может выглядеть привлекательным, несмотря на вариабельность. На то есть как объективные причины и общие черты, так и эндемичные для референтной группы признаки. По большей части общие черты — это уверенность в себе, энергия (может быть и неявная), агрессия.

...в иностранных фильмах (в отечественных – не то) аристократы смотрятся вполне себе выгодно. Все такие гордые, властные, знающие себе цену, и вместо наорать и вцепиться в волосы – элегантно так перчатку в харю шмяк! Аж сердце замирает от восторга. Но то в фильмах. Или в книгах. Особенно, когда так себя ведет протагонист.

— Хамье! — стеклянным голосом произнес Румата. — Вы же неграмотны, зачем вам подорожная?..

"Темная сторона силы — Спесь"

Эндемичные же признаки, вызывающие почтение и зависть в одной группе, могут выглядеть смешными и карикатурными в другой, так же как неуклюжее внешнее подражание.

Скажем, вот идет человек с медалью на груди. На него смотрят с уважением. Я тоже хочу уважение. Тоже хочу медаль. А еще лучше – не одну. И вот уже навстречу обладателю единственной медали идет целый казак, весь увешанный медалями. То есть просто совсем весь.

Если судить по их количеству – ветеран и герой.

Или, скажем, есть богатый промышленник – финансист и организатор. Он может себе позволить купить ну ОЧЕНЬ дорогой телефон. И все смотрят на него с уважением. Я тоже хочу уважения. Я из последних сил возьму себе кредит и куплю такой же. И меня тоже будут уважать. Ага, ага.

Все эти цацки-бирюльки, как сказано выше – лишь вторичные маркеры статуса, имеющие достаточно мало ценности вне достижений, обеспечивших возможность обладания ими. Цацками могут быть не обязательно материальные предметы, но и какие-то права, выдаваемые особо отличившимся. Поэтому некоторые люди любят коллекционировать всякие должности, чины и звания, корочки, карточки и сертификаты, включая скидочные.

"Темная сторона силы — хвастливость"

Выражение уважения или неуважения само по себе влияет на статус, как непосредственно, суммируясь с отношением других людей и, в конечном счете строя репутацию объекта, так опосредованно, через самооценку, которая, в свою очередь, зависит от внешних оценок.

Каждое выражение одобрения или осуждения несколько смещает самооценку человека. Чем чаще выражается эта оценка, и чем значимее люди, ее выражающие, тем сильнее и стабильнее эффект.

Разумеется, этот механизм не будет работать, если оценку никто выражать не станет, поэтому в комплекте к зависимости от других идет непременное желание свое мнение о ком-нибудь высказать. Сами знаете, каких трудов иногда стоит удержаться от выражения оценки чьему-то поступку.

Есть люди более зависимые от негативной оценки, а есть те, кто более чувствителен к похвале. Аналогично, есть люди, легко выражающие осуждение, и люди, всегда готовые похвалить.

"Что люди подумают"

Поэтому уважение, вкупе с остальными иерархическими эмоциями, но все же в основной мере, само и формирует среду, важность чего невозможно переоценить.

Знаками проявления уважения, признаками его наличия, могут являться разные поведенческие элементы, примерно из следующих групп:

  1. Ритуальные признаки. Формулировки, форма обращения, внешние атрибуты, прочие действия, имеющие чисто ритуальную роль.
  2. Невербальные компоненты речи и поведения. Мимика, пластика, интонации, размещение в пространстве.
  3. Предоставление преимущественных прав на какие-то необязательные ресурсы: лучший кусок, лучшее место, право выбора чего-либо.
  4. Позволение менее уважительного обращения к себе.
  5. Подстройка к поведению и позволение следовать собственным правилам поведения.

С учетом вышесказанного требовать уважения совершенно бессмысленно. Такое требование является необоснованной декларацией своего статуса, и ни в коей мере не может быть основанием для формирования этого чувства. Уважение можно только заслужить, и в подавляющем большинстве случаев (если исключить коммуникацию при резком, действительно резком несовпадении социальных статусов) оно может быть только взаимным. Как правило, требование уважения сводится к требованию лишь более  нормативного поведения.

Отсюда легко понять, что значит "потерять уважение" или "перестать уважать" кого-либо. Это означает совершение поступка или серии поступков, несовместимых с рангом примерно равного по иерархии. Важно понимать, что такое изменение отношения может быть защитным, протестным, компенсаторным, в результате обиды (см. статью "Темная сторона силы — Обида").

