Без сомнения, педагогика является одной из самых приоритетных сфер человеческой культуры. Во все времена народы и государства уделяли ей самое пристальное внимание. С чем это связано?
Воспитание будущего поколения – одна из наиболее важных отраслей человеческого сообщества. Ведь в будущем ребенок, а позже взрослый сделает в это общество свой вклад – хороший или плохой, добрый или злой. И во многом от воспитания и правильных методов педагогики зависит, будет ли данное общество (государство, нация, народ) жить и развиваться или сойдет с арены истории, исчезнув или, что хуже, сгубив само себя, в том числе и неправильным воспитанием подрастающего поколения.
Об этом красноречиво говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сочинении «Ей, гряди, Господи Иисусе», послужившем предисловием к святоотеческому творению «Апокалипсис». Толкование святого Андрея, архиепископа Кесарийского». Блаженнейший писал: «Если человек грешит, то есть порождает и распространяет разрушительную энергию, то тем самым он не только отравляет духовную среду, но и сокращает, “убивает” время, приближает его конец. Всякий грех несет разрушительные последствия для всей вселенной и времени. И наоборот, покаяние и праведность увеличивают силу жизни, всего мироздания, продлевают историю, время».
Потому значение педагогики для нас трудно переоценить.
Во время своей истории человечество создавало массу педагогических теорий. Одним из выдающихся православных педагогов-теоретиков конца XIX – начала XX столетий был профессор Киевской духовной академии Николай Корнильевич Маккавейский, который в своих многочисленных работах, таких как «Религия и народность как основы воспитания», «Педагогика древних отцов и учителей Церкви», «К вопросу о религиозном воспитании в нашей средней общеобразовательной школе», и иных трудах анализирует накопленный человечеством педагогический опыт и делает определенные выводы, касающиеся воспитания детей на основе и в духе Православия.
Особую тревогу в предреволюционное время, в которое жил ученый, вызывают беспринципность и бесхарактерность его современников из-за отсутствия в них духовного стержня, увлечения не нравственностью, но грабительским накоплением материальных благ. Николай Корнильевич приходит к выводу, что настоящим фундаментом образования могут стать только моральные ценности.
Кроме того, Маккавейский анализирует древние языческие системы воспитания, например, китайскую, индийскую, египетскую, персидскую, эллинскую.
Профессор Киевской духовной академии заключает, что педагогика древних цивилизаций была основана на религии.
Так, в древнем Китае учитель перед началом обучения совершал жертвоприношения у алтаря Конфуция и бога наук. Все его воспитанники воскуряли фимиам и преклоняли колена перед алтарем, прося у богов помощи.
В древней Индии брамин перед обучением-чтением Вед совершал ритуальное омовение и другие священные обряды.
В зороастрийской Персии юноша получал пояс-оберег, был обязан знать исповедание своей веры, давал клятву на верность закону Зороастра.
Педагогика в древнем Египте полностью была подконтрольна жречеству. Особое внимание в воспитании уделялось религии. Юноши должны были заучивать множество священных текстов. Если мальчики хотели стать жрецами, то обучение проходило всю жизнь. Потому жрецы считались самыми образованными людьми в Египте.
Особенностью индийского и египетского воспитания была строгая кастовая система, жестко закреплявшая человека в определенном общественном классе.
Древнегреческая педагогика также начиналась с мифологии, согласно которой первыми воспитателями были боги. Мальчиков и девочек учили обрядам, религиозным гимнам и т. д.
Но во всех этих перечисленных системах воспитаний языческих религий был главный недостаток. Они готовили семьянина, государственного мужа, правильного члена общества, но не учили заглядывать внутрь себя, не учили бороться с грехом, исправляя свою душу.
Так, к примеру, идеал древнего китайца был ориентирован на семью, потом на общество. Это должен был быть начитанный, образованный человек, вежливый, спокойный, эрудированный, хорошо управляющий собой.