Отдельным вопросом стоит любимый журналистами и попсовыми психологами вопрос о соотношении любви и уважения. Конечно, очень трогательно и гордо было бы сказать, что любовь требует непременного уважения, но увы, это не так. Видимая корреляция этих чувств в партнерских отношениях связана лишь с тем, что партнеры обычно выбираются в пределах своего социального слоя, подразумевающего привычное уважение по привычным признакам. Партнер может выдать партнеру большую, чем обычно, долю уважения, а может и не выдать. Более того, затруднительно себе представить уважительное отношение к младенцу, который в иерархии вообще никакого места не занимает, или к любимой кошке, которую уважать невозможно, потому что дура и сволочь. А вот любить — запросто.

Общими у любви и уважения являются параметры заботы, подстройки, и сходные по проявлениям ласка и вежливость, выражающиеся в обоих случаях в первую очередь в предупредительности. Вполне возможно признавать у партнера какие-то высокие достоинства, как то ум, красоту, талант, профессиональную репутацию, но, как сами понимаете, они могут являться причинами интереса, симпатии, даже преклонения, но путать эти эмоции с любовью не следует. Напротив, любимый человек часто бывает любим необъяснимо, при отсутствии каких-то заметных достоинств, явных преимуществ перед другими. Особенно ясно мы это видим в отношении к своим детям. Объективность при этом тоже часто страдает. Это не есть плохо, это наоборот, хорошо, но об этом имеет смысл знать. Чуть подробнее на эту тему — в статье "Бояре, а мы к вам пришли".

Остается еще один интересный вопрос: самоуважение. Он напрямую связан с самооценкой и означает признание за собой определенного места в иерархии. В принципе знание "своего места" — полезная для общества вещь, а вот для индивидуума она может быть неудобной:

Во-первых, низкая оценка по каким-то параметрам (может быть даже вполне объективная) зачастую приводит к эмоциональному осуждению себя, и, как результат, к внутренней дисгармонии.

Во-вторых, жесткая подсознательная самооценка обычно имеет стабильный уровень, что неразумно, так как в разных группах человек может иметь разный статус, что требует от него гибкого поведения.

Я бы рекомендовал внутренне отделить самооценку как осведомленность о своих возможностях и ограничениях, позволяющую эффективно планировать и прогнозировать, а также намечать вектор самосовершенствования, от эмоционального отношения к себе, которое обязано быть непоколебимо благоприятным. Об этом я писал в статьях "Краткая инструкция, как принять и полюбить себя" и "Сладкое бремя самооценки".

Мне как-то пришли в голову две парадоксальные формулировки:"Я не нуждаюсь в уважении такого человека, как я"и"Я недостоин уважения такого человека, как я".Они, мне кажется, своей апагогией достаточно иллюстрируют порочный механизм самоуважения.

Тем не менее, независимо от того, как вы сами к себе относитесь, вы — это вы, и себе вы можете выдать иные права, чем окружающим, оставляя за собой право добиваться их уважения, такого выгодного и полезного, неважно, насколько вы лично считаете его заслуженным.

Игры уважений могут быть очень занятны, одну из них я описал в статье "Темная сторона силы — Спесь", но это уже тонкости, выходящие за рамки статьи, и отдельный, длинный и интересный разговор.

 

r.eedd.cc

Патриотизм как фундамент общества | Политком.РУ

14.09.2012 | Александр Ивахник

12 сентября президент России Владимир Путин посетил в Краснодаре открывшийся 1 сентября президентский кадетский корпус, а затем провел в краевой администрации совещание по вопросам патриотического и духовного воспитания молодежи. Впрочем, сам президент назвал мероприятие не совещанием, а «встречей единомышленников». Действительно, во встрече помимо чиновников приняли участие деятели культуры, спортсмены, представители общественных организаций, казачества, религиозных конфессий, объединяющим признаком которых является приверженность государственнической идеологии. Открывая встречу, Путин заявил, что хочет обсудить важную проблему, которая давно назрела, но системно не обсуждалась, – вопрос о патриотическом воспитании молодежи. Он подчеркнул, что «на самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».

Представляется, что такое необычное событие должно было произойти. Оно совершенно логично вытекает из того политического курса, который вполне отчетливо обозначился после возвращения Владимира Путина на пост президента. Курса на «подмораживание» страны, на сворачивание так напугавшей власть самостоятельной, особенно протестной, общественной активности, на увеличение роли силовых структур и общее усиление государственного контроля над обществом. И, конечно, такой курс нуждается в идеологических опорах. Прозвучавший вчера основной тезис главы государства был короток и прост: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Не какая-то там модернизация и демократизация, не очищение государственных институтов от поразивших их бюрократизма и коррупции и даже не экономическая эффективность. Эти идеи, провозглашавшиеся молодым, неопытным и не в меру романтичным предшественником – от лукавого, они не способны воодушевить народ. Объединяющей идеей, которая позволит «не потерять Отечество», должен стать патриотизм.

Надо отдать должное президенту: он попытался сделать свое выступление не слишком прямолинейным. В нем прозвучало немало вполне здравых вещей. Вряд ли кто будет спорить с мыслью о том, что нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя». Не вызывает возражений и данное Путиным само определение патриотизма: «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее». Президент особо отметил, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Более того, он подчеркнул, что «так называемый казенный патриотизм, охранительство, построенное на изоляции, приносят ровно противоположный эффект ожидаемому – они не укрепляют ценностный фундамент общества, а наоборот, ослабляют его». С точки зрения президента, формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности должны быть живыми, неформальными, должны опираться на общественную инициативу. В этом деле очень важны честность и открытость.

Однако с точки зрения общего идеологического импульса вчерашнего выступления весьма настораживают доводы президента, выдвинутые в обоснование того, что именно патриотизм должен стать нравственным фундаментом общества. По мысли Путина, без этого Россия может растерять себя как нацию, утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. И дальше начинаются рассуждения вполне в духе «оборонного сознания». «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жесткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства, это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле», – утверждает глава государства. Он уверен, что «попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность». Сразу возникает вопрос: что же это за зловредные силы, которые стремятся исказить наше культурное самосознание и навязать свое мировоззрение? Кто это: всемогущий Госдеп или «мировая закулиса»? И как быть с общечеловеческими ценностями, с объективными процессами глобализации, которые охватили не только экономику, технику, информацию, но и сферу культуры? Воспринимать их как целенаправленную агрессию неких враждебных сил – это значит идти по пути той самой изоляции, о контрпродуктивности которой упоминал в своем выступлении президент.

Вспомнив о том, что в советское время патриотическим воспитанием занимались идеологические подразделения КПСС, но делали это слишком идеологизированно и потому неэффективно, Владимир Путин отметил: «Сегодня у нас нет монополии на идеологию, но у нас вместе с водой и ребенка выплеснули: у нас вообще перестали заниматься патриотизмом. Никто, по сути, системно этим не занимается». И продолжил: «Мы как бы до сих пор – я хочу это подчеркнуть, даже стесняемся этим заниматься! Поливать свое Отечество дерьмом, здесь все – пожалуйста, это считается достоинством. Все (не все, но многие) делают это с удовольствием». Читая это, опять-таки задаешься вопросом: а кто собственно в современной России «поливает дерьмом» Отечество? Уж не воспринимает ли президент критику власти в самых различных проявлениях как очернение страны?

Не менее спорны и некоторые практические предложения в сфере патриотической работы, высказанные Путиным. Говоря о задаче формирования нравственного фундамента у молодежи, глава государства подчеркнул: «Считаю, что обоснованные требования к рекламе, к работе средств массовой информации, к интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей». Правда, он сразу оговорился, что «всегда был против какой-либо идеологической цензуры». «Речь о другом: о четких правилах и ответственности, а также о приоритетах и принципах культурной политики. Например, о том, чтó государство должно и обязано поддерживать, против чего оно должно бороться». Иными словами, речь в любом случае идет о прямом вмешательстве государства в идейную и духовную жизнь общества.

Президент привел и конкретный пример такого вмешательства. В последние годы государство оказывает активную грантовую поддержку различным направлениям в сфере культуры, в частности, в кинематографе. По мысли Путина, это и есть возможность организовать так называемый госзаказ: «Если государство платит за что-то, то оно вполне вправе и ориентировать, во всяком случае тех, кто эти деньги от государства получает, на необходимость соответствующего конечного продукта».