Индийское воспитание кажется еще более узким. Оно готовило подростка к тому, чтобы он хорошо знал традиции своей касты, ее обязанности, обряды и церемонии. Так, к примеру, для браминов важными были интеллектуальные способности, для кшатриев – сила и мужество, для вайшьи – трудолюбие, для шудры – покорность.
Персы более всего ценили воинскую доблесть, очень много сил отдавали физической подготовке.
Кастовая педагогика древнего Египта во многом походила на индийский аналог. Для нее были характерны крайний деспотизм господствующего класса и крайняя угнетенность низших сословий.
Греки ценили гармонию между душой и телом. Среди педагогических методов – гимнастика для тела и изящные искусства, философия, математика, грамматика для души и ума. Но известно, что античная традиция тесно связана с педерастией, которую она пыталась воспеть как некий компонент доблести и мужества.
В древнем Риме главный упор делался на гражданском служении и превосходстве римской нации над другими народами. Кстати говоря, слово «педагог» появилось впервые именно в Риме. Им назывались рабы или отпущенники, обучавшие мальчиков языку и хорошим манерам.
Маккавейский, анализируя вышеупомянутые языческие педагогические системы, говорит об их «телесности». В них практически не рассматривается духовная составляющая человеческого существа, нет идеи человеческой личности, которая ценна сама по себе.
Только христианство в полной мере развило данную идею, уделяя внимание формированию свободной равноправной человеческой личности. Христианская педагогика призывает все силы направить к нравственному совершенствованию самой личности, к избавлению ее от греха. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – как говорил преподобный Серафим Саровский.
И в этом смысле нравственное совершенствование человека на пути к спасению является главной целью педагогики, ее высшей формой. И потому христианское православное воспитание очень важно. Оно составляет и должно составлять ядро, сердцевину, фундамент педагогики.
Протодиакон Александр Кириленко
pravlife.org
1. Педагогика это:
2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
3. Что определило развитие педагогики как науки?
4. это то, что остается, когда все забыто.
5. Процесс воспитания это:
6. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:
7. Обучение это:
8. Целью воспитания является:
9. Традиционными методами исследования в педагогике являются:
10. Отраслью педагогики не является:
11. Мировую славу русской педагогике принес:
12. Основу обучения составляют:
13. Социализация это-
14. Не является ученым-педагогом:
15. Основой для образования педагогики как науки являлась:
16. Ведущая категория педагогики это -
17. Процесс целепологания подразумевает:
18. Педагогический процесс это:
19. Компонентами педагогического процесса являются:
20. Главной целью образования является:
21. Целостность педагогического процесса заключается в:
22. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:
23. Педагогику как самостоятельную науку выделил:
24. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-
25. Закон параллельного действия заключается в том, что:
26. Основными категориями педагогики являются:
27. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это -
geetest.ru
Педагогика – обширнейшая наука. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
1.Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека. Разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.
2.История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.
3.В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства от рождения до перехода к состоянию взрослости.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образования детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).
Педагогика школы – представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившая богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии).
Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.
Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.
Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.
4.Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:
-вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;
-обучения и воспитания слепых – тифлопедагогика;
-с речевыми нарушениями – логопедия;
-обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.
5.Частные методики – изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).
6.Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности нации.
7.Семейная педагогика – наука о воспитании в семье.
8.оциальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образоваетльно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкальности театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
9.Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые профессии.
10.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики и перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
11.Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
12.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука. Когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме
10.Проанализировать дидактические принципы, специфику их использования в дошкольном образовании.
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.
Принцип воспитывающего обучения – в этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.
Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому ребенок имеет ДВЕ зоны развития. Первая зона – зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг – зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития – определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.
Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:
-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Принцип наглядности – значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
-переходить от изучения того, что близко к тому, что далеко;
-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
В 70-е годы Л.В.Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении.
www.i-po.ru
ReadMeHouse
Энциклопедия строительства и ремонта