Заканчивая встречу, президент еще раз подчеркнул, что пока само государство не дорабатывает в области воспитания патриотизма. «Но такие встречи помогут и официальным органам выработать свою позицию. Мы к этому потихонечку идем». Можно не сомневаться, что теперь «официальные органы» пойдут в этом направлении быстрее. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для идейной атмосферы в стране.

Версия для печати

politcom.ru

Группа – фундамент человеческого общества.

ТОП 10:

Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – фундамент человеческого общества, да и само оно – одна из групп, но только самая большая.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность – являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее.

Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид – скорее исключение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20-30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т.п.

Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с их точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой профессиональной, возрасной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: производственные объединения(группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Отвечая на вопрос, что такое социальная группа, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: социальная группа – это совокупность людей которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп.. Группа является «микросредой» формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.

Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В широком смысле это общая совокупность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных признаков, связанных прежде всего с жизнью общества, и на основе существующей в обществе системы общественных отношений: экономических, правовых, политических, культурных, религиозных. Социальные группы отличаются от общностей, в основе которых лежат разного рода биологические, биосоциальные, географические признаки и свойства индивидов – расовые, половые, возрастные, национальные, этнические, территориальные и т.п. и включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования, типом местожительства (город и село, большие и малые города), способами участия людей в политике (члены различных партий, общественных организаций). В узком смысле группы выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в социально-экономической структуре общества, интересов и ценностных ориентаций, начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами, объединяющими сравнительно небольшое число представителей соответствующего класса, слоя.

Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами. Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают намеченный к постановке спектакль, проводят совместные репетиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектакля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными словами, они объединяются друг с другом общими интересами и общим делом.

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему, дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими театрами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

3. Осознание единства: труппа актеров одного театра воспринимается как целостность не только ими самими, но и окружающими их людьми: зрителями, критиками, драматургами, знакомыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусского драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Московского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы часто объясняем поведение человека тем, что он или она является членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков или футбольных фанатов.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения.

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация – некоторое количество людей, обранных определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Второй случай – применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о «возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет». Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей подходит термин «категория».

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

 

 

[3] По материалам Кравченко А. И. Социология мнений и мнение о социологии. // СоцИС. 1992. № 3, с. 41 –48.

[4] Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, объявляющее единственным источником истинного действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающие познавательную ценность философского исследования. Основателем П. был Конт, который ввел и термин «позитивизм». Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого – Конт, Э. Литтре, П. Лафит (Франция), Милль, Спенснр (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания – Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П. – эмпириокритицизма – относится к 70 – 90-м годам XIX века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и Берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе множество направлений: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Основное место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.

[5] В самой социологической стране мира США социологию преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, прошли школу социологического мышления. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах вместе взятых. Кроме того, социологию читают в 600 школах бизнеса, а это значит, что весь управленческий корпус Америки имеет социологическую подготовку. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социологии миллиарды долларов.

[6] Конт (Comte) Огюст (1798-1857) – французский философ, социолог, методолог, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор. Был секретарем и сотрудником Сен-Симона (1818-1824)

[7] Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение «системы наук» не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. По Конту, стал необходимым «второй теологический синтез» как духовная опора нового общества. Конт создает «вторую социологию», изложив ее в книге «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества» (1851 – 1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе. Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует « Великим Бытием», пространство – «Великой Сферой», землю – «Великим фетишем». Догмами новой веры должны были выступать позитивная философия и научные законы. Арон назвал «Великое Бытие» Конта «наилучшим из всего, сделанного людьми»: «стоит любить сущность человечесва в лице лучших его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения… То, что О. Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское – завтра, не американское – послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься». Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами науки ), сыграли важную роль в становлении философского модернизма



infopedia.su

Необходимо осмыслить идейный фундамент общества

В Архангельске прошел первый Архангельский форум Всемирного русского народного собора …

В четверг, 9 ноября, в Архангельске начался первый Архангельский форум Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба Архангельской епархии. Церемония открытия прошла в Северном государственном медицинском университете. Участники форума обсудили тему «Русский Север: 1917-2017 годы. Трагические уроки истории и путь к единению ради будущего».

«Мы собрались, чтобы еще раз оценить прошедшие события, эта площадка должна нас объединить на основе главных ценностей, которые сейчас многие пытаются подменить, — сказал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, открывая форум. — Мы живем на земле, которая вырастила великого человека, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он был рупором совести и нравственности народа в предреволюционное время, он пророчествовал о том, что будет с Россией, если она не пойдет по правильному пути. Эти предсказания сбылись. Слова Иоанна Кронштадтского не были услышаны. Как тогда, так и сейчас народ часто бывает глух к тому, что происходит рядом. Зато видит искусственные проблемы, например, притеснение нетрадиционных меньшинств. А о том, что по всему миру льется кровь людская, что гонят христиан, что на Востоке тысячи людей убивают за веру во Христа, — не говорят правозащитники».  

Владыка отметил, что во время форума необходимо осмыслить идейный фундамент нашего общества, а не второстепенные вещи, такие как экономическое развитие или борьба с коррупцией: «Чтобы победить  коррупцию, нужна нравственность, человек должен иметь закон в своем сердце, понимая, что Господь видит все. Дай Бог, чтобы мы смогли изменить хотя бы часть людей, сделать их более нравственными, чистыми, добрыми, тогда жить будет намного легче».

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов в приветственном слове отметил, что Всемирный Русский Народный Собор призван стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества.

«Сегодня весь мир видит, что нашей стране хватает сил и мудрости оставаться островом стабильности, идти по своему историческому пути, за последние несколько лет наше общество стало более консолидированным, в нем нет трагического гражданского раскола, классовой ненависти, которая разделяла еще совсем недавно народ», — сказал глава региона.

Игорь Орлов также сказал, что видит участников форума единомышленниками: «При всем возможном различии взглядов мы исповедуем одну общую нравственную сумму ценностей. Считаю, что мы смогли ясно и четко продемонстрировать жителям Архангельской области, что способны совместными усилиями укреплять духовную жизнь и нравственную основу нашего многонационального общества».

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления Архангельской области заинтересованы в углублении и развитии сотрудничества с Архангельской митрополией в сфере укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранения культурно-исторического наследия, оказания поддержки социальным группам, предотвращения распространения экстремистских воззрений, — сказал Игорь Орлов. — Я считаю, что мы находимся на правильном пути, наше сотрудничество будет плодотворно развиваться и дальше, позволит успешно решать основные социальные проблемы и достичь духовного, нравственного возрождения и развития Поморского края».

Сопредседатель Архангельского регионального отделения ВРНС Валерий Митропольский зачитал приветственные слова от зампреда комитета Совета Федерации по социальной политике Людмилы Кононовой. Сенатор от Архангельской области «уверена, что высокий профессионализм, знания и опыт организаторов и участников форума позволит провести обсуждение вопросов на высоком уровне и проведенная дискуссия будет способствовать укреплению согласия в нашем обществе».

В приветствии от зампреда Госдумы Ольги Епифановой говорится, что «современное общество крайне нуждается в объективном осмыслении уроков прошлого для достижения гражданского согласия и объединения усилий граждан с целью консолидации российского общества, устранения разделительных линий, отвлекающих от созидательной  повестки дня».

Руководитель правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев зачитал приветственное слово члена президиума Собора епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Кирилла.

Заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев, сопредседатель регионального отделения ВРНС в своем докладе отметил, что мы часто обращаемся к истории, чтобы осмыслить ее уроки: «Центральным в пространстве дискурса о России, ее прошлом и настоящем становится духовное измерение, а вместе с ним духовно-ценностное единство нашего народа».

По словам Алексея Алсуфьева, динамика и сложность современного мира, ориентированного на процесс глобализации, выдвигает аксиологические проблемы на первый план. «Различие культур и цивилизационных форм становится все более серьезным фактором как национальной, так и общечеловеческой безопасности. Суметь договориться и объединить усилия — сегодня наша задача», — сказал чиновник, отметив, что только для того и стоит актуализировать исторический опыт, чтобы он составлял внутренний стержень и канву решений современного дня.

Ректор СГМУ Любовь Горбатова отметила, что в вузе во все периоды его существования уделялось огромное внимание нравственному воспитанию молодежи, поэтому руководство университета радо приветствовать на своей территории форум ВРНС. 

«Тематика заседания не только призывает вспомнить важнейшие исторические события, но напоминает о важности сплочения граждан многонациональной страны, — сказала ректор. — Обсуждая трагические уроки истории, мы должны помнить о главном: только двигаясь вместе в одном направлении, можно справиться с трудностями и сделать нашу страну процветающим государством, у которого есть будущее. Очень важен диалог и сотрудничество всего общества. Цель этого диалога — обеспечить духовную безопасность страны, сформировать духовно-нравственные ориентиры, укрепить согласие в нашем обществе. Вопросы исторической памяти, преемственности традиций в современном мире актуальны как никогда. Мы выражаем надежду на то, что форум сыграет роль в деле духовно-нравственного просвещения и будет способствовать сохранению культурно-исторических  традиций».

Также на открытии форума с докладами выступили руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов («Неуслышанный призыв святого праведного Иоанна Кронштадтского»), российский политолог и журналист, обозреватель телеканала «Царьград» Егор Холмогоров («Мифы против правды об истории России в XX веке»), православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон» при РАН, член Синодальной библейско-богословской комиссии Аркадий Малер («Коммунистическая утопия и Русская идея»).

В этот же день в рамках форума в Северном Арктическом федеральном университете прошел круглый стол «Проблемы образования в эпоху кризиса нравственных идеалов».

Философ Аркадий Малер отметил, что тема кризиса образования была публично обозначена еще полвека назад: «Первый признак, когда не существует однозначно доминирующей идеологии. Это значит, что, когда сегодня учитель в школе или профессор в институте должны объяснить аудитории тот или иной факт, у них нет никаких ценных указаний. Второй признак — образование не дает социального статуса и может не давать знаний. Следующий — появилась новая уникальная технология, которая соответствует эпохе Постмодерна — интернет. Если вас нет в интернете, то вас нет в современной цивилизации. Что это означает для культуры знания? Его стало легко получить. Не надо больше покупать книги, ходить в библиотеки, все есть в сети. Интернет создал иллюзию легкого, почти бесплатного получения информации. Это породило ценностный релятивизм».

По словам христианского мыслителя, еще один признак кризиса образования — интернет позволяет имитировать жизнь.

«Имеет место и инфантилизация. Это позволяет забыть о возрасте, мы хотим быть похожими на беззаботных детей. Что в этой ситуации делать? Я убежден, что откорректировать ситуацию может лишь государство. Для этого ему необходима идеология, однако в настоящий момент ее нет. И тогда на место государства приходят религиозные институты, именно они претендуют на истинное мировоззрение. Если государство так и не вмешается, то возможны два пути: образование будет постмодернистским или церковным», — сказал Аркадий Малер.

Заместитель министра образования Архангельской области, начальник управления общего и дополнительного образования Юрий Гнедышев отметил, что Россия переживает сложный исторический период, перемены затронули воспитательную сферу жизни общества: «Детям сложно  распознать, где добро, а где зло. Стерты грани дозволенного, подрастающее поколение дезориентировано в общественном пространстве. Поэтому духовное развитие — важнейший компонент социального заказа для образования».

«Государство не имеет идеологии воспитания, однако хочет, чтобы педагоги воспитывали детей. Как это возможно, если учителям никто не сказал, что такое хорошо, а что такое плохо?» — задался риторическим вопросом руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Священник обратил внимание на то, что современных родителей интересует качество знания ребенка: «Вспомните, еще пятьдесят лет назад мам и пап интересовало именно поведение, ведь если ребенок плохо себя ведет, то учить его нельзя. Однако самое страшное даже не это, критерием нравственности стало соблюдение Уголовного кодекса Российской Федерации. Что делать в этой ситуации? Мы должны создавать оазисы, где правила будут выше, чем этот кодекс».

ruskline.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА - ФУНДАМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Эссе на тему:

«Экономическая свобода - фундамент гражданского общества»

Павлова А.М., учительница истории и обществознания МОУ СОШ с. Ильинское Малопургинского района УР

Ильинское 2015

С начала двухтысячных годов наряду с рыночной экономикой складывается некоммерческая нерыночная самоорганизация. Предпосылками данной тенденции, на мой взгляд, являются появление новых экономических возможностей, уменьшение государственного влияния на экономику, рост среднего класса, его самоидентификация.

В сознании граждан произошел некий переворот, они меньше начинают полагаться на государство. Перед ними ясно вырисовывается желательность подконтрольности государства гражданским структурам.

Гражданское общество - это система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Да, в настоящее время гражданская самоорганизация уже не воспринимается как нечто подпольное: велико разнообразие некоммерческих организаций. Но, несмотря на это, она еще достаточно неустойчива и малоэффективна. Те же самые НКО слабы как управленчески, так и экономически.

Гражданское общество выступает феноменом современного мира. Это некий идеал, к которому стремятся индивидуумы, мыслящие категориями демократии, верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина.

И в сложившейся ситуации перед государством вырисовывается следующая задача – обеспечение крепкой, надежной правовой и экономической среды для развития гражданской самоорганизации.

Что же для этого требуется? В первую очередь гласность, открытость. И именно в данном аспекте сейчас начали действовать такие программы как «Открытое Правительство» и «Активный Гражданин». Также действует программа «Бюджет для граждан». Это все способствует росту экономической и социальной компетентности граждан, налаживание обратной связи между государством и гражданами. Если посмотреть рейтинг открытости ФОИВ1, то наибольший комплексный (эксперты + население + исполнители) индекс открытости имеет министерство труда.

Гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

«Бюджет для граждан», на мой взгляд, будет способствовать выравниванию диспропорций между доходами и расходами бюджета, повысится эффективность его использования. Кроме того, возможно выравнивание между доходами бюджетников и занятых в других сферах. Это, в свою очередь, означает, что сократится социальное неравенство. Следует пересмотреть финансовые потоки в секторах, где формируются инвестиции в человеческий капитал, таким образом, чтобы заработали рыночные стимулы, каналы привлечения ресурсов в данные сферы.

Также требуется усиление конкуренции на рынке труда, чему будут способствовать коллективные переговоры, профсоюзы. И только в таких условиях частный сектор добьется повышения производительности труда. Ведь что такое – гражданская свобода и самостоятельность? Это, прежде всего, экономический плюрализм: существование равноправных форм собственности и в то же время соблюдение интересов общества. Благодаря плюрализму удастся преодолеть отчуждение личности от средств производства. Очень важно осознать, что экономическая свобода выражается в том, что именно частный сектор берет на себя финансирование институтов гражданского общества. Ситуация, когда государство финансирует гражданские институты, приводит к тому, что сидящие на государственной зарплате гражданские институты становятся зависимыми от государства.

infourok.ru


Смотрите также


loft абиссинка абиссинская скважина автономная канализация автономное водоснабжение автономное газоснабжение автономные газовые системы анализ воды арболит арболит достоинства арболит недостатки арболит своими руками артезианская скважина бетонный септик блок-хауз блок-хаус блокхауз блокхаус брама винтовой фундамент винтовые сваи выбор пиломатериалов выбор фундамента газгольдер Газобетон газобетон достоинства газобетон минусы газобетон недостатки газобетон это греющий пол деревянные окна деревянные фасады дизайн интерьеров дизайн хай-тек дома из арболита доркинг достоинства артезианских скважин евроокна. жб кольца забивная скважина звукоизоляция полов звукоизоляция помещений звукоизоляция своими руками звукоизоляция стен звукопоглощающие материалы имитация бревна имитация бруса интерьер в стиле хай-тек интерьеры инфильтратор инфильтратор для септика каменные стены канализация своими руками каркасник каркасный дом каркасный дом своими руками качество воды классицизм клеёный брус клееный брус клееный брус минусы клееный брус плюсы колодец куры брама видео лофт фото мансарда своими руками мансарда это минусы арболита мясные породы кур недостатки артезианских скважин недостатки клееного бруса объем инфильтратора огород в октябре окна ПВХ октябрьские работы в саду опилкобетон осенние работы в саду особенности стиля хай-тек отопление полами пиломатериалы плавающий пол Пластиковые окна плюсы газобетона поля фильтрации постройка фундамента пробковое покрытие пробковые полы размер септика расстояние от септика самодельный арболит самодельный септик санитарная зона септик септик из колец сибирская лиственница скважина скважина-игла сорта пиломатериалов стиль классицизм в интерьерах стиль лофт стиль хай-тек строим мансарду строительство фундамента таунхаус тепловой насос теплый пол типы фундаментов установить инфильтратор устройство каркаса устройство мансарды устройство септика устройство стен утепление утепление полов утепление стен утепление фасада фото интерьеров фундамент фундамент на сваях фундамент ошибки фундамент своими руками химический анализ воды хранение пиломатериалов электрический пол Электропол
 

ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта